Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Поиск

Чуть-чуть интернета и конспект

Фридрих Ницще (1844 – 1900) Мифотворец современности. Розочарован в классических традициях. Поэма «Так говорил Заратустра» занимает исключ место, ставит задачу – понимать поэму как парадокс.

В основе лежали 2 основные идеи:

1. идея сверхчеловека

2. идея вечного возвращения – время в своем бесконечном течении в опр периоды повторяет один положение вещей.

Идея сверхчеловека – идея победы над трагичностью бытия. Сверхчеловек – человек, кот определ все явления прогресса и обещает освобождение от случая и рока. Надежда на спасение. Сверхчеловек хочет основать новые нравы, указать волю к власти, кот может вести все чел-во в высшее будущее. Диктует законы новой жизни. «Тонущего толкни». Право выжить имеет сильнейший. Ницше порицает нравственные устои, выработанные до этого чел-ом, хочет установить новую мораль. Для Ницше христианин – символ униженного, смиренного и несчастного создания.

Сверхчеловек состоит из: дух верблюда; дух льва; дух ребенка

Задача: преодолеть повиновение духу верблюда (христиане). Через осознание собственной несвободы чел стремится пробудить волю к жизни. – через это в челе рождается дух и сила льва. Такой человек принадлежит к аристократии. Чел толпы никогда не станет сверхчеловеком. Ценности оказываются по ту сторону добра и зла, по ту сторону морали. Жизнь – постоянная борьба, ибо он человек войны.

У Ницше - любовь к дальнему. Этика сострадания – этика альтруизма, неверия в себя. Высшая форма проявления эгоизм а – господа будущего с их желанием установить власть над бездарными другими. (идеалы – цезарь, наполеон – приближены к сверхчеловеку). Преодолев себя человек все ближе станов к сверхчеловеку.

Вершина самоопределения человека – фаза ребенка. Ребенок – символ игры, новых начинаний и иллюзий, в кот отражаются подлинные действия.

Сверхчеловек лишен сострадания, презирает маленьких людей, не принимает норм добра и зла. Абсурдность бытия обрекает человека на вечную борьбу. Малодушный, меланхоличный, униженный человек – представитель морали рабов. Рабская мораль жаждет мелкого счастья. Страсть к себе – мораль хозяина.

Протест против равенства, против свободы, против моральной абсолютной ценности. Люди лучше или хуже в зависимости от того, сколько жизненной силы в них.

Человек по природе своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. Ницше учил, что на смену челу должно прийти более совершенное разумное существо — сверхчеловек

 

№55 Пробл единства истор и понятие осевого времени в соч Ясперса "Истоки истор и ее цель"

Карл Ясперс - нем фил и психиатр, один из основат экзистенциализма. Ясперс раздел всю историю культуры на 4 эпохи:
1) Прометеевская эпоха – доистория чел-ва (около 5 тыс лет назад). К этому периоду относ «первое становл чела», формир мифов.
2) Появл «вел истор культур древности». (напр: шумеро-вавилонская, египетская культуры). Данный тип характер налич письменности.
3) «Осевое время» (8 – 2 вв. до н.э.) – время расцвета античной и вост культур, определ на вечные времена общечел ценности и нормы.
4) Научно-технич эпоха: созд новых информац технологий, откр нов источников энергии.

В основе концепции Ясперса лежит идея «осевого времени» -эпоха, когда возникла основа мир истории чел-ва, была заложена «ось» мир истории. Ясперс полагает, что это произошло между 800 и 200 г. до н. э. В эту эпоху в разл регионах Земли произошли измен, определив все послед в истории чел-ва. В Китае это было связ с Конфуцием, Лао-Цзы, в Индии - с Буддой, в Греции - с возникнов и разв древнегреч фил. Все эти измен Ясперс связ с возникн индивид самосознания (рефлексии), становл личности и личн отношения к Богу. Ясперс отмеч, что все эти измен в разных регионах Земли проходили независ, но примерно в одно время. Этот параллелизм объяснить просто невозможно. Вот это и есть тайна: никто не может полностью понять как возн ось мир истории. Он убежден в том, что история чел-ва должна быть единой. Единство чела реализ лишь в истории и нах не в прошлом и не в наст, а в будущем. Единство истории и ее смысл нерасторжимы. Он подчер, что история без единства не может иметь смысла. История соверш между истоками и целью. Истоки - в «создании чела», цель - в «вечном царстве души». Ясперс говорит, что все представл о единстве истории, ее смысле и цели приблизительны, относительны. Они пересматр и будут пересматриваться нов поколениями людей в лице своих фил-ов. К смыслу и цели истории можно только приближаться.

Ясперс критич относ к фил истории Гегеля. Вообще экзистенциализм явл антиподом гегелевской фил. У Гегеля история предстает завершенной и сущ знание об истории в ее целостности, где уже установлены начало и конец истории и где все обретает свое место. Ясперс же относит завершение истории в будущее.

 

№56 Учение о бессознательном и строении чел психики в работе Фрейда "Я и Оно"

Раздел психики на сознат и бессознат явл основной психоанализа. Фрейд говорит, что «сознательное» - это не «суть» психики, а ее «качество». Состояние осознательности быстро проходит, но при определ условиях представл может снова вернуться в сознание. Фрейд наз эти неосозн представления «латентнымм», т.е. скрытыми.

Бессознат по Фрейду 2 видов: «латентное» (скрытое), но способное к осознанию, и вытесненное – само по себе и не способное для осознания.

Фрейд вводит 3 термина: сознательное (СЗ), предсознат (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ).

Фрейд открывает бессознательное в душевной жизни чела. Ему принадлежат слова о том, что «я» не является хозяином в собственном доме, сознание довольствуется жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессозеательного. В челе спрятана великая сила – бессознательное оно. Этой силой управляет либидо (половое влечение). Бессознат. проявляется в снах. Кроме «оно» в структуре человеч дух опыта присутств обществ нормы и соц установки, которые Фрейд назвал «Сверх Я». Бессознат – причина духовного рабства человека. Сублимация – переключение полового влечения на что-либо другое. Механизм сублимации – главный источник творчества. Он требовал от человека и человечества постоянной работы по превращению «оно» в «я».

 

№57 Понятие архетип и идея коллект бессознат в статье Юнга "Понятие коллект бессознательного"

Коллективное бессознат представл собой некое отражение в душе индивида историч опыта всех предшеств поколений. Причем оно обладает собств структурой и вкл в себя семейное, расовое, нац и общечеловеч достояние. Коллективное бессознательное переходит от поколения к поколению через стр-ры мозга и играет важн роль в жизнедеятельн общества и личности. Коллект бессознательное - наследие эволюционного разв чела, наследие, возни на основе повтор переживаний многих поколений.

Особенности:

1. Своим сущ коллект бессознат обязано только наслед-сти.

2. Оно не основано на личном опыте и не развив индивидуально.

3. Его содерж представлено архетипами – формами, кот лишь вторичным образом стан осознаваемыми.

Т. О содерж коллект бессознат склад благодаря наслед-сти и одинаково для всего чел-ва.

Содерж коллект бессознат составл архетипы. Архетипы - врожденные идеи или воспом, кот предрасполаг людей воспринимать, переживать и реагир на события определ образом. Юнг считал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определ чувства и мысли в отнош определ объекта или ситуации. Кол-во архетипов может быть неогранич. Но особое внимание Юнг удел Персоне, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.

Персона - публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отнош с др людьми. Персона как архетип необход нам, чтобы ладить с др людьми в повседневной жизни. Персона - публ личность, те стороны, кот челпоказ миру.

Тень - «низший человек в нас»: наши страхи, агресс влечения. Юнг рассматр тень как источник жизненной силы, творч начала в жизни индивидуума.

Анима и Анимус - архетипы женствен и мужественности. Анима - прир жен архетип, это выраж жизни, в кот есть и благо, и зло жизни, кот дана и богине, и ведьме. Анимус - мужской архетип во внутр мире женщины. Идентификация с Анимусом выз в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агресс и самоувер, заставл стремиться к власти. Но также хорошо развитый Анимус позвол женщине действовать разумно и целенаправленно.

Самость- архетип, представл стремл чела к целостности. Самость - центр личности, вокруг кот группир все остальные системы. Она удерж эти системы вместе и обеспеч личности единство, равновесие и стабильность. Самость - цель жизни, цель, к кот люди постоянно стремятся и кот редко достигают.

Мифы, сновидения, видения, ритуалы, психотич симптомы, произвед искусства представл лучший источник наших знаний относительно архетипов. Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявл архетипов в религ представл, мифах и сновид.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.007 с.)