Реконструкционистский взгляд на стратегию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реконструкционистский взгляд на стратегию



Существуют два основных взгляда на то, каким образом структура отрасли связана со стратегическими действиями игроков этой отрасли.

Структуралистский взгляд на стратегию берет свои истоки в эконо­мике промышленной организации. Модель анализа промышленной организации предлагает парадигму «структура-поведение-эффектив­ность работы», которая предполагает непроизвольный переход от ры­ночной структуры к поведению и эффективности работы. Рыночная структура, создаваемая условиями предложения и спроса, обуславли­вает поведение покупателей и продавцов, что, в свою очередь, опре­деляет итоговую эффективность работы. Изменения во всей системе возникают вследствие воздействия факторов, являющихся внешними по отношению к рыночной структуре, - таких как глобальные изменения в базовых экономических условиях и технологические прорывы.

Реконструкционистский взгляд на стратегию основан на теории эн­догенного роста. Своим появлением теория обязана наблюдению Джо­зефа А Шумпетера (Joseph A Schumpeter), обнаружившего, что силы, изменяющие структуру экономики и ситуацию в отрасли, возникают изнутри системы Шумпетер утверждает, что инновация может быть эндогенной, и что основным ее источником является креативный пред­приниматель. Однако шумпетерианская идея инновации все еще не была ни подтверждена, ни опровергнута, поскольку в этом случае инновация является продуктом творческой мысли предпринимателя и не может быть воспроизводима на постоянной основе.

Не так давно в этой области появилась новая теория роста, доказы­вающая, что инновация может воспроизводиться эндогенным образом через понимание шаблонов или рецептов, лежащих в основе иннова­ции, Суть этого теоретического подхода заключается в том, что он отделяет рецепт инновации - или шаблон лежащих в его основе зна­нии и идей - от одинокого шумпетеровского предпринимателя и тем самым открывает путь для систематического воспроизведения инно­вации. Однако, несмотря на существование этого важного подхода, нам по-прежнему не хватает понимания этих рецептов или шаблонов. Без этого знания и идеи не могут быть запущены в действие для создания инновации и роста на уровне компании.

Реконструкционистский взгляд начинается там, где заканчивается новая теория роста. Основываясь на этой теории, приверженцы ре­конструкционистского взгляда строят предположения о том, как зна­ния и идеи используются в процессе создания эндогенного роста фир­мы. В частности, согласно этому подходу, процесс создания может возникнуть в любое время и в любой организации благодаря когни­тивной реконструкции имеющихся данных и рыночных элементов принципиально иным образом.

Эти два взгляда - структуралистский и реконструкционистский ­оказывают серьезное влияние на стратегические действия компании. Структуралистский взгляд (или влияние окружающей среды) зачастую приводит к стратегическому мышлению, основанному на конкуренции. Воспринимая структуру рынка как должное, он подталкивает компа­нию к попытке выстраивания защиты перед конкурентами на имею­щемся рыночном пространстве. Чтобы удержаться на рынке, привер­женцы стратегии концентрируют усилия на получении преимуществ над конкурентом обычно путем оценки того, что сделал конкурент, и попытки сделать то же самое лучше. В этом контексте завоевание боль­шей доли рынка рассматривается как игра с нулевым исходом, когда выигрыш одной компании получается за счет проигрыша другой. Та­ким образом, конкуренция, которая и порождает сравнение, становит­ся определяющей переменной стратегии.

Подобное стратегическое мышление приводит к тому, что компа­нии начинают делить отрасли на привлекательные и непривлекатель­ные и исходя из этого принимать решения о том, стоит ли работать в той или иной отрасли. Сообразуясь с реалиями своей отрасли, компа­ния выбирает позицию, четко нацеленную либо на издержки, либо на дифференциацию и наиболее соответствующую ее внутренним систе­мам и возможностям, чтобы победить конкурентов. Здесь издержки и ценность рассматриваются как альтернативы друг другу. Поскольку общий уровень прибыли в отрасли также определяется экзогенным путем и зависит от структурных факторов, фирма стремится в первую очередь завладеть капиталом и перераспределить его, вместо того что­бы создавать. Она прикладывает все силы к тому, чтобы поделить алый океан, где возможности роста постоянно уменьшаются.

Однако для реконструкциониста стратегическая задача выглядит совсем иначе. Понимая, что структура и рыночные границы существу­ют лишь в сознании менеджеров, придерживающихся этих взглядов, практики не позволяют существующим рыночным структурам ограни­чивать полет мысли. Эти люди всегда помнят, что где-то существует спрос, причем практически неудовлетворенный.Суть проблемы в том, как этот спрос вызвать. Это, в свою очередь, заставляет переключить внимание с предложения на спрос, с конкуренции на инновацию ценности - то есть на создание инновационной ценности с целью откры­тия нового спроса. С таким новым фокусом компания может надеять­ся совершить полный открытий путь, если будет постоянно выгля­дывать за устоявшиеся границы конкуренции и по-новому организо­вывать существующие элементы различных рынков, чтобы сделать из них новое рыночное пространство, где будет создан новый уровень спроса.

С точки зрения реконструкционалиста, сами по себе отрасли не бывают привлекательными или непривлекательными, поскольку на уровень привлекательности можно повлиять путем сознательных уси­лий компании, направленных на реконструкцию. В процессе реконст­рукции изменяется рыночная структура, и то же самое происходит со сложившимися правилами игры. Таким образом, конкуренция в ста­рой игре утрачивает актуальность. Стимулируя спрос, стратегия ин­новации ценности расширяет существующие рынки и создает новые. Ее приверженцы достигают скачка в ценности путем создания нового богатства, а не традиционным образом, за счет конкурентов. Поэтому подобная стратегия позволяет компании играть преимущественно в результативные игры и с высокой вероятностью выигрыша.

Так как же реконструкция, подобная той, которую мы рассматрива­ли в связи с Cirque du Soleil, отличается от «комбинирования» и «ре­комбинирования», о которых рассуждают в книгах, посвященных ин­новации. Например, Шумпетер считает инновацию «новой комбина­цией средств производства».

В случае с Cirque du Soleil мы видели, что акцент делается на спро­се, в то время как рекомбинирование связано с переупорядочиванием существующих технологий или средств производства, причем акцент часто делается на предложении. Основными слагаемыми реконструи­рования являются элементы ценности для покупателя, которые выхо­дят за существующие границы отрасли. Они не являются ни техноло­гиями, ни методами производства.

Концентрируясь на предложении, рекомбинирование, как прави­ло, ведет к поиску инновационного решения существующей пробле­мы. Реконструирование же, напротив, концентрируя внимание на спросе, разрывает когнитивные узы, созданные существующими пра­вилами конкуренции. Основной фокус делается на переопределении существующей проблемы. К примеру, Cirque du Soieil не стала предла­гать лучший цирк и рекомбинировать для этого существующие знания или технологии, связанные с выступлениями и цирковой деятельнос­тью. Напротив, она занялась реконструкцией имеющихся элементов ценности для покупателя, стремясь создать новый вид развлечения, которое будет по-цирковому веселым и захватывающим и по-театральному интеллектуально утонченным. Переопределение проблемы зача­стую приводит к изменениям во всей системе и тем самым к смене стра­тегии, в то время как в результате рекомбинации могут быть найдены новые решения для деятельности на подсистемном уровне, которые лишь укрепят существующую стратегическую позицию.

Реконструкция изменяет границы и структуру отрасли и создает голубой океан нового рыночного пространства. Рекомбинирование же, напротив, обычно максимально увеличивает технологические возмож­ности для поиска инновационных решений.

 

Приложение С



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.005 с.)