Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности стилей управления и факторы, влияющие на выбор стиляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стиль руководства (управления) — это совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношениях с подчиненными, наиболее привычная для него манера общения с ними. Каждый руководитель имеет свой, только ему присущий стиль управления. Однако, выделяя общие черты в стилях разных руководителей, можно проводить классификацию стилей. В настоящее время в теории стилей можно выделить два сложившихся подхода: 1) традиционная классификация стилей, в которой выделяются авторитарный (или автократический), демократический, либеральный и анархический стили управления; 2) классификация стилей по степени сосредоточения заботы руководителя на производстве и на персонале. Авторитарный стиль руководства характеризуется: 1) большой концентрацией власти в руках руководителя; 2) выключением механизма саморегуляции процесса управления путем присвоения себе права всеобщего контроля; 3) высокой степенью регламентации деятельности подчиненных; 4) отстранением подчиненных от процесса выработки решений; 5) моральным давлением на подчиненных путем прямых угроз в их адрес; 6)требованием неукоснительного соблюдения либо собственных распоряжений, и тогда говорят о жестком авторитарном стиле, либо различных инструкций, и тогда говорят о бюрократическом стиле управления. Если автократ избегает прямых угроз и принуждений, допускает работников к выработке некоторых, зачастую незначительных, решений, использует в качестве мотиватора какие-либо вознарраждения, то тогда говорят о благосклонном авторитарном или псевдодемократическом стиле управления. Демократический стиль руководства характеризуется: 1) влиянием на потребности высоких уровней; 2) ненавязыванием собственной воли руководителя подчиненным; 3) предоставлением подчиненным возможности вырабатывать собственные решения; 4) наличием контроля за деятельность руководителя со стороны подчиненных. Либеральный стиль руководства характеризуется: 1) предоставлением подчиненным полной свободы в определении собственных целей деятельности, в выборе средств достижения этих целей, в осуществлении самоконтроля; 2) минимальным участием руководителя в управлении коллективом; 3) ответственностью руководителя за деятельность подчиненных. Анархический стиль руководства отличается от либерального тем, что руководитель стремится избегать ответственности за деятельность подчиненных и не позволяет подчиненным контролировать собственную деятельность,
Управленческая решетка ГРИД Система ГРИД была предложена Р. Б лейком и Дж. Мутоном. Она представляет собой двухмерную классификацию, в которой стили управления оцениваются по девятибалльной шкале по двум показателям: 1) забота о производстве; 2) забота о персонале (рис. 4). В рамках этой классификации выделены следующие основные стили управления: 1.1 — нищета управления, когда руководитель проявляет минимальный интерес к производству и подчиненным; занимая позицию стороннего наблюдателя, он не форсирует события, не проявляет инициативы и не ждет этого от подчиненных, начинает проявлять активность только при возникновении угрозы собственному положению; 9.1 - власть руководителя, когда высокие требования по достижению результатов производственной деятельности сочетаются с низким уровнем заботы о персонале; такой руководитель строг и требователен к подчиненным, принимает единоличные решения, болезненно относится к критике со стороны подчиненных; Рисунок 4. Решетка ГРИД
1.9 - организация как «загородный клуб», когда минимальный интерес к производственной деятельности сочетается с максимально возможной заботой о подчиненных, такой руководитель основное внимание уделяет поддержанию дружеских отношений между сотрудниками, пусть даже в ущерб потребностям производства, он внимателен к людям, приятен в общении, легко находит поддержку и одобрение подчиненных, но далеко не всегда находит понимание со стороны руководства; 5.5 — «золотая середина», когда сочетаются равномерная забота о производстве и о людях, причем ни то, ни другое не делается с полной отдачей; такой руководитель ориентируется либо на общепринятые мнения, либо на мнение руководства, поэтому проявляет только одобряемую инициативу, в работе с подчиненными легко сочетает похвалу и критику; 9.9 — работа командой, когда сочетаются максимально возможная забота о производстве и о людях; такой руководитель стремится заинтересовать сотрудников в достижении целей организации, поощряет их участие в ее делах, что обеспечивает хороший морально-психологический климат и высокую эффективность работы, сам он уверен в себе и всегда стремится к нововведениям. Помимо названных основных стилей, в системе ГРИД выделяют следующие дополнительные стили управления: • патернализм, т.е. создание чувства единой семьи (или стиль 9+9), когда руководитель создает морально-психологический климат организации таким, что подчиненные сами заботятся о себе, об организации и о руководителе, при этом сам руководитель — это непогрешимый отец семейства, которого необходимо почитать и невозможно ослушаться; • оппортунизм, когда своей первостепенной задачей руководитель видит укрепление собственного положения и влияния, используя для этого все доступные ему средства и методы; • фасадиз м, когда действительные желания руководителя обладать властью и использовать других для собственных целей маскируются демонстрируемым стремлением быть своим среди подчиненных, разделяя их нужды и проблемы. Наиболее эффективным признается адаптивный стиль управления, т.е. стиль, меняющийся в зависимости от сложившейся ситуации. Но здесь возникает вопрос о способности руководителя менять свой стиль в зависимости от ситуации, т.е. возникает вопрос о факторах, формирующих стиль управления. И эти факторы можно разделить на: • объективные, не зависящие или мало зависящие от руководителя; • субъективные, т.е. зависящие от руководителя. Объективные факторы, в свою очередь, можно разделить на общие и индивидуальные. К общим факторам относятся: социально-политические отношения в обществе, вид деятельности организации, стиль управления вышестоящего руководителя и особенности управляемого коллектива. К индивидуальным факторам относятся: социальное происхождение руководителя, полученное им воспитание, его темперамент и здоровье. К субъективным факторам относятся: потребности, которые удовлетворяет человек, становясь руководителем, его знания, навыки управленческой деятельности, ценностные ориентации и характер. Формы власти и влияния Одна из важнейших проблем современного бизнеса - вопрос руководства Во всех затрагивающих эту тему исследованиях выделяются три аспекта: люди, влияние и цели. Лидерство (руководство) - это способность индивида для достижения неких целей воздействовать или влиять на других людей. Предполагается, что руководители вместе с другими членами коллектива направляют свои усилия на решение определенных задач. Одно из главных различий между руководителем и менеджером относится к источникам их власти и во многом зависящему от них уровню подчинения сотрудников. Власть – это потенциальная способность индивида влиять на поведение других. Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Лидерство — способность человека воздействовать на людей, побуждая их к достижению определенных целей путем активизации и концентрации их творческих возможностей. Источником этого воздействия являются не полномочия руководителя, а личная власть, что определяет различия между руководителем и лидером (табл. 2). Таблица 2. Отличие менеджера от лидера
Продолжение таблицы 2.
Основные компоненты, обеспечивающие эффективное лидерство, представлены на рис. 5.
Рисунок 5. Составляющие эффективного лидерства
В рамках эффективного лидерства могут использоваться несколько форм власти, основываясь на которых лидер способен воздействовать на поведение и результаты деятельности сотрудников. К таким формам власти, которые можно интерпретировать и как формы лидерства, относятся: власть, основанная на вознаграждении и принуждении, основанная на убеждении человека в том, что лидер может способствовать удовлетворению его насущных потребностей, либо, напротив, лишить его этого удовлетворения; экспертная власть, основанная на признании лидера авторитетом в профессиональной области; власть должностного авторитета (законная власть), базирующаяся на полномочиях, подкрепляющих личностные качества лидера; власть информации, основанная на сосредоточении в руках лидера информационных потоков, она позволяет влиять на людей с позиции знания, которого они лишены; власть ответственности, когда несмотря на коллективную подготовку решения, лидер берет на себя ответственность за получаемый в конечном счете результат; власть обладания ресурсами, основанная на сосредоточении в руках лидера ресурсов, необходимых для достижения индивидуальных и организационных целей, и дающая возможность влиять на достижения личных целей через механизм распределения ресурсов; власть примера, базирующаяся на харизме лидера, когда его действия не оспариваются и служат примером для подражания; власть деловых связей, т.е. возможность лидера привлекать к реализации планов организации свои личные связи во внешнем окружении.
Авторитет менеджера Авторитет является важнейшим фактором личного влияния. Авторитет - это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеству менеджера объективным требованиями Выделяют следующие разновидности авторитета: - авторитет расстояния - руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он дистанцируется от подчиненных и держится с ними официально; - авторитет доброты - «Всегда быть добрым» - таково кредо данного руководителя. Доброта снижает требовательность; - авторитет педантизма - в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет, все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу; - авторитет чванства - руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие и нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти заслуги обеспечивают ему авторитет. - авторитет подавления - менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие меры укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.012 с.) |