ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка репутации нового клиента



 

Прежде чем установить отношения с новым клиентом, аудитор должен рассмотреть вопрос, может ли выбор этого клиента привести к возникновению угроз соблюдению основных принципов его деятельности.

Потенциальная угроза честности или профессиональному поведению может, например, иметь место при наличии сомнительных характеристик клиента (его собственников, руководящих лиц или деятельности).

Сомнительными характеристиками клиента (если они известны) являются, например: участие клиента в незаконной деятельности (легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем); репутация непорядочного контрагента; сомнительная практика составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

Иллюстрация. Студентам был задан вопрос: «Какие виды деятельности по Вашему мнению ассоциируются с термином «сомнительные характеристики клиента»? - «Игорный бизнес».

Очевидно, это отражает сложившееся в обществе представление об этом бизнесе.

Хотя по опыту аудиторских проверок организаций игорного бизнеса, для аудитора их деятельность ничем не выделяется.

 

Надлежащие меры предосторожности могут включать получение информации о клиенте, его владельцах, руководителях и лицах, ответственных за административную и коммерческую деятельность.

В теории аудита возможно привлечение детективных агентств для изучения репутации клиента. Однако на практике это малоприменимо. В крупных аудиторских компаниях такими вопросами могут заниматься специальные службы.

 

С.М.Бычкова[16]: «В практике аудиторской работы решающее значение имеет выбор клиента. Источники «получения новых клиентов»:

· обращение самих клиентов. Клиент может обратить внимание на рекламу аудиторской фирмы или получить рекомендации от своих друзей и коллег, бывших или настоящих клиентов фирмы;

· аудитор изучает газеты с рекламой компаний - потенциальных клиентов и предлагает им свои услуги;

· аудитор проводит налоговые и прочие семинары, на которых заинтересовавшиеся клиенты обращаются с просьбами о проведении аудита;

· общение аудиторов с представителями бизнеса на презентациях, конференциях и предложение им своих услуг;

· оказание клиентам консультационных и других услуг (например, защита в суде), после чего клиенты обращаются с просьбой о проведении аудита.

После того, как аудитор нашел потенциального нового клиента, он принимает решение о том, следует ли с этим клиентом заключать договор (или в профессиональной практике это часто называют термином "принимать клиента").

При принятии клиента обычно акцентируется внимание на репутации клиента, особенностях его бизнеса, способности оплатить аудиторский гонорар.

Репутация клиента означает не только частое появление в СМИ и занятие ведущих строк в рейтингах, но также и отсутствие проигранных или незаконченных судебных дел, проблем с налоговыми и прочими государственными органами, минимизацию "теневого бизнеса".

В качестве источников информации для аудиторов могут выступать как перечисленные (предыдущие аудиторы, руководство фирмы - клиента, юристы клиента), так и независимые агентства, которые занимаются сбором информации о компаниях, функционирующих на рынке, и "центры знаний", которые работают в интересах аудиторской фирмы. В подавляющем большинстве случаев "центры знаний" занимаются поиском информации, имеющейся в открытом доступе в Интернете, газетах, журналах. В более сложных случаях по запросу партнеров они обращаются в независимые агентства.

 

Вступление в договорные отношение в с клиентом, замешанным в скандальных ситуациях, может нанести серьезный урон имиджу аудитора, даже в условиях полной непричастности аудитора к предмету скандала.

 

 

Иллюстрация. Скандал вокруг Arthur Andersen, некогда одной из пяти крупнейших аудиторских фирм мира, разразился в 2002 году в ходе расследования обстоятельств нашумевшего банкротства энергетической корпорации Enron, которой Arthur Andersen предоставляла аудиторские услуги.

В декабре 2001 года Enron, признанная виновной в масштабных подтасовках своей финансовой документации и обмане инвесторов, объявила о банкротстве, а уже в марте 2002 года фирме Arthur Andersen были предъявлены обвинения в препятствовании проведению следствия по Enron путем уничтожения документов по аудиторским отчетам энергетической компании.

Следствие и суд по делу Arthur Andersen привели к тому, что в июне 2002 года компанию признали виновной в создании помех правосудию, а в октябре того же года приговорили к выплате штрафа в $500 тыс.

К тому времени Arthur Andersen уже было запрещено проводить аудит публичных компаний, поэтому решение суда практически похоронило аудиторскую фирму. В ее штате осталось несколько десятков человек, которые занимаются лишь тем, что участвуют в урегулировании множества исков, поданных к компании.

Однако Верховный суд США отменил приговор 2002 года, однако оправдание Arthur Andersen вряд ли поможет компании восстановить свою деятельность в полном объеме.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=582538

 

Оценка уровня компетентности для выполнения задания

 

Аудитор должен предоставлять только такие услуги, которые соответствуют его компетентности. Аудитор должен оценить свой уровень знаний в областях:

а) правильное понимание характера деятельности клиента, сложности совершаемых им операций, конкретных требований задания, цели, характера и объема работы, подлежащей выполнению;

б) знание соответствующей отрасли экономической деятельности или предмета задания;

в) наличие опыта такой работы;

г) возможность привлечение достаточного количества сотрудников, обладающих необходимой квалификацией;

д) возможность выполнения задания в предполагаемые сроки и др.

 

Иллюстрация. В аудиторскую организацию обратилось предприятие, специализирующееся по огранке алмазов. По результатам разговора с главным бухгалтером, руководитель аудиторской организации понял, что без специалиста, имеющего опыт проверок организаций этой отрасли, не обойтись.

В аудиторской фирме не было таких специалистов, и он принялся обзванивать своих знакомых аудиторов, но никто не мог предложить подходящую кандидатуру. От предложения клиента пришлось отказаться.

 

При рассмотрении предложения клиента речь ни дет об отказе от проверки новых областей, в которых раньше аудитор не проводил проверку. Иначе развитие аудиторского бизнеса было бы невозможно. Необходимо оценивать соотношение выгод и рисков от заказа в новой области. В описанной выше ситуации выходить на проверку крупного предприятия без квалифицированного специалиста было бы неразумно.

 

Практическая ситуация. В аудиторскую организацию обратилось предприятие, -питомник по разведению племенных кроликов. Аудиторы раньше не проверяли сельскохозяйственные предприятия.

У одного аудитора оказался «знакомый знакомых» аудитор, специализирующийся на проверке животноводческих комплексов. От участия в проверке по причине загруженности он отказался, но пообещал проконсультировать, «если что».

Предложение провести аудит отчетности питомника было принято.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.006 с.)