Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический анализ конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для понимания сущности конфликта и причин его возникновения всегда необходимо определить уровень его протекания, который прямо зависит от того, кем конкретно представлены конфликтующие стороны. Конфликт может возникнуть между отдельными работниками, между личностью и группой, двумя или несколькими группами, между разными подразделениями в рамках одной организации, даже между организациями. Внутриличностный конфликт. Каждый из нас периодически испытывает это состояние, которому присуще психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности (борьба мотивов) и т.д. Внутриличностный конфликт может быть предвестником разногласия межличностного или более высокого уровня, а с другой стороны, – нередко является спутником конфликтной ситуации. Внутриличностный конфликт может протекать на подсознательном уровне, когда актуальная потребность есть (чувство неудовлетворенности, дискомфорта), но поставить адекватные правильные цели, способные привести к удовлетворенности, человек не может. Об этом свидетельствует переживаемое тягостное эмоциональное состояние, раздражительность. В таком состоянии каждый пустяк может привести к эмоциональному взрыву. Если работник не видит перспектив профессионального развития или служебного роста, это может также стать причиной внутриличностного конфликта, поскольку не удовлетворена одна из важнейших личностных потребностей – самореализация. И, наконец, в жизни возможна ситуация, когда само содержание цели или способы ее достижения вступают в противоречие с ценностями или определенными нравственными принципами личности. Достижение цели, удовлетворение значимой потребности в этом случае может сопровождаться негативными переживаниями, угрызениями совести.
Межличностные конфликты Причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, причины эти могут быть сугубо психологические – антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу. Иногда производственный или организационный конфликт достаточно быстро переходит в межличностный. Для возникновения межличностных конфликтов могут быть и вполне объективные причины. Так, созданию конфликтной ситуации может способствовать непродуманная организационная структура управления (например, подчинение ряда работников двум независимым руководителям) или наличие только одного объекта, предмета, в котором испытывают острую потребность разные люди (путевка в санаторий, одна квартира для распределения и т.д.). Во многих случаях причиной межличностного конфликта служит сам человек, его личностные особенности, формы его поведения. Так, конфликт неизбежен, если в процессе трудового взаимодействия, а тем более принятия решения, члены коллектива рассматриваются не как личности, а как бессловесные исполнители. Реакция на такие отношения бывает резкой и однозначной. Неадекватность (несостоятельность) имплицитной теории личности (когда, обнаружив у субъекта какую-либо черту Х, мы делаем вывод о том, что ему непременно присуща и другая черта – Y) может послужить источником так называемых конфликтов с иллюзорными причинами. В качестве примера можно привести эксперимент, уже ставший классическим. Двум группам предъявлялась одна и та же фотография мужского лица. В одной из них было сказано, что это ученый, а другой – что преступник. В первом случае человек на портрете наделяется такими чертами, как настойчивый, умный, целеустремленный и т.д., во втором – как жестокий, упрямый, с угрожающим взглядом. Конфликт типа «индивид – группа». К этой категории можно отнести конфликты между руководителем и группой, членом группы и группой. Так как любой конфликт возможен лишь в случае относительного равенства конфликтующих сторон, то разногласие индивид-группа возможно лишь в тех случаях, когда индивид обладает сравнительно высоким статусом (общественное положение, должность, авторитет и т.д.). Типичен в этом отношении конфликт между руководителем и группой. Особый интерес представляет случай, когда назначенный руководитель приходит в подразделение со стороны или принимает руководство уже сложившимся коллективом. В этом случае возникновение противоречий возможно по разным причинам: · если коллектив достиг высокого уровня развития, а назначенный руководитель данному уровню не соответствует; · если среди сослуживцев есть авторитетный, уважаемый лидер, который, по общему мнению, и должен быть формальным руководителем, а «сверху», вопреки их мнению, назначают другого человека, то это, как правило, отрицательно влияет на деятельность и морально-психологический климат коллектива; · если при наличии компетенции, опыта и т.д. стиль и методы управления нового руководителя резко отличаются от методов работы прежнего. Названные причины возникновения конфликта имеют нечто общее, а именно: нарушение принципов демократии, игнорирование мнения коллектива. Лучший способ избежать конфликта – доверить выборы руководителя из нескольких кандидатур. Однако ситуация резко меняется, если подразделение или группа находится на весьма низком уровне развития или сплочение произошло на отрицательной основе по отношению к целям и задачам организации. В таком случае конфликт – это столкновение, борьба сторон на принципиальной основе. Здесь оправданно назначение руководителя (а не проведение выборов) как меры подчинения главной цели: преобразованию, формированию подлинного коллектива для созидательной деятельности. Прежде всего, новый руководитель должен разобраться в конкретной обстановке, провести оценку группы по основным параметрам: · содержание и условие деятельности группы; · уровень развития группы; · система мотивации в группе; · важнейшие личностные особенности членов группы. Особое внимание при этом надо уделить личностным характеристикам лидеров и наиболее квалифицированных, авторитетных членов группы. Действия без учета сложившихся отношений, игнорирование лидеров неизбежно приведут к конфликту, в котором нет никакой необходимости. Игнорирование группы как реальности – это в лучшем случае отказ от использования огромного потенциала групповой деятельности, а в худшем – использование его против себя. Если же групповые ценности противоречат интересам производства, конфликт необходим. В противном случае руководитель пойдет на поводу у группы. В такой ситуации успех будет зависеть от подготовленности руководителя к решению подобных задач. Конфликты между группами. В конфликте могут участвовать противоборствующие группировки в рамках одного подразделения; объединения различного служебного ранга и работающих в разных подразделениях. Если организацию раздирают противоречия, вступающих в борьбу группировок может быть несколько. При этом конфликты захватывают значительную часть людей. Это пагубно сказывается и на результатах трудовой деятельности, и на отношениях членов организации, и на здоровье: острые столкновения нередко приводят к серьезным заболеваниям и даже к гибели ряда участников конфликта. Деятельность организации в результате конфликта может быть полностью парализована – все заняты только борьбой, но не работой. Такая ситуация требует серьезнейшего отношения как со стороны непосредственного руководителя, так и руководства более высоких уровней. Центральным является вопрос о причинах, содержании конфликта. Установив, за что идет борьба, чего добиваются участники конфликта, следует разработать стратегию его преодоления. Руководитель, стоящий над конфликтующими сторонами, должен определить свою позицию. Точкой отсчета в этом должны быть интересы организации, работоспособность коллектива, мораль и нравственность. Включившись в конфликт, он должен поддержать ту сторону, которой близки эти ценности. Если же конфликт изначально деструктивен, руководитель любого уровня должен суметь подняться над личными симпатиями и стать новой конфликтующей стороной по отношению к его участникам на деловой, принципиальной основе. Что касается тактики преодоления конфликтов, здесь однозначных решений нет. Возникновение и развитие любого конфликта – явление многофакторное. Относят его к той или иной группе условно, по доминантному признаку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.007 с.) |