ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КУРСА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КУРСА



Введение

Данное пособие составлено в качестве ориентира при освоении студентами курса философии. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования изучение философии – обязательная составная часть подготовки студентов всех специальностей.

Философия является основой всего гуманитарного образовательного цикла и взаимосвязана с историей, культурологией, логикой, социологией, политологией, этикой и другими гуманитарными дисциплинами.

Содержание лекционного курса, семинарских занятий и самостоятельной работы должны обеспечить необходимый уровень знаний, умений и навыков студентов.

Знать:

· историю возникновения и основные этапы развития мировой и отечественной философской мысли;

· сущность сознания, его структуру, роль сознания и самосознания в формировании личности;

· о многообразии форм человеческого знания, о роли науки и техники в современном обществе;

· сущность философского понимания общества, характер современных глобальных проблем и пути их решения;

· об отношении человека к природе в условиях современного экологического кризиса, а также соотношении общества и культуры.

Уметь

· логично формулировать, излагать и отстаивать свои мировоззренческие позиции, вести дискуссию, диалог;

· использовать философские знания в различных видах профессиональной и общественной деятельности;

Форма итогового рубежного контроля по всему курсу – экзамен.

Для получения наиболее продуктивных результатов образовательного процесса используется сочетание активных форм обучения: дискуссий, диспутов по проблемным вопросам, выполнение контрольных работ и т.д.

Данное учебно-методическое пособие позволит Вам сориентироваться в последовательности изучения данного курса и организовать образовательный процесс вполне самостоятельно.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КУРСА

 

Требования ГОСТ к содержанию курса

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования основные требования к минимальному содержанию полученных знаний по данной дисциплине представлены следующими дидактическими единицами:

1. Что есть философия?

2. История философии.

3. Философия бытия.

4. Философия познания.

5. Философия человека.

6. Социальная философия.

Исходя из этого, основная цель изучения курса – формирование общей и философской культуры, основы научного мировоззрения.

Основные задачи учебного курса:

· получить представление о мире и месте человека в нем;

· сформировать комплекс знаний о философских законах и категориях для анализа противоречивых процессов в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества;

· ознакомиться эволюцией развития философских знаний.

 

Основные понятия:

Философия, мировоззрение, миф, религия, идеализм, материализм, бытие, материя, субстанция, пространство, время, диалектика, движение, детерминизм, индетерминизм, динамика, статика, формация, цивилизация, насилие, ненасилие, наука, общество, культура, познание, метод, методология, анализ, синтез, сознание, самосознание, ценности, антропогенез, бессознательное, бесконечное и конечное, биологическое и социальное, вера, истина, внимание, возрождение, воля, глобальные проблемы, гносеология, гуманизм, дедуктивный метод, дедукция, действительность, добро и зло, душа, дуализм и монизм, европоцентризм, единичное, особенное и всеобщее, жизнь, знание, идеал, индивид, индивидуальность, индукция, иррационализм, историзм, история философии, картина мира, качество и количество, личность, логос, ложь, любовь, мера, метафизика, монада, мораль, мышление, натурфилософия, необходимость и случайность, неоплатонизм, неотомизм, номинализм, онтология, опыт, основной вопрос философии, отражение, отрицание, пантеизм, патристика, плюрализм, позитивизм, прогресс и регресс, психоанализ, разум и рассудок, рационализм, реализм, сенсуализм, система, скептицизм, социализация, структурализм, схоластика, томизм, ум, факт, феноменология, часть и целое, человек, человечество, экзистенциализм, эмпиризм, эмпириокритицизм, я, язык.

 

 

Содержание программы курса

 

ТЕМА 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

 

Предмет философии. Термин «философия». Происхождение философских знаний. Понятие мировоззрения. Основной вопрос философии. Предмет, цель и задачи философии. Философия и мифология. Философия и наука. Философия и идеология. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

 

Вопросы:

1. Что такое мировоззрение?

2. Какие типы мировоззрения существуют?

3. Термин «Философия».

4. Предмет, функции и вопросы философии.

5. Структура философии.

 

 

ТЕМА 2. Основные направления, школы философии и этапы исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы исторического развития. Периодизация истории философии. Космоцентризм (античность), теоцентризм (средневековая философия), натурцентризм (Возрождение и Новое время), социоцентризм (европейская философия) и антропоцентризм как исторические типы философствования.

Основной миф и основная проблематика античной философии. Древнегреческая философия до Сократа. Философия Сократа. Философия Платона. Философия Аристотеля. Философия раннего эллинизма. Философия позднего эллинизма. Основной миф и основные проблемы средневековой философии. Основной миф и основная проблематика новоевропейской философии. Философия Возрождения. Рационализм и эмпиризм. Немецкая классическая философия. Позитивизм. Марксизм. Основные философские течения, направления XX века.

Зарождение философии в России. Западники и славянофилы. Философия В.С. Соловьева. Русская религиозная философия XIX-XX вв.

Вопросы:

1. Особенности развития философии в Индии и Китае.

2. Основные проблемы и направления античной философии.

3. Номиналисты и реалисты в средневековой философии.

4. Патристика и схоластика.

5. Философские проблемы эпохи Возрождения.

6. Основные этапы развития философии Нового времени.

7. Основные философские идеи немецкой классической философии.

8. Философские направления XX века.

9. Западники и славянофилы и русская философия.

10. Русская религиозная философия XIX-XX вв.

 

ТЕМА 6. Аксиология

Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Патриотизм. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Вопросы:

1. Понятие «аксиология»

2. Проблемы насилия и ненасилия

3. Мораль: сущность и понятие.

4. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

5. Религиозные ценности и свобода совести.

 

ТЕМА 9. Философия науки

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Вопросы:

1. Философия науки, ее предмет и роль в обществе.

2. Понятие науки.

3. Наука: возникновение и историческая эволюция.

4. Наука и техника.

 

ТЕМА 10. Футурология.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Вопросы:

1. Сущность глобальной проблемы.

2. Экологический кризис, как глобальная проблема.

3. Проблема выработки человеческого идеала.

4. Проблемы войны и мира, вопрос о выживании человека.

5. Человечество перед лицом глобальных проблем.

6. Перспективы современной цивилизации.

7. Культура и кризис современного мира.

8. Пути решения глобальных проблем.

9. Проблемы глобализации.

10. Взаимодействие морали и права.

11. Поиски гуманного в развитии общества.

12. Проблемы прошлого, настоящего и будущего.

 

Планы Лекций

 

План

1. Термин «философия».

2. Структура философского знания.

3. Мировоззрение и философия.

4. Картина мироздания

Картина мира – целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т.д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры Структура миропонимания:   - философские основания - нравственно-мировоззренческая установка субъекта, общества - основополагающий принцип систематизации знаний -метод или способ постижения мироздания, общества, личности
Мифологическая картина мира созерцательное, целостное постижение мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором неразличимы в своем единстве восприятие и воображение, представления и фантазия, субъект и объект; восприятие природы осуществляется через одухотворенных существ (богов, духов) и магические, фантастические свойства и явления Религиозная картина мира – Основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений двух целостей - Бога и Его творения - человека
Естественно-научная картина мира – упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений, прежде всего естествознания (астрономии, физики, химии, биологии и др.) Философская картина мира- упорядоченная целостность систематизированных знаний в форме идей, учений, теорий и концепций, отражающих предельно общие представления о мире

 

План

1. Место и роль философии в культуре.

2. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

 

 

План

1. Становление философии.

2. Основные направления, школы философии.

3. Этапы исторического развития.

4. Античные философские школы (Древняя Греция и Древний Рим)

Школы и течения
Ранний период (VII-VI вв. до н.э.) Милетская школа Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
Пифагорейская школа Пифагор и последователи
Элейская школа Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс
Диалектическая натурфилософия Гераклит
Период расцвета (V- IV вв. до н.э.) Атомисты Левкипп, Демокрит
Софисты Протагор, Горгий, Гиппий, Продик
Этический рационализм Сократ и последователи
Академия, или Платонизм Платон и последователи
Ликей, или Аристотелизм Аристотель и последователи (перипатетики)
Периоды заката и упадка (IV вв. до н.э - VI в) Эпикуреизм Эпикур, Метродор, Гермах, Лукреций Кар
Перипатетики, или Аристотелизм Теофраст, Аристоксен, Дикеарх, Стратон, Андроник Родосский, Боэнт Сидонский
Киническая школа Антисфен, Диоген
Мегарская школа Евклид из Мегара, Евбулид, Стильпон
Киренская школа Аристипп, Антипатр, Феодор, Гегесий
Стоицизм Зенон, Клеанф, Хрисипп, Синека, Эпиктет, Марк Аврелий
Скептицизм Пиррон, Секст Эмпирик, Энесидем
Эклектизм Филон, Антиох, Боэций, Посидоний, Цицерон
Неоплатонизм Саккас, Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл

 

Философия эпохи Возрождения

Направления Представители
Гуманизм Данте, Петрарка, Валла, Фичино, Мирандола, Эразм Роттердамский
Христианский неоплатонизм Кузанский, Плифон, Фичино, Мирандола, Вико
Христианский Аристотелизм Помпонацци
Натурфилософия Бруно, Коперник, да Винчи, Телезио, Галилей
Философия Христианской Реформации Лютер, Цвингли, Кальвин, Меланхтон
Социальная философия Мор, Кампанелла, Макиавелли, Гроций
Мистическая философия Мюнцер, Беме, Парацельс
Розенкрейцерство, герметизм, алхимия Розенкрейц, Майер, Филалет, Хейдон
Скептицизм Монтень

 

Лекция №4: «Учение о бытии»

План

1. Понятие «онтология».

2. Монистическое и плюралистические концепции бытия.

3. Самоорганизация бытия.

4. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика.

5. Детерминизм и индетерминизм.

6. Динамические и статистические закономерности.

7. Научные, философские и религиозные картины мира.

8. Философские представления о субстанции

Вид решения проблемы субстанции Разновидность Количество субстанций Что понимается под субстанцией Представители
Субстанциональный монизм Материалисти- ческий монизм Материя Фейербах, Маркс, Энгельс, Чернышевский, Ленин
Идеалистичес- кий монизм Идеальное начало (Бог, Идея, Логос, Дух, Космический Разум, Сознание Платон, Аристотель, Шанкара, Августин, Фома Аквинский, Гегель
Пантеистичес- кий монизм Бог, отождествляемый с природой Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская
Дуализм субстанций   Материя (природа) и дух (сознание) Капила, Патанджали, Вьяса, Декарт
Плюрализм субстанций   Множество Монады (духовные частицы – элементы) Лейбниц

 

 

Движение – Развитие

Движение Развитие  
Любое изменение вообще, независимо от его характера, направления и результатов Особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно включающий в себя качественные преобразования
Основные формы движения Развитие характеризуется
Механическая Физическая Химическая Биологическая социальная Направленностью Поступательностью Преемственность Моментами повторяемости Отрицанием старого и проявлением нового Развитие есть процесс

 

План

1. Человек, общество, культура. Проблема определения культуры.

2. Человек и природа

3. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей.

4. Человек и исторический процесс.

5. Личность и массы, свобода и необходимость.

6. Формационная концепция общественного развития.

7. Основные проблемы и вопросы социальной философии

Теории развития общества

Эволюционного типа Революционного типа Культурно-исторических типов
Теория Г. Спенсера Формационная концепция развития общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) Теория Н.Я Данилевского (выделяет 13 типов цивилизаций)
Теория Э. Дюркгейма
Теория Ф. Тенниса Теория О.Шпенглера (выделяет 8 культурно-исторических типов)
Теория индустриального общества (Р.Арон, У. Ростоу) Теория А.Тойнби (выделяет 6 культурно-исторических систем)
Теория постиндустриального общества (Д.Белл, З.Бжезинский, А.Тоффлер, А.Турен, Ж.Фурастье) Теория А.П. Сорокина (выделяет 3 типа социокультурных суперсистем)
Теория «Коренных Рас» (Е.П.Блаватская, Ф.Ла Дью)

 

Социальная философия изучает
Сущность общества
Происхождение общества
Структуру общества
Фундаментальные закономерности общественного развития
Перспективы общественного развития
Закономерности функционирования общественной системы

 

План

1. Смысл человеческого бытия.

2. Основные проблемы философской антропологии.

 

3. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии

Философская антропология изучает
Сущность и природу человека
Антропогенез
Происхождение и сущность сознания (разума) человека
Психический мир человека
Скрытые духовные силы человека
Проблему существования человека
Проблему жизни после смерти
Духовное развитие человека
Перспективы эволюции человека
Смысл жизни человека
Проблему свободы и ответственности человека
Проблемы антропологической биоэтики

 

Лекция № 7: «Аксиология»

План

1. Понятие «аксиология»

2. Насилие и ненасилие.

3. Мораль, справедливость, право.

4. Нравственные ценности. Патриотизм.

5. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

6. Религиозные ценности и свобода совести

Понятие «аксиология» Аксиология (греч. axia - ценность и logos – учение, слово) – философское исследование природы ценностей.
Возникновение и сущность Аксиология возникла в западной философии в конце 19 – начале 20 в. Как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности».
Три вида теорий о ценностях Объективно-идеалистические теории (неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии Шелер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени. Сторонники субъективно-идеалистических теорий (логического позитивизма, эмотивизма, лингвистического анализа в этике, аффективно-волевой теории ценности У. Эрбана, Д. Пролла, К. Люиса и др.) рассматривают ценность лищь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. Натуралистические теории ценности (Эволюционная этика, Космической телеологии этика и др.) трктуют ее как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом

 

Понятие «мораль» (лат.moralitas от moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение; лат. Слово «мораль» этимологически совпадает с греч. термином «этика» и было образовано по аналогии с ним) – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.
Эстетика (греч.aisthetikos – чувствующий, чуственный) – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

 

План

1. Понятие сознания

2. Сознание, самосознание и личность

Понятие «сознание» Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
«Самосозание» Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.
«Личность» Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.  
Как личность понимают философы? Американский психолог и философ рубежа XIX - XX веков, один из основоположников прагматизма, У.Джемс в фундаментальном труде "Психология", включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: "Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность." (Джемс У. Психология. М.,1991. С.82.). Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название которой вынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах..." (Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.,1991. С.388.). Известный грузинский мыслитель М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что личность - это "крупная мысль природы". Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров... Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться" (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990. С.173.). Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества.

Лекция № 9: «Гносеология»

План

1. Понятие гносеологии (эпистемологии)

2. Сознание и познание

3. Познание, творчество, практика.

4. Вера и знание. Понимание и объяснение.

5. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

6. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык.

 

Основные проблемы и вопросы гносеологии

Гносеология изучает
Познаваем ли мир?
Способности познания человека
Как человек познает мир?
Что есть истина?
Каковы критерии истины?
Что такое знание?
Фундаментальные законы познания
Различные виды познания (религиозное, научное и т.д.)

 

 

Гносеологические концепции
Сенсуализм Основу человеческого познания составляют чувства Рационализм Основу человеческого познания составляет разум Интуитивизм Основу человеческого познания составляет интуиция (иррациональные способности сознания)
Эмпиризм Основу человеческого познания составляет опыт Синтетическая концепция Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции

 

Основные формы познания

Чувственное познание Рациональное познание Иррациональные формы познания
Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы Понятие Умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного Форма мышления, отражающая предметы в их существенных и отличительных признаках Интуиция Озарение Инсайт Предчувствие
Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы Суждение Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, явлениях, их свойствах или отношениях Ясновидение Яснослышание Психометрия Восприятие во сне
Представление – возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал Умозаключение Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение  

 

 

Виды истины

Истина
Абсолютная - полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо Относительная – истинное, но неполное знание о чем-либо
Объективная – истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта) Субъективная- истина зависимая от человека я (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать

 

Критерии истины
Опыт (практика)
Психологические критерии
Теоретические критерии
Эстетические критерии

 

План

1. Научное и вненаучное знание.

2. Критерии научности.

3. Структура научного познания, его методы и формы.

4. Рост научного знания.

5. Научные революции и смены типов рациональности.

 

Наука и техника.

Что такое наука? Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании.
Каждая наука и научная дисциплина включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве: А) субъект науки – ученый – выступает как главный элемент. Им может быть и отдельный исследователь, и научное сообщество, и научный коллектив и в конечном итоге общество в целом; Б) объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина; В) система методов и приемов, характерных для той или иной науки или научной дисциплины и обусловленных их предметом; Г) свой своеобразный язык – естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.) Специальный язык науки является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и их передачи от поколения к поколению.
Что такое философия науки? Философия науки – это область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Сам термин «Философия науки» получил распространение лишь в 20 в., первоначально – в работах представителей логического позитивизма, которые ограничивали философское исследование науки анализом ее языка средствами формальной (математической) логики, стремясь свести научные теоретические понятия и высказывания к эмпирическим, допускающим проверку путем наблюдения или эксперимента.
Философской проблемой является вопрос: «Что значит знать?» Соответственно внимания философа науки заслуживают такие понятия, как «проблема», «гипотеза», «теория», «факт» «объяснение», «доказательство», «причинность», «объективность», «научный закон», «истина» и т.д.

 

 

Лекция №11: «Футурология»

План

1. Будущее человечества.

2. Глобальные проблемы современности.

3. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Понятие «футурология» Футурология – (лат.futurum – будущее и греч. logos – учение, слово) – представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «футурология» предложил в 1943 году немецкий социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую «философию будущего».
Глобальные проблемы Глобальные проблемы – это комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны. К ним относятся прежде всего: предотвращение мировой термоядерной войны, разоружение и создание условий для развития международных отношений на мирной основе; социальное развитие и экономический рост в мире; преодоление экономической отсталости, ликвидация на земле наиболее вопиющих проявлений социальной несправедливости – голода и нищеты; рациональное и комплексное использование природных ресурсов; выработка и осуществление активной демографической политики и стратегии охраны окружающей среды; развитие международного сотрудничества в области научных исследований по использованию достижений научно-технической революции, проблемы образования, здравоохранения и др.
Условия решения глобальных проблем Социально-политическая интеграция Международное сотрудничество Развитие науки Развитие экономики Развитие нового, этически, экологически и культурно ориентированного мировоззрения

 

 

Семинарские занятия

 

План

1. Предмет философии (разнообразие подходов)

2. Типы философии (по месту возникновения, по авторам, в зависимости от исторического времени, по широте распространения и доступности, по тематике, по исходным установкам, по подходу к первоосновам мира, по способу познания)

3. Основные функции философии:

· Мировоззренческая;

· Методологическая;

· Гносеологическая;

· Аксиологическая;

· Интегрирующая.

4. Структура философского знания (онтология, история философии, гносеология, эпистемология, социальная философия, философская антропология, аксиология, этика, эстетика, логика, философия права, философия политики, философия религии, философия науки)

5. Специфика философского знания

6. Основной вопрос философии:

· Традиционная трактовка основного вопроса философии

· Современная трактовка основного вопроса философии

· Структура основного вопроса философии

· Основные характеристики материализма

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что означает «философия»?

2. Философия и мировоззрение: соотношение и особенности

3. Какова структура философии?

4. Раскройте основной вопрос философии

5. Каковы основные функции философии?

Литература:

1. Голубинцев, В.О, Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- C.4-14.

2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – C.5-19.

3. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- C. 19-30, 40-42, 123-125.

4. Спиркин, А.Г. Философия[Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736c.- С.11-14.

5. Философия [Текст]: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.26-32.

Задания

Тесты

1. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется...

а) дуализмом б) агностицизмом в) деизмом г) монизмом

2. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на...

а) материалистов и идеалистов б) диалектиков и метафизиков

в) монистов и дуалистов г) сенсуалистов и рационалистов

3. Дуализм является философским учением, …

а) утверждающим, что сознание первично, а материя вторична

б) рассматривающим многообразие явлений мира, исходя из одного начала единой основы (субстанции)

в) исходящим из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал

г) исследующим сущность сознания и самосознания

План

Задания

1. Аристотель писал: «… имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоосновы и причины: и добро, и «то, для чего» есть один из видов причин. А что это не мастерство творения, объяснили уже первые философы. Потому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философствовать… Но тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться для понимания, а не для какой-нибудь выгоды»

Тесты

План

1. Становление философии.

2. Основные направления, школы философии.

3. Этапы исторического развития.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте исторические условия возникновения философии в Древней Греции

2. В чем заключается проблема первоначала в учениях Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра?

3. В чем суть античного антропоцентризма?

4. Выявите особенности античной философии: космоцентризм, целостность, универсальность

5. Раскройте особенности средневековой философии

6. Объясните основные принципы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм.

7. В чем суть патристики и схоластики?

8. Философия Возрождения: основные черты и направления (антропоцентризм, гуманизм, проблема человеческой индивидуальности, пантеизм).

9. Как повлияли идеи Просвещения на развитие общества?

10. Охарактеризуйте особенности немецкой классической философии и ее влияние на последующую философскую мысль

11. Раскройте особенности русской философии, ее религиозный характер.

12. Спор западников и славянофилов, его место и значение.

13. Дайте общую характеристику современной философии.

Семинар № 3.1



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.079 с.)