![]() ТОП 10:
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н – критерий Крускала-Уоллиса
Критерий применяется для оценки различий по степени выраженности исследуемого признака, если выборок три и более. Составляются ненаправленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:
где N - общее количество испытуемых в объединенной выборке; nj - количество испытуемых в j-ой группе; Tj - суммы рангов в j-ой группе; k – количество выборок (групп).
Алгоритм вычисления Нэмп подобен алгоритму критерия Манна-Уитни. Ранжирование осуществляется по единой выборке, составленной из первичных данных всех групп. При количестве групп с>3 или количестве испытуемых n1,n2,n3>5, критические значения определяются по таблице для критерия χ2-Пирсона. Число степеней свободы определяется по формуле: ν=с-1. Где с-количество выборок.
S – критерий Джонкира Критерий предназначен для выявления тенденций изменения признака при сопоставлении от трех до шести выборок. Выборки должны быть одинаковы по объему и упорядочены в порядке возрастания среднего значения признака. Если число данных в каждой выборке различно, то следует случайным образом уравнять выборки. Количество элементов в каждой выборке не менее двух и не более 10. Составляются направленные гипотезы. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:
Sэмп=2A-B
Сумма инверсий определяется по формуле: А =
где, Si -равно количеству значений справа, превышающих i–е значение по величине. В - максимально возможное количество превышающих значений, которое мы получили бы, если бы все значения справа были выше значений слева: с - количество столбцов (сопоставляемых групп); n - количество наблюдений в каждом столбце (группе).
Примеры решения задач Критерий Манна-Уитни Используя тестГилфорда-Салливена исследователь определил показатели социального интеллекта у двух групп студентов. В исследовании приняли участие десять студентов первого курса и одиннадцать студентов четвертого курса специальности информатика. Результаты исследования социального интеллекта (SQ) у студентов первого курса: 35, 18, 26, 29, 33, 31, 25, 27, 31, 33. Результаты исследования социального интеллекта (SQ) у студентов четвертого курса: 29, 33, 31, 30, 36, 31, 35, 28, 26, 30, 38. Определить достоверно ли различие по уровню социального интеллекта между студентами первого и четвертого курса. Решение. Для решения выбираем критерий Манна-Уитни. Гипотезы: Н0: Социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта студентов первого курса Н1: Социальный интеллект студентов четвертого курса выше социального интеллекта студентов первого курса
Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:
где n1 - количество испытуемых в первой выборке; n2 - количество испытуемых во второй выборке; Tx – большая из двух ранговых сумм; nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
По условию задачи, в исследовании приняло участие 10 студентов первого курса (n1=10) и одиннадцать студентов четвертого курса (n2=11). Для определения Tx переводим индивидуальные значения социального интеллекта в ранговые. Для этого из данных двух выборок составляем единый вариационный ряд, который содержит 21 значение (n1+ n2=10+11=21). Данные этого ряда ранжируем. Правило ранжирования представлено в разделе «измерение в психологии». Результаты ранжирования представлены в таблице.
Результаты ранжирования
Проверим правильность ранжирования. В ранжируемом вариационном ряду 21 значение, N=21. Общая сумма рангов равна 231. По формуле для проверки правильности ранжирования она также равна 231.
Суммы рангов, полученные путем сложения и рассчитанные по формуле, совпадают. Следовательно, ранги проставлены правильно. Ранги записываются в исходной таблице рядом с индивидуальными значениями. Подсчитывается сумма рангов для каждой группы: T1 и T2.
Сумма рангов по выборке студентов первого курса Т1=94,5. Сумма рангов по выборке студентов четвертого курса Т2=136,5. Общая сумма рангов Т1+Т2=94,5+136,5=231 совпадает с расчетной. Из этих двух сумм определяется большая, ей присваивается обозначение – Тх. Большая сумма рангов у студентов четвертого курса, поэтому Тх=136,5. Так как, nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, nx=11. Рассчитаем эмпирическое значение критерия.
По таблице Приложения определим критические значения. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия U0,05=31, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия U0,01= 22. Результаты исследования представим наглядно.
Статистический вывод: так как, уровень статистической значимости эмпирического значения критерия рэмп>0,05, мы принимаем нулевую гипотезу - Н0. Психологический вывод: социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта первого курса. Задания для самостоятельной работы № 4.1. Определялся уровень субъективного контроля учеников одиннадцатых классов. В исследовании приняло участие 12 учеников гимназического класса и 13 учеников обычного класса. Можно ли утверждать, что уровень субъективного контроля у учащихся гимназического и обычного класса различен? Гимназический класс: 20, 19, 27, 20, 25, 21, 19, 13, 15, 13, 22, 26. Обычный класс: 15, 25, 25, 19, 29, 28, 23, 25, 28, 26, 16, 30, 30. № 4.2.В марте определялся уровень астенического состояния студентов медицинского училища. В исследовании принимали участие студенты первого и третьего курса (возраст от 17 до 21 года). В исследовании приняло участие 14 студентов первого курса и 12 студентов третьего курса. Можно ли утверждать, что астеническое состояние студентов первого курса превосходит астеническое состояние студентов третьего курса? Показатели астенического состояния студентов первого курса: 61, 51, 52, 45, 43, 74, 47, 48, 50, 52, 57, 56, 68, 43. Показатели астенического состояния студентов третьего курса: 63, 57, 64, 67, 44, 50, 42, 45, 40, 42, 45, 63.
№ 4.3.Уровень общей тревожности определялся у учеников седьмого класса средней школы в марте. Результаты исследования представлены в таблице.
№ 4.4. Можно ли утверждать, что уровень вербальной агрессии учеников девятого класса превосходит уровень вербальной агрессии учеников одиннадцатого класса? Уровень вербальной агрессии определялся по тесту Басса-Дарки.
№ 4.5.С целью определения уровня развития интеллектуальных процессов в младшем школьном возрасте, проведено тестирование школьников второго и третьего классов. В исследовании приняло участие 13 учеников второго класса и 14 учеников третьего класса. Можно ли утверждать, что уровень развития интеллектуальных процессов учеников третьего класса превосходит уровня развития интеллектуальных процессов учеников второго класса? Результаты исследования учеников представлены в таблице.
№ 4.6.Школьная готовность двух подготовительных групп детского сада определялась по тесту Керна-Йерасека. Объем первой выборки – 14 детей, второй – 11 детей. Различаются ли эти две группы по уровню готовности к обучению в школе? Результаты исследования представлены в таблице.
№ 4.7.Для определения объема кратковременной зрительной памяти студентам был предложен ряд из двенадцати двузначных цифр для запоминания. В исследовании участвовали студенты первого курса техникума. Индивидуальные значения для студентов «экономистов» и «электриков» представлены в таблице. Можно ли утверждать, что уровень кратковременной зрительной памяти в одной из групп выше, чем в другой?
№ 4.8. С помощью теста Векслера исследовался уровень образного мышления детей посещающих детский сад. Дошкольникам предъявлялось 14 картинок. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. В таблице представлены полученные результаты. Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню образного мышления?
№ 4.9. По методике Айзенка был определен показатель нейротизма подростков 14-15 лет. Показатели нейротизма в группах: Девочки: 16, 14, 18, 11, 11, 19, 12, 11, 13, 16, 9, 13 Мальчики: 12, 10, 19, 15, 4, 9, 7, 11, 14, 5, 11, 9, 16 Можно ли утверждать, что в подростковом возрасте нейротизм мальчиков превосходит нейротизм девочек?
№ 4.10.Определялся уровень развития психических процессов у учащихся одиннадцатых классов - гимназического и обычного – по методике «Опросник для выявления общих способностей для учащихся 8-11 классов» (модификация В.Ф.Сафина). Гимназический класс
Обычный класс
Можно ли утверждать, что уровень развития психических процессов в гимназическом классе выше, чем в обычном?
№ 4.11. В дипломном исследовании Л.И.Киселева изучала взаимосвязь уровня самооценки и характеристик затрудненного общения. Выборку составили студенты индустриального колледжа в возрасте 16 лет. В таблице представлены сводные результаты по методике исследования самооценки личности и опроснику «Социально-психологические характеристики субъекта общения», для шкал ЭР (экспрессивно-речевые особенности) и СП (социально-перцептивные особенности). Более высокие значения по этим шкалам соответствуют более высокой оценке степени затруднений, которые испытывает субъект во взаимодействии.
Построить графики, отражающие значение показателей «экспрессивно-речевые особенности» и «социально-перцептивные особенности» у студентов с разной самооценкой. Определить, достоверно ли, что люди с адекватной самооценкой, испытывают субъективно меньше затруднений во взаимодействии, чем люди с неадекватной самооценкой.
№ 4.12. Среди учеников 6, 8, 9, 10-х классов средней школы методом тестирования определялся уровень общительности. Можно ли утверждать, что общительность в старших классах выше, чем в младших.
№ 4.13. Решить задачу, обосновав выбор статистического критерия. Для случайной выборки из 5 учеников каждой школы в таблице представлены результаты контрольного задания, содержащего 10 задач. Одинакова ли подготовленность по заданному предмету учеников пятых классов трех различных школ?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.012 с.) |