ТОП 10:

Обязательный или инициативный аудит



 

Обязательный аудит (статья 5 Закона № 307-ФЗ) проводится в случаях, если:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

 

В отношении обязательности аудита «иных фондов» формулировка статьи крайне неудачная, нельзя сказать идет речь о фонде, как организационно-правовой форме или о сущности деятельности организации.

Практика идет по следующему пути. Если организация имеет организационно-правовую форму фонда, ее отчетность подлежит обязательному аудиту.

Если является фондом по сути, а не по форме (например, Некоммерческое партнерство «Фонд защиты животных») то мнения расходятся, одни считают, что подлежат аудиту, другие – что нет.

 

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

 

В соответствии с ст. 31-33 Федерального закона от 5 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации) проверку бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных кооперативов, осуществляет созданы ими ревизионный союз. Поскольку ревизионный союз является некоммерческой организацией, и не соответствует определению аудиторской организации, данному в статье 3 Закона, проверка бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных кооперативов названа не аудитом, а ревизией. Поэтому деятельность ревизионных союзов по проверке бухгалтерской отчетности и сопутствующих услуг, нормами Закона № 307-ФЗ не регулируется. Критерии обязательности ревизии установлены п. 3 ст. 33 Закона о сельскохозяйственной кооперации.

 

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

 

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Например, Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций":

 

Годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, связанная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей (п.6 Статьи 6).

Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность не являющегося собственником целевого капитала получателя дохода от целевого капитала подлежат обязательному ежегодному аудиту в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей (п. 2 статьи 7).

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Аудит, не подпадающий под определение обязательного аудита, называется инициативным, или добровольным.

 

Задание: Впишите в таблицу критерии, предусмотренные законом для проведения обязательного аудита:

 

Критерий Нормы Закона
Организационно-правовая форма  
Объем выручки за предшествующий год  
Сумма активов бухгалтерского баланса на конец года  

 

Задание: Укажите, какие из перечисленных организаций по виду деятельности подлежат обязательному аудиту:

 

Обязательность аудита по виду деятельности организации предусмотрена законом:
да нет
общество взаимного страхования    
государственный внебюджетный фонд    
бюро кредитных историй    
союз автомобилистов России, получающий добровольный пожертвования от физических и юридических лиц    
некоммерческое партнерство «Фонд защиты тропических лесов», получающий добровольный пожертвования от физических и юридических лиц    

Первичный и повторный аудит

 

Проведение первичного аудита установлены ФПСАД N 19 "Особенности первой проверки аудируемого лица".

Это Правило устанавливает единые требования к проверкам остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода в случаях, когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности проводится впервые или аудит за предыдущий период проводился другим аудитором.

Одна из главных задач, стоящих перед аудитором при проведении первичной аудиторской проверки, заключается в том, чтобы определить, насколько можно доверять остаткам по счетам на начало аудируемого периода[8]. Естественно, в первую очередь он обязан запросить аудиторское заключение за период, предшествующий аудируемому. Если аудиторское заключение было модифицировано, то аудитор должен досконально изучить причины модификации аудиторского заключения. Присутствие аудитора на текущей инвентаризации даст ему возможность более объективно проанализировать остатки материально-производственных запасов, числящихся на начало аудируемого периода. В отдельных случаях, например при проверке долгосрочной дебиторской задолженности, аудитору все же придется смотреть документы за период, предшествующий аудируемому периоду.

Не менее важная для аудитора задача при проведении первичного аудита заключается в проверке соблюдения принципа непрерывности учетной политики организации. Если аудитор выявит факт неприменения последовательно от периода, предшествовавшего аудиторской проверке, до периода аудиторской проверки принципов учетной политики, то ему будет необходимо отразить это в аудиторском заключении.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.65.91 (0.006 с.)