Феномен власти. Структура и функции власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен власти. Структура и функции власти



По своей природе власть - явление социальное,поскольку возникает в обществе.

Социальная власть (хотя и в скрытой форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны возможности влиять на поведение людей. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. В самом широком значении власть - всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности - политической, экономической, правовой.

Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения.

Власть как феномен проявляется в различных сферах жизнед человека. В личной жизни - это власть над собой и обстоятельствами, в социуме - это власть над людьми, в биосфере - это власть над природой.

Мифы первобытных обществ свидетельствуют о наличии в сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями. Др греками власть рассматривалась как искушение: «Нет человеческой души, которая выстоит перед искушением властью» (Платон).

Таким образом, социальная власть - это волевые отношения между людьми по поводу организ их совместной деят-ти, выработки и осущ общей для данного соц коллектива воли.

Особенной разновидностью соц власти является власть госуд.. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный) характер, то в классово организованном - политический.

В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономич системах: она имеет крепкие корни в обществ и частной жизни граждан.

Сущ различные мнения о власти как соц феномене. Одни рассматр ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как способность к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи -власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют два начала - созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассм власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение

Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общ жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти челов цивилизация невозможна. Основные концепции власти: 1) Теологическая - всякая госвласть происходит от Бога. «Источник власти в Боге» - Фома Аквинский. Он признавал положит роль Бога, поскольку госуд выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Обосновал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже воспитание - против тирании.2) Телеологическая - реализация намеченных целей. Характеризует власть, как способность достижения опред целей, получение намеченных результатов: служить обществу; иметь привилегии, престиж, положение в обществе; наслаждаться, находясь у власти3) Биологич концепция - власть для обуздания челов агрессии, как биолог существа.

4) Бихевиористская - человек - «властолюбивое животное». Власть - средство улучшения жизни, приобретение богатства, престижа, свободы безопасности. Его предст: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

 

№33.Статус и и функция философии в средневековой культуре

Средневековая философия зарождается в недрах античной культуры из-за распространения христианской веры (1-2вв) по всему Средиземноморью

Особенности развития: 1) абсолютная несовместимость религиозной веры с чувственностью человеческим разумом (Тертуллиан: «верую, ибо абсурдно»)

2) делались попытки совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного писания и поставив на защиту религиозной догматики («Верую, чтобы понимать» Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский) 3) Попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область чел. познания (Пьер Абеляр «понимаю, чтобы верить»)

Роль философии в ср.века: 1.систематизация и защита религиозной идеологии 2.интерпритация священных текстов 3.разработка правил истинного толкования Библии

Исторические этапы развития средневековой философии:

1) Апологетика(2-3вв.н.э.) – период размежевания с античным рационализмом и борьба против возможной ереси (ученый и богослов Оричен, карфагенянин Тертуллиан)

2) Патристика(4-8вв.н.э.) – период разработки «отцами церкви» основ христианской догматики.

Принципы средневекового философского мышления:

1.теоцентризм – идеи Бога- абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании.

2.креационализм

3.супранатурализм – мировоздание – благое творение Бога. Бог не сливается с природой, превосходит ее во всем и пребывает вне природы, над миром.

4.символизм – природа понималась как великая, таинственная книга, в кот. все зримое предстает как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога.

5.принцип оппозиции души и тела – чел. сотворен по образу и подобию Бога. Душа чел-ка – бессмертная субстанциональная форма тела, в кот. она достигает полноты своего существования.Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине

6.«убожение» ( богоуподобление) – ограничение плотских желаний, отказ от материальных благ

7.провиденциализм и Эсхатологизм. Люди – актеры драмы, задуманной Богом

№34.Политическая система: структура и основные элементы

Политическая система— организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.Выделяют след. компоненты полит. системы:

-политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.

-политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.

-социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.

-политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.

-политическая практика, состоящая из политической деятельности.

Элементами полит системы являются: госуд, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социнституты

Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии — политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность включается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах.

Несобственно-полит объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это — профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель.

Профсоюзы — это оргпо защите проф интересов трудящихся по отношению к госуд. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают эконом требования и лозунги анархо-синдикалистического характера.

Следующую группу составляют организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов.Полит оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны госуд или иных полит по своему характеру органов и организаций, в отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.

Своеобр роль в полит системе играет церковь как соц институт, заним дух деятельностью. Отношение госуд к церкви как к элементу неполитического хар-ра закреплено в конституциях совр госуд. Решающую роль среди составных частей полит системы играет госуд. Госуд выступает как главная сила в руках любого господствующего класса, как важнейшее средство осущ полит власти.

 

№35. Античная философия: Основные этапы и проблема

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.

Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.

Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода.Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.

В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Платон. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.

№36. Культура как предмет философского анализа
Становление философии культуры как особой концептуальной системы представлений о культуре стимулировалось осознанием факта многообразия путей культурной эволюции человечества, несовпадения исторического и культурного развития, а также кризисных явлений в культуре ХХ в.
В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее концептуальные модели:натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.
Натуралистическая модель, сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое продолжение природы.
Классическая модель культуры, сложившаяся в ХIХ в., знаменует отказ от натуралистических тенденций. Человек – субъект культуры.

Неклассическая (модернистская) модель возникает в ХХ в. как реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоятельности и самоценности каждой культуры. Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рассматривает культурную реальность как объект переживания, а не рационального осмысления

Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности. Она основывается на постулате о бесперспективности попыток творческого преобразования мира

Подходы к определению и исслед фил 20 века:
1. Деятельностный подход, при котором культура предстает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. 2. 2.Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование.

3. Аксиологический (ценностный) подход, трактующий культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы.

В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования. Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Духовная культура – это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях.

№ 37.Специфика и основные проблемы философии древнего Китая

Конфуцианство — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию(551—479 до н.э)

Основные категории - понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

-благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Их на государственную службу. Их задача - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие (попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами)

- представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного соблюдения должны подчиняться ритуалу (традиционным нормам поведения) Значение: превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом влияло на мировоззрение и социальный уклад восточной Азии вплоть до 20 века.

Мои́зм —древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель—Мо-цзы. Принцип всеобъемлющей, взаимной и равной "объединяющей любви", принцип "взаимной пользы/выгоды". Высшим гарантом обоснованности этой позиции моисты считали Небо, которое приносит счастье тому, кто испытывает к людям объединяющую любовь и приносит им выгоду. Небо обладает волей, помыслами, желаниями и одинаково любит все живое. Моисты утверждали, что в судьбах людей нет фатального предопределения, поэтому человек должен быть активен и деятелен, а правитель – внимателен к достоинствам и талантам, которые следует почитать и продвигать независимо от социальной принадлежности

Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Даоси́зм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Мин цзя («Школа имён»)— одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Время существования — V—III вв. до н. э. Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий» Считается, что наряду со школой моистов и конфуцианцев школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. Похожи на софистов.

ИНЬ—ЯН ЦЗЯ (инь и янь)— школа натурфилософов, одна из шести основных филос. школ Др. Китая. Разрабатывала вопросы космо- и онтогенеза, сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека. Возникновение школы инь—ян, очевидно, относится к нач. I тыс. до н.э. и связано с представлениями древних китайцев о дуальных силах инь и ян, обознач. универсальный ряд противоположных сторон мира вещей: темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, мягкое и твердое, земное и небесное, и т.д.

№ 38. Мораль, искусство, религия как феномены культуры.

Культуру можно определить как сложную совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности, общения и поведения, ядром которых является социальная информация. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития как общества, так и внутреннего мира самого человека.

Мораль – система норм, правил, оценок, которые регулируют поведение и общение индивидов, человека в обществе. Разрыв родоплеменных связей и обособление индивидов вызвали к жизни новые культурные программы регуляции поведения, общения людей – морально-нравственные нормы и образцы поведения. В отличие от обычаев и традиций они имеют общечеловеческое содержание, являются универсальными. В структуру морали входят моральные нормы («не убий», «не прелюбодействуй»), которые обеспечивают устойчивое поведение человека в стандартных жизненных ситуациях. В качестве элементов морали выступают моральные ценности (добро и зло, любовь, честность). Моральные принципы (коллективизм, индивидуализм), механизмы нравственного самоконтроля личности (долг, совесть). Структура морали и ее содержание исторически меняются. Искусство: в широком смысле искусство – высший уровень мастерства, умения; в узком – это творческая деятельность, которая ориентирована на создание художественных произведений. Основу искусства составляет эстетическое отношение человека к миру. Эстетическое отношение и деятельность имеют универсальный характер, пронизывают труд, быт, отдых и т.д. Искусство все в большей степени становится сложной системой дискурсов (систем знаков): классических, модернистских и постмодернистских; музыкальных, пластических, изобразительных; народных и профессиональных, массовых и элитарных, демократических и тоталитарных. Искусство – сфера культуры, ориентированная прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу человека.

Религия – одна из наиболее древних форм духовности в культуре. Религия– совокупность взглядов, обрядов, культов, воплощающих важнейшие социальные ценности, центром которых является вера в существование сверхъестественного существа – бога (или богов). Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И культово-обрядная практика религии, и религиозная мораль способствуют организации внутреннего духовного мира человека. В философии религии и религиоведении выделяют следующие этапы исторической эволюции религии: этап естественной религии, этап религии закона, этап религии искупления. Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом: магический и умилостивительный культ(через храм, церковь). Религиозное отношение к миру возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с абсолютом. Существует целый ряд подходов, объясняющих сущность и происхождение религии, которые выдвинули И. Кант, Ф. Гегель, У. Джемс, З. Фрейд, Ф. Ницше и др. Религия, как и мифологическое сознание, обладает образным строем мышления, обращается к эмоционально-чувственной сфере человека. Спецификой религиозного сознания является удвоение реальности в двух проекциях: на мир сакральный (священный) и профанический (собственно “мир”), а также на мир естественный и сверхъестественный.

 

 

№39.Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии

В древнеиндийской фил выделяют три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период; 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр.

Веды (дословно - "знания") - рел-фил трактаты, которые созд пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: - "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

- описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами);

- книги лесных отшельников ("араньяки");

- философские комментарии к Ведам ("упанишады").

Завершает период древнеиндийской фил эра сутр - кратких фил трактатов, рассматр отдельные проблемы

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опир на закон Риты - космич эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоц соотвс выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).

В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космлет, после чего умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 косм до новогорождения Брахмы.

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса-Брахмы и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет.

Главной особ древнеиндийской гносеологии (учения о познании) явл не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европ типа познания), а изуч процессов, происх в сознании при соприкосн с миром предметов и явл.

В этой связи инд фил выделяет три вида сознания:

- "пракрити" - материальное сознание,- "пуруша" - чистое сознание,- "майя" сознание сновидения, мираж. Душа в индийской фил состоит из двух начал: атмана и манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Также для Индийской фил характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма - предопределенность чел жизни, судьбы. Цель кармы - провести чел через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши.

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных жизней и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

Отмечая характерные особенности индийской философии, надо подчеркнуть, что все отличие между так называемыми каноническими школами индийской философии – ведантой, санкхьей, йогой, вайшешикой, мимансой и так называемыми неканоническими – джайнизмом и буддизмом, заключается в том, что с точки зрения последних интуитивный опыт конкретного человека непосредственно открывает истину и кладется в основу абстрактной системы, а с точки зрения первых – личный опыт приобретает законность, только опираясь на тексты откровения, которые изложены в Ведах.

№40.Схаластичская философия средневековья

Схоластика - средневековая ученость. Тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики. Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты. Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В XIII- XV вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви. На протяжении веков была создана огромная литература. Совокупность доктрин, созданных в период средневековья, и принято называть схоластикой в собственном смысле. Во-первых, университеты способствовали сглаживанию социальных противоречий, так как доступ в них был открыт для людей всех сословий и классов. К тому же учащиеся из бедных семей могли рассчитывать на материальную поддержку на весь период обучения. На передний план выходили знания и ум. В этой среде возникло новое понимание благородства - благородство не по крови и богатству, а по уму. Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV — XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

ФОМА АКВИНСКИЙ – систематизатор средневек. схоластики. Пытался обосновать основные принципы христианства опираясь на учения Аристотеля. Высшее начало - само бытие (христианский Бог). Выделяет четыре уровня бытийности вещей: 1 уровень - форма (неорганич. стихии и минералы). 2 уровень - форма предстает как конечная причина вещи, которой присуща целесообразность (растения). 3 уровень — животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех 3 ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. 4 уровень -форма предстает сама по себе, независимо от материи (это дух, или ум, разумная душ). Не будучи связана с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». Души животных не являются самосущими, а потому не имеют специфической для разумной души функции— мышления; все действия животных осуществляются с помощью тела=>души животных погибают вместе с телом. Фома рассматривает разум как высшую человеч способность, видя и в самой воле ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма — одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

 

 

№41Специфика и методы фил мышления

Первич формой мышления, возник до фил-ии, была мифология. Фил мышление возникает из мифологич и одновременно разрушает его (хотя мифологич мышление и сейчас остается очень распростр формой мышления – в религии, астрологии,гаданиях).

Сущ отличия мифологич и фил мышления:

1) вещи и явления природы в мифологич мышл представл символами, за кот скрыв действия, умысел и воля сверхъестеств существ. Фил мышление рассматр вещи сами по себе, согласно их прирзаконам. Это мышление логич, а не символическое.

2) мифологич мышление постулирует, а фил - доказывает.

3) мифологич мышл безлично, автор мифов никогда не бывает известен. Фил мышление всегда явл личностным. Философ говорит от своего имени, высказ собственное мнение.

В процессе историч разв фил разрабат разл методы познания (диалектичй метод Платона, рационалистич метод Декарта).Эти и др методы определ специфику становл и разв не только осн фил учений, но и форм их влияния на интелл и соц-ую историю чел-ва.

Методологич потенциал филразнообразен, и трудно выдел те методы, кот явл специфич только для фил-ии. Но часто выдел 2 осн метода фил, кот значит отлич друг от друга по своим хар-кам: диалектич и метафизический.

Диалектич метод предполаг постижение сущего в его осн проявл (мир, чел, «чел-в-мире»). Он формир уже в античной фил в стр-ре сократических диалогов. Слово диалектикаознач фил диалог как полемический способ излож фил идей. Классич фил диалог имеет полемич направл-ость, предполагдискуссию, ориентир на поискистины. Благодаря Аристотелю диалектика стала осн методом фил-ния в средневековой европ культуре, где она вкл логику и силлогистику как составной части фил метода.

Метафизич метод позн более науч метод исслед природы и соц объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте вел интеллект революции. Философия, с точки зр мыслит этой эпохи, призвана не созерцать природу, а разрабатметоды научногоисслед-ия в целях разв техники и цивилиз на благо чела.Благодаря успехам классич механики Вселенная стала мыслиться как огромный слож механизм, сост из мн-ва простых и устойчивых тел, измен кот сводятся к перемещ в про-ве.

В соврем постклассич фил-ии проблема метода утрач свою определ и конкретность. Всё связано с тем, что соврем фил-ия заявляет о кризисетрадиц-ныхдля эпохи классики методов анализа сознания и самосозн.

Основ соврем модели фил мышления: позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм и др. Все они рассматр проблемы, кот имеют общечеловеч ценность: роль фил и науч позн; чел и его жизнеде-сть; взаимод дух и материального, объективного и субъективного; свобода и необходимостьи т.д.

Широкое распростр сегодня получили разл религ модели фил мышл: фил катол церкви (неотомизм), фил православия, ислама, разл восточные религ фил учения: фил буддизма, йоги и др. Осн раздел неотомизма — метафизика или «первая фил», т.е. учение о принципах бытия, кот противопоставл умопостигаемому и трансцендентному миру.

Экзистенциализм. Ее центр проблемой явл проблема чела, его сущ-ние в мире. Онставит вопрос: «Как жить челу в мире противоречий и историч катастроф?»

 

№42 Принцип глобального эволюционизма

Одна из важн идей европ цивилиз - идея развития мира. Она нач проникать в естествозн еще в 18в. Но уже 19 век может быть назван веком эволюции. Проникнов идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманит науки в 19 – перв пол 20 в. происход независимо в каждой из этих отраслей познания.В каждой отрасли естествозн фил припципимел свои, независ от др отрасли, формы.Только к концу 20в. естествозн нашло теоретич и методологич средства для создания единой модели универсальной эволюции.

Такой моделью явл концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает как развив во времени природное целое, а вся история Вселенной от Большого Взрыва до возник чел-варассматр как единый процесс, в кот космич, химич, биологич и соц типы эволюции генетически связаны между собой. Вся история Вселенной - предстает как единый процесс матер эволюции, саморазвивматерии.

Важную роль в этой концепции играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований. Эта закономер характерне только для биологич формы движения, но и для всей эволюции материи.

Также важную роль играет антропный принцип. Смысл его в том, чес-вовозникло в силу того, что свойства нашей Вселенной есть таковы, какими они являются; если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы познавать. Этот принцип указывает на глубокое внутр единство закономеристорич эволюции Вселенной, Универсума и предпосылок возник и эволюции органического мира впло



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.064 с.)