Понятие руководства и лидерства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие руководства и лидерства



Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии управления. Необходимо ли руководителю быть лидером в коллективе? В традициях американского менеджмента предполагается, что лидер и руководитель – это одно и тоже лицо. При назначении сотрудника руководителем существует негласное требование, чтобы в течение определенного срока (как правило, несколько месяцев) он стал лидером. Если это не удается, то руководитель должен освободить занимаемое место для того, кто может стать лидером. Для отечественных исследователей характерно различать понятия руководства и лидерства.

Руководство всегда связано с властью, с официальными, формальными отношениями, а лидерство порождено системой неформальных (неофициальных) отношений. Руководитель, как правило, назначается извне, вышестоящими инстанциями, получая от них властные полномочия, в том числе право на применение позитивных и негативных санкций. Лидер выдвигается стихийно и в штатных расписаниях не предусматривается. Он признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, но эти санкции носят неформальный характер. Лидерство является по своей сущности психологическим феноменом, а руководство – социальным.

Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается).

Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга.

Несмотря на явные различия в понятиях руководства и лидерства, существуют общие черты. Р. Л. Кричевский выделяет следующие три:

1) руководство и лидерство выполняют роль координаторов, организаторов членов социальной группы;

2) осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами;

3) используют субординационные отношения, хотя в первом случае они четко регламентированы, во втором — заранее не предусмотрены.

Поэтому не случайно, что лидер может стать руководителем, а руководитель лидером.

Руководитель-лидер способен воспринимать общие нужды и проблемы управляемого коллектива, умеет планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена. Способен к сопереживанию, готов заступиться за подчиненного, если с ним обходятся несправедливо, готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива, умеет убеждать, обладает авторитетом, своим оптимизмом и поддержкой вызывает у людей веру в себя и свои силы. Ему доверяют, за ним идут ради достижения общих для данного коллектива целей.

Теории лидерства

Если наличие руководителей является необходимым признаком любой официальной организации, то лидеры появляются как следствие взаимодействия людей. Загадка явления лидерства, успешного воздействия одного человека на других в направлении к заданной цели, занимает человечество с незапамятных времен.

К наиболее ранним попыткам построения теории лидерства относятся поиски специфических черт личности, присущих лидерам. При этом считалось, что человек проявляется как лидер вследствие своих исключительных врожденных физических или психологических характеристик, дающих ему определенное превосходство над другими. Истоки таких теорий можно найти в трудах ряда философов Древней Греции и Рима, которые рассматривали исторический ход событий как результат действий выдающихся людей, призванных в силу своих природных качеств руководить массами. Первый подход можно охарактеризовать как структурный. Он ставит перед собой задачу выявить универсальную структуру личности эффективного менеджера, определив свойственные ей черту или характеристики.

В ХХ веке психологи, находившиеся на позициях бихевиоризма, стали склоняться к мысли о том, что черты лидера нельзя считать всецело врожденными и некоторые из них можно приобрести посредством обучения и накопленного опыта. Второй подход можно назвать поведенческим. Он позволяет анализировать лидерство в контексте реализуемого лидером поведения и выделять универсальные поведенческие особенности, обеспечивающие лидеру успех.

И, наконец, третий ситуационный подход пытается синтезировать структурные и поведенческие концепции в контексте конкретных ситуационных переменных.

В ней акцент переместился с черт лидера на анализ ситуации и объекта управления. Лидерство возникает как ответ на требование ситуации. В данном подходе преуменьшается роль активности личности, ее черт и преувеличивается роль обстоятельств, ситуаций.

В последние годы разрабатывается концепция лидерства, понимаемого как «система воздействий». Сторонники данной теории отмечают, что лидер, конечно, воздействует на ведомых, но, с другой стороны, столь же важен факт воздействия ведомых на лидера. Ф. Лутанс, Э. Холландер считают, что обоснованный подход к процессу лидерства должен связать воедино три следующие переменные – лидера, ситуацию, и группу ведомых.

Современные поиски западных психологов в области построения концепции лидерства основываются на данной точке зрения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.003 с.)