Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационные основы курса↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Данное пособие составлено в качестве ориентира при освоении студентами курса философии. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования изучение философии – обязательная составная часть подготовки студентов всех специальностей. Философия является основой всего гуманитарного образовательного цикла и взаимосвязана с историей, культурологией, логикой, социологией, политологией, этикой и другими гуманитарными дисциплинами. Содержание лекционного курса, семинарских занятий и самостоятельной работы должны обеспечить необходимый уровень знаний, умений и навыков студентов. Знать: · историю возникновения и основные этапы развития мировой и отечественной философской мысли; · сущность сознания, его структуру, роль сознания и самосознания в формировании личности; · о многообразии форм человеческого знания, о роли науки и техники в современном обществе; · сущность философского понимания общества, характер современных глобальных проблем и пути их решения; · об отношении человека к природе в условиях современного экологического кризиса, а также соотношении общества и культуры. Уметь · логично формулировать, излагать и отстаивать свои мировоззренческие позиции, вести дискуссию, диалог; · использовать философские знания в различных видах профессиональной и общественной деятельности; Форма итогового рубежного контроля по всему курсу – экзамен. Для получения наиболее продуктивных результатов образовательного процесса используется сочетание активных форм обучения: дискуссий, диспутов по проблемным вопросам, выполнение контрольных работ и т.д. Данное учебно-методическое пособие позволит Вам сориентироваться в последовательности изучения данного курса и организовать образовательный процесс вполне самостоятельно. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КУРСА
Требования ГОСТ к содержанию курса Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования основные требования к минимальному содержанию полученных знаний по данной дисциплине представлены следующими дидактическими единицами: 1. Что есть философия? 2. История философии. 3. Философия бытия. 4. Философия познания. 5. Философия человека. 6. Социальная философия. Исходя из этого, основная цель изучения курса – формирование общей и философской культуры, основы научного мировоззрения. Основные задачи учебного курса: · получить представление о мире и месте человека в нем; · сформировать комплекс знаний о философских законах и категориях для анализа противоречивых процессов в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества; · ознакомиться эволюцией развития философских знаний.
Основные понятия: Философия, мировоззрение, миф, религия, идеализм, материализм, бытие, материя, субстанция, пространство, время, диалектика, движение, детерминизм, индетерминизм, динамика, статика, формация, цивилизация, насилие, ненасилие, наука, общество, культура, познание, метод, методология, анализ, синтез, сознание, самосознание, ценности, антропогенез, бессознательное, бесконечное и конечное, биологическое и социальное, вера, истина, внимание, возрождение, воля, глобальные проблемы, гносеология, гуманизм, дедуктивный метод, дедукция, действительность, добро и зло, душа, дуализм и монизм, европоцентризм, единичное, особенное и всеобщее, жизнь, знание, идеал, индивид, индивидуальность, индукция, иррационализм, историзм, история философии, картина мира, качество и количество, личность, логос, ложь, любовь, мера, метафизика, монада, мораль, мышление, натурфилософия, необходимость и случайность, неоплатонизм, неотомизм, номинализм, онтология, опыт, основной вопрос философии, отражение, отрицание, пантеизм, патристика, плюрализм, позитивизм, прогресс и регресс, психоанализ, разум и рассудок, рационализм, реализм, сенсуализм, система, скептицизм, социализация, структурализм, схоластика, томизм, ум, факт, феноменология, часть и целое, человек, человечество, экзистенциализм, эмпиризм, эмпириокритицизм, я, язык.
Содержание программы курса
ТЕМА 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
Предмет философии. Термин «философия». Происхождение философских знаний. Понятие мировоззрения. Основной вопрос философии. Предмет, цель и задачи философии. Философия и мифология. Философия и наука. Философия и идеология. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Вопросы: 1. Что такое мировоззрение? 2. Какие типы мировоззрения существуют? 3. Термин «Философия». 4. Предмет, функции и вопросы философии. 5. Структура философии.
ТЕМА 2. Основные направления, школы философии и этапы исторического развития Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы исторического развития. Периодизация истории философии. Космоцентризм (античность), теоцентризм (средневековая философия), натурцентризм (Возрождение и Новое время), социоцентризм (европейская философия) и антропоцентризм как исторические типы философствования. Основной миф и основная проблематика античной философии. Древнегреческая философия до Сократа. Философия Сократа. Философия Платона. Философия Аристотеля. Философия раннего эллинизма. Философия позднего эллинизма. Основной миф и основные проблемы средневековой философии. Основной миф и основная проблематика новоевропейской философии. Философия Возрождения. Рационализм и эмпиризм. Немецкая классическая философия. Позитивизм. Марксизм. Основные философские течения, направления XX века. Зарождение философии в России. Западники и славянофилы. Философия В.С. Соловьева. Русская религиозная философия XIX-XX вв. Вопросы: 1. Особенности развития философии в Индии и Китае. 2. Основные проблемы и направления античной философии. 3. Номиналисты и реалисты в средневековой философии. 4. Патристика и схоластика. 5. Философские проблемы эпохи Возрождения. 6. Основные этапы развития философии Нового времени. 7. Основные философские идеи немецкой классической философии. 8. Философские направления XX века. 9. Западники и славянофилы и русская философия. 10. Русская религиозная философия XIX-XX вв.
ТЕМА 6. Аксиология Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Патриотизм. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Вопросы: 1. Понятие «аксиология» 2. Проблемы насилия и ненасилия 3. Мораль: сущность и понятие. 4. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. 5. Религиозные ценности и свобода совести.
ТЕМА 9. Философия науки Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Вопросы: 1. Философия науки, ее предмет и роль в обществе. 2. Понятие науки. 3. Наука: возникновение и историческая эволюция. 4. Наука и техника.
ТЕМА 10. Футурология. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Вопросы: 1. Сущность глобальной проблемы. 2. Экологический кризис, как глобальная проблема. 3. Проблема выработки человеческого идеала. 4. Проблемы войны и мира, вопрос о выживании человека. 5. Человечество перед лицом глобальных проблем. 6. Перспективы современной цивилизации. 7. Культура и кризис современного мира. 8. Пути решения глобальных проблем. 9. Проблемы глобализации. 10. Взаимодействие морали и права. 11. Поиски гуманного в развитии общества. 12. Проблемы прошлого, настоящего и будущего.
Планы Лекций
План 1. Термин «философия». 2. Структура философского знания. 3. Мировоззрение и философия. 4. Картина мироздания
План 1. Место и роль философии в культуре. 2. Философия, ее роль в жизни человека и общества.
План 1. Становление философии. 2. Основные направления, школы философии. 3. Этапы исторического развития. 4. Античные философские школы (Древняя Греция и Древний Рим)
Философия эпохи Возрождения
Лекция №4: «Учение о бытии» План 1. Понятие «онтология». 2. Монистическое и плюралистические концепции бытия. 3. Самоорганизация бытия. 4. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. 5. Детерминизм и индетерминизм. 6. Динамические и статистические закономерности. 7. Научные, философские и религиозные картины мира. 8. Философские представления о субстанции
Движение – Развитие
План 1. Человек, общество, культура. Проблема определения культуры. 2. Человек и природа 3. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. 4. Человек и исторический процесс. 5. Личность и массы, свобода и необходимость. 6. Формационная концепция общественного развития. 7. Основные проблемы и вопросы социальной философии Теории развития общества
План 1. Смысл человеческого бытия. 2. Основные проблемы философской антропологии.
3. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии
Лекция № 7: «Аксиология» План 1. Понятие «аксиология» 2. Насилие и ненасилие. 3. Мораль, справедливость, право. 4. Нравственные ценности. Патриотизм. 5. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. 6. Религиозные ценности и свобода совести
План 1. Понятие сознания 2. Сознание, самосознание и личность
Лекция № 9: «Гносеология» План 1. Понятие гносеологии (эпистемологии) 2. Сознание и познание 3. Познание, творчество, практика. 4. Вера и знание. Понимание и объяснение. 5. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. 6. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык.
Основные проблемы и вопросы гносеологии
Основные формы познания
Виды истины
План 1. Научное и вненаучное знание. 2. Критерии научности. 3. Структура научного познания, его методы и формы. 4. Рост научного знания. 5. Научные революции и смены типов рациональности.
Наука и техника.
Лекция №11: «Футурология» План 1. Будущее человечества. 2. Глобальные проблемы современности. 3. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Семинарские занятия
План 1. Предмет философии (разнообразие подходов) 2. Типы философии (по месту возникновения, по авторам, в зависимости от исторического времени, по широте распространения и доступности, по тематике, по исходным установкам, по подходу к первоосновам мира, по способу познания) 3. Основные функции философии: · Мировоззренческая; · Методологическая; · Гносеологическая; · Аксиологическая; · Интегрирующая. 4. Структура философского знания (онтология, история философии, гносеология, эпистемология, социальная философия, философская антропология, аксиология, этика, эстетика, логика, философия права, философия политики, философия религии, философия науки) 5. Специфика философского знания 6. Основной вопрос философии: · Традиционная трактовка основного вопроса философии · Современная трактовка основного вопроса философии · Структура основного вопроса философии · Основные характеристики материализма
Вопросы для обсуждения: 1. Что означает «философия»? 2. Философия и мировоззрение: соотношение и особенности 3. Какова структура философии? 4. Раскройте основной вопрос философии 5. Каковы основные функции философии? Литература: 1. Голубинцев, В.О, Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- C.4-14. 2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – C.5-19. 3. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- C. 19-30, 40-42, 123-125. 4. Спиркин, А.Г. Философия[Текст]: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736c.- С.11-14. 5. Философия [Текст]: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.26-32. Задания Тесты 1. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется... а) дуализмом б) агностицизмом в) деизмом г) монизмом 2. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на... а) материалистов и идеалистов б) диалектиков и метафизиков в) монистов и дуалистов г) сенсуалистов и рационалистов 3. Дуализм является философским учением, … а) утверждающим, что сознание первично, а материя вторична б) рассматривающим многообразие явлений мира, исходя из одного начала единой основы (субстанции) в) исходящим из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал г) исследующим сущность сознания и самосознания План Задания 1. Аристотель писал: «… имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоосновы и причины: и добро, и «то, для чего» есть один из видов причин. А что это не мастерство творения, объяснили уже первые философы. Потому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философствовать… Но тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться для понимания, а не для какой-нибудь выгоды» Тесты План 1. Становление философии. 2. Основные направления, школы философии. 3. Этапы исторического развития.
Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте исторические условия возникновения философии в Древней Греции 2. В чем заключается проблема первоначала в учениях Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра? 3. В чем суть античного антропоцентризма? 4. Выявите особенности античной философии: космоцентризм, целостность, универсальность 5. Раскройте особенности средневековой философии 6. Объясните основные принципы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм. 7. В чем суть патристики и схоластики? 8. Философия Возрождения: основные черты и направления (антропоцентризм, гуманизм, проблема человеческой индивидуальности, пантеизм). 9. Как повлияли идеи Просвещения на развитие общества? 10. Охарактеризуйте особенности немецкой классической философии и ее влияние на последующую философскую мысль 11. Раскройте особенности русской философии, ее религиозный характер. 12. Спор западников и славянофилов, его место и значение. 13. Дайте общую характеристику современной философии. Семинар № 3.1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.013 с.) |