Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адаптация моряков в длительных рейсахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение приспособляемости организма моряков в условиях моря охватывает широкий круг вопросов. Монотонность трудовой деятельности и быта, однообразные зрительные, слуховые впечатления, пространственная теснота могут привести на определенном этапе к вегетативным расстройствам, снижению интереса к окружающей действительности и поступающей информации, а также к физиологическим дисфункциям организма, у некоторых же лиц снижается способность самоконтроля. Длительность времени адаптации организма в новых условиях в среднем длится у членов экипажа до 10 суток. Одной из характерных особенностей этого периода является внешняя сдержанность, немногословность. Взаимоотношения между членами экипажа нейтральные, уравновешенные. Но уже после этого периода заметно проявляются лидеры и ведомые как в беседах, так и во взаимоотношениях, выявляются индивидуальные черты личности. Однообразие звуков и одинаковость внутренних впечатлений способствуют выработке ощущения монотонности и притуплению чувств. После месяца, многим кажется, что все вокруг пустынно, словно нет ничего другого на свете кроме воды. Поэтому продуманная программа занятий и жизни экипажа в этот период способствует предупреждению «сенсорного голода» и различных реактивных состояний. Взаимоотношения в первом месяце совместного пребывания экипажа в море ровны, основными темами разговора являются воспоминания. Длительно плавающие моряки характеризуются скрытностью эмоций и малословием. У этой категории лиц вырабатывается специфическая морская уравновешенность на протяжении длительного рейса. Со второго месяца уже заметнее начинают проявляться особенности в чертах характера, появляются отдельные микрогруппы, объединенные по принципу психофизиологической совместимости. Выявляются и лица, находящиеся обособленно от них, такая категория людей раньше эмоционально меняется, и у них быстрее вырабатываются те психоневрологические сдвиги, которые приходится иногда наблюдать несколько месяцев спустя в условиях длительного рейса. Необходимо отметить и еще одну особенность этого периода. Это то, какой общий тон задан в экипаже, на который сильно влияет руководящий состав судна. Он должен внести в рейс правильный, разумный и глубоко продуманный стиль жизни экипажа на протяжении всего пути, но это нелегкая задача, так как экипажи судов состоят из нескольких десятков человек, которые имеют разные характеры, привычки, нравы, разное воспитание. Поэтому проблема взаимоотношений в данном микроколлективе и проблема «групповой психологии» имеют исключительно большое значение. Здесь важны психологические знания и необходимость в правильном подборе экипажей судов и руководящего состава на судне с учетом возрастного аспекта и психологической совместимости. К концу второго месяца плавания монотонная жизнь постепенно притупляет эмоциональные чувства, и многим кажется, что прошло не два, а все десять месяцев. «Сенсорное голодание» - это симптом, который может появиться в конце третьего месяца плавания. Даже незначительное разнообразие впечатлений (музыка, появление судна на горизонте, хорошая погода, взаимное внимание) приносят радость. Было бы целесообразным продумать какой-то положительный раздражитель, который хотя бы незначительно «разбавлял» монотонность впечатлений. С третьего месяца и весь последующий период повседневное подкрепление членов экипажа положительной информацией (радиопереговоры с семьями, различного рода торжественные поздравления в знаменательные даты для отдельных членов экипажа и их семей) действуют стимулирующее. Поощрительные мероприятия, например, за спортивные соревнования, производственную деятельность, достигнутые успехи рекомендуется проводить во второй половине длительного рейса. Это большое подспорье в снижении нервно-эмоционального напряжения экипажа. Оно также способствует дружескому сближению, поднятию положительного настроя и повышению работоспособности людей. Обратить внимание необходимо на различные интересные увлечения многих членов экипажа. В свободное время они собирают и монтируют модели кораблей, мастерят различные сувениры, рисуют, смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры, а также выполняют многие другие интересные и занимательные работы. Такой труд действует отвлекающе и весьма полезен в условиях длительных переходах. На четвертом месяце плавания усталость дает свои плоды, обостряя черты характера, изменяя стили взаимоотношений и понижая работоспособность. Мелочи, которые должны бы проходить незамеченными, обостряются и вызывают неадекватные реакции. Несдержанность приводит к проблемам взаимоотношений. Характерной особенностью в этом периоде является общее снижение работоспособности, затруднены умственная работоспособность, восприятие более сложной информации, концентрация внимания на материале, который необходим для его анализа. Происходят изменения температуры кожи (увеличение или понижение в зависимости от характера воздействующего стрессора), увеличение зрачка, изменение распределения потоотделения на поверхности тела, регистрируемое с помощью химических методов исследования, повышение основного обмена и т.п. С повышением чувствительности рецепторных образований обычные для береговых условий раздражители в морских условиях становятся надпороговыми: запахи и звуки кажутся резкими и труднопереносимыми. Нормальный тон в разговорах воспринимается как повышенный; 3-дневное ожидание радиограммы с берега оценивалось как 10-дневное; обычные замечания непосредственного руководителя оценивались, как придирка, преследование и т. п. Такое неадекватное отражение объективной деятельности приводит к нарастанию психической напряженности, вплоть до развития невротического состояния, которое особенно резко проявляется у недостаточно консолидированных групп. Поведение обследуемых людей по многим параметрам было аналогично поведению групп, наблюдаемых в непродолжительных опытах с искусственной изоляцией в специальных камерах. Спустя четыре месяца, люди заметно эмоционально меняются, не ощущается высокого подъема и хорошего настроения. И темой разговора становятся перспективы домашнего уюта. Во взаимоотношениях микроколлектива на пятом месяце совместной жизни хочется отметить несколько моментов. Люди становятся более утомленными, утрачивается задор, у некоторых появляется какая-то бесцеремонность, а временами даже элементы безразличия. Эмоционально неустойчивые люди проявляют свое настроение в микроконфликтах, придирках, в злобности. Умеющие владеть собой еще больше уходят в работу и в свои внутренние переживания, другая категория людей проявляет повышенный интерес к текущим мелким житейским вопросам, к домыслам и превращает все это в тему текущего дня, которая, как правило, бывает неинтересной и даже может болезненно отражаться на других. И как важно на данном этапе плавания умение предотвращать раздоры и конфликты. Необходимо активнее проводить часы досуга, стремиться к установлению правильного ритма деятельности с наиболее рациональным чередованием всех жизненных проявлений. Надо охранять организм от вредных внешних и внутренних воздействий и усиливать полезные положительные эмоции, которые всегда помогают человеку и активизируют его деятельность. Вот почему в дни этого периода рейса нужны постоянные подкрепляющие, умело преподносимые положительные внешние раздражители. Повышенную нервно-эмоциональную напряженность, безусловно, можно снизить таким фактором, как взаимная вежливость и уступчивость. Для каждого судна существует и определенным образом сформированный специфический «психологический климат», основанный на традициях данного коллектива, который особенно проявляется на пятом месяце совместного плавания. По мнению исследуемых, длительный рейс требует больше психической, чем физической выносливости. Ухудшение психического состояния рыбаков наиболее резко начинает проявляться в конце третьего и начале четвертого месяца плавания. Следовательно, в этот период необходимо прерывать рейс для отдыха экипажа. Психическое состояние рыбаков после отдыха в порту значительно улучшается. Активный отдых в середине рейса отдаляет наступление утомления на 30—40 дней, после чего показатели психофизиологических функций и психического состояния рыбаков снова ухудшаются. По возвращении из длительных рейсов разумный активный отдых, смена образа жизни и бытовых условий — естественная необходимость для плавсостава. Морская жизнь в длительных условиях плавания, несомненно, сказывается и на состоянии психики моряка после его возвращения в порт приписки судна. Нередко происходит эмоциональное перенапряжение или, как говорят некоторые, проявляется синдром «морской депрессии». Симптомы этого состояния различны и по типологическим особенностям характера индивидуальны. Тут и элементы подозрительности и ревности, и некоторой подавленности, и чувства «чего-то потерянного с элементами растерянности» и неудовлетворенности, и своеобразного восприятия окружающего. Но предварительный профотбор, сила коллектива российских моряков, полнота их жизни, бытовые условия на современных судах сводят этот симптомокомплекс лишь к незначительным клиническим проявлениям. В зависимости от района плавания и длительности рейса наблюдались реактивные состояния, неврозы, ситуационные депрессии и другие невротические расстройства, которые иногда в значительной степени влияли на работоспособность организма моряков. Правильное и своевременное разъяснение интересующих моряков вопросов или просто тактичный подход в значительной степени облегчают трудовую деятельность в море членов экипажа, находящихся в специфических условиях работы и быта. Знания психологии моряков, их эстетических запросов, умелое направление и координация действий и стремлений членов экипажа в значительной степени сохранят здоровье, и будут способствовать восстановлению их дальнейшей работоспособности для последующих рейсов. Вопросы для самопроверки: 1.Что такое адаптация? Каковы ее основные виды? Каковы стадии социально-психологической адаптации? Литература: [37]c.103-106; [33]c.73-96; [8]c.230-233; [36]c.269-277, [35]c518-520. 2. Назовите основные признаки успешной адаптации. Какова основная задача адаптации? Каковы условия, формы и методы, обеспечивающие эффективное управление процессом адаптации новичков? Литература: [37]c.106-109; [8]c.234-237. 3.Какие качества характера способствуют быстрой и успешной адаптации? Литература: [37]c.109-118; [19]c.175-186. 4.Назовите основные факторы, ведущие к нервно-психическим перегрузкам моряков океанического промысла. Литература: [31]c.6-7; [5]c.4. 5.Каковы периоды адаптации в рейсе и после рейса? Литература: [31]c.18-33; [5]c.70-81.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.007 с.) |