Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 6. Определение состава и размера платежных обязательств, а также обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений

Поиск

 

Комментарий к статье 6

1. Комментируемая статья претерпела некоторые редакционные и сущностные изменения.

В частности, в части первой комментируемой статьи уточнено два процессуальных момента (при решении вопросов о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и об открытии конкурсного производства), когда состав и размер платежных обязательств, а также обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений, определяются на момент подачи в суд, рассматривающий экономические дела, заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Дата обращения в суд, рассматривающий экономические дела, с заявлением о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) и дата возбуждения конкурсного производства, как правило, являются основными моментами для определения состава и размера платежных обязательств, а также обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений. Это обстоятельство имеет большое значение, в частности, при определении количества голосов кредиторов на первом и последующих собраниях кредиторов.

2. В ранее действовавших законодательных актах об экономической несостоятельности (банкротстве) не предусматривался механизм перерасчета иностранной валюты в белорусские рубли, если состав и размер платежных обязательств были выражены в иностранной валюте. Но делать это приходилось, поскольку в соответствии со ст. 298 ГК валютой денежных обязательств является белорусский рубль. Основное же количество платежных обязательств белорусских должников выражалось именно в белорусских рублях. Поэтому Закон привел сложившуюся практику в соответствие с действующим законодательством.

3. Обязательства перед гражданами, по которым должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью или по компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, в соответствии с комментируемой статьей не принимаются во внимание при определении наличия оснований для открытия конкурсного производства по следующей причине. Дело в том, что это обстоятельство рассматривается как гарантия прав таких граждан и объясняется тем, что их требования являются привилегированными и подлежат удовлетворению в ином порядке. В соответствии со ст. 1 Закона эти граждане не являются конкурсными кредиторами. Такие лица не имеют даже права на подачу заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (ст. 12 Закона). Согласно ч. 1 ст. 141 Закона вне очереди производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства, в том числе по требованиям физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью. Более того, требования кредиторов, подлежащие удовлетворению вне очереди в соответствии со ст. 141 Закона, не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Поэтому принимать во внимание такие обязательства при определении наличия оснований для открытия конкурсного производства нет оснований. В противном случае если иных обязательств у должника нет, то дело об экономической несостоятельности (банкротстве) сразу после его возбуждения пришлось бы прекращать, поскольку по рассматриваемым обязательствам расчеты производятся вне очереди, т.е. независимо от наличия дела об экономической несостоятельности (банкротстве).

При определении наличия оснований для открытия конкурсного производства в отношении должника не принимаются во внимание и обязательства перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающие из такого участия. Но здесь причина несколько иная. Учредители (участники) должника также не являются конкурсными кредиторами (ст. 1 Закона). Они также не имеют права на подачу заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (ст. 12 Закона). Но статус этих лиц в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) иной, чем других кредиторов. Они обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по оздоровлению должника и несут ответственность по его долгам в случае недостаточности средств вплоть до субсидиарной.

Более того, с момента вынесения экономическим судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника - юридического лица в связи с выходом или исключением из состава учредителей (участников) должника - юридического лица (ст. 37 Закона).

И только в случае, если после полного погашения всех требований кредиторов и произведения необходимых выплат у должника осталось имущество, оно не позднее десяти дней со дня проведения расчета с последним кредитором передается по акту собственнику этого имущества, учредителям (участникам) должника (ст. 150 Закона).

Если же должник ликвидируется, то наступают иные правовые последствия. Лицо, являвшееся учредителем (участником), имевшим право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия, не вправе выступать учредителем новых субъектов хозяйствования в течение года после внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 151 Закона).

4. При определении наличия оснований для открытия конкурсного производства в отношении должника принимаются во внимание:

- размер обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений. Эти обязательства принимались во внимание во всех ранее действовавших законодательных актах об экономической несостоятельности (банкротстве). И в комментируемом Законе за представителем работников должника сохранен прежний статус: он отнесен к числу конкурсных кредиторов и лиц, участвующих в деле (ст. 1, 24), ему предоставлено право подавать заявление в суд, рассматривающий экономические дела, о возбуждении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) в связи с неисполнением денежных обязательств (ст. 8);

- установленный размер платежных обязательств. И платежные обязательства всегда принимались во внимание при решении вопроса об открытии конкурсного производства, поскольку они, как правило, составляют большую часть всех обязательств должника.

Однако Закон несколько сократил перечень учитываемых оснований для открытия конкурсного производства.

Следует заметить, что ранее при определении наличия оснований для возбуждения конкурсного производства в отношении должника принимались во внимание:

- размер обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений;

- размер платежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также невозвращенные суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением:

обязательств перед гражданами, по которым должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;

обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия;

процентов и неустойки (штрафа, пени), подлежащих уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств <24>.

--------------------------------

<24> См.: Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2000 г., N 423-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - N 73. - 2/198. - Ст. 4.

 

5. Как видно из приведенного выше текста законодательного акта, подлежащая уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств неустойка (штрафы, пени) в комментируемом Законе не учитывается при определении размера денежного обязательства.

Денежное обязательство - обязанность уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, установленному гражданским законодательством (ст. 1 Закона). А неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (ст. 311 ГК).

6. Как и ранее, размер платежных обязательств по требованиям кредиторов к должнику считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, исполнительными и иными правоустанавливающими документами. В качестве иных правоустанавливающих документов можно рассматривать правовые акты, принятые государственными и иными компетентными органами, которыми устанавливаются права и обязанности определенных лиц (судебные приговоры, постановления, определения и т.п.). В данном случае предусматривается право кредитора не только заявить о своих претензиях к должнику, но и представить соответствующие доказательства (решение экономического или общего суда о взыскании долга, об отказе в признании акта государственного органа недействительным, исполнительные документы и т.п.) в обоснование своих требований и подтверждение их размера. В этом случае размер платежных обязательств должника перед кредитором считается установленным.

Можно заметить, что в Законе отсутствует закрепленная ранее в ст. 4 Закона N 423-З норма о том, что, когда должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется хозяйственным судом. Системный анализ Закона позволяет сделать вывод, что такое право у должника осталось. В соответствии со ст. 24 Закона должник отнесен к лицам, участвующим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), а статья 54 Закона предусматривает порядок рассмотрения заявлений управляющего, жалоб кредиторов, иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе экономическим судом.

 

Статья 7. Рассмотрение отдельных споров в процедурах экономической несостоятельности (банкротства)

 

Комментарий к статье 7

1. Каждое конкретное дело об экономической несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложный комплекс общественных отношений, регулируемых различными отраслями права и законодательства (гражданского, финансового, налогового, трудового, административного). Поэтому в рамках одного дела об экономической несостоятельности (банкротстве) могут встречаться разные по отраслевой принадлежности требования, возникать споры, конфликты.

Чтобы не нарушать традиционно и законодательно установившуюся подведомственность споров, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений, Закон сохранил и здесь эту же подведомственность. Данная правовая норма потребует обеспечения взаимодействия общего суда, рассматривающего трудовой спор, с экономическим судом, рассматривающим дело об экономической несостоятельности (банкротстве).

Об опосредованном участии судов общей юрисдикции в процедуре об экономической несостоятельности (банкротстве) имеются и иные правовые нормы в Законе.

Например, размер платежных обязательств по требованиям кредиторов к должнику считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, исполнительными и иными правоустанавливающими документами (ч. 6 ст. 6 Закона).

С момента вынесения экономическим судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

- приостанавливается по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц в общем или экономическом суде либо другом государственном органе производство по делу, связанному со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника (ст. 37 Закона).

См. также ст. 27, 29, 37, 76, 89, 101, 103, 113, 114 Закона и комментарии к ст. 27, 29, 37, 76, 89, 101, 103, 113, 114 Закона.

2. Закон предусматривает существенные отличия в статусе и различные правовые последствия отнесения того или иного лица к должнику или к числу одной из групп заинтересованных лиц. Например, ст. 63 Закона устанавливает, что управляющий не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и (или) кредиторов (конкурсных кредиторов). А в ст. 173 Закона сделано исключение из приведенного выше правила: управляющим при банкротстве банка может быть назначена по решению экономического суда организация, осуществляющая гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, при условии соблюдения требований, установленных ст. 173 Закона.

В статьях 100 - 109 Закона устанавливаются основания и сроки для признания сделок должника с третьими лицами недействительными и иные основания для возвращения имущества должника. В том числе и по этой причине Закон предусматривает возможность рассмотрения спора об отнесении конкретного лица к той или иной категории в экономическом суде. Таким образом, законодатель установил дополнительную гарантию защиты прав и законных интересов всех участников судебной процедуры признания должника экономически несостоятельным (банкротом).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.012 с.)