Участие Республики Беларусь в международных финансово-кредитных институтах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие Республики Беларусь в международных финансово-кредитных институтах



 

Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций — Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития с 1992 г.

Решение вопросов о кредитах для Республики Беларусь зависит, прежде всего, от качества экономических программ реформ, их соответствия мировым стандартам и хода воплощения этих программ. Международная кредитная помощь хотя и играет важную роль, но она может быть лишь дополнением к усилиям страны, к ее бережливости, инвестициям в инфраструктуру, расширению производительной сферы экономики, сокращению непроизводительных бюджетных затрат. Кредитная активность МВФ в Республике Беларусь за последние годы невысокая. Получение кредитных линий от МВФ по условиям кредитора должно быть поддержано экономическими реформами, другими мерами со стороны заемщика, в частности, направленными на укрепление платежного баланса, сокращение внешнего долга, увеличение инвалютных резервов, укрепление курса валюты. Единственным безусловным видом кредитов, который страна — член МВФ может получить "автоматически", является кредит в рамках кредитной доли (транша) в фонде. Кредиты МВФ платные и условные. Наиболее распространенный вид — краткосрочные кредиты ("стэнд-бай"). В качестве примера можно назвать кредиты МВФ Республике Беларусь, выданные для финансирования системных преобразований: в июле 1993 г. — первый транш, в январе 1995 г. — второй транш, в сентябре 1995 г. — резервный кредит ("стэнд-бай").

Республика Беларусь стала полноправным членом Всемирного банка в 1992 г. К основным кредитам, полученным от банка, можно отнести:
- институциональный заем (июль 1993 г. — 8,3 млн. USD), обеспечивший организацию технической помощи, переобучение сотрудников и переоборудование ключевых экономических министерств и ведомств;
- реабилитационный заем (ноябрь 1993 г. — 120 млн. USD) для поддержки платежного баланса страны, стабилизации белорусского рубля и для закупки критически важных для народного хозяйства и населения товаров;
- заем на развитие лесного хозяйства (май 1995 г. — 41,9 млн. USD), для преобразования технической базы и совершенствования организации данного сектора экономики на рыночных принципах хозяйствования с целью повышения эффективности и валютоокупаемости лесопользования;
- кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы (2000—2001 гг. — I млн. USD).

Стратегия Группы Всемирного банка, касающаяся кредитной помощи Республике Беларусь, состоит в концентрации усилий на обслуживании уже начатых кредитных проектов и рассмотрении вопросов расширения кредитной программы. Условиями полномасштабной кредитной программы являются рыночное реформирование страны, либерализация цен и режима обменного курса, ускорение процесса приватизации, развитие конкуренции, ужесточение кредитной политики Национального банка Республики Беларусь и обеспечение его независимости в проведении финансовой политики.

Деятельность Европейского банка реконструкции и развития в Республике Беларусь акцентирована на техническом сотрудничестве, но по мере выполнения правительственных программ усиливается роль банка в обеспечении проектного финансирования.

В большинстве стран ЕБРР выдерживает принцип приоритетного финансирования частного сектора, но в Республике Беларусь проекты ЕБРР главным образом осуществляются в государственном секторе. В качестве примеров можно привести кредитное соглашение банка с Правительством республики (июль 1992 г.) о кредитовании строительства объектов связи, в частности, сети цифровой связи для абонентов из числа юридических лиц, получающих прямой доступ к сети международной связи. В декабре 1993 г. ЕБРР подписал кредитные соглашения, касающиеся модернизации Оршанской электростанции (строительство теплоэлектростанции), что позволило стране уменьшить зависимость от импорта дорогостоящих энергоносителей и применить эффективно действующие экологически чистые технологии, повышающие надежность внутреннего энергоснабжения.

Для развития оптовой торговли ЕБРР выдал кредит Минскому оптовому рынку в целях преобразования устаревшей овощной базы в современный плодоовощной оптовый рыночный комплекс. Рынок открылся в августе 1996 г., что повлияло на создание конкурентоспособной среды для покупателей и поставщиков, а также позволило повысить качество продукции и ужесточить санитарный контроль.

В апреле 1994 г. было подписано кредитное соглашение с ЕБРР о финансировании автомагистрали Брест—Минск—российская граница. В ноябре 1994 г. ЕБРР открыл кредитную линию с целью финансирования частных малых и средних предприятий, которые стали получать кредитные ресурсы по каналам участвующих в проекте коммерческих банков. В декабре 1997 г. решился вопрос о кредитовании ЕБРР Елизовского стекольного завода, белорусско-канадского совместного предприятия по производству стеклотары и т.п.

ЕБРР часть своих белорусских инвестиций направляет в проекты, связанные с развитием банковской сферы (покупка пакета акций, выделение ресурсов для кредитования малых и средних предприятий). Например, по состоянию на середину 2002 г. в Республике Беларусь реализовывалось ЕБРР более 40 проектов по линии развития малого и среднего бизнеса, а также около 160 проектов — по программе микрокредитования (от 500 до 10 тыс. USD) для индивидуальных предпринимателей и компаний, нуждающихся в небольших кредитах.

Главными задачами системы управления внешним долгом являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития; осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны по обслуживанию своего внешнего долга.

Основные кредитные линии, предоставленные МВФ, МБРР И ЕБРР Республике Беларусь МВФ. В период с 1993 по 1996 г. в соответствии с квотой Беларуси в МВФ (около 533,5 млн. долларов США) республике были выделены кредиты на общую сумму 266 млн. долларов США.

Мировой банк. Беларусь подписала с Банком четыре кредитных соглашения: на предоставление институционального займа, реабилитационного займа, на финансирование проекта развития лесного хозяйства и на подготовку проекта энергосбережения.
Институциональный заем. Использовался на оплату услуг иностранных консультантов по оказанию содействия в подготовке институциональной основы для проведения рыночных реформ, усиления и совершенствования государственного управления, на закупку необходимого оборудования для государственных учреждений, обучение специалистов. Вся сумма займа в настоящий момент использована.
Реабилитационный заем. Использование данного займа: на поддержание обменного курса национальной валюты; импорт особо важных товаров; повышение квалификации и обогащение опыта в области проведения тендерных торгов государственных служащих. Основная сумма данного займа была использована в 1994 г.
Кредит для реализации проекта развития лесного хозяйства. Был предоставлен с задержкой в связи с несоблюдением некоторых условий договора Правительством Беларуси.
ЕБРР. Главный вопрос развития сотрудничества с ЕБРР — выполнение условий заключенных кредитных соглашений, поступательное осуществление экономических реформ и налаживание работы с МВФ.
Дальнейшее развитие отношений МВФ, ВБ и ЕБРР с Республикой Беларусь увязывается с началом процесса реальных реформ в экономике республики. На данный момент эти организации преследуют такие основные цели, согласованные с Правительством, выдвигая их в качестве условий для получения республикой кредитов:
• разгосударствление (приватизация), демонополизация;
• либерализация валютного курса;
• реформа системы ценообразования;
• сокращение объемов кредитования жилищного строительства;
• доведение доли оплаты населением коммунальных услуг с 23 % до 50 %;
• законодательное закрепление независимости Национального банка от Правительства и Администрации Президента;
• реформирование сельского хозяйства.

 

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.005 с.)