Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стремление к власти в теории А. Адлера↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором поведения человека) Адлер, один из учеников Фрейда, указывает на другое влечение — стремление к власти (доминирование над другими). Согласно положениям его «индивидуальной психологии», стремлением к власти над другими людьми субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности, которое заключается в нехватке способностей, разнообразных телесных недостатках, зависимости ребенка от взрослых. Стремлением к власти человек пытается этот комплекс компенсировать. В соответствии с ощущением неполноценности (и своей слабости) человек стремится почувствовать собственную силу. Иногда это стремление приобретает формы гиперкомпенсации, интенсивного развития определенных способностей. Недостатки и дефекты (точнее, стремление их компенсировать, почувствовать свою силу и самоутвердиться) побуждают личность развиваться, совершенствовать себя. Так, стремление избавиться от дефектов речи побудило Демосфена развивать ораторские способности и стать лучшим оратором Древней Греции. Адлер утверждает, что главной движущей силой поведения и деятельности человека является стремление к преимуществу, доминированию над другими людьми. Именно стремление к власти является тем фактором, который предопределяет активность субъекта. Невротическое стремление к власти в теории К. Хорни Ощущение власти, по мнению К. Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способности и силы. Его стремление к власти может вызываться также политическими, семейными обстоятельствами, идеей. Невротическое стремление к власти, как утверждает Хорни, возникает из тревожности, ненависти и ощущения собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из ощущения силы, а невротическое — из слабости. Культура, социальное окружение существенно влияют на развитие стремления к власти. То обстоятельство, что невротики стремятся к власти как к средству успокоения, объясняется тем, что в социуме власть и престиж могут обеспечить чувство безопасности. Невротик не может смириться со своей беспомощностью и слабостью. Он пытается избегать ситуаций, которые нормальный человек считает обычными (например, руководство, совет или помощь других людей, зависимость от людей или обстоятельств). Для него слабость — это не только опасность, но и позор. Он разделяет людей на сильных и слабых, увлекается первыми и презирает вторых. Пренебрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним, кто уступает ему, — характерная черта невротической личности. Невротик также с презрением относится к слабости в себе. Он не склонен признавать собственную слабость, стремится скрыть ее (Хорни К., 1993). Важной чертой невротической личности является стремление никому и никогда не уступать. Невротик требует, чтобы мир приспосабливался к нему, вместо того чтобы самому приспосабливаться к миру. Такая невротическая установка негативно влияет на эмоциональные отношения с другими людьми. Чем менее индивид способен на «капитуляцию» (уступку), тем худшими будут его отношения с любимыми людьми. Другой невротической установкой является стремление настаивать на своем. Невротика постоянно раздражает нежелание других делать то, что он от них ожидает. Если мужчина не оправдывает ожиданий невротической женщины (например, опаздывает, не звонит по телефону и т. п.), женщина ощущает, что ее не любят. Вместо того чтобы признать, что она сердится, потому что другой человек не подчинился ее желаниям, она объясняет (воспринимает) эту ситуацию как признак своей невостребованности (Хорни К., 1993). К. Хорни отмечает такой интересный факт: невротическая девушка не может любить «слабого» мужчину, поскольку ощущает пренебрежение к любой слабости, но она также не ладит с «сильным» мужчиной, поскольку стремится диктовать ему свою волю. Следовательно, человек, который мог бы ее полностью удовлетворить, должен быть, с одной стороны, чрезвычайно сильным героем, а с другой — настолько слабым или демонстрировать свою слабость, чтобы с готовностью выполнять все ее желания. Еще одной особенностью, которая возникает, как следствие навязчивого желания доминировать, является неспособность человека устанавливать равноправные отношения с другими людьми. Теория власти Э. Фромма Фромм утверждал, что стремление индивида избегать изоляции (одиночества) приводит к мотивации власти. Субъект власти (садист), по Э. Фромму, полностью зависит от слабого человека, которым владеет. Садисту нужен человек, который ему принадлежит, поскольку его собственное ощущение силы основывается на том, что он может кем-то владеть или руководить. Эта зависимость, как правило, является неосознаваемой. Например, мужчина может издеваться над своей женой и при этом ежедневно повторять ей, что она может в любой момент уйти. Однако когда женщина действительно решит оставить его, то он в отчаянии будет стремиться удержать ее. Как утверждает Э. Фромм, он не может жить без нее или кого-то другого, кто был бы беспомощной игрушкой в его руках. Садист, по мнению ученого, «любит» тех, над кем ощущает власть, поскольку без них он не смог бы удовлетворить эту свою потребность. Стремление к власти (садистское стремление) помогает индивиду избежать чувства одиночества и бессилия. Такие люди переполнены страхом одиночества и чувством неполноценности. Это ощущение замаскировано компенсаторным стремлением к власти и чувством собственного преимущества над другими людьми. Индивид ощущает себя одиноким в чужом и враждебном мире. Власть и садизм, предоставляя ему уверенность, соединяя его с другими людьми, помогают ему избавиться от одиночества и социальной изоляции. По мнению Фромма, стремление к власти предопределяется не силой, а слабостью, неспособностью личности выстоять самому и жить своей силой. Стремление к власти — это попытка приобрести ощущение силы тогда, когда настоящей силы не хватает. Власть и сила — это разные понятия. Можно быть сильным и не стремиться к власти, но можно ощущать собственное бессилие и стремиться к власти. Ощущение собственной слабости вызывает садистское стремление к господству. И наоборот, когда индивид ощущает свою силу и способность реализовать собственные возможности, господство над другими людьми ему не нужно, и он не стремится к власти. Э. Фромм предложил понятие «авторитарный характер». Человек с таким характером разделяет всех на сильных и слабых. Сила автоматически вызывает у него любовь и готовность подчиняться, привлекает сама по себе, потому что она — сила. И наоборот, слабые индивиды автоматически вызывают пренебрежение и презрение. Один только вид слабого человека вызывает желание напасть, унизить, подавить. Другой субъект может страшиться только мысли напасть на более слабого, унизить человека, но авторитарная личность ощущает тем большую злобу и стремление унизить, чем более слабой, более беспомощной является жертва (Фромм Э., 1994). Рассмотрим стремление некоторых людей сопротивляться власти и отбрасывать любое влияние «сверху». Такой человек постоянно бунтует против любой власти, даже против той, которая действует в его интересах. Иногда отношение к власти раздваивается: люди могут бороться против одной системы власти (особенно когда они разочарованы в ее недостаточной силе) и в то же время подчиняться другой, которая за счет своей большей силы и больших обещаний может удовлетворить их мазохистские желания. Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте феномены групповой жизнедеятельности. Литература из дополнительного списка: [3]c.355-397; 2. Расскажите о конформизме, уступчивости и подчинении. Литература: [34]c.172-185; 281-308. 3. Каковы мотивы стремления к власти? Каковы теории мотивации власти? Литература: [34]c. 281-310.
Рекомендуемая литература. Основная: 1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с. 2. Бандурка, А.М. Психология управления / А.М.Бандурка, С.П.Бочарова, Е.В.Землянская.- Харьков: Фортуна – пресс; Симферополь: Реноме, 1998. – 462с. 3. Буркин, Н.М. Основы наркологии: учеб. пособие. / Н.М. Буркин, С.В. Горанская. – Петрозаводск: Карелия, 2002. – 240с. 4. Верисоцкий, Э.В. Труд и отдых плавсостава /Э.В.Верисоцкий –М.: Инфра-М, 1986.- 324с. 5. Даниленко, А.А. Психологические основы управления: учеб. Пособие для вузов / А.А. Даниленко. - С-Пб.: Изд-во ГМА им. С.О.Макарова, 2000.- 124с.: рис. табл. 6. Зигерт, В., Руководитель без конфликтов: сокр. пер. с нем. / В. Зигерт, Л.М.Ланг.- науч.ред. и авт.предисл. А.Л.Журавлев - М.: Экономика, 1990. – 334с. 7. Егоршин, А П. Управление персоналом: учебник./ А.П.Егоршин.- Н.Новгород: Нижегор.ин-т менеджмента и бизнеса, 1999. – 713с. 8. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие для вузов / Т.С.Кабаченко – СПб. и др.: Питер, 2003. -400с. 9. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учеб. пособие. / Т.С. Кабаченко. – в 2ч. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 324с. 10. Кричевский, Р.Л. Если вы-руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. / Р.Л.Кричевский - М.: Дело, 1993.- 352 с. 11. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб.пособие для вузов / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 1999. – 582с. 12. Кашанов, Ф.Ф. Курс практической психологии для высшего управленческого персонала / Ф.Ф. Кашанов. - Можайск, 1992.- 430с. 13. Ксенчук,Е.В. Технология успеха: кн. для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. / Е.В. Ксенчук, М.К.Киянова – М.: Дело, 1993.- 183с. 14. Карташова, А.В. Организационное поведение: учебник для вузов / А.В.Карташова, - М.: Инфра – М, 2000.- 220с. – (Высшее образование) 15. Кошелева, С.В. Психологические основы управления персоналом. /С.В. Кошелева - СПб.: Питер, 1997.- 342с. 16. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов / Е.А.Климов.- М.: Культура и спорт: Изд. об-ние ЮНИТИ, 1998.-349с. 17. Кудрявцева, В.З. Эргономика на флоте рыбной промышленности: учеб.- практ. пособие / В.З. Кудрявцева, О.А.Ходий.- Мурманск: [б.и.], 2002.- 264с. 18. Казаринова, Н.В. Межличностное общение: учебник для вузов / Н.В.Казаринова [и др.] - СПб.: Питер, 2000.- 544с.- (Учебник нового века). 19. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом.: учебник. / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА, 2003.- 304с.- (Серия «Высшее образование») 20. Китов, А.И. Психология хозяйственного управления. / А.И.Китов.- М.: Профиздат, 1984. – 248с. 21. Леонова, А.Б. Психология труда и организационная психология: хрестоматия / А.Б.Леонова, О.Е.Чернышова. - М.: Радикс, 1995.- 448с. 22. Малышев, К.Б. Психология управления: науч.- метод. пособие / К.Б.Малышев.- М.: ПЕР СЭ, 2000. – 140с. ил. (Современное образование) 23. Мацевич, Л.М.Охрана здоровья моряков. /Л.М.Мацевич –М: Транспорт, 2000.- 199с. 24. Мануйлов, Г.М. Психологическое управление в кризисном обществе / Г.М.Мануйлов, В.В. Новиков.- СПб.: Алетейя, 1999.- 345с. 25. Практическая психология для менеджеров: учебник / отв. ред. проф. М.К.Тутушкина.- М.: ИИД Филинъ, 1997. – 336с. 26. Платонов Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности./ Ю.П.Платонов. - М.: Инфра – М, 1992.- 234с. 27. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. / Б.Д.Парыгин.- СПб.: Из-во СПб.ГУП, 1999.- 592с. – (Новое в гуманитарных науках). 28. Психология управления: курс лекций / Л.К.Аверченко [ и др.] –Новосибирск: НГАЗиУ – М.: Инфра – М,1997. – 147с. (Высшее образование). 29. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Т.С.Никифорова. -СПб.: Питер, 2003.- 607с. 30. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. / Б.А.Райзберг.- М.: Инфра – М, 2003.- 631с. 31. Репнин, Л.А. Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. /Л.А.Репнин.- М.: Пищевая промышленность, 1979.- 134с. 32. Самыгин, С.И. Психология управления: учеб. пособие для вузов, лицеев./ С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997. – 508с. 33. Свенцицкий, А.Л.Психология управления организациями: учеб. пособие./ А.Л.Свенцицкий. – СПб.: Из-во С-Пб. ун-та, 1999. – 224с. 34. Свенцицкий, А.Л Социальная психология: учебник. / А.Л.Свенцицкий.- М.: ООО ТК Велби, 2003.- 336с. 35. Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. А.М.Столяренко.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.- 543с. 36. Управление персоналом организации: учебник для вузов по специальности «менеджмент» / А.Я.Кибанов [и др.] - М.: Инфра-М, 2003.- 508с.- (Высшее образование). 37. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие. / А..А.Урбанович. – Минск: Харвест, 2002.- 640 с.- (Библиотека практической психологии). 38. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. / С.В.Шекшня – 4-е изд., пепераб. и доп. – М: Бизнес-школа Интел –Синтез, 2000. – 324c. Дополнительная: 1. Аграшенков,А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. /А. Аграшенков. - М.: Вече, 1997.- 480с. (Познай себя). 2. Кричевский, Г.Л. Психология малой группы: теоретич. и прикладной аспекты./ Г.Л. Кричевский. - М.: Изд-во МГУ, 1991.- 205с. 3. Майерс Д, Социальная психология. / Д.Майерс.- СПб.: ЗАО Изд-во Питер,1999.- 688с.: ил. 4. Обозов, Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю / Н.Н.Обозов, Г.В.Щекин.- Киев: Политиздат Украины, 1990. – 203с. 5. Панасюк,А.Ю. Управленческое общение: практические советы./А.Ю. Панасюк. - М.: Экономика, 1990.- 112с. 6. Почебут, Л.Т. Организационная социальная психология. /Л.Т. Почебут, В.А.Чикер.- СПб.: Речь, 2000.- 296с. 7.Филиппов, А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. /А.В.Филиппов.- М.: Экономика, 1990.-167с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.01 с.) |