Статья 3. Особенности применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 3. Особенности применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)



 

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья определяет исключения из общего правила о применении законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении ряда субъектов в силу их специфического статуса или вида их деятельности.

К числу последних относятся следующие четыре группы субъектов:

- субъекты естественных монополий;

- юридические лица, являющиеся режимными и особо режимными объектами;

- юридические лица, имеющие режимные и особо режимные объекты;

- юридические лица, имеющие объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающие поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности и реализующие исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

1.1. Так, не применяется законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении субъектов естественных монополий. Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары <17>.

--------------------------------

<17> О естественных монополиях: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., N 162-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - N 1. - 2/911.

 

В Республике Беларусь действует Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий <18>.

--------------------------------

<18> Об утверждении Положения о Государственном реестре субъектов естественных монополий и внесении изменений в постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. N 13: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 29 апр. 2003 г., N 98 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - N 53. - 8/9470.

 

Реестр имеет двухуровневую структуру и включает:

- на республиканском уровне - перечень юридических лиц, осуществляющих производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий, в сферах деятельности, отнесенных Законом Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий:

транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировку газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

передачу и распределение электрической и тепловой энергии;

централизованное водоснабжение и водоотведение;

услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, аэропортов;

обслуживание и эксплуатацию воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением;

- на местном уровне - перечень юридических лиц, осуществляющих производство (реализацию) товаров в сферах деятельности субъектов естественных монополий, регулирование деятельности которых в соответствии с законодательством осуществляется областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

1.2. Под режимными и особо режимными объектами нужно понимать военные и иные специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых законодательно установлены дополнительные меры безопасности, особые условия деятельности. Примером режимного объекта может служить атомная электростанция, воинская часть, исправительно-трудовое учреждение т.п.

1.3. К третьей подгруппе субъектов относятся как юридические лица, которые сами не являются режимными или особо режимными объектами, но имеют в своем составе (структуре) режимные и особо режимные объекты, так и юридические лица, являющиеся режимными и особо режимными объектами и имеющие такие объекты.

1.4. К четвертой подгруппе субъектов комментируемой статьей отнесены юридические лица, не просто имеющие объекты, находящиеся только в собственности государства, но и обеспечивающие поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности и реализующие исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Здесь необходимо руководствоваться нормами Закона Республики Беларусь "Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства" <19>.

--------------------------------

<19> Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2010 г., N 169-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - N 184. - 2/1721.

 

1.5. Однако и в отношении перечисленных выше субъектов могут применяться правовые нормы, содержащиеся в ст. 17 - 19, ч. 5 ст. 110 Закона. То есть указанные в перечисленных нормах Закона лица обязаны принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), оказывать финансовую помощь.

 

Статья 4. Соотношение законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) Республики Беларусь и норм международного права. Признание на территории Республики Беларусь судебных актов иностранных государств по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)

 

Комментарий к статье 4

1. Комментируемая статья реализует и еще раз традиционно подчеркивает конституционный принцип приоритета норм международного права над национальным законодательством даже в такой специфической сфере правового регулирования, коей является экономическая несостоятельность (банкротство).

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на иностранных кредиторов (граждан и юридических лиц) по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) белорусских должников распространяется национальный правовой режим, если иной правовой режим не предусмотрен международным договором Республики Беларусь.

Следует иметь в виду, что понятия "иностранный гражданин" и "иностранное юридическое лицо" в международном частном праве определяются по-разному. Иностранным гражданином следует признавать физическое лицо, обладающее гражданством иностранного государства <20>, иностранным юридическим лицом - юридическое лицо, учрежденное по законам иностранного государства <21>.

--------------------------------

<20> См.: О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., N 136-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - N 88. - 2/885; Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 1103) // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1999. - N 7 - 9. - Ст. 101.

<21> См.: Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 1111 - 1113) // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. - 1999. - N 7 - 9. - Ст. 101.

 

3. В части 3 комментируемой статьи установлено, что решения судов иностранных государств по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Это правило Закона соответствует общему правилу о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, установленному в ст. 245 ХПК: "Решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения признаются и приводятся в исполнение судами, рассматривающими экономические дела, в Республике Беларусь, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено законодательством или международным договором Республики Беларусь либо на основе взаимности".

4. Одновременно Закон называет принцип взаимности основанием для исполнения судебных актов иностранных государств и при отсутствии международных договоров Республики Беларусь, касающихся экономической несостоятельности (банкротства).

Понятие, порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Республики Беларусь определяет Закон Республики Беларусь "О международных договорах Республики Беларусь" (далее - Закон о международных договорах) <22>. В соответствии с Законом о международных договорах международный договор Республики Беларусь - международный договор (межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера), заключенный в письменной форме Республикой Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами), с международной организацией (международными организациями), иным субъектом (иными субъектами), обладающим (обладающими) правом заключать международные договоры, который регулируется международным правом независимо от того, содержится он в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие наименования и способы заключения международного договора).

--------------------------------

<22> О международных договорах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., N 421-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - N 184. - 2/1518.

 

Следует также иметь в виду, что согласно ст. 33 Закона о международных договорах нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.011 с.)