Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии. Структура философского знания.

Поиск

Предмет философии. Структура философского знания.

Определение предмета философии предполагает ответ на вопрос "Что изучает Ф?", т.е. уточнение той совокупности явлений, объектов и процессов реальности, кот-ые подлежат духовному освоению средствами философии и отражены в системе философского знания. Предмет Ф периодически изменялся, но всегда оставался круг особенно интересующих её вопросов.

Предмет Ф — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, соц и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании чел-а и роль в выборе его жизн позиции. Т.о., главную особенность Ф в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

Основные проблемы Ф:

1.Познание универсума (первоначало мира, его конечность и бесконечность, форма и способы его бытия)

2.Проблема чел-а (рассматривает комплекс мировоззренческих вопросов, смысл жизни, понятие свободы и т.д.)

3.Проблема взаимосвязи чел-а и мира (различные типы и формы взаимоотношения между чел-ом и миром).

Особое место принадлежит основному вопросу Ф. Он был впервые сформулирован Фейербахом, а затем детально разработан Энгельсом. В этом вопросе охвачены основные понятия Ф, раскрыты сущность и направление борьбы различных течений философской мысли.

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. В разное время разные философы определяли структуру философии по-разному. В современном представлении Ф традиционно включает:

- Онтологию – учение о бытии

- Гносеологию - теория познания

- Аксиологию – теория ценностей

Выделяют также:

- Антропологию – учение о человеке

- Социальную философию – наука о закономерностях и движущих силах развития общества

- Праксиологию – учение о деятельности

- Феноменологию – теория сознания

 

 

Христианское сознание – основа средневекового менталитета.

Церковь являлась единым институтом всех стран тогдашней Европы.

Христианство предлагало устроенную систему мира.

В Ср века было полное безоговорочное основание на Библии. Люди были глубоко верующими. Мас культура Ср веков опиралась на проповеди и увещевания.

Средневек европеец был в общей массе неграмотен. Лишь в сер 14в. церковь принялась открывать дух семинарии.

Христианская церковь в Ср века была совершенно равнодушна к греческой и вообще к языческой науке и Ф. Главная про­блема, кот старались решить отцы церкви, - освоить знания «язычников».

Частное учение было предложено Св.Августином. Но самую важную роль сыграл Фома Акинекий (после смерти ему присвоен титул «ангельский доктор»). В своих работах отводит больш внимание? бытия Бога.

5 доказательств Бога:

1. кинетическое (если все в мире движется, значит должен сущ обязательный передвигатель)

2. беспричинная причина (основано на том, что в мире всё обусловлено, но должна быть первопричина. Такой первопричиной и явл Бог)

3. космологическое ( должно было быть такое время, когда физических объектов не существовало, но т.к. в наст время они существуют, должна быть некая не физич сущность, вызвавшая их существование; эта сущность - Бог)

4. док-во от степени совершенства (Бог явл абсолют совершенством, т.к. все в мире стрем-ся быть совершенным)

5. руководящее начало (существующие в мире объекты производят впечатление созданных с опред целью, ничто нам известное не выглядит намеренно сотворенным, если оно не сотворено → существует творец - Бог)

Интуиция играет большую роль.

Каждый чел должен выполнять опред ф-цию жизни, но различия в ф-циях явл-ся не результатом обществ труда, а целевой деятельности Бога. Таким образом оправдывается и соц неравенство.

 

 

Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.

Ф – одна из древнейших областей человеч знания. Предмет Ф периодически изменялся, но всегда оставался круг интересующих её вопросов. Коренными философскими вопросами всегда являлись вопросы мировоззрения.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нём чел-а, отношение к окружающей действительности и самому себе. Оно представляет собой органический сплав чувств, разума, знаний, убеждений, ценностей, программ действий и включает в себя след уровни:

- мироощущени е эмоционально-психологическая сторона (несистематическая картина реальности)

- мировосприятие – чувственно-познавательная (формирование представлений о мире, где реальность предстаёт как целое)

- миропонимание – познавательно-интеллектуальная (раскрытие сути происходящего).

Мировоззрение:

- обыденное – совокупность взглядов, основанных на здравом смысле

- профессиональное – формир-ся под влиянием знаний в соответствующей сфере деятельности

- научное (теоретическое) – философское мировоззрение

Структура М:

1. Знание – совокупность сведений об окружающем мире:

- научное

- профессиональное

- повседневно-практическое

2. Ценности – особое отношение людей ко всему происходящему в соотв со своими целями, потребностями, интересами. Характеризуются: полезностью (практическое отношение); значимостью (степень интенсивности нашего отношения)

3. Эмоции

Второстепенные составляющие компоненты:

воля, убеждение, вера, сомнение.

Исторические типы мировоззрения:

- Мифология - фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности; образная картина мира, сочетающая реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

- Религия – форма сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, кот влияют на судьбу чел-а и окруж мир; не смешивает земное и неземное – удвоение (земной и потусторонний мир)

- Философия – теоретически разработанное мировоззрение, система общих теоретич взглядов на мир; способ существования – логическая последовательность, а не вера; характерна обоснованность.

 

Линейные и нелинейные интерпретации истории.

История –движение общ-ва во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как целенаправленный процесс. Сущ неск-ко подходов к определению хар-ра истор процесса: линейный (стадиально-поступательный) и нелинейный (культурологический и цивилизацонный).

Линейный: оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная Ф, Ф Др Востока, эколог песимизм) и прогрессизм (Морган, Гегель, Маркс).

Наиб развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономич формаций. История, по К. Маркса, им естественноисторич хар-р и реализуется через смену основных этапов – общественно-историч формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистич, коммунистич формации).

Нелинейный: история представляет собой множ-во глобальных самост циклов, состояний, цивилизаций, культур. Цивилизация (лат. сivilis – гражданский, государственный) – обществ уровень развития в гражд обществе; это комплекс чел достижений, кот есть в данном гос-ве в данное время.

Цивилизац подход к истории предполагает глобальное членение мирового истор процесса (Вост и Зап цивилизация; традиционная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и др.).

Сравнение: формационный и цивилизационный подходы существенно дополняют друг друга. В рамках формационного подхода история – закономерный, предсказуемый, единый, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Современная глобализация подтверждает важность такого аспекта исторического развития. Однако история в концепции К. Маркса безальтернативна, имеет профетический характер (провозглашается конечная цель – коммунизм); экономически детерминирована (поэтому упрощена и схематизирована).

 

 

Человек по природе своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. Ницше учил, что на смену челу должно прийти более совершенное разумное существо — сверхчеловек

 

№55 Пробл единства истор и понятие осевого времени в соч Ясперса "Истоки истор и ее цель"

Карл Ясперс - нем фил и психиатр, один из основат экзистенциализма. Ясперс раздел всю историю культуры на 4 эпохи:
1) Прометеевская эпоха – доистория чел-ва (около 5 тыс лет назад). К этому периоду относ «первое становл чела», формир мифов.
2) Появл «вел истор культур древности». (напр: шумеро-вавилонская, египетская культуры). Данный тип характер налич письменности.
3) «Осевое время» (8 – 2 вв. до н.э.) – время расцвета античной и вост культур, определ на вечные времена общечел ценности и нормы.
4) Научно-технич эпоха: созд новых информац технологий, откр нов источников энергии.

В основе концепции Ясперса лежит идея «осевого времени» -эпоха, когда возникла основа мир истории чел-ва, была заложена «ось» мир истории. Ясперс полагает, что это произошло между 800 и 200 г. до н. э. В эту эпоху в разл регионах Земли произошли измен, определив все послед в истории чел-ва. В Китае это было связ с Конфуцием, Лао-Цзы, в Индии - с Буддой, в Греции - с возникнов и разв древнегреч фил. Все эти измен Ясперс связ с возникн индивид самосознания (рефлексии), становл личности и личн отношения к Богу. Ясперс отмеч, что все эти измен в разных регионах Земли проходили независ, но примерно в одно время. Этот параллелизм объяснить просто невозможно. Вот это и есть тайна: никто не может полностью понять как возн ось мир истории. Он убежден в том, что история чел-ва должна быть единой. Единство чела реализ лишь в истории и нах не в прошлом и не в наст, а в будущем. Единство истории и ее смысл нерасторжимы. Он подчер, что история без единства не может иметь смысла. История соверш между истоками и целью. Истоки - в «создании чела», цель - в «вечном царстве души». Ясперс говорит, что все представл о единстве истории, ее смысле и цели приблизительны, относительны. Они пересматр и будут пересматриваться нов поколениями людей в лице своих фил-ов. К смыслу и цели истории можно только приближаться.

Ясперс критич относ к фил истории Гегеля. Вообще экзистенциализм явл антиподом гегелевской фил. У Гегеля история предстает завершенной и сущ знание об истории в ее целостности, где уже установлены начало и конец истории и где все обретает свое место. Ясперс же относит завершение истории в будущее.

 

№56 Учение о бессознательном и строении чел психики в работе Фрейда "Я и Оно"

Раздел психики на сознат и бессознат явл основной психоанализа. Фрейд говорит, что «сознательное» - это не «суть» психики, а ее «качество». Состояние осознательности быстро проходит, но при определ условиях представл может снова вернуться в сознание. Фрейд наз эти неосозн представления «латентнымм», т.е. скрытыми.

Бессознат по Фрейду 2 видов: «латентное» (скрытое), но способное к осознанию, и вытесненное – само по себе и не способное для осознания.

Фрейд вводит 3 термина: сознательное (СЗ), предсознат (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ).

Фрейд открывает бессознательное в душевной жизни чела. Ему принадлежат слова о том, что «я» не является хозяином в собственном доме, сознание довольствуется жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессозеательного. В челе спрятана великая сила – бессознательное оно. Этой силой управляет либидо (половое влечение). Бессознат. проявляется в снах. Кроме «оно» в структуре человеч дух опыта присутств обществ нормы и соц установки, которые Фрейд назвал «Сверх Я». Бессознат – причина духовного рабства человека. Сублимация – переключение полового влечения на что-либо другое. Механизм сублимации – главный источник творчества. Он требовал от человека и человечества постоянной работы по превращению «оно» в «я».

 

№57 Понятие архетип и идея коллект бессознат в статье Юнга "Понятие коллект бессознательного"

Коллективное бессознат представл собой некое отражение в душе индивида историч опыта всех предшеств поколений. Причем оно обладает собств структурой и вкл в себя семейное, расовое, нац и общечеловеч достояние. Коллективное бессознательное переходит от поколения к поколению через стр-ры мозга и играет важн роль в жизнедеятельн общества и личности. Коллект бессознательное - наследие эволюционного разв чела, наследие, возни на основе повтор переживаний многих поколений.

Особенности:

1. Своим сущ коллект бессознат обязано только наслед-сти.

2. Оно не основано на личном опыте и не развив индивидуально.

3. Его содерж представлено архетипами – формами, кот лишь вторичным образом стан осознаваемыми.

Т. О содерж коллект бессознат склад благодаря наслед-сти и одинаково для всего чел-ва.

Содерж коллект бессознат составл архетипы. Архетипы - врожденные идеи или воспом, кот предрасполаг людей воспринимать, переживать и реагир на события определ образом. Юнг считал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определ чувства и мысли в отнош определ объекта или ситуации. Кол-во архетипов может быть неогранич. Но особое внимание Юнг удел Персоне, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.

Персона - публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отнош с др людьми. Персона как архетип необход нам, чтобы ладить с др людьми в повседневной жизни. Персона - публ личность, те стороны, кот челпоказ миру.

Тень - «низший человек в нас»: наши страхи, агресс влечения. Юнг рассматр тень как источник жизненной силы, творч начала в жизни индивидуума.

Анима и Анимус - архетипы женствен и мужественности. Анима - прир жен архетип, это выраж жизни, в кот есть и благо, и зло жизни, кот дана и богине, и ведьме. Анимус - мужской архетип во внутр мире женщины. Идентификация с Анимусом выз в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агресс и самоувер, заставл стремиться к власти. Но также хорошо развитый Анимус позвол женщине действовать разумно и целенаправленно.

Самость- архетип, представл стремл чела к целостности. Самость - центр личности, вокруг кот группир все остальные системы. Она удерж эти системы вместе и обеспеч личности единство, равновесие и стабильность. Самость - цель жизни, цель, к кот люди постоянно стремятся и кот редко достигают.

Мифы, сновидения, видения, ритуалы, психотич симптомы, произвед искусства представл лучший источник наших знаний относительно архетипов. Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявл архетипов в религ представл, мифах и сновид.

Предмет философии. Структура философского знания.

Определение предмета философии предполагает ответ на вопрос "Что изучает Ф?", т.е. уточнение той совокупности явлений, объектов и процессов реальности, кот-ые подлежат духовному освоению средствами философии и отражены в системе философского знания. Предмет Ф периодически изменялся, но всегда оставался круг особенно интересующих её вопросов.

Предмет Ф — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, соц и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании чел-а и роль в выборе его жизн позиции. Т.о., главную особенность Ф в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

Основные проблемы Ф:

1.Познание универсума (первоначало мира, его конечность и бесконечность, форма и способы его бытия)

2.Проблема чел-а (рассматривает комплекс мировоззренческих вопросов, смысл жизни, понятие свободы и т.д.)

3.Проблема взаимосвязи чел-а и мира (различные типы и формы взаимоотношения между чел-ом и миром).

Особое место принадлежит основному вопросу Ф. Он был впервые сформулирован Фейербахом, а затем детально разработан Энгельсом. В этом вопросе охвачены основные понятия Ф, раскрыты сущность и направление борьбы различных течений философской мысли.

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. В разное время разные философы определяли структуру философии по-разному. В современном представлении Ф традиционно включает:

- Онтологию – учение о бытии

- Гносеологию - теория познания

- Аксиологию – теория ценностей

Выделяют также:

- Антропологию – учение о человеке

- Социальную философию – наука о закономерностях и движущих силах развития общества

- Праксиологию – учение о деятельности

- Феноменологию – теория сознания

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.014 с.)