Общественные связи христианской церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные связи христианской церкви



Религия в Средние века органично вписывалась в другие сферы общественной жизни:

государственную, культурную, научную, общественную. Теология стала основной наукой,

впитав в себя все те отрасли знания, которые в Античном мире развивались как

самостоятельные: философию, риторику, математику и др.

В отличие от культов Древнего Востока, Греции и Рима, христианская церковь

старалась приобщить к религиозной жизни как можно более широкие слои общества — от

монархов и высшей знати до крестьян и даже рабов. Монастыри стали настоящими

лабораториями новой европейской культуры и идеологии, в которых разрабатывалась не

только их теоретическая составляющая, но и приемы распространения среди всех слоев

населения.

В правящих кругах церковь осуществляла деятельность, которую сегодня назвали бы

лоббизмом: поскольку малограмотные светские чиновники в раннем Средневековье все чаще

заменялись более образованными клириками, последние постепенно сосредоточили в своих

руках все делопроизводство, и церковь получила возможность воздействовать на самых

высших правителей через их секретарей-священнослужителей. Важным методом

воздействия на знать и менее влиятельные слои общества становилось проведение

торжественных церемоний и призвание божьей милости на правителей и сановников. Так,

около 498 г. франкский король Хлодвиг (Clovis) принял христианство, и церемония его

крещения была обставлена весьма торжественно, превращена в массовое мероприятие,

призванное служить укреплению власти короля, дать ему идеологическое подтверждение

прав владеть Западом, к чему он так стремился. Заключив союз с церковью, власть получила

очень важный канал массовой коммуникации: в проповедях священнослужителей

идеологически обосновывалось то или иное решение монарха, осуществлялись призывы

подчиняться правителю, поддерживать его, сражаться на его стороне.

Для широких слоев общества церковь устраивала разного рода публичные акции:

проповеди, «чудеса_______» и т. д. Весьма эффективным приемом было создание культа местных

святых, организация паломничеств и пр. Церковь создавала себе имидж защитницы всех

преследуемых и угнетенных, и одним из способов привлечения верующих становилось

«право убежища». «Правда Альфреда» (памятник английского права конца IX в.) содержит

такую статью: «Если преследуемый местью достигнет ее (церкви), убегая или верхом на

лошади, никто не должен вытащить его (из церкви) в течение 7 ночей. Если же кто-либо

сделает это, он отвечает за нарушение королевского покровительства и церковного мира, и тем

больше, чем он больше вытащит оттуда людей» [3].

Политическая функция церкви состояла в создании государственной идеологии и

увязывании ее с основами христианской веры. Например, еще блаженный Августин (Aurelius

Augustinus) в IV – V вв. идеологически обосновал законность борьбы с язычниками — вплоть до

прямых военных действий, и монархи нередко «подгоняли» под этот принцип даже свои

военные предприятия. Не удивительно, что религиозные споры часто перерастали в

политические конфликты. Византийский император Юстиниан I (Justinianus) завоевал

государства остготов и вандалов, мотивируя свои действия не только тем, что восстанавливает

Римскую империю, но и тем что борется со сторонниками арианской ереси (готы и вандалы

приняли христианство от последователей ересиарха Ария). А верховный британский король

(пендрагон) Артур (Arthur), послуживший прототипом для героя легенд о рыцарях Круглого

стола, пал в борьбе со своими же подданными, поскольку стремился установить контроль

римской церкви в противовес распространенной в Британии церкви кельтской.

В ХI-ХIV вв. позиции церкви еще больше укрепились. Если раньше она занималась

лоббированием своих интересов в органах власти, то теперь вошла во власть в качестве

равноправного партнера. Католические иерархи являлись могущественными аристократами, а

папа римский — одним из влиятельнейших правителей в Западной Европе, обладавшим

огромными земельными владениями, богатейшей _______казной и собственной армией. Уже в XI в.

папы не только осмеливались бросать вызов императорам, но и одерживали над ними победы.

Главным преимуществом церкви в борьбе со светской властью была опора не только на военную

и политическую силу, но и на теологию: папа считался наместником Бога на земле, и

сопротивление ему означало выступление против самой веры.

Доминирование в духовной сфере было в Средние века залогом доминирования в сфере

политической. Поэтому папы, кардиналы, архиепископы весьма широко пользовались

отлучением от церкви неугодных им лиц. Отлучение являлось в первую очередь именно

коммуникационным методом: решение о нем оглашалось священнослужителями перед всеми

верующими, чтобы как можно больше людей получили информацию о том, кто и за что

отлучен. Суть отлучения заключалась в изоляции человека от сферы взаимодействия (по-

английски отлучение от церкви — «ex-communication»). Государи, лишенные церковной

поддержки вынуждены были идти на мировую с «князьями церкви» и делать им серьезные

уступки. Ярким примером является эпизод с императором Священной Римской империи

Генрихом IV (1056-1106), который был отлучен от церкви. Он попытался выступить походом

на Рим, объединив своих вассалов, но те сочли себя свободными от присяги императору,

поскольку с отлучением он перестал считаться таковым. Более того, они провели выборы и

избрали нового императора и нового короля Германии. Генриху IV пришлось признать поражение

и повиниться перед папой Григорием VII. Торжество папы достигло апогея во время

знаменитого «покаяния в Каноссе»; папа превратил церемонию покаяния в массовое публичное

зрелище: в течение нескольких дней императору пришлось простаивать в рубище под стенами

замка, в котором находился Григорий VII, пока тот не соблаговолил его простить и снять

отлучение.

Церковь активно использовала устные формы коммуникации: публичные диспуты, созыв

Вселенских соборов и, конечно же, проповеди, являвшиеся наиболее эффективным способом

пропаганды среди населения. С проповеди папы Урбана II (Urban II) в Клермоне 26 ноября

1095 г. начинается эпоха Крестовых походов, ставших основным событием конца Х1-Х1П в.

Это была блестящая массовая акция, в ходе которой папа сумел убедить тысячи верующих,

что его устами говорил сам Бог, и вдохновить их на борьбу с мусульманским населением

Палестины, продлившуюся несколько веков. Создавалась специальная символика

крестоносцев (белые одежды с нашитыми крестами и т. д.), формировалась целая

индустрия: организация поездок в Святую землю (предоставление транспорта и военного

сопровождения), торговля святыми мощами и другие институты, характерные даже для

современных массовых международных мероприятий.

Не менее широко применялась и письменная коммуникация: папы издавали декреты,

буллы и другие акты, которые затем оглашались в разных странах перед верующими. Для

подобных действий был создан институт папских легатов, облеченных широкими

полномочиями (вплоть до упомянутого отлучения монархов). Когда крестоносный пыл в

Европе начинал ослабевать, церковь занималась генерированием слухов для организации

новых походов на Восток. Так, между Вторым и Третьим крестовыми походами, в 1160-70-е

гг. несколько европейских государей получили письма, написанные якобы могущественным

христианским повелителем Индии «пресвитером Иоанном», обладателем несметных богатств

и ревностным борцом с мусульманами; создатели этих писем стремились убедить

европейских крестоносцев, что в случае очередного похода их немедленно поддержит

бесчисленная армия «пресвитера». В 1221 г., когда участники очередного крестового похода

терпели неудачи, архиепископ Акры Жак де Витри (Jaques de Vitry) отправил папе римскому

«донесение», в котором сообщал, что «царь Давид» — сын или внук «пресвитера Иоанна» нанес

страшное поражение мусульманам и находится на расстоянии 15 дней пути от Антиохи, спеша

помочь крестоносцам восстановить Иерусалимское королевство. Любопытно, что, хотя

послание и представляло собой просто попытку ободрить павших духом воинов Христовых,

оно мастерски сочетало в себе идеологический вымысел с реальными событиями:

действительно, как раз в это время Чингисхан, в войске которого было немало христиан-

несториан, разгромил государство одного из самых могущественных мусульманских

правителей — хорезм-шаха Мухаммеда II. Как и в случае с вышеупомянутыми рыцарскими

романами, отражение реальных исторических событий (хотя и «адаптированное» к интересам

церкви) повышало степень достоверности слухов и соответственно их эффективность.

Нововведением эпохи «развитого феодализма» стало распространение библейских

сюжетов в виде изобразительных рассказов: создавались серии фресок, изображавших

сюжеты из Библии, что обеспечивало ознакомление с основами веры тех, кто не умел читать.

Весьма эффективным средством коммуникации была сама эстетика христианского культа:

монументальные храмы, сложные и пышные ритуалы богослужения. Средневековые

священнослужители активно использовали, выражаясь современным языком, механизм

«фандрайзинга»: имена ктиторов (лиц, финансировавших строительство или ремонт храмов)

упоминались в надписях на входе в храм, что служило дополнительным стимулом для знати и

состоятельных простолюдинов, стремившихся увековечить память о себе. Позже весьма

эффективным способом привлечь на свою сторону влиятельного светского государя было

позволение церкви изобразить его на соборной фреске в виде персонажа какого-либо

библейского сюжета. По сути, это был новый вариант «спонсорства», который пришел на

смену ктиторству, — вместо упоминания имени жертвователя на дверях храма стало

использоваться его визуальное изображение. Это было более эффективным и потому получило

весьма широкое распространение в ХУ-ХУ1 вв., тем более что художниками и скульпторами,

изображавшими «спонсоров», были Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Микеланджело

(Michelangelo), Рафаэль (Raffaello)...

Церковь занималась также научной деятельностью: священнослужители являлись

основателями и преподавателями первых средневековых школ и университетов, крупнейшими

из которых стали Сорбонна, Оксфорд, Кембридж и др. В университетах не только

осуществлялось преподавание дисциплин, имевших отношение к коммуникации (философия,

риторика), но и велась широкая деятельность по привлечению новых студентов. Это было и

распускание слухов с похвалами тому или иному учебному заведению, и приглашение маститых

ученых, выдающихся умов своего времени: сам факт работы в университете известного

философа или математика гарантировал интерес студентов со всей Европы, а следовательно, и

увеличение доходов учебного заведения.

Интересно, что в эпоху Ренессанса, когда, казалось бы, начали возрождаться античные

идеалы (культ красоты, физического совершенства, повышения роли индивидуальности в

обществе), церковь достигла апогея своего могущества: именно в этот период служители

церкви стали наиболее влиятельны и в политической, и в духовной, и в иных сферах

общественной жизни. Католическая церковь постаралась распространить свою власть не

только на публичную (политическую, экономическую и культурную), но и на частную жизнь

людей, чего не позволяла себе прежде. Церковники вмешивались в личные и семейные

отношения населения, жестоко преследуя всех, кто выделялся среди остальных какими-либо

физическими особенностями или способностями.

Своего рода имиджевой акцией стала широко распространившаяся в ХV-ХVI вв.

«охота на ведьм»: церковь демонстрировала свою силу и могущество даже над светской

властью, мотивируя суровый контроль над всеми сферами общественных отношений борьбой

за чистоту нравов и против «происков дьявола». Для этой цели была возрождена инквизиция,

учрежденная в начале XIII в. и получившая теперь широчайшие полномочия вплоть до

права суда над членами королевских домов Европы. Свидетельством ее активной

деятельности стали торжественные акты расправы с еретиками и колдунами: публичные

сожжения, шествия кающихся грешников. Подобные акции, особенно широко распространившиеся

в Испании XV-ХVII вв., проводились при большом скоплении народа, которому церковь, таким

образом, внушала мысли о своем могуществе и всеведении. «Методическим пособием» по «охоте на

ведьм» стал знаменитый трактат «Молот ведьм», написанный в 1486 г. двумя немецкими

доминиканцами Яковом Шпренгером (Johann Sprenger) и Иоанном Крамером (Heinrich Kraemer).

Выдержавший за полтора столетия не менее 50 изданий, «Молот ведьм» стал «бестселлером» того

времени, поскольку был написан в нужное время и о том, о чем было нужно церкви и ее

сторонникам.

Помимо внушения страха перед церковными наказаниями руководство католической церкви

не забывало и о других методах взаимодействия с обществом. До начала XVI в. Рим использовал старое

проверенное средство интеграции европейских государств и монархов и сбора средств — крестовый

поход. Несмотря на то, что владения крестоносцев в Палестине были окончательно потеряны еще в

1291 г., папы периодически призывали католиков к борьбе с неверными, сплачивая вокруг себя

европейских государей и аккумулируя огромные денежные средства. Другим эффективным

способом продемонстрировать силу, могущество и великолепие церкви и единство ее приверженцев

было проведение массовых религиозных мероприятий, наиболее значительным из которых были

«юбилейные годы»: в такой год многие десятки тысяч паломников посещали Рим, чтобы приобрести

священные реликвии и получить отпущение всех грехов.

Высшие церковные иерархи не стремились сохранять положительный имидж в глазах народа:

сама принадлежность к церковной верхушке, по их мнению, должна была служить главным

основанием хорошей репутации. Поэтому достоянием общественности становились сведения о

подкупе кардиналов в процессе избрания очередного папы, любовных похождениях пап, кардиналов и

епископов, их внебрачных детях, которых папы нередко открыто возводили на троны итальянских

государств, и т. д. Но авторитет церкви не слишком страдал от подобных слухов, и римские папы

даже с самой скверной репутацией пользовались огромным влиянием в политике Европы. Так, папа

Иоанн XXIII (бывший пират и убийца Балтазар Косса (Baldassare Cossa)) созвал в 1415 г. в Констанце

Вселенский собор, на котором был осужден и сожжен видный чешский богослов Ян Гус. А папа

Александр VI (Родриго Борджиа (Rodrigo de Borja)), оставивший по себе самую черную память из-за

своего распутства и жестокости по отношению к недругам, разделил открытый незадолго до того

Новый Свет между Испанией и Португалией, а в конце XV — начале XVI в. определял политику всей

Италии.

Естественно, негативная репутация церкви должна была вызвать активное

противодействие общества, что и вылилось в начале XVI в. в движение, известное как

Реформация, начавшееся в Германии, а затем охватившее Францию, Швейцарию, Англию и

другие страны Европы. Его основоположник Мартин Лютер (Martin Luther) проявил

удивительное мастерство как в устной, так и в письменной коммуникации. Он умело вел

диспуты с католическими учеными, агитировал население и вел переговоры с немецкими

князьями, а его произведения, написанные простым, доходчивым языком, широко

распространились по всей Европе (благодаря книгопечатанию) и были весьма популярны

среди представителей всех слоев населения.

Деятели Реформации, таким образом, внимательно изучили и проанализировали все

причины общественного недовольства католической церковью и предложили собственный

вариант вероисповедания, отличительными чертами которого стали дешевизна обрядов,

возможность вести службы на родном языке, а не на латыни, пропаганда ценностей ранних

христиан (благочестие, честный труд, порядочность). Все это противопоставлялось роскоши

римской церкви, ее схоластике, оторванной от реальной жизни, распущенности духовенства.

Католическая церковь не устранилась от борьбы и начала деятельность, известную под

названием «Контрреформация», провозгласив реформы церкви, изменения в образе жизни

духовенства и т. п.

Церковная борьба превратилась в борьбу политическую, и теперь обычные во все

времена войны европейских монархов нередко проходили под знаменем религиозной борьбы. При

этом представители как католического, так и протестанского движения стремились создавать

негативные стереотипы представителям другой стороны. Так, например, католики представляли

протестантов оборванцами, выходцами из низов и т. д., несмотря на то что среди последних были

и богатейшие аристократы, и даже европейские монархи. Тем не менее, сила созданных

стереотипов была такова, что и позднее протестантское движение ассоциируется прежде всего с

буржуазией, т. е. городским «средним классом», а никак не крупной земельной аристократией

и тем более королями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.066 с.)