Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальный стиль управления коллективомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важность конкретных форм и методов управления руководителя, оказывающего непосредственное воздействие на эффективность работы коллектива, на его морально-психологический климат, на реализацию потенциальных возможностей людей и производства, несомненна и зависит от выбранного стиля руководства. Стиль руководства - это типичная для руководителя система приемов и способов управленческой деятельности, используемых в общении с подчиненными. Стиль руководства определяется по тому, как осуществляются основные функции управления: - как принимаются решения, и организуется их исполнение; - как осуществляется контроль исполнения; - какие способы используются для побуждения исполнителей к деятельности. В 30-х гг. XX века немецкий психолог Курт Левин определил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Он и психологи его школы исследовали социально-психологические явления групповой жизни. Важное место в этих исследованиях занимала проблема роли и значения руководителя в различных групповых процессах. Объектом изучения К. Левина были группы детей-подростков (мальчиков 11—12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. В соответствии с логикой экспериментов, они были разделены на три группы. Во главе каждой группы стоял взрослый, демонстрировавший разные стили руководства. К каким выводам пришёл К. Левин на основе экспериментов? Для выбранной конкретной ситуации наиболее целесообразным стилем руководства оказался демократический. Во-первых, этот стиль создает более благоприятную атмосферу и способствует активному включению членов группы в совместную деятельность. Во-вторых, при этом стиле руководства группа отличается наивысшей удовлетворенностью трудом, стремлением к творчеству. В-третьих, этот стиль обеспечивает установление наиболее благоприятных взаимоотношений между руководителем и группой. При авторитарном стиле руководства группа выполняла больший объем работы, чем при демократическом стиле, но имела более низкую мотивацию, оригинальность действий и дружелюбие. В таких группах отсутствовало групповое мышление, проявлялось больше агрессивности как по отношению к руководителю, так и по отношению к членам группы. Наблюдались признаки подавленности, тревоги, зависимого поведения. При либеральном стиле объем работы уменьшался, качество снижалось, активность проявлялась в соответствии с личными желаниями и интересами, и в проведенных опросах фиксировалось предпочтение демократического лидера. Выбор руководителем того или иного стиля управления определяется рядом объективных и субъективных факторов. При авторитарном (единоличном) стиле руководитель замыкает все связи на себе, а своим подчиненным предоставляет лишь минимум информации. Он строго контролирует действия подчиненных, часто вмешивается в их работу, требуя пунктуального следования данным им наставлениям, оставляя для сотрудников лишь небольшую возможность для проявления самостоятельности и инициативы. Такие методы управления опираются на формальную структуру коллектива, на фиксированную систему прав и обязанностей работников. Достоинством авторитарного типа руководства является централизация воздействий на коллектив, вследствие чего легко достигается оперативность воздействий. Но данный тип не стимулирует инициативу подчиненных. Главный недостаток такого руководства - возможная неудовлетворенность сотрудников, которые могут прийти к выводу, что их творческие силы не находят должного применения. Использование руководителями авторитарных приемов в своей деятельности оправдано в некоторых объективно сложившихся ситуациях: неудовлетворительны дисциплина и порядок в коллективе; запущенность работы по совершенствованию управления, поэтому возникает необходимость в немедленном принятии и реализации решения. Такие приемы иногда приходится применять и вновь назначенному руководителю, которому поручили отстающий участок. Однако существуют и субъективные факторы, побуждающие некоторых руководителей прибегать к этому приему. Это, прежде всего, личностные качества руководителей. Изменить тип работы с людьми такой руководитель может только в результате большой кропотливой и систематической работы над собой. При длительном применении авторитарного типа руководства у человека могут выработаться авторитарные черты характера. Такой руководитель стремится к единовластию даже тогда, когда в этом нет необходимости. Он навязывает свое мнение собранию, выдавая его за мнение большинства; настаивает на своей формулировке решений; стремится единолично решать вопросы, как в сфере производства, так и при награждении и наказании сотрудников; подбирает себе заместителей не столько по деловым качествам, сколько из желания иметь безотказных исполнителей (но, даже имея таких заместителей, не передает им свои функции); часто проявляет нетактичность, склонность к произволу. В результате между руководителем и сотрудниками возникает психологический барьер. При демократическом (коллегиальном) типе руководства к разработке и принятию решений широко привлекаются члены коллектива, наиболее полно используются коллективные формы обсуждения, согласования и контроля. Руководитель часть своих полномочий делегирует сотрудникам. Сам он решает наиболее сложные и важные вопросы, а сотрудникам предоставляет решение многих других, менее сложных. При этом они получают от руководителя достаточно информации для того, чтобы видеть перспективы своей работы. Преимущества демократического типа руководства - благоприятные условия для инициативы сотрудников и их удовлетворенность работой. Однако и коллективный стиль имеет свои недостатки. Он непригоден в ситуациях, когда нет времени для дискуссий и обсуждений, когда требуется быстрое единоличное решение. Демократический тип руководства, применяют обычно те руководители, которые придают большое значение развитию личной деловой инициативы своих сотрудников. В таких случаях ответственные решения принимаются активом коллектива во главе с руководителем на производственном совещании. Руководитель предоставляет сотрудникам возможности для проявления самостоятельности, но никогда не идет "на поводу" у них. Он, как правило, не вникает в детали работы сотрудников, не проявляет мелочной опеки и контроля, но постоянно ставит задачи, подчеркивает свой интерес к их работе, при необходимости дает советы, систематически контролирует и т.д. Работники при таком руководстве бывают хорошо информированы о положении дел, как в своем коллективе, так и в организации в целом. Они горячо "болеют" за общее дело. Руководитель считается с мнением специалистов, стремится создать в коллективе атмосферу взаимопонимания. Результаты работы коллектива обсуждаются на производственных собраниях. Выделяют также либеральный тип руководства, который характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Руководитель выступает в данном случае в роли посредника при осуществлении контактов между своими подчиненными и другими коллективами, обеспечивает их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы. Либеральный тип руководства может использоваться только в тех случаях, когда работа подчиненных имеет индивидуализированный творческий характер. Работники самостоятельно планируют и организуют свою деятельность, обращаясь за помощью и указаниями к руководителю лишь в необходимых случаях. Руководитель выполняет роль контролера и стимулятора работы подчиненных. Либеральный тип руководства чаще применим в научно-исследовательских коллективах, где требуется высокая творческая активность и значительная самостоятельность. По-видимому, ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости от обстановки. При выборе того или иного стиля руководства должны учитываться, по меньшей мере, три фактора: 1. Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). В ситуациях дефицита времени становится оправданным авторитарный стиль. 2. Задача (насколько четко структурирована). К решению сложных проблем важно привлечь экспертов, организовать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль. 3. Группа (ее особенности: по полу, возрасту, времени существования). Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватными будут демократический и даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль руководства. Отношения между руководителем и подчиненным всегда должны быть ясными настолько, чтобы ни у кого никогда не возникало и тени сомнения в том, кто на самом деле руководит. Подчиненный не автомат, не робот, бездумно и механически выполняющий приказания. Он участник и соавтор работы, но доля его вклада в общее дело и степень участия в нем определяет не он сам, а его руководитель. Вопросы для самопроверки: 1. Чтовключает в себя понятие «лидерство» и «руководство»? Каковы различия между ними? Как вы думаете, эффективно ли в современных условиях руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства? Почему? Литература: [24]c.92-100; [34]c.217-226; [11]c.495-500; [37]c.34-37; [28]c.27-31; [25]c.185-186, [35]c115, [32]c.158-164; [37]c.39-40; [22]c.128-130. 2. О тличается ли по стилю руководства руководитель-лидер от руководителя-администратора и почему? Литература: [37]c.38-39; [28]c.30-31. 3. Перечислите основные теории лидерства? Литература: [33]c.156-160; [37]c.45-49; [32]c.164-180; [14]c.154-159, [35]c.116. 4. Что такое «стиль руководства»? Охарактеризуйте основные стили руководства. Литература: [22]c.130-134; [33]c.161-178; [10]c.50-58; [8]c.197-198; [25]c.186-188; [32]c.182- 187; [13]c.16-22. 5. Что вы можете сказать о профессионально важных качествах руководителя? Литература: [33]c.185-193; [25]c.188-202; [32]c.195-202,206; [22]c.63-66; [13]c.10-16; [20]c.112-119.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.008 с.) |