Раздел III. Управляющий в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Управляющий в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)



ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЯЮЩИМ

 

Статья 62. Требования к лицам, имеющим право на осуществление деятельности управляющего

 

Комментарий к статье 62

 

1. Управляющий является ключевой фигурой Закона. Комментируемая статья устанавливает общие требования, предъявляемые к управляющему, его правовой статус. В соответствии со ст. 1, 39, 46 Закона в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) в защитном периоде назначается временный управляющий, а в конкурсном производстве - антикризисный управляющий.

Наряду с комментируемой статьей и ст. 1 Закона профессионально-квалификационные требования к управляющему установлены в Положении о порядке аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям (далее - Положение по аттестации), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.01.2013 N 14 "О некоторых вопросах аттестации и переаттестации физических лиц в качестве временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление N 14).

Исходя из вышеуказанных норм управляющим может назначаться:

- дееспособное физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь);

- физическое лицо, имеющее высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое (документ о высшем образовании, выданный учреждением высшего образования, прошедшим государственную аккредитацию, а также признанный документ о высшем образовании, выданный в иностранном государстве и установленный эквивалентным (соответствующим) документом о высшем образовании Республики Беларусь);

- физическое лицо, не имеющее судимости (справка об отсутствии судимости, выданная не позднее чем за месяц до дня подачи документов на аттестацию);

- физическое лицо, имеющее опыт работы в должности специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица и (или) опыт предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не менее трех лет (для получения аттестата временного (антикризисного) управляющего (далее - аттестат управляющего) категории "А" требуется опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности более трех лет; для получения аттестата управляющего категории "В" требуется опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности в должности руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего более трех лет; для получения аттестата управляющего категории "С" требуется опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности в должности заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего более пяти лет);

- физическое лицо, аттестованное на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющим, и получившее аттестат в соответствии с Положением по аттестации;

- физическое лицо, заключившее в соответствии со ст. 63 Закона договор обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих (кроме управляющих - физических лиц, осуществляющих деятельность на основании аккредитации).

При этом претендент на получение аттестата должен пройти обучение по программе специальной подготовки либо иметь высшее юридическое и высшее экономическое образование, либо ученую степень в области экономики или права, либо высшее юридическое образование и дополнительное образование на уровне высшего образования по экономической специальности, либо высшее экономическое образование и дополнительное образование на уровне высшего образования по юридической специальности, либо высшее образование и дополнительное образование на уровне высшего образования по юридической и экономической специальности, либо высшее образование и дополнительное образование на уровне высшего образования по специальности "Антикризисное управление предприятием", а также пройти психофизиологическое тестирование.

2. Если в качестве управляющего выступает юридическое лицо, то требования, установленные Законом к управляющему - физическому лицу, применяются к его руководителю. В частности, к таким требованиям относится необходимость прохождения аттестации на соответствие профессионально-квалификационным требованиям и получения аттестата управляющего, а в отдельных случаях, предусмотренных Законом (например, по делам о банкротстве банков), - специального аттестата.

Законом предусмотрены случаи, когда управляющим может быть назначено лицо при условии соблюдения дополнительных требований, что обусловлено особенностями управляемого объекта. Так, в соответствии со ст. 173 и 185 Закона управляющий при банкротстве банка и руководитель временной администрации банка должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Национальным банком Республики Беларусь, а также иметь дополнительно специальный аттестат. Объем этих квалификационных требований, основания и порядок выдачи и аннулирования специального аттестата управляющего установлены Инструкцией о специальной аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему при банкротстве банка и небанковской кредитно-финансовой организации, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.12.2012 N 692 (далее - постановление N 692).

Дополнительный специальный аттестат также должен иметь управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг (ст. 215 Закона). Такой аттестат выдается республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, в соответствии с Инструкцией о порядке аттестации специалистов рынка ценных бумаг Республики Беларусь, утвержденной постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 16.12.2005 N 09/П.

3. Аттестат управляющего подтверждает право лица на осуществление деятельности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Вопрос о выдаче аттестата соответствующей категории рассматривается в порядке, установленном Положением по аттестации, специальной аттестационной комиссией Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь в зависимости от вышеуказанного опыта хозяйственной (предпринимательской) деятельности, результатов психофизиологического тестирования и результатов аттестационного экзамена. При этом для получения аттестата управляющего категории "A" претенденту необходимо получить положительный результат по экзамену, проводимому в виде компьютерного тестирования, а для получения аттестата категории "B" или "C" - также пройти собеседование.

4. Управляющий, назначаемый в отношении градообразующей или приравненной к ней организации, государственной организации, а также юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющих государственные и (или) международные заказы, должен быть аккредитован при соответствующем государственном органе.

Для проведения аккредитации государственный орган может осуществлять подбор лиц как из числа специалистов (руководителей) своей отрасли (региона), так и из числа физических и юридических лиц, обратившихся за аккредитацией самостоятельно. При этом комментируемая статья определяет только общие подходы к подбору аккредитуемых лиц (например, положительно зарекомендовавших себя на определенных должностях) и предоставляет возможность комиссиям по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (далее - комиссия), созданным при государственных органах, устанавливать дополнительные требования. Аккредитация осуществляется путем подбора и изучения сведений о лицах, представляемых государственным органом для назначения управляющими, и не является административной процедурой (не имеет разрешительного характера). Одно лицо может быть аккредитовано при разных государственных органах.

При необходимости комиссия (государственный орган) запрашивает в Департаменте по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь или иных государственных органах дополнительную (кроме размещенной на официальном сайте Министерства экономики Республики Беларусь в разделе "Санация и банкротство") информацию о лицах, отобранных для аккредитации (в том числе в обязательном порядке - у органов внутренних дел сведения о наличии судимости у физического лица или руководителя юридического лица).

Предложение об аккредитации или о прекращении аккредитации рассматривается комиссией, которая принимает соответствующее решение с последующим изданием аккредитующим органом приказа (локального правового акта). Государственный орган ведет перечень аккредитованных лиц (пункт 19 комплекса мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и проведению процедур экономической несостоятельности (банкротства), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2013 N 785). Актуальный перечень представляется в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь ежегодно до 15 января и 15 июля (пункт 20 указанного комплекса мероприятий).

Необходимый объем сведений об аккредитованном лице может включать:

- сведения об аккредитованном лице (для физического лица: фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства, год рождения, телефон, образование, общий стаж работы, занимаемая должность по последнему месту работы, категория аттестата временного (антикризисного) управляющего; для юридического лица: полное наименование, сокращенное наименование, местонахождение, фамилия, собственное имя, отчество руководителя юридического лица, категория аттестата управляющего, выданного руководителю юридического лица, контактные телефоны);

- номер и дата принятия аккредитующим органом решения об аккредитации, о прекращении аккредитации;

- сведения о назначении аккредитованного лица временным (антикризисным) управляющим;

- сведения об освобождении аккредитованного лица от обязанностей временного (антикризисного) управляющего;

- иные сведения об аккредитованном лице, установленные аккредитующим органом.

Аккредитация физического лица прекращается в случае прекращения действия аттестата, юридического лица - в случае его ликвидации. Аккредитация как физического лица, так и юридического лица может быть прекращена по заявлению управляющего. Делопроизводство по аккредитации ведется секретарем комиссии в порядке, установленном аккредитующим органом.

5. Управляющие, назначаемые в отношении организации или индивидуального предпринимателя, не указанных в части седьмой комментируемой статьи, должны отвечать общим требованиям, предусмотренным комментируемой статьей.

В этом случае управляющим может быть как физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридическое лицо. Государственная регистрация этих лиц производится в общем порядке в соответствии с Положением о государственной регистрации и другим законодательством о государственной регистрации.

6. Комментируемая статья содержит запрет на выполнение обязанностей управляющих работниками органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), судьями судов, рассматривающих экономические дела, и работниками аппарата судов, рассматривающих экономические дела. По сравнению с Законом N 423-З перечень должностей, на которые распространяется указанное ограничение, значительно сокращен (запрет распространялся также на всех государственных служащих, судей, работников аппарата судов, органов государственного контроля и надзора и иных правоохранительных органов, а на работников указанных в комментируемой статье должностей - в течение трех лет с момента увольнения). Смягчение указанного положения связано с действием норм Указа N 508, которые предусматривали возможность назначения управляющими руководителей, заместителей руководителей государственных органов и организаций, органов местного управления и самоуправления, лиц, состоящих в резерве на их замещение, а также лиц, занимавших эти должности до ухода на пенсию, а также с отсутствием прямой антикоррупционной составляющей в отношении столь широкого круга лиц.

7. Положением по аттестации установлен порядок проведения аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющим, основания и порядок выдачи, продления срока, прекращения действия аттестата временного (антикризисного) управляющего и его дубликата, порядок ведения реестра аттестованных лиц, регламент работы, состав и полномочия аттестационной комиссии.

 

Справочно. По состоянию на 20 июня 2014 г. в Республике Беларусь

действуют 162 управляющих, из них 68 юридических лиц и 94 индивидуальных

предпринимателя. С 1999 года прошли обучение 1700 специалистов (из них

аттестовано 1400 специалистов, аккредитовано государственными органами 410

специалистов, 25 юридических лиц).

 

Статья 63. Требования, предъявляемые к управляющим. Условия осуществления деятельности управляющего

 

Комментарий к статье 63

 

1. Основополагающим при реализации управляющими своих прав и обязанностей является требование о том, что при проведении процедур банкротства управляющий должен пользоваться доверием суда, рассматривающего экономические дела, кредиторов и должника, исполнять свои обязанности разумно и добросовестно.

Немаловажное значение в деятельности управляющих имеет их имидж, деловая репутация, которые они приобретают в процессе осуществления своих функций в конкретных делах об экономической несостоятельности (банкротстве). При этом особую роль имеет сотрудничество управляющего и суда, рассматривающего экономические дела, которые в соответствии с Законом тесно взаимодействуют при проведении процедур банкротства. На практике лица, участвующие в деле, судьи судов, рассматривающих экономические дела, отдают предпочтение в работе с теми управляющими, которые положительно зарекомендовали себя при осуществлении соответствующих обязанностей в предыдущих делах.

Комментируемая статья также реализуется через иные положения Закона (см., например, ст. 54, 64, 65, 70, 74, 76, 84 Закона). За недобросовестное исполнение своих обязанностей управляющий может быть освобожден от исполнения своих обязанностей в соответствии со ст. 74 Закона. При этом управляющий может привлекаться в соответствии с законодательством к ответственности.

2. Исходя из комментируемой статьи и смысла законодательства о банкротстве, управляющий при выполнении своих обязанностей должен быть нейтральным в отношении всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, и в первую очередь в отношении кредиторов и должника. Статья 1 Закона определяет перечень лиц, относящихся по терминологии Закона к заинтересованным лицам в отношении должника и кредиторов, а также иных лиц, которые не могут быть назначены управляющими.

Так, управляющими не могут быть назначены юридические лица, являющиеся основными, зависимыми или дочерними по отношению к должнику или кредиторам, их руководители, лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган либо иной орган должника или кредиторов, или иные лица, уполномоченные управлять должником или кредиторами, их главные бухгалтеры, в том числе освобожденные от должности и (или) прекратившие трудовые или гражданско-правовые отношения с этим должником или кредиторами, если до момента возбуждения соответствующего производства по делу о банкротстве прошло не более одного года. Кроме того, заинтересованными лицами признаются также лица, признаваемые заинтересованными в отношении вышеуказанных физических лиц, т.е. их супруги, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и родственники сестер и братьев по нисходящей линии, родственники супругов по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры и братья супругов и родственники сестер и братьев супругов по прямой нисходящей линии, а также иные члены их семей.

С учетом столь широкого круга заинтересованных лиц, особенно со стороны кредиторов, о которых управляющий может узнать только на этапе производства по делу о банкротстве, а может и не узнать вовсе, комментируемая статья содержит норму о необходимости сообщения управляющим суду, рассматривающему экономические дела, о том, что он в соответствии с Законом является заинтересованным лицом в отношении должника и (или) кредиторов (конкурсных кредиторов). За неисполнение этой обязанности суд, рассматривающий экономические дела, вправе освободить управляющего от исполнения его функций в деле о банкротстве (ст. 63, 74 Закона). При этом представляется необходимым исследование соответствующих доказательств заинтересованности управляющего и их известности для управляющего. Необходимо отметить, что Закон N 423-З предусматривал лишь обязанность управляющего сообщить о фактах заинтересованности в отношении должника, по сути, оставляя возможность постановки перед судом вопроса о заинтересованности управляющего в отношении кредиторов иным лицам.

Соответствующее решение суда об освобождении управляющего может быть принято также в связи с отводом управляющему, который вправе заявить лица, участвующие в деле о банкротстве, в порядке и по основаниям, предусмотренным ХПК для заявления отвода судьи, а также по причине несоответствия управляющего предъявляемым к нему комментируемой статьей и ст. 62 Закона требованиям. Так, в соответствии со ст. 34 ХПК судья суда, рассматривающего экономические дела, не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу в случаях, если он: является близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей; при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора, представителя одной из сторон или свидетеля; лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности.

3. Указанные в комментируемой статье виды деятельности может осуществлять только юридическое лицо в период исполнения им функций управляющего, если эти услуги не оказываются другим лицам, в свою очередь выполняющим обязанности управляющих (соответственно в период их исполнения), а также лицам, в отношении которых возбуждены дела об экономической несостоятельности (банкротстве). Это ограничение не распространяется на его работников, а также на юридические лица, являющиеся основными, зависимыми или дочерними по отношению к этому управляющему.

Индивидуальный предприниматель не вправе заниматься иными видами предпринимательской деятельности одновременно с выполнением им функций управляющего. В то же время допустимо совмещать деятельность управляющего с преподавательской, научной, иной творческой работой, в том числе в рамках трудовых отношений.

Кроме того, количество дел, в которых одновременно могут осуществляться функции управляющего, ограничено нормами ст. 71 Закона.

4. Управляющие - юридические лица и управляющие - индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность после заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности в порядке и на условиях, определенных главой 19 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее - Положение о страховой деятельности), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности" (далее - Указ N 530). При этом объектом страхования является гражданская ответственность управляющего, которая может наступить по его вине вследствие причинения имущественного вреда должнику и кредиторам (п. 408 Положения о страховой деятельности). Договор заключается ежегодно сроком на один год (п. 414 Положения о страховой деятельности). Копию договора в течение пяти дней со дня его заключения управляющие направляют в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Осуществление деятельности управляющего без заключения вышеуказанного договора влечет административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 11.65 КоАП в виде штрафа в размере от семидесяти пяти до ста базовых величин. Согласно п. 63 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) и подп. 1.1 п. 1 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 09.02.2011 N 17 "О наделении должностных лиц органов Министерства экономики Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению" полномочиями на составление протоколов и подготовку дел о таких административных правонарушениях наделены соответствующие должностные лица Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь и его территориальных органов (см. комментарий к ст. 82 Закона).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.026 с.)