Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен власти. Структура и функции властиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По своей природе власть - явление социальное,поскольку возникает в обществе. Социальная власть (хотя и в скрытой форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны возможности влиять на поведение людей. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. В самом широком значении власть - всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности - политической, экономической, правовой. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Власть как феномен проявляется в различных сферах жизнед человека. В личной жизни - это власть над собой и обстоятельствами, в социуме - это власть над людьми, в биосфере - это власть над природой. Мифы первобытных обществ свидетельствуют о наличии в сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями. Др греками власть рассматривалась как искушение: «Нет человеческой души, которая выстоит перед искушением властью» (Платон). Таким образом, социальная власть - это волевые отношения между людьми по поводу организ их совместной деят-ти, выработки и осущ общей для данного соц коллектива воли. Особенной разновидностью соц власти является власть госуд.. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный) характер, то в классово организованном - политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономич системах: она имеет крепкие корни в обществ и частной жизни граждан. Сущ различные мнения о власти как соц феномене. Одни рассматр ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как способность к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи -власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют два начала - созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассм власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общ жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти челов цивилизация невозможна. Основные концепции власти: 1) Теологическая - всякая госвласть происходит от Бога. «Источник власти в Боге» - Фома Аквинский. Он признавал положит роль Бога, поскольку госуд выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Обосновал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже воспитание - против тирании.2) Телеологическая - реализация намеченных целей. Характеризует власть, как способность достижения опред целей, получение намеченных результатов: служить обществу; иметь привилегии, престиж, положение в обществе; наслаждаться, находясь у власти3) Биологич концепция - власть для обуздания челов агрессии, как биолог существа. 4) Бихевиористская - человек - «властолюбивое животное». Власть - средство улучшения жизни, приобретение богатства, престижа, свободы безопасности. Его предст: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.
№33.Статус и и функция философии в средневековой культуре Средневековая философия зарождается в недрах античной культуры из-за распространения христианской веры (1-2вв) по всему Средиземноморью Особенности развития: 1) абсолютная несовместимость религиозной веры с чувственностью человеческим разумом (Тертуллиан: «верую, ибо абсурдно») 2) делались попытки совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного писания и поставив на защиту религиозной догматики («Верую, чтобы понимать» Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский) 3) Попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область чел. познания (Пьер Абеляр «понимаю, чтобы верить») Роль философии в ср.века: 1.систематизация и защита религиозной идеологии 2.интерпритация священных текстов 3.разработка правил истинного толкования Библии Исторические этапы развития средневековой философии: 1) Апологетика(2-3вв.н.э.) – период размежевания с античным рационализмом и борьба против возможной ереси (ученый и богослов Оричен, карфагенянин Тертуллиан) 2) Патристика(4-8вв.н.э.) – период разработки «отцами церкви» основ христианской догматики. Принципы средневекового философского мышления: 1.теоцентризм – идеи Бога- абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. 2.креационализм 3.супранатурализм – мировоздание – благое творение Бога. Бог не сливается с природой, превосходит ее во всем и пребывает вне природы, над миром. 4.символизм – природа понималась как великая, таинственная книга, в кот. все зримое предстает как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога. 5.принцип оппозиции души и тела – чел. сотворен по образу и подобию Бога. Душа чел-ка – бессмертная субстанциональная форма тела, в кот. она достигает полноты своего существования.Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине 6.«убожение» ( богоуподобление) – ограничение плотских желаний, отказ от материальных благ 7.провиденциализм и Эсхатологизм. Люди – актеры драмы, задуманной Богом №34.Политическая система: структура и основные элементы Политическая система— организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.Выделяют след. компоненты полит. системы: -политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы. -политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы. -социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти. -политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти. -политическая практика, состоящая из политической деятельности. Элементами полит системы являются: госуд, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социнституты Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии — политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность включается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах. Несобственно-полит объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это — профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Профсоюзы — это оргпо защите проф интересов трудящихся по отношению к госуд. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают эконом требования и лозунги анархо-синдикалистического характера. Следующую группу составляют организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов.Полит оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны госуд или иных полит по своему характеру органов и организаций, в отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений. Своеобр роль в полит системе играет церковь как соц институт, заним дух деятельностью. Отношение госуд к церкви как к элементу неполитического хар-ра закреплено в конституциях совр госуд. Решающую роль среди составных частей полит системы играет госуд. Госуд выступает как главная сила в руках любого господствующего класса, как важнейшее средство осущ полит власти.
№35. Античная философия: Основные этапы и проблема Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель). В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа. Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит). Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс). Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры. Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода.Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Платон. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию. №36. Культура как предмет философского анализа Неклассическая (модернистская) модель возникает в ХХ в. как реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоятельности и самоценности каждой культуры. Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рассматривает культурную реальность как объект переживания, а не рационального осмысления Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности. Она основывается на постулате о бесперспективности попыток творческого преобразования мира Подходы к определению и исслед фил 20 века: 3. Аксиологический (ценностный) подход, трактующий культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования. Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Духовная культура – это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. № 37.Специфика и основные проблемы философии древнего Китая Конфуцианство — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию(551—479 до н.э) Основные категории - понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. -благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Их на государственную службу. Их задача - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие (попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами) - представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного соблюдения должны подчиняться ритуалу (традиционным нормам поведения) Значение: превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом влияло на мировоззрение и социальный уклад восточной Азии вплоть до 20 века. Мои́зм —древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель—Мо-цзы. Принцип всеобъемлющей, взаимной и равной "объединяющей любви", принцип "взаимной пользы/выгоды". Высшим гарантом обоснованности этой позиции моисты считали Небо, которое приносит счастье тому, кто испытывает к людям объединяющую любовь и приносит им выгоду. Небо обладает волей, помыслами, желаниями и одинаково любит все живое. Моисты утверждали, что в судьбах людей нет фатального предопределения, поэтому человек должен быть активен и деятелен, а правитель – внимателен к достоинствам и талантам, которые следует почитать и продвигать независимо от социальной принадлежности Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Даоси́зм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням. Мин цзя («Школа имён»)— одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Время существования — V—III вв. до н. э. Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий» Считается, что наряду со школой моистов и конфуцианцев школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. Похожи на софистов. ИНЬ—ЯН ЦЗЯ (инь и янь)— школа натурфилософов, одна из шести основных филос. школ Др. Китая. Разрабатывала вопросы космо- и онтогенеза, сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека. Возникновение школы инь—ян, очевидно, относится к нач. I тыс. до н.э. и связано с представлениями древних китайцев о дуальных силах инь и ян, обознач. универсальный ряд противоположных сторон мира вещей: темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, мягкое и твердое, земное и небесное, и т.д. № 38. Мораль, искусство, религия как феномены культуры. Культуру можно определить как сложную совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности, общения и поведения, ядром которых является социальная информация. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития как общества, так и внутреннего мира самого человека. Мораль – система норм, правил, оценок, которые регулируют поведение и общение индивидов, человека в обществе. Разрыв родоплеменных связей и обособление индивидов вызвали к жизни новые культурные программы регуляции поведения, общения людей – морально-нравственные нормы и образцы поведения. В отличие от обычаев и традиций они имеют общечеловеческое содержание, являются универсальными. В структуру морали входят моральные нормы («не убий», «не прелюбодействуй»), которые обеспечивают устойчивое поведение человека в стандартных жизненных ситуациях. В качестве элементов морали выступают моральные ценности (добро и зло, любовь, честность). Моральные принципы (коллективизм, индивидуализм), механизмы нравственного самоконтроля личности (долг, совесть). Структура морали и ее содержание исторически меняются. Искусство: в широком смысле искусство – высший уровень мастерства, умения; в узком – это творческая деятельность, которая ориентирована на создание художественных произведений. Основу искусства составляет эстетическое отношение человека к миру. Эстетическое отношение и деятельность имеют универсальный характер, пронизывают труд, быт, отдых и т.д. Искусство все в большей степени становится сложной системой дискурсов (систем знаков): классических, модернистских и постмодернистских; музыкальных, пластических, изобразительных; народных и профессиональных, массовых и элитарных, демократических и тоталитарных. Искусство – сфера культуры, ориентированная прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу человека. Религия – одна из наиболее древних форм духовности в культуре. Религия– совокупность взглядов, обрядов, культов, воплощающих важнейшие социальные ценности, центром которых является вера в существование сверхъестественного существа – бога (или богов). Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И культово-обрядная практика религии, и религиозная мораль способствуют организации внутреннего духовного мира человека. В философии религии и религиоведении выделяют следующие этапы исторической эволюции религии: этап естественной религии, этап религии закона, этап религии искупления. Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом: магический и умилостивительный культ(через храм, церковь). Религиозное отношение к миру возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с абсолютом. Существует целый ряд подходов, объясняющих сущность и происхождение религии, которые выдвинули И. Кант, Ф. Гегель, У. Джемс, З. Фрейд, Ф. Ницше и др. Религия, как и мифологическое сознание, обладает образным строем мышления, обращается к эмоционально-чувственной сфере человека. Спецификой религиозного сознания является удвоение реальности в двух проекциях: на мир сакральный (священный) и профанический (собственно “мир”), а также на мир естественный и сверхъестественный.
№39.Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии В древнеиндийской фил выделяют три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период; 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр. Веды (дословно - "знания") - рел-фил трактаты, которые созд пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: - "священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); - описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами); - книги лесных отшельников ("араньяки"); - философские комментарии к Ведам ("упанишады"). Завершает период древнеиндийской фил эра сутр - кратких фил трактатов, рассматр отдельные проблемы Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опир на закон Риты - космич эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоц соотвс выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космлет, после чего умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 косм до новогорождения Брахмы. Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. Главной особ древнеиндийской гносеологии (учения о познании) явл не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европ типа познания), а изуч процессов, происх в сознании при соприкосн с миром предметов и явл. В этой связи инд фил выделяет три вида сознания: - "пракрити" - материальное сознание,- "пуруша" - чистое сознание,- "майя" сознание сновидения, мираж. Душа в индийской фил состоит из двух начал: атмана и манаса. Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Также для Индийской фил характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность чел жизни, судьбы. Цель кармы - провести чел через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных жизней и становятся Махатмами - Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение. Отмечая характерные особенности индийской философии, надо подчеркнуть, что все отличие между так называемыми каноническими школами индийской философии – ведантой, санкхьей, йогой, вайшешикой, мимансой и так называемыми неканоническими – джайнизмом и буддизмом, заключается в том, что с точки зрения последних интуитивный опыт конкретного человека непосредственно открывает истину и кладется в основу абстрактной системы, а с точки зрения первых – личный опыт приобретает законность, только опираясь на тексты откровения, которые изложены в Ведах. №40.Схаластичская философия средневековья Схоластика - средневековая ученость. Тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики. Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты. Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В XIII- XV вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви. На протяжении веков была создана огромная литература. Совокупность доктрин, созданных в период средневековья, и принято называть схоластикой в собственном смысле. Во-первых, университеты способствовали сглаживанию социальных противоречий, так как доступ в них был открыт для людей всех сословий и классов. К тому же учащиеся из бедных семей могли рассчитывать на материальную поддержку на весь период обучения. На передний план выходили знания и ум. В этой среде возникло новое понимание благородства - благородство не по крови и богатству, а по уму. Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV — XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой. ФОМА АКВИНСКИЙ – систематизатор средневек. схоластики. Пытался обосновать основные принципы христианства опираясь на учения Аристотеля. Высшее начало - само бытие (христианский Бог). Выделяет четыре уровня бытийности вещей: 1 уровень - форма (неорганич. стихии и минералы). 2 уровень - форма предстает как конечная причина вещи, которой присуща целесообразность (растения). 3 уровень — животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех 3 ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. 4 уровень -форма предстает сама по себе, независимо от материи (это дух, или ум, разумная душ). Не будучи связана с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». Души животных не являются самосущими, а потому не имеют специфической для разумной души функции— мышления; все действия животных осуществляются с помощью тела=>души животных погибают вместе с телом. Фома рассматривает разум как высшую человеч способность, видя и в самой воле ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма — одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.
№41Специфика и методы фил мышления Первич формой мышления, возник до фил-ии, была мифология. Фил мышление возникает из мифологич и одновременно разрушает его (хотя мифологич мышление и сейчас остается очень распростр формой мышления – в религии, астрологии,гаданиях). Сущ отличия мифологич и фил мышления: 1) вещи и явления природы в мифологич мышл представл символами, за кот скрыв действия, умысел и воля сверхъестеств существ. Фил мышление рассматр вещи сами по себе, согласно их прирзаконам. Это мышление логич, а не символическое. 2) мифологич мышление постулирует, а фил - доказывает. 3) мифологич мышл безлично, автор мифов никогда не бывает известен. Фил мышление всегда явл личностным. Философ говорит от своего имени, высказ собственное мнение. В процессе историч разв фил разрабат разл методы познания (диалектичй метод Платона, рационалистич метод Декарта).Эти и др методы определ специфику становл и разв не только осн фил учений, но и форм их влияния на интелл и соц-ую историю чел-ва. Методологич потенциал филразнообразен, и трудно выдел те методы, кот явл специфич только для фил-ии. Но часто выдел 2 осн метода фил, кот значит отлич друг от друга по своим хар-кам: диалектич и метафизический. Диалектич метод предполаг постижение сущего в его осн проявл (мир, чел, «чел-в-мире»). Он формир уже в античной фил в стр-ре сократических диалогов. Слово диалектикаознач фил диалог как полемический способ излож фил идей. Классич фил диалог имеет полемич направл-ость, предполагдискуссию, ориентир на поискистины. Благодаря Аристотелю диалектика стала осн методом фил-ния в средневековой европ культуре, где она вкл логику и силлогистику как составной части фил метода. Метафизич метод позн более науч метод исслед природы и соц объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте вел интеллект революции. Философия, с точки зр мыслит этой эпохи, призвана не созерцать природу, а разрабатметоды научногоисслед-ия в целях разв техники и цивилиз на благо чела.Благодаря успехам классич механики Вселенная стала мыслиться как огромный слож механизм, сост из мн-ва простых и устойчивых тел, измен кот сводятся к перемещ в про-ве. В соврем постклассич фил-ии проблема метода утрач свою определ и конкретность. Всё связано с тем, что соврем фил-ия заявляет о кризисетрадиц-ныхдля эпохи классики методов анализа сознания и самосозн. Основ соврем модели фил мышления: позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм и др. Все они рассматр проблемы, кот имеют общечеловеч ценность: роль фил и науч позн; чел и его жизнеде-сть; взаимод дух и материального, объективного и субъективного; свобода и необходимостьи т.д. Широкое распростр сегодня получили разл религ модели фил мышл: фил катол церкви (неотомизм), фил православия, ислама, разл восточные религ фил учения: фил буддизма, йоги и др. Осн раздел неотомизма — метафизика или «первая фил», т.е. учение о принципах бытия, кот противопоставл умопостигаемому и трансцендентному миру. Экзистенциализм. Ее центр проблемой явл проблема чела, его сущ-ние в мире. Онставит вопрос: «Как жить челу в мире противоречий и историч катастроф?»
№42 Принцип глобального эволюционизма Одна из важн идей европ цивилиз - идея развития мира. Она нач проникать в естествозн еще в 18в. Но уже 19 век может быть назван веком эволюции. Проникнов идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманит науки в 19 – перв пол 20 в. происход независимо в каждой из этих отраслей познания.В каждой отрасли естествозн фил припципимел свои, независ от др отрасли, формы.Только к концу 20в. естествозн нашло теоретич и методологич средства для создания единой модели универсальной эволюции. Такой моделью явл концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает как развив во времени природное целое, а вся история Вселенной от Большого Взрыва до возник чел-варассматр как единый процесс, в кот космич, химич, биологич и соц типы эволюции генетически связаны между собой. Вся история Вселенной - предстает как единый процесс матер эволюции, саморазвивматерии. Важную роль в этой концепции играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований. Эта закономер характерне только для биологич формы движения, но и для всей эволюции материи. Также важную роль играет антропный принцип. Смысл его в том, чес-вовозникло в силу того, что свойства нашей Вселенной есть таковы, какими они являются; если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы познавать. Этот принцип указывает на глубокое внутр единство закономеристорич эволюции Вселенной, Универсума и предпосылок возник и эволюции органического мира впло
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.014 с.) |