Статья 9. Основания для подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 9. Основания для подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника



 

Комментарий к статье 9

1. Нормы комментируемой статьи в целом и в разрезе ее частей существенно отличаются от норм ранее действовавших законодательных актов об экономической несостоятельности (банкротстве).

В частности, в части первой комментируемой статьи объединены два основания для подачи должником в суд заявления о своей экономической несостоятельности (банкротстве). Но достаточно одного из следующих оснований:

- неплатежеспособность должника приобретает устойчивый характер;

- неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер.

Критерием неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, является неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса <25>.

--------------------------------

<25> См.: Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 дек. 2011 г., N 1672 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - N 140. - 5/34926. - Подп. 3.3 п. 3.

 

Критерием неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, является неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, и наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего нормативные значения коэффициентов <26>.

--------------------------------

<26> См.: Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 дек. 2011 г., N 1672 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - N 140. - 5/34926. - Подп. 3.4 п. 3.

 

При этом в части первой комментируемой статьи предусматривается только право должника на подачу заявления о своей экономической несостоятельности (банкротстве).

Руководитель должника - юридического лица, подписывающий заявление в суд, рассматривающий экономические дела, обязан знать, что до подачи в суд, рассматривающий экономические дела, заявления должника о своем банкротстве должно состояться решение компетентного органа о ликвидации или ином прекращении деятельности юридического лица. В хозяйственных обществах и товариществах, в производственных кооперативах решение этого вопроса отнесено, как правило, к исключительной компетенции их представительных органов - общих собраний учредителей (участников) (ст. 57, 68, 80, 85, 91, 103, 104, 112 ГК). Унитарные предприятия могут быть ликвидированы по решению собственника их имущества (ст. 276 ГК).

2. В части второй комментируемой статьи установлены случаи (основания), когда должник обязан подать заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве).

Количество этих оснований осталось неизменным. Однако изменились третье и четвертое основания.

Но в третьем основании для обязательной подачи заявления должника подчеркнуто, что не только органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, но и самим собственником принято решение о подаче в суд, рассматривающий экономические дела, заявления должника.

В четвертом основании для обязательной подачи заявления должника со ссылкой на ст. 233 Закона также произошли изменения. Теперь установлено, что должник обязан подать заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве), если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с гражданским законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Как и ранее, заявление должника подается в суд, рассматривающий экономические дела, в обязательном порядке при наличии одного из этих оснований.

3. В части третьей комментируемой статьи обоснованно установлено, что на период принятия мер по досудебному оздоровлению, утвержденных соответствующим решением государственного органа, должник освобождается от обязанности подачи в суд, рассматривающий экономические дела, заявления о своей экономической несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 20 Закона). Похожая норма предусматривалась и в Указе N 508.

4. В части четвертой комментируемой статьи впервые предусматривается обязательное согласование подачи заявления должника, когда такое заявление подает не сам должник, а государственные организации. Согласование требуется с государственным органом, в подчинении (составе) которого они находятся или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника. Указанная норма сконструирована в виде императива. Это означает, что государственная организация не вправе подавать заявление должника без такого согласования.

Если же такое заявление подано без требуемого согласования, то суд, рассматривающий экономические дела, в соответствии со ст. 28 Закона и ст. 151 ХПК вправе оставить его без рассмотрения.

5. Часть пятая комментируемой статьи регулирует порядок согласования подачи заявления должника дочерними унитарными предприятиями. Этот порядок согласуется с нормами ГК. Напомним, что собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия. В частности, он:

- принимает решение о создании унитарного предприятия;

- определяет цели деятельности унитарного предприятия, дает письменное согласие на участие унитарного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, в том числе государственных объединениях, а также в хозяйственных группах;

- принимает решение об изъятии имущества у унитарного предприятия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством либо уставом;

- осуществляет контроль за деятельностью унитарного предприятия, использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего унитарному предприятию;

- дает письменное согласие на создание, реорганизацию и ликвидацию дочерних предприятий, создание и ликвидацию представительств и филиалов;

- принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в соответствии с законодательством (п. 6 ст. 113 ГК).

6. В части шестой комментируемой статьи, как и ранее, установлен месячный срок для подачи заявления должника.

7. Часть седьмая комментируемой статьи, как и прежде, устанавливает обязанность должника в срок, не превышающий десяти дней, оповестить своих работников о подаче им в суд, рассматривающий экономические дела, заявления должника или о получении им соответствующего извещения экономического суда. Обязанность по оповещению трудового коллектива о подаче заявления должника должна быть выполнена руководителем должника - юридического лица таким доступным образом, который бы позволил подтвердить надлежащее и своевременное извещение об этом факте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.01 с.)