Статья 55. Собрание кредиторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 55. Собрание кредиторов



 

Комментарий к статье 55

 

1. После открытия конкурсного производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) интересы всех кредиторов должника представляет собрание кредиторов, которое вправе делегировать в случаях, предусмотренных Законом, отдельные полномочия комитету кредиторов (см. комментарии к ст. 59 - 61 Закона).

Указанный коллегиальный орган кредиторов образуется в процедуре конкурсного производства в целях обеспечения реализации прав и обязанностей, предоставленных Законом, от имени кредиторов в отношении должника. Кроме того, в установленных Законом случаях собрание кредиторов вправе реализовывать отдельные процессуальные права в отношении управляющего, суда, рассматривающего экономические дела, а также отдельных кредиторов.

Следует иметь в виду, что с момента открытия конкурсного производства кредиторы вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований только в порядке, установленном Законом. При этом в прямо определенных Законом случаях разногласия между отдельными кредиторами и управляющим по вопросу определения обоснованности и размера требований регулируются собранием кредиторов (например, защита требований (статьи 92 - 96 Закона)).

2. Комментируемая статья устанавливает общий порядок созыва и проведения собрания кредиторов, который подлежит применению во всех процедурах конкурсного производства, включая завершение подготовки дела к судебному разбирательству, санацию, ликвидационное производство.

3. С учетом объема предоставленных собранию кредиторов прав и полномочий собрание является самостоятельным коллегиальным органом, в состав которого входят конкурсные кредиторы, включая представителя работников должника, с правом голоса.

В собрании кредиторов участвуют также лица, вызванные судом, рассматривающим экономические дела, или управляющим. В отдельных случаях требования об участии в собрании кредиторов иных лиц определены нормами Закона. Например, статьей 170 Закона установлено, что план санации должника - сельскохозяйственной организации рассматривается на собрании кредиторов с участием органа государственного управления по сельскому хозяйству и продовольствию.

В собрании кредиторов вправе участвовать судья (судьи), осуществляющий (осуществляющие) производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Как правило, судья суда, рассматривающего экономические дела, принимает участие в первом собрании кредиторов, в иных собраниях кредиторов - в случае возникновения особо сложных вопросов, подлежащих разрешению собранием кредиторов, либо при возникновении противостояния отдельных групп кредиторов или кредиторов и управляющего.

4. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются управляющим под контролем суда, рассматривающего экономические дела.

В обязанности управляющего входит уведомление кредиторов о дате, времени, месте и цели проведения (повестке дня) собрания, а также подготовка протокола собрания кредиторов. Руководит собранием кредиторов, как правило, также управляющий, который обеспечивает порядок и конструктивное ведение собрания.

5. Конкурсные кредиторы на собрании кредиторов обладают числом голосов, которое определяется пропорционально размеру их требований к общей сумме требований, включенной в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, если иное не установлено частями четвертой и пятой статьи 60 Закона.

Требования отдельного кредитора должны быть признаны установленными на дату проведения собрания кредиторов и внесены в реестр требований кредиторов в соответствии с положениями статей 89, 90 Закона.

Национальный законодатель закрепил традиционный подход банкротного законодательства большинства стран к распределению голосов - пропорционально сумме установленных требований кредиторов. Благодаря указанному подходу, кредиторы, обладающие большим размером установленных требований к должнику, имеют возможность наибольшего влияния на принимаемые собранием кредиторов решения. Вместе с тем негативным следствием применения указанного принципа распределения голосов на собрании является то, что если у одного или нескольких конкурсных кредиторов размер установленных требований составляет в совокупности более половины от общей суммы требований всех кредиторов, то фактически только они принимают решения по всем вопросам компетенции собрания кредиторов.

Защиту от превалирования воли мажоритарных конкурсных кредиторов в вышеупомянутой ситуации миноритарные конкурсные кредиторы могут реализовать, только объединившись в рамках деятельности комитета кредиторов (см. комментарии к ст. 59 - 61 Закона).

6. Кворум (правомочность) собрания кредиторов независим от числа голосов присутствующих на нем конкурсных кредиторов при условии, что о дате, времени, месте и цели проведения собрания конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном для проведения собрания месте в назначенное время.

Вместе с тем для принятия решения по отдельным вопросам Закон требует квалифицированного большинства (статья 57) от общего числа конкурсных кредиторов, что исключает возможность принятия по ним решений при отсутствии необходимого количества голосов.

7. Комментируемая статья содержит перечень вопросов (не являющийся исчерпывающим), относящихся к компетенции собрания кредиторов:

- защита требований кредиторов (см. ст. 89, 92 - 95 Закона и комментарии к ст. 89, 92 - 95 Закона);

- принятие решения об утверждении плана санации должника и заявлении ходатайства о введении санации или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства (см. ст. 121, 122, 170 Закона и комментарии к ст. 121, 122, 170 Закона);

- принятие решения о внесении изменений и (или) дополнений в план санации должника или план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя (см. ст. 122, 123 Закона и комментарии к ст. 122, 123 Закона);

- принятие решения о заключении мирового соглашения и его содержании (см. ст. 121, 152, 153 Закона и комментарии к ст. 121, 152, 153 Закона);

- принятие решения об отклонении плана санации должника и заявлении в суд, рассматривающий экономические дела, ходатайства об открытии ликвидационного производства (см. ст. 122 Закона и комментарий к ст. 122 Закона);

- принятие решения об отклонении плана санации должника или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и о заявлении в суд, рассматривающий экономические дела, ходатайства об освобождении от исполнения обязанностей управляющего и (или) утверждении кандидатуры нового управляющего (см. ст. 122 Закона и комментарий к ст. 122 Закона);

- принятие решения об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий членов комитета кредиторов (см. ст. 59 - 61 Закона и комментарии к ст. 59 - 61 Закона);

- решение вопроса о принятии кредиторами нереализованного недвижимого и движимого имущества должника, его распределении и размере погашенных требований за счет этого имущества (см. ст. 150 Закона и комментарий к ст. 150 Закона);

- принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании сделок должника, заключаемых в соответствии с частями 4 - 6 статьи 100 и статьей 118 Закона (см. комментарии к ст. 100, 118 Закона);

- рассмотрение жалоб на действия (бездействие) управляющего (см. ст. 54 Закона и комментарий к ст. 54 Закона);

- решение иных вопросов, возникающих в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). В частности, собрание кредиторов вправе: принимать решение о проведении внутренней и (или) независимой оценки, виде определяемой стоимости предприятия как имущественного комплекса или иного имущества должника, принимать решение о проведении повторной оценки имущества должника (ст. 44 Закона); получать сведения об имуществе и долгах должника (ст. 88 Закона); давать согласие на привлечение дополнительных специалистов, не состоящих в штате должника (ст. 119 Закона); давать согласие или согласовывать действия управляющего по распоряжению имуществом (денежными средствами) должника (ст. 100, 118, 127 Закона и т.д.); рассматривать отчет управляющего и принимать решение по результатам санации должника (ст. 134 Закона); получать ежемесячные отчеты управляющего о ходе санации (ст. 133 Закона), о деятельности управляющего и хозяйственной деятельности должника в ликвидационном производстве (ст. 148 Закона) и т.д.

8. В соответствии со статьей 90 Закона по мере удовлетворения требований кредиторов соответствующие сведения вносятся управляющим в реестр требований кредиторов, о чем управляющий информирует собрание (комитет) кредиторов. Таким образом, на основании данных реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов определяется персональный состав конкурсных кредиторов и число голосов каждого из них. Полномочия конкурсных кредиторов прекращаются после удовлетворения их требований. Следовательно, если на дату проведения собрания кредиторов требования конкурсного кредитора удовлетворены в полном объеме, последний утрачивает право на участие в собрании кредиторов с правом голоса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.006 с.)