Понятие функций менеджмента и их место в системе категорий менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие функций менеджмента и их место в системе категорий менеджмента.



Функции управления – это определенные виды управленческой деятельности, выделившиеся в процессе специализации управленческого труда.

Функции управления носят объективный характер, поэтому их применение должно быть основано на познании принципов управления и учете конкретной обстановки. Они универсальны, т.к. характеризуют любой процесс управления.

Для выполнения функций управления должны быть созданы управленческие должности и организационная структура управления, для того чтобы установить, кто конкретно выполняет функции и каким образом управленческие работники взаимодействуют между собой.

Функции управления делятся на 2 группы: - общие (основные); - специальные.

Общие функции управления осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления. Весь процесс управления представляется как цепь последовательных, циклически повторяющихся общих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Содержание основных функций управления меняется на различных ступенях управления. Эти изменения проявляются через специальные функции.

Специальные функции дают характеристику процесса управления в пространстве, определяя его направленность на конкретные стороны и сферы деятельности предприятия. При этом весь процесс управления расчленяется по определенным направлениям деятельности организации, в рамках которых повторяются и воспроизводятся управленческие циклы. К специальным функциям управления предприятием относятся: - маркетинг, данное управление призвано посредством маркетинговой дея­тельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей кли­ентов, организации и достижение целей организации; - управление основным производством предполагает, что соответствующие служ­бы менеджмента, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрика­тов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который органи­зация предлагает внешней среде; - управление вспомогательным производством; - управление инновационной деятельностью; - управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами; - управление подготовкой производства; - управление закупками; - управление бухгалтерской деятельностью; - управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации; - управление трудом и заработной платой; - управление качеством продукции; - управление сбытом; - управление капитальным строительством и др.

Состав специальных функций определяется спецификой деятельности предприятия. Общие и специальные функции взаимосвязаны и образуют единую систему. Выполнение каждой специальной функции предполагает исполнение всех общих функций управления.

2. Функция планирования в менеджменте

Основой разработки и принятия управленческих решений является функция планирования.

Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Планирование этап процесса управления включающий разработку, обоснование и принятие комплекса мероприятий по поводу дальнейшего развития организации.

Цель планирования - это определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления.

Планирование устанавливает связи между существующим положением дел на предприятии и тем, которое должно быть достигнуто в будущем, что даст возможность реализовать представившиеся возможности и свести к минимуму будущие риски.

Содержание планирования раскрывается через характеристику его элементов и этапов.

Элементы функции планирования:

1. Определение целей и задач планирования;

2. Определение принципов планирования (полнота, точность, ясность, непрерывность, экономичность планирования);

3. Установление последовательности выполнения работ и процедур планирования;

4. Разработка правил выполнения планов;

5. Определение и уточнение полномочий персонала в процессе планирования на управленческих уровнях и в структурных подразделениях;

6. Анализ ресурсов и разработка бюджета выполнения плана;

7. Согласование и корректировка плана.

Этапы планирования: 1. прогнозирование – предвиденье тенденций и возможных путей развития, определение вероятности наступления тех или иных событий. 2. моделирование – описание будущего состояния социально-экономических процессов в организации, а так же средства и методы их достижения. 3. программирование – процесс перевода объекта управления из одного состояния в другое.

Результатом выполнения функции планирования является план.

План – это документ, содержащий указания кому и какую задачу, в какое время необходимо

решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

· директивное планирование, когда принятые планы имеют обязательный характер;

· индикативное планирование, когда устанавливаются показатели, имеющие рекомендательный, направляющий характер.

2. В зависимости от срока, на который составляется план:

· перспективное (долгосрочное) планирование охватывает период более 5 лет (например, 10, 15, 20 лет);

· среднесрочное на период от 1 года до пяти лет;

· текущее на период до одного года (включая полгода, квартал, месяц, декаду, сутки).

3. По содержанию плановых решений:

· стратегическое планирование заключается в определении главных целей инновационной деятельности предприятия и с учетом возможностей, средств и способов их достижения и обеспеченности необходимыми ресурсами, оно охватывает период на 10–15 лет (стратегия обозримого будущего);

· тактическое планирование – составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируется стратегия;

· оперативное планирование является завершающей стадией внутризаводского планирования, непосредственно предшествующей исполнительной деятельности на рабочих местах.

Все 3 типа планов составляют общую систему, которая называется – бизнес-планом организации.

4. По сферам планирования – планирование сбыта, производства, персонала, финансов и т.д.

5. В зависимости от организационной структуры управления:

· планы предприятия;

· планы структурных подразделений и филиалов.

Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как оно призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды. Высокое качество разработанных планов и программ, их строгая увязка по всем подразделениям организации, согласованность с располагаемыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять организацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.006 с.)