Статья 11. Ответственность должника и иных лиц в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 11. Ответственность должника и иных лиц в деле об экономической несостоятельности (банкротстве)



 

Комментарий к статье 11

1. В комментируемой статье сконцентрированы имевшиеся ранее, а также новые (измененные) виды и основания ответственности должника и иных лиц в деле об экономической несостоятельности (банкротстве).

В частности, в части первой комментируемой статьи речь идет о так называемой ложной экономической несостоятельности (банкротстве). То есть заявление должника подается при наличии у должника активов в таком количестве, которого достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Реальной экономической несостоятельности (банкротства) должника в этом случае нет, она подложна.

Ответственность здесь изменена: если за подачу заявления должника при наличии у лица, от имени которого подано это заявление, возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме ранее предусматривалась ответственность в виде убытков (вред, в том числе моральный), то теперь говорится о реальном ущербе, причиненном этим действием.

Следует напомнить, что в соответствии с п. 2 ст. 14 ГК под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества. Упущенная выгода в расчет реального ущерба не берется.

Данное изменение теперь корреспондируется со ст. 238 УК. В ней предусмотрена уголовная ответственность за подачу индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в суд, рассматривающий экономические дела, заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в целях признания этого должника экономически несостоятельным (банкротом).

Хорошим подспорьем в смысле определения наличия или отсутствия признаков реальной, ложной, преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) является также Инструкция о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам (далее - Инструкция о признаках ложной экономической несостоятельности (банкротства)) <29>.

--------------------------------

<29> Об утверждении Инструкции о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 4 дек. 2012 г., N 107 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - 2013. - 8/26864.

 

2. Заимствована из Указа N 508 и сохранена в Законе норма о солидарно-субсидиарной ответственности собственника имущества должника, его учредителя (участника) или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, при недостаточности имущества должника по его обязательствам, если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана их деяниями.

В соответствии с частью первой пункта 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 N 11 "О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности" (далее - постановление N 11) при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, в том числе руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, судами, рассматривающими экономические дела, при привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности учитываются:

- наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;

- совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;

- наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;

- недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

Установлению и оценке суда, рассматривающего экономические дела, подлежит причинно-следственная связь между действиями (бездействием) указанных лиц и последствиями в виде признания должника банкротом.

3. В части третьей комментируемой статьи, предусматривающей солидарное несение субсидиарной ответственности ряда лиц при неподаче заявления должника и в установленный срок, произведены изменения в сравнении с ранее действовавшим законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

В Законе законодатель установил, что лица, виновные в несвоевременной подаче заявления должника о банкротстве, солидарно несут ответственность по всем неудовлетворенным обязательствам должника. То есть увеличен объем ответственности, поскольку ранее действовавшие нормы (Закон N 423-З) ограничивали ее размер обязательствами должника, возникшими по истечении срока на обязательную подачу заявления.

Кроме того, расширен круг лиц, которые солидарно несут субсидиарную ответственность при неподаче заявления должника о банкротстве в установленных случаях и сроки. Ранее это были руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор), а также иные уполномоченные органы. Теперь - руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) и (или) иные виновные в этом лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником - юридическим лицом, в том числе принимать решение о подаче заявления должника.

4. В части четвертой комментируемой статьи, воспроизведенной из Указа N 508, содержатся правила предъявления исков о привлечении к субсидиарной ответственности, что было и ранее. Иски предъявляются после открытия ликвидационного производства в суд, рассматривающий экономические дела, в случае выявления недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

Подтверждением недостаточности имущества могут служить данные бухгалтерского учета должника, иные письменные доказательства, например реестр требований кредиторов, заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника, отчет управляющего об имуществе должника и др.

Субсидиарная ответственность, связанная с экономической несостоятельностью (банкротством), является полной. Однако объем ответственности субсидиарного должника не может превышать объема ответственности основного должника.

5. В соответствии с абзацем пятым части второй статьи 66 Закона к числу основных задач управляющего относится максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью.

В частях второй и третьей комментируемой статьи приведен перечень лиц и указаны основания, в соответствии с которыми указанные лица могут быть привлечены солидарно к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

При этом в части четвертой комментируемой статьи определено, что иски о привлечении к субсидиарной ответственности указанных лиц предъявляются после открытия ликвидационного производства в суд, рассматривающий экономические дела, в случае выявления недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Согласно статье 77 Закона к перечню обязанностей управляющего также отнесена обязанность подачи исков о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника - юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Таким образом, комплексный анализ приведенных выше норм Закона позволяет сделать вывод, что привлечение участников (учредителя) предприятия-должника к субсидиарной ответственности является обязанностью управляющего.

6. В части шестой комментируемой статьи практически воспроизведена норма Указа N 508. Следует обратить внимание, что перечисленные здесь лица и органы вправе предъявить обозначенные иски только в случаях, указанных в части второй комментируемой статьи.

7. Также воссоздана правовая норма из Указа N 508 о субсидиарной ответственности ряда лиц, указанных в части второй комментируемой статьи, и в случаях прекращения права собственности на имущество должника, выбытия из состава участников (учредителей) должника, прекращения трудовых отношений с должником, а также прекращения права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия в течение срока, предусмотренного частью шестой комментируемой статьи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.008 с.)