Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, ее когнитивный и социокультурный статус.

Поиск

Наука форма социально организов познавательной дея-сти, в кот на основе опережающего отражения действительности осущ рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового.

Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на произ-во и воспро-во новых объективно-истинных знаний о действительности. Специфика научного познания - цель и результ является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. По сравнению с обыденным научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими хар-ми, как: истинность, обоснованность, системность, опережение наличной практики, особым профессионально-специальным языком. Для организации научного познания необходим профессионально подготовленный, обладающий специальными, научными знаниями субъект познания.

Наука как знание. Реализация познавательного отношения человека к миру создаёт предпосылки для перевода познаваемых объектов в идеально-знаковую форму, в которой они распредмечиваются и обретают статус знания. И сторические критерии научности: формально-логическую непротиворечивость знания; его опытную проверяемость и эмпирическую обоснованность; рациональный характер знания;

Наука как социальный институт может быть обозначена как совокупность научных орг-ций и учреждений, интегрированных определенными нормами научного этоса, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общ.

Структура и динамика научного познания. В соответствии с этим подходом правомерна констатация различий эмпирического и теоретического уровней научного исследования по ряду параметров: специфика решаемых задач, целей исследования и методов их реализации, а также особенности полученных научных знаний и языковых средств их выражения.
Эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существ и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание. Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений.

Существенным образом отличаются между собой и результаты, полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования. В первом случае к ним относятся научные факты, эмпирические обобщения и закономерности. Во втором - научные теории.
Для эмпирического уровня элементами структурной организации выступают так называемые исходные данные наблюдений и экспериментов или эмпирические протоколы, а также факты и эмпирические закономерности, в совокупности образующие эмпирический базис научной дисциплины.

 

№21. Научные и философские модели антропогенеза.

Проблема антропогенеза выступает как одна из традиционных тем философского, научного и культурного дискурса.

Философия же всегда стремилась к постижению целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Философскую программу можно повторить вслед за Сократом: "Познай самого себя".

Исторически первой моделью происхождения мира и человека была так называемая креационистская или теистическая концепция. Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Отличие креационизма от других моделей антропогенеза связано с пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования. Человек уникален и поэтому для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. Бог – единственная причина творения мира и человека.

Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, исповедующий идею естественного происхождения человека из животного царства. Эволюционизм сегодня выступает наиболее авторитетной версией антропогенеза как в науке, так и в философии. При этом если наука акцентирует внимание на конкретных механизмах биологической эволюции, то философия реконструирует факторы, благодаря которым человек стал человеком, отвечая на вопрос не столько «как», сколько «почему». Выдающийся предшественник Ч. Дарвина Жан Батист Ламарк создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ч.Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Он показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости,наследственности, естественного отбора. Защитник трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельс показал, что труд не только биологически оформил человека, но стал источником человеческой социальности и культуры. Важным моментом при этом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления.

Игровая модель. Ее автором считается нидерландский мыслитель Й. Хейзинга.Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, точно также, играя, человечество вступило в свою историю.

Согласно психоаналитической концепции антропогенеза З. Фрейда, возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа тотема и табу. Тотем – прародитель и защитник рода, табу – запрет. Из табу и тотема развиваются религия и мораль, которые начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.

Семиотическая модель. Культура – особая знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром

Уфологическая. Данная теория возникла в 50-хх годах, как только появилось такое понятие как НЛО и её суть заключается в появлении разума в инопланетных мирах, который был занесён на Землю. И таким образом, появился человек

 

№22.Проблема истины в познании.Классич. концепция истины и её альтернативы

Истина – категория ф и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достиж.Истина является целью познавательной деятельности человека. В самом деле, истину определяют и как продукт соглашения, конвенции; и как то, что полезно, то и истинно; и как такое знание, которое не содержит в себе противоречия; и как то, что подтверждается фактами, соответствует реальности и т.д.

Наиболее известной концепцией истины является концепция соответствия (корреспонденции) знания действительности, или классическая теория истины, идущая от Платона, Аристотеля, а затем разрабатываемая Гегелем, Фейербахом, Марксом и др. Центральными понятиями классической концепции истины являются: «соответствие» и «действительность». Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально знаковой форме. Понятие «действительность» трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует.

Основоположения концепции: а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью; в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью; г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания. Для этой концепции истины характерен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что человек в состоянии осуществить адекватное воспроизведение действительности в форме знания. Позже в марксистском подходе понимание истины как соответствия знания действительности было дополнено указанием роли практики в этом процессе. Итак, истина — это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой

Попытки совершенствования классической концепции истины привели к формированию, во-первых, к диалектико-материалистической концепции истины, во-вторых, к семантическому определению истины. Диалектика-материалистическая концепция истины базир. на принципах активного отражения действительности, признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины (три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины).

Одной из попыток совершенствования классич. концепции истины является семантическое определение истины, данное польским логиком А. Тарским (1902-1984) в его работе «Понятие истины в формализованных языках».Цель данного подхода заключается не в опровержении классич. концепцииистины.

В современной фил. предпринимаются попытки критического пересмотра классич концепции истины и замены ее некоторыми альтернат подходами. В данном случае истина лишается ее классич статуса итрактуется как такое знание, которое непротиворечиво, самосогласованно, когерентно (Кант); как форма психического состояния личности (Кьеркегор); как ценность, которая не существует, но значит (Риккерт); как идеальный конструкт (Н. Гартман); как такое знание, которое полезно для чел.действий (Ч.Пирса,У.Джемса и др.). В совр фил проблема истины все более ощутимо лишается своего объективно-онтологического статуса и рассматривается в контексте интерпретации ценностных и субъективно-личностных измерений сознания.

№23.Экзистенциальные характеристики личности

Экзистенциальная психология усматривает конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования, под которыми понимаются:

Смерть, как наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность.

Свобода, как первичный принцип, порождающий ужас, поскольку отсутствует «почва под ногами» – это отсутствие внешней структуры.

Изоляция, как фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции.

Бессмысленность, как экзистенциальный динамический конфликт порожденный дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

Также можно выделить такие экзистенциальные характеристики как тревога, вина, время, чувство бытия. На этих принципах и строится рассмотрение природы человека и его движущих сил.

Решение вопроса о смысле жизни неизбежно предполагает необходимость определения соответствующего статуса смерти. Сам факт наличия смерти дискредитирует все человеческие попытки абсолютизировать жизнь и ее достоинства. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. Если смерть – это естественное завершение всякой жизни, то, возможно, именно она и составляет наиболее глубинный смысл существования, делая абсурдными любые человеческие претензии противопоставить ей что-то более высокое и абсолютное.

Человек – это единственное существо, «знающее о смерти». Отдавая ей дань уважения в ритуальной практике, человечество едва ли способно на действительную абсолютизацию смерти.

Именно феномен свободы составляет наряду с проблемами жизни и смерти еще одну сущностную экзистенциальную проекцию человеческого бытия. Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков.

Эволюция представлений о свободе в истории философии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Фаталистические установки древних цивилизаций определялись соответствующим пониманием человека как органичного элемента природы и космоса, значимого не в своей отдельности и особенности, а в сопричастности единым процессам жизни. Судьба при этом выступала не только как высшая сила, определяющая все метаморфозы человеческого пути, но и как общеприродный закон, гарант космической справедливости, распределяющий благо в масштабах Универсума.

 

 

№24. Структура и характеристики познавательного процесса

Познание можно представить как сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяются 2 этапа – чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание -Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы чувственно воспринимаем окружающий мир, что реализуется в наших ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение– отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, т.е. субъективный образ окружающего мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. Ощущение является исходным (первичным) элементом познания.

На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – ценностный образ, который отображает предметы и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. Восприятие – структурированный образ действительности, где сущность, всеобщее еще не выделены

Следующий этап чувственного познания – представление. Представление – высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств познающего субъекта. Представления опосредуются и обогащаются всем предшествующим опытом человека; в них творчески комбинируются ощущения и восприятия, в качестве всеобщего выступает здесь не подлинная сущность предметов, а их конкретно-чувственные свойства.

Рациональное познание -Рациональное познание основывается на способностях человека в своей мыслительной деятельности обобщать и анализировать, находить в чувственно-конкретных однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений.

Понятие – форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальности. В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо так же познать связи и отношения между предметами, явлениями, процессами.

Объединение понятий происходит в суждении. Суждение – форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, утверждается или отрицается что-либо.

Увеличение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация проявляется в умозаключениях. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание.

В структуре рационального познания нередко выделяют и такие уровни как рассудок и разум.

 

№ 25.Сознание человека как предмет философской рефлексии

Сознание – специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Оно отражает мир и материю. Благодаря ему мы составляем свой субъективный образ объективного мира.

Функции сознания:

§ Верно ориентировать человека в окружающей действительности

§ Способствовать преобразованию материального мира

§ Открыть человеку самого себя в мире

§ Сознание – социальная память человечества

§ Обобщение и воспроизводство на основе информационного отражения накопленного опыта

Объективный идеализм (Платон, Гегель):

Сознание как печать на воске (подчёркивается направленность сознания на предмет).

Средние века:

Направленность сознания на внутренний духовный опыт человека (общение с Богом через молитвы, исповеди).

Субъективный идеализм (Беркли, Мах):

Сознание – врождённое свойство человеческой души, идеальное, не имеющее выхода к объективной реальности.

Материализм:

Сознание – отражение действительности, связано с механизмами высшей нервной деятельности.

Марксизм:

Первичность материального, экономического интереса. А это значит, что общественное сознание стоит на втором месте и определяется материальными факторами. Сознание – продукт социально- исторического развития человека.

Имманентная философия:

Внешний мир есть сознание. Главный тезис: нет объекта без субъекта.

Уровни сознания:

v Предсознание (интуиция) – граница между сознательным и бессознательным

v Бессознательное

v Подсознательное

v Сознательное

Сознание бывает:

· Обыденным и научным

· Индивидуальным и общественным

Формы общественного сознания: наука, искусство, мораль, философия.

Источники сознания:

Те факторы, которые создают, видоизменяют, направляют процессы сознания

o Внешний материальный мир

o Социокультурная среда

o Духовный опыт человека

 

 

№26.Философская наука в СССР

Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

1917 – 30-е г г. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии.

 

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х – 80-х гг., можно отнести следующие:

-проблема гносеологии;

-проблема сознания;

-проблема идеальности;

-проблема культуры;

-проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

А. Богданов (теория систем – «тектология»);

А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

А.М. Деборин (творческое понимание материализма);

Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

В. Асмус (широкий круг исследований);

Ю. Лотман (общество, философия, история).

 

 

№ 27.Генезис сознания и его структурно-функциональные характеристики

Основой сознания является восприятие.

Слух, зрение и др. чувства создаётся образ. Некоторые исследователи считают, что образ и есть сознание.

Образ – состояние человека, в котором ему становится доступно само содержание предметов и вещей внешнего мира. Это результат направленного внимания человека к внешнему миру.

Но сознание человека моет быть направлено и на него самого. В таком случае человек обладает самосознанием.

Самосознание – сосредоточение человека на самом себе, на своём внутреннем мире. Самосознание не доступно животным. Выйти на уровень самосознания – это значит мгновенно совместить своё знание о внешнем предмете и своё е знание об этом знании.

Основные формы самосознания:

§ Самочувствие (элементарное осознание своего тела, его вписанности в мир вещей и людей, осознание своей телесности).

§ Осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному социально-этническому сообществу или той или иной культуре.

§ Возникновение сознания «Я» как особого образования, похожего на «Я» других людей, но уникального и неповторимого.

Объективный идеализм (Платон, Гегель):

Сознание как печать на воске (подчёркивается направленность сознания на предмет).

Средние века:

Направленность сознания на внутренний духовный опыт человека (общение с Богом через молитвы, исповеди).

Субъективный идеализм (Беркли, Мах):

Сознание – врождённое свойство человеческой души, идеальное, не имеющее выхода к объективной реальности.

Материализм:

Сознание – отражение действительности, связано с механизмами высшей нервной деятельности.

Марксизм:

Первичность материального, экономического интереса. А это значит, что общественное сознание стоит на втором месте и определяется материальными факторами. Сознание – продукт социально- исторического развития человека.

Имманентная философия:

Внешний мир есть сознание. Главный тезис: нет объекта без субъекта.

 

Уровни сознания:

v Предсознание (интуиция) – граница между сознательным и бессознательным

v Бессознательное

v Подсознательное

v Сознательное

 

№ 28.Проблема метода филос в современной науке.

Метод -совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии.

1.Всеобщие, философские методы 2.Общенаучные методы3.Частные или специальные методы 4.Особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.

Методы, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Используется там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Важное

Эксперимент- метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы. Отличия от набл: возможно изучение явление в "чистом виде", могут варьироваться условия протекания процесса, эксперимент может многократно повторяться.

Наблюдение и эксперимент- источники научных фактов. Факт -фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

Методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. (анализ и синтез)

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции. При индукции мысль исследователя движется от частного к общему.(популярная и научная, полная и неполная). Дедукция (движение мысли от общего к частному)

Методы познания, используемые на теоретическом уровне научного познания. Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат-выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон). Моделирование- метод, основанный на принципе подобия, в котором исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Системный метод - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем.

Методы построения и обоснования теории. Объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих.(структурное, функциональное, причинное). Метод восхождения от абстрактного к конкретному. При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии.

 

Метафизика (Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.) диалектика (учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей), Эклектика (соединение разнородных взглядов, идей и теорий), Софистика (Сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов (софизмов) — уловок, замаскированных внешней правильностью)

 

 

№29. Проблема метода в философии Нового времени

Основное- спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Философия Ф.Бэкона была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы, так и человека с некоторой методологически единой точки зрения.

В своем произведении "Великое Восстановление Наук ", многозначительно названном "Величайшее порождение времени", Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. Ссылка на время не была простым риторическим оборотом. Он и впоследствии считал замысел "Великого Восстановления Наук" скорее порождением времени, чем своего ума..

В трактате "О достоинстве и преумножении наук" мы находим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана", где Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментирования, в частности изменение, распространение, перенос, инверсию, усиление и соединение экспериментов.

Рене Декарт предлагает анализ, требующий строгой последовательности в познании по образу математики. Особую роль Декарт отводит, а также методическому сомнению.

Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые иматериалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень

Декарт выделяет два основных средства познания: интуицию и дедукцию. В дальнейшем к ним присоединяется еще и полная энумерация, или индукция.

Интуиция - центральное положение картезианского рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности.

Под интуицией имеется в виду "понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума".

Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного.

Дедукция необходима в силу того, что "есть много вещей,которые хотя и не являются самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они выводятся из верных и понятных принципов путем последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения". То есть под дедукцией подразумевается "именно движение или последовательность, чего нет в интуиции".

№ 30.Социальная структура общества

Рассматривая общество как целостную систему, все социологические школы отмечают, что целостность общества не означает однородства. Напротив, общество как система состоит из множества взаимодействующих элементов, в качестве которых могут выступать социальные объекты разного уровня, от индивида до крупных социальных объединений. Впервые выделил отдельные элементы общества, определяющие его сущность, Огюст Конт.

Социальная общность — реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия

Общности различаются: - по количеству составляющих общность элементов - по продолжительности существования - по плотности связей между членами объединения

По совокупности признаков социальные общности можно разделить на два типа — массовые и групповые. Массовые общности отличаются от групповых прежде всего качеством и степенью взаимодействия.

Признаками массовой общности являются следующие черты:

1. аморфные образования с нечеткими разделительными границамидля объединения характера;2неопределенность количественного и качественного состава.3 ситуативный способ образования, объединение неустойчиво.

ПРИМЕР: толпа, политические и общественные движения, различные ассоциации.

Групповые общности (социальные группы) отличаются от массовых более тесным взаимодействием и выступают в качестве основных элементов структуры общества.

Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам (по А. Кравченко). Социально значимым считается признак, который оказывает существенное влияние на социальное поведение индивида и формирует его систему ценностей.

Социальные группы в свою очередь делятся по масштабу и степени сплоченности на большие и малые, первичные и вторичные.

Большие группы — крупные объединения людей, характеризующиеся наличием общих интересов и пространственной разобщенностью. К большим группам относятся этносы, классы, территориальные общности, профессиональные группы, социальные слои.

Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль за поведением членов группы. Пример: семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, бригада, банда.

Вторичные группы — социальные группы, члены которых взаимодействуют опосредственно, как правило — через членство в каких-либо институтах и организациях. Все большие группы являются вторичными.

Первичные группы — малые социальные группы, члены которых находятся в прямом непосредственном взаимодействии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.011 с.)