ТОП 10:

Раздел 2. Организация аудиторской деятельности



 

Тема 8. Виды услуг, оказываемых аудиторами

 

Классификация услуг, оказываемых аудиторами

 

Состав услуг, которые разрешено оказывать аудиторам, определен Законом № 307-ФЗ следующим образом.

1. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги):

· аудит бухгалтерской отчетности, предусмотренной Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", или аналогичной по составу отчетности, предусмотренной иными федеральными законами;

· сопутствующие услуги, перечень которых установлен федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

2. Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью (определение дано в п.7 статьи 1 Закона).

По конструкции Закона аудиторская проверка (в ее обычном понимании) может попадать во все категории услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами:

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности, как вид аудиторской услуги – именно его определение дано в пункте 3 статьи 1 Закона. Оказание такой услуги регулируется Законом № 307-ФЗ, ее могут осуществлять только специальные субъекты - аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, к деятельности которых применяются специальные требования и стандарты.
  • Аудит как вид сопутствующей аудиту услуги. В соответствии с п. 4 ФПСАД 30 согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. В этом случае также выдается заключение аудитора, но оценка достоверности проверенной отчетности в нем не дается. Своего рода «полуаудит». Оказание такой услуги также регулируется законом, и ее могут осуществлять только аудиторские организации или индивидуальные аудиторы.
  • Если необходимо оценить достоверность отчетности, определение которой не соответствует п.3 статьи 1 Закона, то такая услуга может быть оказана как прочая, связанная с аудиторской деятельностью услуга. В эту категорию, например, попадает отчетность, составленная в формате МСФО, поскольку ее состав не установлен федеральным законом. Порядок оказания такой услуги Законом об аудиторской деятельности не регулируется, так как она, получается, не относится к аудиторским услугам. Такая услуга, соответственно, может оказываться любой организацией или индивидуальным предпринимателем.

 

Аудит

 

Мы уже рассматривали в предыдущем разделе, что под аудитом в Законе № 307-ФЗ понимается только проверка, одновременно отвечающая всем критериям:

  • проводится аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами;
  • проверяется бухгалтерская отчетность, состав которой утвержден Федеральным законом;
  • соблюдается принцип независимости проверяющих.

При невыполнении одного из условий проверка не является аудитом в смысле Закона № 307-ФЗ. Но может называться аудитом в широком смысле слова. Такая ситуация до принятия федерального закона, определяющего состав бухгалтерской отчетности по МСФО, возникает с проверкой отчетности составленной по этим правилам.

Также как и "аудит эфективности" - не является аудитом в смысле Закона № 307-ФЗ, но называться "аудитом" в широком смысле слова.

Сопутствующие аудиту услуги

 

Согласно части 4 статьи 1 Закона перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

В соответствии с ФПСАД N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" к сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

а) обзорные проверки;

б) согласованные процедуры;

в) компиляция финансовой информации.

В настоящее время действуют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в отношении следующих сопутствующих аудиту услуг:

· выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 30);

· компиляция финансовой информации (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 31);

· обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 33).

 

М.А.Городилов[11]: Понятия "компиляция" (compilation), "согласованные процедуры" (agreed-upon procedures) и "обзорная проверка" (review engagement) заимствованы из Международных стандартов, принятых Советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности Международной федерации бухгалтеров:

- N 4400 - в отношении согласованных процедур и N 4410 - по компиляции финансовой информации (из группы Международных стандартов сопутствующих услуг (ISRSs));

- N 2400 и N 2410 - в отношении обзорных проверок (из группы Международных стандартов обзорных проверок (ISREs)).

Другие специфические черты можно выявить из названий самих услуг:

- согласованные процедуры - это действия, совершаемые аудитором, которые были предварительно согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом;

- компиляция (от лат. compilatio, буквально - кража, грабеж) - в определенном смысле означает литературную работу, сочинение (научное или учебное), составленные по заимствованным у других авторов материалам, без самостоятельной их обработки и собственных исследований. В данном случае аудитор использует сведения финансового характера (чаще всего - данные бухгалтерского учета) для сбора, классификации и обобщения с целью составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, при этом собственного мнения не выражает;

- обзорная проверка - в общем смысле означает поверхностный анализ, исследование представленных документов, записей, разъяснений с целью формирования предварительного мнения о проверяемой отчетности. По существу, это экспресс-аудит, связанный с наименьшими трудозатратами на проведение проверки, целью которого является выявление потенциально рисковых и опасных областей, которые могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности. Применение простейших аудиторских процедур (запросы, разъяснения аудируемого лица) позволяет существенно сократить продолжительность проверки, в то же время уверенность (надежность) полученных результатов закономерно снижается.

 

Согласованные процедуры

 

В соответствии с п. 4 ФПСАД 30 согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

Цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации заключается в проведении аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом, а также в предоставлении отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации.

Поскольку аудитор лишь предоставляет отчет, он не выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и финансовой информации. Пользователи отчета сами дают оценку выполненным согласованным процедурам в отношении финансовой информации и фактам, указанным в отчете, а также делают собственные выводы, основанные на отчете.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.007 с.)