Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникация в экономической сфереСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В отличие от СО в сфере государственного управления и политики, в деловой коммуникации достаточно трудно выделить какие-либо четкие исторические этапы. На протяжении многих веков российской истории торговцы, а затем и промышленники использовали единую систему методов воздействия на общественное мнение. При этом могли меняться средства и каналы коммуникации, тогда как основные принципы сохранялись. Еще в Древней Руси ремесленники на своих изделиях ставили разного рода клейма. В самый древний период российской государственности это были родовые знаки князей, владевших ремесленными мастерскими, и сами ремесленники относились к княжеской чади. Княжеские родовые клейма на изделиях ремесленников-«холопов» обнаружены археологами как раз там, где княжеское хозяйство в IX-XI вв. было больше всего развито: в Киеве, Чернигове, Белгороде, Вышгороде, Изяславле, Каневе. В дальнейшем практика проставления на продукции клейм и иных знаков сохранилась, причем они уже стали обозначать самого изготовителя. Впоследствии к знакам и клеймам прибавились также фирменные названия, которые в России традиционно состояли из имени владельца компании или по меньшей мере включали его в себя. В целом же в деловой коммуникации в России дореволюционного периода традиционно преобладали средства устной или визуальной, а не письменной рекламы. Классическим приемом являлись зазывания самих торговцев (например, коробейников — торговцев-разносчиков) или специально нанятых зазывал, аналогичных рыночным глашатаям средневековой Европы. Сложился даже особый «базарный» жанр творчества, выразившийся в разного рода призывах, частушках, обращениях [2]. В них удивительным образом сочетались элементы традиционного русского фольклора (включая сказочные сравнения, былинные образы и пр.) и вполне рациональные «торговые предложения». К сожалению, до нашего времени дошли только некоторые косвенные свидетельства или личные впечатления о подобных методах коммуникационного воздействия (как, например, в книге В. Гиляровского «Москва и москвичи»), а сами образцы этого творчества не сохранились. Одним из главных экономических событий в жизни российского общества XV — начала XX в. были ярмарки как регионального, так и общероссийского уровня. Они представляли собой не только торги, но и своего рода смотр достижений российской экономики, а также культурные мероприятия с многочисленными представлениями. Участники ярмарок демонстрировали свои коммуникационные способности с вполне определенными целями: привлечь покупателей, удержать их, расширить их круг и добиться, чтобы клиенты рассказали о конкретном торговце или ремесленнике другим. Не удивительно, что они стремились производить на посетителей самые яркие впечатления, привлекая для этого даже специальных актеров (раешников, шарманщиков). Петр I вменил в обязанность властям всемерно заботиться о развитии и укреплении ярмарок: государство финансировало организацию этих мероприятий, представляло солдат для охраны правопорядка на ярмарках, священники благословляли их как богоугодные мероприятия. Как и в социально-политической, в торговой сфере уже в XVII в. широко использовались лубки, гравюры и афиши, а позднее — и живописные или рукописные вывески. С развитием газет в них немало места стали отводить под торговые объявления (как частные, так и от имени коммерческих предприятии) и под то, что сегодня бы назвали «заказными публикациями». Во второй половине XIX в. вслед за западными коллегами русские предприниматели стали рекламировать свою продукцию с помощью этикеток, открыток и вкладышей. Кондитеры имели возможность привлекать внимание потребителей к своей продукции с помощью ярких оберток; особой популярностью у детей и взрослых пользовались яркие фантики конфет фабрики «Абрикосов и сыновья» с разнообразными картинками. Рестораторы использовали салфетки с фирменной символикой, театры — соответственно программки со своими эмблемами и т. п. Нередко графические изображения заказывались известным художникам. Наконец, с 1829 г. до конца XIX в. в России состоялось 6 общенациональных выставок, получивших широкое освещение в прессе. Так, например, в 1896 г. в журнале «Нива» и других популярных изданиях прошла целая серия иллюстрированных репортажей со Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде [2]. Как и в Западной Европе, государство пыталось регулировать средства рекламы и публичной коммуникации в экономической сфере. Еще в 1731 г. вышел царский указ, которым повелевалось наносить клейма («пятна») производителен на продукцию ткацких фабрик, с 1744 г. распространившийся на все виды фабричных изделий. С 1815 г. наносимые клейма подлежали государственной регистрации в Департаменте мануфактур, а с 1823 г. этими вопросами ведала вновь созданная Патентная служба. В рамках борьбы с несанкционированной рекламой, например, в 1749 г. Камер-коллегия издала акт о запрете наносить на стены домов живописные рекламные изображения, разрешалось ограничиваться только текстами в соответствии с установленными образцами. Впоследствии реклама, так же как и печать, неоднократно подвергалась цензуре. Уже в XIX в. крупные русские предприниматели использовали нестандартные для привлечения внимания и достижения целей методы, которые иначе, как PR, не назовешь. Например, Н. И. Путилов, один из магнатов российской металлургии, в 1868 г. произвел публичную демонстрацию качества выпускаемых им рельсов, подвергнув их ударному и нагревательному воздействию при температуре -15°, после чего аналогичный опыт был проведен в отношении английского рельса (английские _______литейщики выступали конкурентами российских), который испытания не прошел. Акция, проведенная в присутствии представителей власти и даже членов императорской фамилии, способствовала тому, что англичане утратили свое доминирующее положение в российской металлургии, а Путилов получил солидный заказ, а вскоре стал одним из крупнейших промышленников России. Представители крупного бизнеса в XVIII-XIX вв., как и на Западе, стремились войти в круг аристократии, для чего приобретали себе дворянские титулы (например, уральские предприниматели Демидовы в настоящее время носят титул итальянских князей Сан- Донато), активно занимались меценатством и филантропией. Широко известны имена И. Третьякова, С. Морозова и др. Подобная деятельность привлекала внимание и высокопоставленных представителей власти, и даже членов царской семьи, на что, собственно, и рассчитывали в большинстве случаев сами предприниматели. В результате крупная буржуазия стала восприниматься как главная опора власти, что наглядно проявилось и в составе основных политических партий в России в начале XX в.: главную поддержку монархии оказывали Союз 17 октября, Союз русского народа и другие монархистские организации, состоявшие из представителей буржуазии. Переоценка ценностей в советский период привела к тому, что столь уважаемое прежде частное предпринимательство превратилось в антинародную и антигосударственную деятельность. Слово «частник» стало таким же негативным ярлыком, как прежде — «белогвардеец», «монархист». Короткий взлет частного предпринимательства в годы НЭПа к концу 1920-х гг. сменился тотальной коллективизацией и индустриализацией. В результате вместе с самим классом частных предпринимателей исчезла и разнообразная коммуникационная деятельность в экономической сфере. В советский период необходимость в рекламе и иных формах коммуникации в деловой сфере отпала по объективным причинам: в связи с государственной монополией в промышленности, торговле, сфере услуг существовала унифицированная система цен, и потребители в любом случае приобретали товар, принадлежавший государству. А знаменитая советская «реклама» «Летайте самолетами Аэрофлота!» привлекала внимание не столько к авиакомпании (поскольку других в СССР не было), сколько к самой услуге — предлагая предпочесть ее поездам или водному транспорту. Поэтому вместо «буржуазной» рекламы социалистическая форма хозяйствования обусловила иные формы стимулирования экономики. Одним из них явилось социалистическое соревнование, широко пропагандируемое и всячески приветствовавшееся властями всех уровней. Для предприятий и даже отдельных работников успехи в соревновании означали денежные поощрения, почетные грамоты, упоминания в газетных публикациях, предоставление разного рода привилегий и льгот. Но вместе с тем это, в общем-то, эффективное начинание очень скоро приобрело обязательный характер, а выполнение и перевыполнение разработанных планов даже на официальном уровне трактовалось как законопослушное поведение. С одной стороны, это обеспечивало увеличение темпов производства, с другой — лишало трудящихся личной заинтересованности, поскольку выполнение и перевыполнение плана становилось общей нормой, а невыполнение расценивалось едва ли не как преступление. Аналогичным образом, пропагандируя на словах поощрение инициативы, рационализаторских предложений и т. п., на практике руководство страны стремилось обеспечить полную унификацию методов и способов производства и всячески преследовало любые попытки повысить его эффективность, если считало их «буржуазными». Зато большое развитие получили «внутрикорпоративные» коммуникации, выражавшиеся в постоянной идеологической работе руководства предприятий с трудовыми коллективами [2]. В науке советского «менеджмента» причудливым образом сочетались два отношения к работникам: как к объектам индивидуального воздействия и как к «винтикам» единого производственного механизма. Второй подход, однако, оказался преобладающим, что, наверное, сближает отечественные СО с их «восточным» аналогом: принцип коллективизма в России всегда стоял на очень высоком уровне. И уж конечно, на первое место ставилась приверженность к идеалам, пропагандируемым Коммунистической партией, выполнение поставленных ею целей и задач. Идеологизация и политизация экономики дали основание политологам и правоведам (раньше — только западным, а в последние годы — и отечественным) обвинять советское государство в тоталитаризме и приветствовать распад социалистической системы. Вместе с тем нельзя не отметить, что подобный подход в течение 70 лет исправно действовал в советской экономике и, по сути, не был искусственно создан сверху, а лишь отражал исторически сложившийся российский тип отношений в производственной сфере, возможно, с характерными для отечественного опыта «перегибами». Борьба с вредителями, «расхитителями социалистической собственности», взяточниками, другими преступниками и нарушителями, как и в политической сфере, нередко велась с помощью средств массовой коммуникации. Одним из эффективных примеров ее стал киножурнал «Фитиль», впервые вышедший на экраны СССР в 1962 г. В киножурнале удачно сочетались жанры журналистского расследования, пропаганды официальной идеологии и сатиры. «Жертвами» документальных сюжетов «Фитиля» становились даже высшие чиновники и директора крупнейших предприятий страны: запрещались только сюжеты о героях уровня министров СССР. Киножурнал осуществлял активную связь с населением страны, оперативно реагируя на письма и «сигналы», и многие сюжеты «Фитиля» появились благодаря информированию со стороны общественности. Вместе с тем своим успехом он был обязан покровительству со стороны властей. В 1978 г. члены съемочной группы «Фитиля» были даже удостоены Государственной премии. 5. Современный этап в развитии российских связей с общественностью:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.012 с.) |