Цель в системе категорий менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель в системе категорий менеджмента.



Требования к формулировке целей управления.

Цели коммерческих организаций.

Задачи менеджмента.

Цель в системе категорий менеджмента

В менеджменте цель управления определяется как желаемое поведение системы, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Цель в социально-экономических системах формируется на основе согласования интересов людей. В организациях разрабатывается система целей. Она формируется как результат согласования интересов собственников имущества (акционеров, других частных собственников, государства), трудового коллектива и субъектов внешней среды. В этой системе целей есть три уровня:

ü цели организации,

ü цели структурных подразделений организации,

ü цели сотрудников организации.

Цели организации в целом закрепляются в политике фирмы, в ее миссии, планах и юридических нормативных документах, на базе которых действует организация. В Республике Беларусь к юридическим нормативным документам относятся учредительный договор и (или) устав. На их основе действуют предприятия различных организационно-правовых форм.

Политика организации – это внутренние нормативные требования к управлению фирмой. Она разрабатывается высшим менеджментом предприятия и включает:

ü принципы предпринимательской деятельности,

ü основные цели, объекты и сферы деятельности,

ü требования к ее организации.

Миссия организации – это четко выраженная причина ее существования. Она детализирует статус фирмы и устанавливает направление и ориентиры для определения целей и стратегий различных структурных подразделений. С разработки миссии начинается процесс стратегического управления.

Игорь Ансофф выделил характеристики миссии, обеспечивающие ее правильную формулировку, а именно:

ü она определяет будущий бизнес;

ü она помогает судить о степени прогресса;

ü она отличает компанию от конкурентов;

ü она волнует и воодушевляет.

Цели структурных подразделений (производств, цехов, участков, отделов, бюро, групп) и сотрудников организации формируются для реализации общих целей и должны вносить конкретный вклад в осуществление последних.

Требования к формулировке целей управления

С определения целей начинается любой процесс управления. Общеорганизационные цели разрабатываются на основе миссии и политики фирмы. Чтобы внести вклад в успех организации, формулировки целей должны отвечать следующим требованиям:

1) цели должны быть конкретными и измеримыми;

2) цели должны быть достижимыми и эффективными;

3) цели организации должны образовывать систему.

Цели могут ориентироваться на рост, сохранение или сокращение.

Цель должна быть д остижимой, чтобы служить повышению эффективности деятельности организации. Достижимость обеспечивается объективными, закономерными состояниями управляемой системы.

Цели организации образуют систему, если они согласованы, взаимоувязаны, взаимодополняют и не противоречат друг другу. Согласование и взаимодополнение целей осуществляются в пространстве и во времени.

Согласование в пространстве включает:

ü взаимодействие и взаимосвязь целей по уровням иерархии системы управления (вертикальная субординация);

ü взаимодействие и взаимосвязь целей внутри одного уровня управления (горизонтальная координация);

ü персональную привязку цели к конкретному работнику, структурному подразделению, организации в целом;

ü соответствие целей организации, ее структурных подразделений и отдельных работников условиям внешней среды.

Основным инструментом вертикальной субординации целей организации является построение так называемого «дерева целей».

«Дерево целей» - это графическое изображение связи между целями и средствами их достижения, построенное по принципу дедуктивной логики и с применением некоторых эвристических процедур (рис.3).

Рисунок 3. Принципиальная схема «дерева целей»

Правила построения «дерева целей»:

1) реализация подцелей нижнего уровня, относящихся к цели более высокого уровня, должна гарантировать полное достижение этой цели;

2) цели должны быть независимыми, не должны пересекаться и исключать выбор одной из них;

3) цель каждого уровня должна быть разбита не более чем на 7-9 подцелей.

Формулировка индивидуальной цели организации, структурного подразделения или сотрудника является результатом согласования интересов и должна иметь:

ü конкретное содержание, т.е. определять желаемый, необходимый и возможный результат, который должен быть достигнут;

ü размер, т.е. диапазон достигаемого результата должен быть задан количественно;

ü временные параметры (временной период);

ü персональную привязку, которая устанавливает исполнителя данной цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.017 с.)