Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка достоверности сдвига в значенияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИССЛЕДУЕМОГО ПРИЗНАКА Критерии, представленные в данном разделе предназначены для работы с зависимыми выборками. Выборки называются зависимыми (связными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенного на одной выборке, оказывают влияние на другую. Примером зависимых выборок является группа, на которой дважды проводилось психологическое обследование (или группа в условиях «до» и «после» воздействия). Типичные сдвиги - сдвиги, которые нам кажутся преобладающими. Нетипичные сдвиги – сдвиги более редкого, противоположного направления.
G – критерий знаков Критерий часто применяется для решения задачи выявления изменения признака. Применяется, если в исследовании два замера (чаще условие «до»-«после»). Составляются ненаправленные гипотезы. Алгоритм. Определить для каждой пары значений направление сдвига d=хпосле-хдо. Подсчитать количество «положительных» (G+) и «отрицательных» (G-) сдвигов. Считать меньшее из двух вычисленных значений нетипичным, Gнетип.. Считать Gэмп= Gнетип. Сопоставить Gэмп с Gкр(n). Где n – общее количество сдвигов. При наличии нулевых сдвигов, общее количество сдвигов (n) меньше объема выборки.
Т – критерий Вилкоксона Критерий применяется для решения задачи выявления изменения признака количественно измеренного. Применяется, если в исследовании два замера (чаще условие «до»-«после»). Данный критерий более мощный, чем критерий знаков, так как учитывает не только направление сдвига, но и его выраженность. Для данного критерия составляются направленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:
где R-ранги, нетипичного направления сдвига
Алгоритм. Определить для каждой пары значений направление и значение сдвига d=xпосле-хдо. Ранжируется ряд, полученный из абсолютных значений сдвигов, т.е. знак сдвига не учитывается. Нулевой сдвиг не ранжируется. Подсчитать суммы рангов: T+ = и T- = где R+ – ранговые значения сдвигов с положительным знаком. R- – ранговые значения сдвигов с отрицательным знаком.
Эмпирическое значение критерия (Tэмп) соответствует значению меньшему из двух ранговых сумм. Сопоставить Tэмп с Tкр(n). Где n – общее количество сдвигов. При наличии нулевых сдвигов, общее количество сдвигов (n) меньше объема выборки.
Критерий Фридмана Критерий можно рассматривать как распространение критерия Вилкоксона на три и большее количество значений признака связной выборки испытуемых. Критерий не позволяет выявить направление изменений, позволяет лишь установить достоверность различий признака в разных условиях. Составляются ненаправленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле: = При этом, где с – количество условий; n – объем выборки; Tj – сумма рангов по j-му условию.
Ранжирование осуществляется по строкам, т.е. ранжируются индивидуальные значения испытуемого, полученные в разных условиях. При общем количестве измерений с=3 и числе испытуемых от 2 до 9 критические значения определяются по таблице Приложения для критерия Фридмана. При общем количестве измерений с=4 и числе испытуемых от 2 до 4 критические значения определяются по таблице Приложения для критерия Фридмана. При большем количестве измерений и/или испытуемых критические значения определяются по таблице для критерия χ2-Пирсона. Число степеней свободы определяется по формуле ν=с-1.
L – критерий Пейджа Критерий применяется для сопоставления показателей измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых. Критерий позволяет выявить тенденции в изменении величин признака при переходе от условия к условию. Он не только констатирует различия, но и указывает на направление изменений. Применим когда n≤12 (объем выборки) и количество замеров с≤6. Составляются направленные гипотезы.
Ранжирование осуществляется по строкам, т.е. ранжируются индивидуальные значения участника исследования, полученные в разных условиях (по строке).
Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле:
Lэмп = ,
где, Тj – сумма рангов по данному условию. j – порядковый номер, приписанный данному условию в упорядоченной последовательности условий.
Выборки (условия) должны быть упорядочены в соответствии с суммой рангов по выборке. Выборке с меньшей ранговой суммой присваивается значение j=1.
Тест МакНемара (данные представлены в дихотомической шкале)
Значения A и D определяются из таблицы сопряженности
где A – количество человек имеющих: до «+» и «-» после; B – количество человек имеющих: до «+» и «+» после; C - количество человек имеющих: до «-» и «-» после; D - количество человек имеющих: до «-» и «+» после;
По категории «до» - плюс обозначает проявление изучаемого показателя, или его высокое значение; минус – отсутствие проявления изучаемого показателя или его низкое значение. По категории «после» - «плюс» обозначает увеличение изучаемого показателя, «минус» – отсутствие изменения или уменьшение изучаемого показателя. Примеры решения задач Задача. Исследование социального интеллекта студентов специальности информатика проводилось по тесту Гилфорда-Салливена. Достоверно ли изменение социального интеллекта у студентов четвертого курса вследствие проведения тренинга коммуникативной компетентности? В таблице приведены результаты измерения.
Вариант 1. Для решения выбираем критерий знаков.
Гипотезы: Н0: Тренинг коммуникативной компетентности не повлиял на значение социального интеллекта студентов Н1: Тренинг коммуникативной компетентности повлиял на значение социального интеллекта студентов
Для каждой пары значений определить направление сдвига d = хпосле - хдо. Значение записать в таблицу. Подсчитать количество положительных и отрицательных сдвигов. Количество «положительных» сдвигов десять, G+=10; количество «отрицательных» сдвигов три, G-=3. Меньшее из двух значений считается нетипичным сдвигом (Gнетип.), поэтому Gнетип.=3. Считать Gэмп= Gнетип=3. Для принятия решения - выбора гипотезы - необходимо сопоставить Gэмп с Gкр(n), где n – общее количество сдвигов. Общее количество сдвигов n=13, так как положительных сдвигов десять, отрицательных сдвигов три, нулевые сдвиги не учитываются. По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия G0,05=3, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия G0,01=1. Результаты вычисления представим наглядно.
Статистический вывод: так как рэмп=0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р=0,05. Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности повлиял на социальный интеллект студентов (р=0,05).
Вариант 2. Для решения выбираем T-критерий Вилкоксона. Гипотезы: Н0: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности не выше, чем до тренинга Н1: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности выше, чем до тренинга
Для каждой пары значений определить направление и значение сдвига d=xпосле-хдо. Результат вычисления записывается в таблицу. В соседний столбик записываются абсолютные значения сдвигов, то есть, знак не учитывается. Полученный ряд ранжируется, при этом нулевой сдвиг не ранжируется. Ранг числа записывается в следующий столбик
Проверим правильность ранжирования. Сложим все ранги и подсчитаем сумму рангов: 4,5+12,5+7+7+2+9,5+4,5+7+9,5+2+11+2+12,5=91.
Подсчитаем сумму рангов по формуле:
Обе величины совпали, 91=91, следовательно, ранжирование проведено правильно. Ориентируясь на знак сдвига, подсчитать суммы рангов соответствующие положительному направлению сдвигов T+ = и отрицательному направлению сдвигов T- = . Где R+ – ранговые значения сдвигов с положительным знаком; R- – ранговые значения сдвигов с отрицательным знаком.
T+ = =4,5+12+7+2+9,5+7+9,5+2+12+4,5=77,5 T- = =7+4,5+2=13,5 Эмпирическое значение критерия (Tэмп) соответствует меньшей из двух ранговых сумм, следовательно Tэмп=13,5. Общее количество сдвигов n=13, так как десять положительных сдвигов и три отрицательных сдвига. По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия Т0,05=21, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия Т0,01=12. Результаты вычисления представим наглядно.
Статистический вывод: так как рэмп<0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р<0,05. Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности способствовал развитию социального интеллекта студентов (р<0,05).
Задания для самостоятельной работы № 5.1. На случайной выборке из 10 карликов проверялось действие некоторого стимулятора роста. Проверить гипотезу о том, что стимулятор существенно не меняет рост карликов из изучаемой совокупности.
№ 5.2. Ученики седьмого класса отмечали свое самочувствие (тест САН) до и после урока физкультуры. Достоверно ли изменение общего самочувствия школьников?
№ 5.3. В курсовом исследовании Л.Н.Кузьмина изучала влияние совместной творческой деятельности на развитие взаимоотношений в подростковом коллективе. В качестве показателей рассматривались уровень развития эмпатийных тенденций, измеряемый по методике И.М.Юсупова и изменение социально-психологического климата в коллективе. Результаты испытания представлены в таблице. Определите, подтвердилась ли гипотеза.
№ 5.4. Исследователя интересовала эффективность тренинга коммуникативной компетентности. Участники тренинга – студенты четвертого курса физико-математического факультета педвуза. Измерения проводились дважды - в первый день и в последний тренинга. В таблице представлены результаты самоактуализационного теста (САТ) для одной группы. Приняты следующие обозначения шкал: ориентация во времени (Tc); поддержки (I); ценностных ориентаций (SAV); гибкости поведения (Ex); сензитивности (Fr); спонтанности (S); самоуважения (Sr); самопринятия (Sa); представление о природе человека (Nc); синергии (Sy); принятии агрессии (A); контактности (C). На какие качества тренинг оказал наибольшее воздействие? Достоверно ли наблюдаемое изменение?
Первый замер
Второй замер
№ 5.5. Эффективность программы тренинга коммуникативной компетентности оценивалась через качество решения коммуникативных педагогических задач. Результаты испытания представлены в таблице. Достоверно ли, что участники тренинга стали более эффективно решать коммуникативные педагогические задачи?
№ 5.6. Можно ли говорить о достоверной тенденции в оценках?
№ 5.7. В таблице представлены изменение самооценки своего состояния в течении учебного года. Достоверны ли различия в самооценке своего состояния?
№ 5.8. В группе из 20 человек, имеющих повышенный уровень тревожности, 6 человек сообщили, что тревожность не изменилась, 14 человек сказали, что тревожность значительно снизилась. Из 20 человек, не имеющих проблем с тревожностью, 6 человека сообщили, что их тревожность повысилась, 14 человек не заметили каких-либо изменений с тревожностью. Проверьте эффективность коррекционной программы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.011 с.) |