Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стремление к власти в теории А. Адлера

Поиск

Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором поведения человека) Адлер, один из учеников Фрейда, указывает на другое влечение — стремление к власти (до­минирование над другими). Согласно положениям его «индивидуальной психологии», стремлением к власти над другими людьми субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности, которое заключается в нехват­ке способностей, разнообразных телесных недостатках, зависимости ребенка от взрослых. Стремлением к власти человек пытается этот комплекс компенсиро­вать.

В соответствии с ощущением неполноценности (и своей сла­бости) человек стремится почувствовать собственную силу. Иногда это стремление приобретает фор­мы гиперкомпенсации, интенсивного развития определенных способ­ностей. Недостатки и дефекты (точнее, стремление их компенсировать, почувствовать свою силу и самоутвердиться) по­буждают личность развиваться, совершенствовать себя. Так, стрем­ление избавиться от дефектов речи побудило Демосфена развивать ораторские способности и стать лучшим оратором Древней Греции.

Адлер утверждает, что главной движущей силой поведения и дея­тельности человека является стремление к преимуществу, доминиро­ванию над другими людьми. Именно стремление к власти является тем фактором, который предопределяет активность субъекта.

Невротическое стремление к власти в теории К. Хорни

Ощуще­ние власти, по мнению К. Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способно­сти и силы. Его стремление к власти может вызываться также поли­тическими, семейными обстоятельствами, идеей. Невроти­ческое стремление к власти, как утверждает Хорни, возникает из тревожности, ненависти и ощущения собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из ощу­щения силы, а невротическое — из слабости.

Культура, социальное окружение существенно влияют на разви­тие стремления к власти. То обстоятельство, что невротики стремятся к власти как к средству успокоения, объясняется тем, что в социуме власть и престиж могут обес­печить чувство безопасности.

Невротик не может смириться со своей беспомощностью и слабостью. Он пытается избегать ситуаций, которые нормальный человек считает обычными (например, руководство, совет или по­мощь других людей, зависимость от людей или обстоятельств). Для него слабость — это не только опасность, но и позор. Он разделяет людей на сильных и слабых, увлекается первыми и презирает вторых. Пре­небрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним, кто усту­пает ему, — характерная черта невротической личности. Невротик также с презрением относится к слабости в себе. Он не склонен при­знавать собственную слабость, стремится скрыть ее (Хорни К., 1993).

Важной чертой невротической личности является стремление ни­кому и никогда не уступать. Невро­тик требует, чтобы мир приспосабливался к нему, вместо того чтобы самому приспосабливаться к миру. Такая невротическая установка негативно влияет на эмоциональные отношения с другими людьми. Чем менее индивид способен на «капитуляцию» (уступку), тем худшими будут его отношения с любимыми людьми.

Другой невротической установкой является стремление настаи­вать на своем. Невротика постоянно раздражает нежелание других делать то, что он от них ожидает. Если мужчина не оправдывает ожи­даний невротической женщины (например, опаздывает, не звонит по телефону и т. п.), женщина ощущает, что ее не любят. Вместо того чтобы признать, что она сердится, потому что другой человек не под­чинился ее желаниям, она объясняет (воспринимает) эту ситуацию как признак своей невостребованности (Хорни К., 1993).

К. Хорни отмечает такой интересный факт: невротическая девуш­ка не может любить «слабого» мужчину, поскольку ощущает пренеб­режение к любой слабости, но она также не ладит с «сильным» мужчи­ной, поскольку стремится диктовать ему свою волю. Следовательно, человек, который мог бы ее полностью удовлетворить, должен быть, с одной стороны, чрезвычайно сильным героем, а с другой — настолько слабым или демонстрировать свою слабость, чтобы с готовностью выполнять все ее желания.

Еще одной особенностью, которая возникает, как следствие навязчивого желания доминировать, является неспособность человека устанавливать равноправные отношения с другими людьми.

Теория власти Э. Фромма

Фромм утверждал, что стремление индивида избегать изоляции (одиночества) приводит к мотивации власти. Субъект власти (садист), по Э. Фромму, полностью зависит от слабого чело­века, которым владеет. Садисту нужен человек, который ему при­надлежит, поскольку его собственное ощущение силы основывается на том, что он может кем-то владеть или руководить. Эта зависи­мость, как правило, является неосознаваемой.

Например, мужчина может издеваться над своей женой и при этом ежедневно повторять ей, что она может в любой момент уйти. Одна­ко когда женщина действительно решит оставить его, то он в отчая­нии будет стремиться удержать ее. Как утверждает Э. Фромм, он не может жить без нее или кого-то другого, кто был бы беспомощной иг­рушкой в его руках. Садист, по мнению ученого, «любит» тех, над кем ощущает власть, поскольку без них он не смог бы удовлетворить эту свою потребность.

Стремление к власти (садистское стремление) помогает индиви­ду избежать чувства одиночества и бессилия. Такие люди переполне­ны страхом одиночества и чувством неполноценности. Это ощущение замаскировано компенсаторным стремлением к власти и чувством собственного преимущества над другими людьми. Индивид ощущает себя одиноким в чужом и враждебном мире. Власть и садизм, предос­тавляя ему уверенность, соединяя его с другими людьми, помогают ему избавиться от одиночества и социальной изоляции.

По мнению Фромма, стремление к власти предопределяется не силой, а слабостью, неспособностью личности выстоять самому и жить своей силой. Стремление к власти — это попытка приобрести ощущение силы тогда, когда настоящей силы не хватает. Власть и си­ла — это разные понятия. Можно быть сильным и не стремиться к власти, но можно ощущать собственное бессилие и стремиться к власти. Ощущение собственной слабости вызывает са­дистское стремление к господству. И наоборот, когда индивид ощу­щает свою силу и способность реализовать собственные возможно­сти, господство над другими людьми ему не нужно, и он не стремится к власти. Э. Фромм предложил понятие «авторитарный характер». Человек с таким характером разделяет всех на сильных и слабых. Сила автомати­чески вызывает у него любовь и готовность подчиняться, привлекает сама по себе, потому что она — сила. И наоборот, слабые индивиды автоматически вызывают пренебрежение и презрение. Один только вид слабого человека вызывает желание напасть, уни­зить, подавить. Другой субъект может страшиться только мысли на­пасть на более слабого, унизить человека, но авторитарная личность ощущает тем большую злобу и стремление унизить, чем более сла­бой, более беспомощной является жертва (Фромм Э., 1994).

Рассмотрим стремление некоторых людей сопротивляться власти и отбрасывать любое влияние «сверху». Такой человек постоянно бунтует против любой власти, даже против той, которая действует в его интересах. Иногда отношение к власти раздваивается: люди мо­гут бороться против одной системы власти (особенно когда они раз­очарованы в ее недостаточной силе) и в то же время подчиняться другой, которая за счет своей большей силы и больших обещаний мо­жет удовлетворить их мазохистские желания.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте феномены групповой жизнедеятельности.

Литература из дополнительного списка:

[3]c.355-397;

2. Расскажите о конформизме, уступчивости и подчинении.

Литература:

[34]c.172-185; 281-308.

3. Каковы мотивы стремления к власти? Каковы теории мотивации власти?

Литература:

[34]c. 281-310.

 

Рекомендуемая литература.

Основная:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

2. Бандурка, А.М. Психология управления / А.М.Бандурка, С.П.Бочарова, Е.В.Землянская.- Харьков: Фортуна – пресс; Симферополь: Реноме, 1998. – 462с.

3. Буркин, Н.М. Основы наркологии: учеб. пособие. / Н.М. Буркин, С.В. Горанская. – Петрозаводск: Карелия, 2002. – 240с.

4. Верисоцкий, Э.В. Труд и отдых плавсостава /Э.В.Верисоцкий –М.: Инфра-М, 1986.- 324с.

5. Даниленко, А.А. Психологические основы управления: учеб. Пособие для вузов / А.А. Даниленко. - С-Пб.: Изд-во ГМА им. С.О.Макарова, 2000.- 124с.: рис. табл.

6. Зигерт, В., Руководитель без конфликтов: сокр. пер. с нем. / В. Зигерт, Л.М.Ланг.- науч.ред. и авт.предисл. А.Л.Журавлев - М.: Экономика, 1990. – 334с.

7. Егоршин, А П. Управление персоналом: учебник./ А.П.Егоршин.- Н.Новгород: Нижегор.ин-т менеджмента и бизнеса, 1999. – 713с.

8. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие для вузов / Т.С.Кабаченко – СПб. и др.: Питер, 2003. -400с.

9. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учеб. пособие. / Т.С. Кабаченко. – в 2ч. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 324с.

10. Кричевский, Р.Л. Если вы-руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. / Р.Л.Кричевский - М.: Дело, 1993.- 352 с.

11. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб.пособие для вузов / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 1999. – 582с.

12. Кашанов, Ф.Ф. Курс практической психологии для высшего управленческого персонала / Ф.Ф. Кашанов. - Можайск, 1992.- 430с.

13. Ксенчук,Е.В. Технология успеха: кн. для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. / Е.В. Ксенчук, М.К.Киянова – М.: Дело, 1993.- 183с.

14. Карташова, А.В. Организационное поведение: учебник для вузов / А.В.Карташова, - М.: Инфра – М, 2000.- 220с. – (Высшее образование)

15. Кошелева, С.В. Психологические основы управления персоналом. /С.В. Кошелева - СПб.: Питер, 1997.- 342с.

16. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов / Е.А.Климов.- М.: Культура и спорт: Изд. об-ние ЮНИТИ, 1998.-349с.

17. Кудрявцева, В.З. Эргономика на флоте рыбной промышленности: учеб.- практ. пособие / В.З. Кудрявцева, О.А.Ходий.- Мурманск: [б.и.], 2002.- 264с.

18. Казаринова, Н.В. Межличностное общение: учебник для вузов / Н.В.Казаринова [и др.] - СПб.: Питер, 2000.- 544с.- (Учебник нового века).

19. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом.: учебник. / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА, 2003.- 304с.- (Серия «Высшее образование»)

20. Китов, А.И. Психология хозяйственного управления. / А.И.Китов.- М.: Профиздат, 1984. – 248с.

21. Леонова, А.Б. Психология труда и организационная психология: хрестоматия / А.Б.Леонова, О.Е.Чернышова. - М.: Радикс, 1995.- 448с.

22. Малышев, К.Б. Психология управления: науч.- метод. пособие / К.Б.Малышев.- М.: ПЕР СЭ, 2000. – 140с. ил. (Современное образование)

23. Мацевич, Л.М.Охрана здоровья моряков. /Л.М.Мацевич –М: Транспорт, 2000.- 199с.

24. Мануйлов, Г.М. Психологическое управление в кризисном обществе / Г.М.Мануйлов, В.В. Новиков.- СПб.: Алетейя, 1999.- 345с.

25. Практическая психология для менеджеров: учебник / отв. ред. проф. М.К.Тутушкина.- М.: ИИД Филинъ, 1997. – 336с.

26. Платонов Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности./ Ю.П.Платонов. - М.: Инфра – М, 1992.- 234с.

27. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. / Б.Д.Парыгин.- СПб.: Из-во СПб.ГУП, 1999.- 592с. – (Новое в гуманитарных науках).

28. Психология управления: курс лекций / Л.К.Аверченко [ и др.] –Новосибирск: НГАЗиУ – М.: Инфра – М,1997. – 147с. (Высшее образование).

29. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Т.С.Никифорова. -СПб.: Питер, 2003.- 607с.

30. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. / Б.А.Райзберг.- М.: Инфра – М, 2003.- 631с.

31. Репнин, Л.А. Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. /Л.А.Репнин.- М.: Пищевая промышленность, 1979.- 134с.

32. Самыгин, С.И. Психология управления: учеб. пособие для вузов, лицеев./ С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997. – 508с.

33. Свенцицкий, А.Л.Психология управления организациями: учеб. пособие./ А.Л.Свенцицкий. – СПб.: Из-во С-Пб. ун-та, 1999. – 224с.

34. Свенцицкий, А.Л Социальная психология: учебник. / А.Л.Свенцицкий.- М.: ООО ТК Велби, 2003.- 336с.

35. Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. А.М.Столяренко.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.- 543с.

36. Управление персоналом организации: учебник для вузов по специальности «менеджмент» / А.Я.Кибанов [и др.] - М.: Инфра-М, 2003.- 508с.- (Высшее образование).

37. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие. / А..А.Урбанович. – Минск: Харвест, 2002.- 640 с.- (Библиотека практической психологии).

38. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. / С.В.Шекшня – 4-е изд., пепераб. и доп. – М: Бизнес-школа Интел –Синтез, 2000. – 324c.

Дополнительная:

1. Аграшенков,А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. /А. Аграшенков. - М.: Вече, 1997.- 480с. (Познай себя).

2. Кричевский, Г.Л. Психология малой группы: теоретич. и прикладной аспекты./ Г.Л. Кричевский. - М.: Изд-во МГУ, 1991.- 205с.

3. Майерс Д, Социальная психология. / Д.Майерс.- СПб.: ЗАО Изд-во Питер,1999.- 688с.: ил.

4. Обозов, Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю / Н.Н.Обозов, Г.В.Щекин.- Киев: Политиздат Украины, 1990. – 203с.

5. Панасюк,А.Ю. Управленческое общение: практические советы./А.Ю. Панасюк. - М.: Экономика, 1990.- 112с.

6. Почебут, Л.Т. Организационная социальная психология. /Л.Т. Почебут, В.А.Чикер.- СПб.: Речь, 2000.- 296с.

7.Филиппов, А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. /А.В.Филиппов.- М.: Экономика, 1990.-167с.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.01 с.)