Льюис Томас. Медуза и улитка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Льюис Томас. Медуза и улитка



 

Какое значение для нас играет реальность psi? В настоящее время, когда скептические сомнения о реальности psi практически развеяны с помощью тысяч воспроизводимых экспериментов и когда научное мировоззрение становится все более и более совместимым с psi, мы задаем себе вопрос - ну и что? Что дальше? Каково будущее psi? Что меняет реальность psi в отношении нас?

На эти вопросы трудно ответить. Наши наиболее сложные научные теории не описывают феномен psi. Даже если завтра кто-то случайно наткнется на удовлетворительную теорию psi, она не будет признана. Но нам не запрещено обдумать возможное значение psi. Пользуясь подсказками, которые дали нам экспериментальные и академические исследования, мы можем представить себе возможное значение и применение psi.

Одна возможность состоит в том, что psi в конечном счете будет принято научным сообществом как курьез, психологическое отражение квантовой связанности вселенной. Возможно этим дело и кончится. Однако, как обсуждено во Введении, когда потрясающие фундамент идеи переходят от первой стадии («этого не может быть») ко второй («это существует, но эффекты очень слабые, чтобы они представляли интерес»), то вскоре может наступить третья стадия. Она наступает вследствие работы нового поколения ученых, которые не имеют предубеждений, связанных со старыми теориями. Я думаю, однако, что на стадии 2 не наступит конец истории для psi. Наука уже доказала, что psi может эффективно изучаться с помощью обычных методов и я почти уверен, что крупные достижения в понимании явления гораздо больше зависят от готовности общества принять всерьез эти явления, чем от наших возможностей в изучении psi. Достижения науки и техники могут быть настолько новыми и непривычными, что с позиций сегодняшнего дня они кажутся чудом. Феномен psi может привести к кардинальному пересмотру свойств пространства, времени и энергии. И это не дикое предположение, а почти уверенность.

Общественный интерес должен стимулировать изучение psi. Если общественность будет заинтересована в изучении psi, то появятся ресурсы для изучения этого феномена, что в свою очередь за считанные годы приведет к значительному прогрессу в отношении понимания значения psi. Если же общественность будет занимать двойственную позицию, то прогресс в этом направлении затормозится на века. Это очевидно.

 

Что значит psi...

 

Почти целый век накапливались научные доказательства по феномену psi, и мы теперь знаем, что некоторые аспекты психических явлений реальны. Важность этого открытия находится где-то между любопытным случаем и потрясающей научный фудамент революцией. Реальность psi говорит нам, как минимум, что наши научные знания об окружающем нас мире и нас самих далеки от совершенства, что способности и возможности человеческого потенциала недооценены, что наша вера о строгом разделении мира на субъект и объект неправильна и что некоторые «чудеса», приписываемые религиозным и сверхъестественным силам, могут создаваться экстраординарными способностями человеческого сознания.

Поэтому понятно, что на шкале «значение» феномен psi занимает место ближе к научной революции, потрясающей основы сегодняшнего научного мировоззрения, но не место простого курьезного случая. Феномен psi может привести к перевороту сегодняшних представлений в науке, технике, обществе и теологии. Давайте рассмотрим подробнее следствия значения psi в разных аспектах.

 

Для физики

 

Предположение о том, что существование может быть только физическим - почти абсурдно. На самом деле мы твердо уверены только в психическом существовании - в разуме. Мы могли говорить, напротив, что физическое существование является следствием психического, так как все знание о материи доставляется нам через призму наших ощущений.

Карл Юнг

 

Физики, сохранившие некоторое смирение перед тайнами природы, интересуются изучением psi, потому что они понимают, что наши представления о пространстве, времени, энергии, информации требуют переосмысления. Прежде всего, psi свидетельствует о том, что обычные ограничения пространства и времени могут преодолеваться такой эфемерной сущностью как «мысль». Теоретические концепции подобно особым волнам, симметричности времени, и нелокальности, о которых раньше думали как о математических курьезах, могут фактически существовать и проверены на опыте.

Пересмотр фундаментальных свойств природы может оказаться во многом более серьезным, чем реальность вышеупомянутых чудес. Многие научные модели и экспериментальные методы развиваются в предположении, что основные научные принципы правильны. Если же они начинают рушиться, то это угрожает существующим теориям, работающим достаточно точно. Неудивительно поэтому, почему некоторые ученые так яростно не верят в psi! Вместе с тем совершенно очевидно, что некоторые фундаментальные научные принципы должны подвергнуться пересмотру. Не исключено, что если на рассвете двадцатого столетия мы узнали, что материя и энергия представляют по существу одно и тоже, то в начале двадцать первого века мы узнаем, что материя и мысль также представляют собой одно и тоже. Подобные высказывания уже присутствуют в восточных философиях, в материалистическом и трансцендентном монизме, но, вероятно, новый «дополнительный монизм» должен появиться. Это направление поставит мысль и материю на один общий фундамент, сохраняя автономию каждой сущности и позволит до конца понять проблему их взаимодействия.. Воздействие psi на генераторы случайных чисел представляет собой в особенности рискованную ересь для физики: выходит, что квантовая теория незавершена. Вот что физик Хельмут Шмидт написал по поводу экспериментов RNG:

«Причина квантовых переходов, которую квантовая теория приписывает случаю, может состоять в мысленном влиянии человека. Это подразумевает, что квантовая теория может давать неправильные результаты, когда применяется к системам, включающих человека. Остается неясным, возможно ли изменить квантовый формализм, чтобы описать эффекты psi, и возможно ли полностью понять озадачивающую роль наблюдателя в теории.» [169]

Квантовая теория - одна из наиболее успешных физических теорий в истории науки, но как и любая другая теория - это только приближение к миру, но не мир непосредственно. Лет через десять исследования psi могут показать, что квантовая теория - только специальный случай более общей теории. В этом случае физики, занимающиеся проблемами квантовой механики, будут, возможно, потрясены, но историки и философы науки ничуть не удивятся. Кстати, о ясновидении обычно думают как о способности ощущать, невзирая на расстояния. Мы можем представить себе будущий «Центр ясновидения», где будут изучаться отдаленные галактики. Таким же образом, мы думаем, что предвидение и ретровидение может пронизывать океаны времени, поэтому мы можем представить себе «Исторический центр», где исследуются древние и будущие цивилизации. Мы можем представить себе, что изучение проблемы взаимодействия мысли и материи приведет когда-то к возможности мысленного изменения конфигурации атомов, так что двери гаража или движение инвалидной коляски будут управляться мыслью.

Но также возможно, что ясновидение позволит нам увидеть бесконечно малые частицы, предвидение позволит нам ощутить бесконечно малые промежутки времени, а влиянием мысли мы сможем изменить орбиты планет. Эти крайности могут казаться, на первый взгляд диковинными или невероятными, но то, что мы знаем о psi, позволяет думать, что устанавливать какие-либо пределы для эффектов psi совершенно неправильно.

И кроме того, уже имеются вдохновляющие доказательства о том, как бесконечно малые частицы воспринимались с помощью ясновидения. В недавней статье физика Стивена Филлипса указывается, что сто лет тому назад два ясновидца применяли psi для исследования атомных и субатомных состояний. В их описаниях не находили много смысла в то время и в течение последующих десятилетий. Но сейчас оказывается, что они описывали теорию суперструн и кварковую модель атома [460]. Вероятно, что следующие наши большие достижения в исследованиях пространства, времени, энергии будут достигаться на основе psi- усовершенствованных методов.

 

… для биологии

 

Psi поднимает многочисленные вопросы, на которые биологи сейчас дать ответа не в состоянии: как информация «поступает» в живущий организм? Может быть есть особые чувства, на которые мы не обращаем внимания? На каком расстоянии живой организм может ощутить мысленное воздействие? Действительно ли psi - «невидимый» переносчик информации в живущих организмах? Как связано psi c ощущением личностной индивидуальности и как оно проявляется в групповой деятельности, когда группа занята одним и тем же делом?

Подразумевает ли psi существование единства среди людей, среди всех разумных существ и среди всей жизни? Какова роль psi в эволюции? Что представляет собой psi - способность, талант, атавизм или зарю будущего? Или это «простое» биологическое отражение нелокальности физического мира?

Для психологии

 

Psi предлагает множество загадок о природе восприятия, памяти и передачи информации. Действительно ли нельзя объяснить более прозаически опыты psi? Если бессознательное psi более распространено в природе, чем мы думали, то какую роль играет psi в обычном человеческом поведении? Если мы существуем не совсем так отдельно друг от друга, как обычно думаем, то какую роль играет psi в поведении групп, скоплений людей и общества?

Психологический интерес к psi связан с наблюдением, что часто «магическая интуиция» находится под оболочкой сложной современного рассуждения. Интуиция глубоко проникает в органический мир, ощущая его внутренние взаимосвязи. Наоборот, с точки зрения современного научного мировоззрения внутренние взаимосвязи между отдельными живыми субъектами полностью отсутствуют и личность находится как бы в условиях бессмысленной изоляции. Психологи знают, что ощущение одиночества быстро ведет к беспокойству, депрессии и ухудшению здоровья. Чтобы умственное и физическое здоровье не только личности, но и общества было в хорошем состоянии, мы должны верить и действовать так, как если бы мы жили в мире, который имеет глубокий смысл и значение для личности. Psi поддерживает концепцию «сознательной вселенной,» пронизанной внутренними взаимосвязями в качестве реальной действительности. Так как наука постепенно сдвигается в сторону мировоззрения, отвечающему нашим самым глубоким потребностям, мы, с развитием новых научных концепций, должны ожидать существенные

выгодные последствия для умственного здоровья общества.

 

Для социологии

 

Мы знаем, что локальное загрязнение воздуха, земли, и моря возрастает и различными способами действует на глобальную экологию. Изучение полевого сознания показывает, что подобно экологии окружающей среды существует нечто вроде экологии мысли, в связи с чем полевое сознание может невидимо воздействовать на общество. Поэтому, возможно, что деструктивные, безнравственные мысли могут засорять социальную ткань далеко за пределы локальных влияний. Иначе говоря, индивидуум, дающий простор своим недобрым мыслям может влиять непосредственно на характер поведения общества вокруг него. Причем его намерения могут распространяться на большие расстояния и косвенно «инфицировать» других людей. Эти «инфицированные» люди могут передать заразу дальше, что приведет к размножению psi-вируса и инфекция таким образом, может охватить весь земной шар. Возможно, периоды широкого распространения безумия, такого как война, являются признаками распространения заразных болезней с диагнозом «месс-менд».

Вероятны и другие случаи, когда сильные, ясные мысли одной личности или объединенных групп людей, думающих в одном направлении, могут распространиться и буквально направить общественное поведение в сторону добра, вылечив, таким образом, общество от опасной духовной болезни. Возможно, периоды широко распространенной ясности сознания, подобно периоду, предшествующему падению Берлинской стены, являются такими примерами выздоровления общества. Кроме того, эксперименты по полевому сознанию свидетельствуют, что влияние мысли гораздо менее эфемерно, чем мы обычно думаем. Мы даже себе пока не можем представить ту громадную роль, какую может играть эффект «мировой мысли» в эволюции глобальных внутренних взаимосвязей.

 

... Для Философии

 

Psi затрагивает основы старых философских проблем, особенно проблемы диалектики «мысли и материи», свободной воли и детерминизма. Psi опытным путем исследует вопросы типа «Какова роль мысли в физическом мире? Какова природа противопоставления субъекта и объекта? Разум причина или следствие? В чем состоит отличие мысли от материи?»

Как показано в главе 15, короткий обзор современных идей о природе разума, показал, что ни один из настоящих подходов не является полностью удовлетворительным. Ортодоксальный материализм породил бессмысленное понятие о мысли как о бессмысленной иллюзии. Направление, называемое функционализмом доказывает, что не имеет значения из чего мысль состоит, вопрос в том, что она производит. Это - хороший прагматический подход, но он не помогает нам понять природу разума. Другие философские подходы также неоднозначны, что приводит к бесконечным дискуссиям на эту тему.

Дэвид Чалмерс, философ из университета г. Санта Круз, Калифорния дал обзор четырех общих подходов для объяснения сознания. Чалмерс говорит, что в этих подходах или «объясняется что-то еще, или отрицается явление, или, напротив, декларируется победа или предлагается неоднозначная метафора, которая может только на первый взгляд перебросить мост между мыслью и материей» [461-462].

Каждый подход дает свое понимание проблемы сознания. Лагерь бихевиористов показал, что работу мысли можно в какой-то мере понять, наблюдая поведение личности. Функционалисты показали, что некоторые аспекты умственной деятельности могут быть поняты на основе их аналогии со сложными компьютерными программами. Нейрологи продемонстрировали, что на основе существования особых паттернов активности в мозгу, можно понять, как обрабатывается информация. Дуалисты обратили внимание на то, что ни одна модель разума не может не учитывать субъективный опыт. «Теоретики тождества» полагают, что мозг и мысль неразделимы между собой.

Новое направление, основанное на теории тождества, называется «натуралистический панпсихизм». Философ этого направления, Майкл Локвуд, говорит, что фундаментальное свойство вселенной может заключаться в том, что она может иметь само-рефлексивное ощущение «суждения» [463]. Отсюда следует удивительное существование в материалистической вселенной субъективной мысли, потому что «суждение» встроено во всю ткань вселенной. Например, мы знаем, что мы состоим из материи и энергии, потому что существует возможность понимания этого.

Psi дополняет проблему сознания важными наблюдениями о том, что передача и восприятие информации может осуществляться внечувственным образом и что мысль может оказывать влияние на физический мир. Вначале может показаться, что принимая реальность psi, мы должны немедленно отклонить некоторые строго материалистические и механистические предположения о природе сознания, но на самом деле это не так. Концепция натуралистического панпсихизма и материалистическая нейрология полностью совместима с феноменом psi. Единственно, что требуется - предположение, что личность может воспринимать отдельные аспекты внутренних взаимосвязей вселенной.

Вместе с тем, любое будущее философское понимание сознания, которое претендует на его всестороннее описание, должно включать в рассмотрение основные выводы и опыты psi.

 

Для религии

 

В традиционных религиях существуют описания чудес, которые выдаются за проявление божественной силы. С парапсихологической точки зрения, основные религиозные священные писания, представляют собой энциклопедические справочники об эффектах psi - телепатии, ясновидении, предвидении, мысленном лечении и взаимодействии мысли и материи. Для одних людей, научное подтверждение подлинности psi может усилить их религиозную веру, потому что, если psi-подобные чудеса реальны по светским стандартам, то, вполне вероятно, что и другие данные в священных писаниях могут быть также вполне истинны. Для других людей, научное изучение явлений psi богохульно, потому что оно как бы «проверяет Бога». Последнее мнение отражает широко известный принцип о том, что некоторые вещи не должны изучаться вообще, так как есть такие сущности, о которых мы не должны ничего знать.

Psi поддерживает идею о том, что разум больше системы ум и тело. В частности разум, если он действительно не находится в оковах пространства и времени, может контактировать с личностями из прошлого или будущего времени. Тогда медиумы, провозглашающие, что они находятся в контакте с духами, на самом деле могут быть в контакте с будущей личностью или личностью, жившей в прошлом времени. Вместе с тем, psi отнюдь не утверждает, что сознание существует после смерти личности, psi лишь свидетельствует о том, что для него не существуют обычные рамки времени. С точки зрения psi, давно ушедшая «Бабушка Рози» может как бы существовать, и с ней возможен контакт, но она жива в прошлом времени - «тогда», а мы живем и действуем «теперь». Мысли наших предков или потомков могут оказывать влияние на нас.

 

Будущие применения psi

 

Какие перспективы у psi возможны в будущем? Отвечая на этот вопрос, мы не должны ограничивать себя существующими практическими и теоретическими ограничениями. А это опасно, так как история человечества полна неудавшимися предсказаниями о будущих событиях. Кроме того, Закон Непреднамеренных Последствий и закон Мэрфи (предсказания сбываются с точностью наоборот) превращают предсказания в сомнительный бизнес.

…в Медицине

 

Тем не менее, мы берем на себя смелость предсказать, что в будущем мысленное лечение на расстоянии некоторых телесных и физических болезней будет реально и общепринято. В ближайшей перспективе, конечно, маловероятно, чтобы доктор предписал больному лечиться с помощью мысленной поддержки какого-нибудь находящегося в удалении экстрасенса. Но, вероятно, вначале могут появиться группы или ассоциации, которые проявят интерес к терапевтическому эффекту молитвы и основанному на psi медицинскому диагнозу.

Еще долгое время медицина будет не обращать внимания на psi, чему будут способствовать экономический прессинг и быстро развивающиеся обычные технологии. Но как только мы разберемся в основных факторах, лежащих в основе мысленного лечения на расстоянии и psi-диагноза, то сразу же появятся новые разделы медицины. Врачи узнают экзотическую науку техношаманизма, которая будет строгим научным набором древних волшебных принципов и будущих технологий.

 

…в Технологиях

 

Развитие psi-основанных технологий в ближайшей перспективе, потребует определенных людей, для отбора которых будут применяться примерно такие же методы, как для выбора людей, способных летать на современных реактивных истребителях. Ведь нельзя же ожидать, что первые попавшиеся нам люди смогут быть летчиками-истребителями. Конечно, в принципе можно построить реактивный самолет, на котором сможет летать почти каждый человек. Аналогично, развитые технологии, основанные на psi, cмогут, в перспективе, подойти для любого человека, но первые опытные образцы потребуют особых, талантливых в отношении psi людей.

По экономическим причинам, любая жизнеспособная, основанная на psi технология, должна делать вещи, невозможные с точки зрения обычных технических средств. Изобретение psi-устройства, открывающего дверь гаража, видимо, интересно, но оно вряд ли заменит обычное электронное дистанционное управление. Но технологически-усовершенствованные телепатические системы связи, для «контакта» с кем-нибудь на космическом корабле или в глубоко погруженной субмарине могут быть необходимостью, что будет стимулировать их развитие.

Очень может быть, что прикладные программы psi появятся в нанотехнологии, в устройствах, сопоставимых по размеру с атомом. В атомном масштабе, даже чрезвычайно слабые эффекты взаимодействия материи и мысли могут иметь громадные последствия, причем вначале это будет восприниматься как следствие закона Мэрфи (если что-то может пойти не ту сторону, то оно идет именно в этом направлении), но, в конечном счете, с развитием этих крошечных устройств, будет понято как неадекватная реакция устройства на мысли и желания конструктора.

 

….в военном деле

 

Военные и разведывательные ведомства будут продолжать применять psi для получения полезной информации. Однако, публично, военные чиновники будут энергично отрицать свой интерес к прикладным программи psi. То же самое произойдет с применением psi в полицейской работе. Публичная открытость программ psi полностью зависит от настроения общества. Если СМИ перестанут публиковать разные абсурдные истории о psi и общество утвердится во мнении, что некоторые аспекты psi правильны и допустимы, то полицейские и правительственные агенства (те, кто уже применяет psi) выйдут из секретных убежищ.

 

… в Бизнесе и политике

 

Psi найдет себе применение в деловых и политических кругах, когда потребуется принять правильное решение в сложной или ограниченной временем ситуации. Даже короткое знакомство с будущей ситуацией может привести к другому решению, которое даст гигантскую прибыль вместо невозвратимых потерь. Аналогично, на основе дополнительной информации, полученной с помощью psi, можно будущий тяжелый конфликт превратить в устойчивый мир. Но здесь может возникнуть любопытная проблема: если множество людей, заглядывая в свое будущее, будут корректировать свое поведение, то они могут так повлиять на причинно-следственные связи между прошлым и будущим, что будущее превратится в неопределенную, вероятностную смесь.

К примеру, на заре безудержной торговли акциями с помощью компьютеров, десятки тысяч независимых, математически выводимых решений о покупке/продаже определенных акций разрушали рынок акций. Точно так же, большое количество независимых корректировок будущего однажды разрушит это будущее. И хотя не ясно, что значит «разрушить будущее», но звучит это как-то страшновато.

С другой стороны, общество, которое сознательно использует будущую информацию, реализует истинную свободу. Иначе говоря, миллиарды людей, пользуясь знанием своего будущего, могут изменить его в лучшую сторону и переломить для «обреченных» людей ход событий, запущенных где-то в далеком прошлом. Это позволило бы нам создавать будущее то, которое нам необходимо, а не вслепую двигаться предопределенным курсом, благодаря нашему невежеств

Постскриптум

 

 

Везде в этой книге я преуменьшал свою роль в исследовании psi. Это было сделано специально, чтобы научные доказательства феномена psi опиралось не на индивидуальный опыт и не на результаты одной лаборатории, а на воспроизводимые опыты десятков ученых во всем мире. Это самое важное, что я хотел бы сказать.

Но в то же время, я, будучи совершенно обычным ученым, с традиционными академическими степенями в традиционных научных дисциплинах, после проведения своих исследований на основе широко распространенных научных методов, могу сказать, что psi представляет собой совершенно экстраординарное явление. Кстати, моя лаборатория - только одна из двух академических лабораторий в Соединенных Штатах, полностью занятых исследованиями psi. Подобных лабораторий во всем мире очень немного. И надо задать вопрос - почему?

Конечно, понятно, что psi угрожает самым фундаментальным научным положениям, поэтому трудно найти фонды, благодаря которым подвергается сомнению мощное статус-кво. Изучение psi, кроме того, чрезвычайно глубоко касается многих людей. Это «касается» приводит к выступлениям разного рода людей по поводу проводимых исследований. Например, в понедельник меня обвиняют в богохульстве фундаменталисты, которые полагают, что изучение psi угрожает их вере в принятую религиозную доктрину. В вторник меня обвиняют в религиозном рвении воинствующие атеисты, которые думают, что изучение psi угрожает их вере в принятую научную мудрость. В среду меня преследуют параноидальные шизофреники, которые надеются, что ФБР положит конец моему влиянию на их мысли.

В четверг я защищаю не поддержанные комиссией исследовательские гранты, потому что уважаемая комиссия не знает, что существуют свидетельства феномена psi. В пятницу получаю огромную груду корреспонденции от студентов, которые просят выслать им копии всех моих работ. В субботу получаю просьбы от ученых, которые хотят сотрудничать со мной, при условии, что никто не будет знать, что они интересуются такими проблемами. В воскресенье я погружаюсь в глубокое раздумье, пытаясь найти способ, как заставить параноидальных шизофреников преследовать вместо меня религиозных фанатиков.

Psi похоже на волшебное дерево, растущее в заколдованном лесу. Слишком критически настроенные скептики не видят лес, потому что они заняты уничтожением деревьев. Доверчивые энтузиасты, напротив, не видят деревьев в густой чаще леса. Те же, кто поглощен ежедневной жизнью, что-то слышали о каких-то странных историях и пытаются найти волшебное дерево у себя на дворе. И между тем, только некоторые, прокладывая тропинку в лесу, могут найти волшебное дерево, увидеть его красоту и не заблудиться в чаще. Почему?

Ответ можно найти в реакции аудитории на доклад по исследованию psi, который я делал в институте Белла, в середине 1980-х годов. Я готовил свои слайды для лекции, а люди постепенно заполняли большую аудиторию. Я не обращал внимание на аудиторию, пока не приготовил слайды; затем повернулся к собравшимся, чтобы увидеть, можно ли начать. Я удивился, когда увидел, что все триста мест были заняты и, кроме того, люди стояли в проходах и в дверях. Это было совершенно необычно для технических семинаров института Белла, на которые всегда приходили не более двух-трех десятков людей. Я подумал, что люди пришли из-за экзотической темы семинара и поэтому начал свой доклад со слов: «Я знаю, о чем вы думаете. Вы думаете, с какой стати на техническом семинаре в институте Белла мы будем слушать доклад о психических феноменах?»

Аудитория не предполагала такого начала доклада и поэтому раздался взрыв смеха. Я дал аудитории успокоиться, но в продолжении пяти минут чувствовал себя клоуном. В конце доклада, когда я спросил, есть ли ко мне какие-нибудь вопросы, в зале сразу же взметнулся лес рук. Через час нас выставили из аудитории, так как должен был начаться другой семинар. Я не удивился энтузиазму аудитории, потому что уже знал из прошлых своих лекций, что ученые вначале удивляются, затем сомневаются, а затем начинают понимать, что все, что они думали или знали о psi, просто неверно.

На этих семинарах, мне задают, как правило, один и тот же вопрос: «Почему вы заинтересовались этой темой?» Народ обычно полагает, что меня подвигнули на эти исследования какие-то необычные события в моей жизни. Но дело обстоит совсем не так. Я воспитывался в артистическом окружении, которое не верило ни во что. Никто в моем семействе никогда не говорил даже что-то неопределенное или неясное на эту тему. Поэтому я отвечаю, что я занимаюсь этой темой только потому, что она одна из наиболее интересных научных тем, которые мне известны. Действительно, psi претендует на такой переворот в науке и на такие прикладные программы, что эта тема исследования может быть мечтой каждого творческого ученого.

Но тогда, по некоторым причинам, посмотрев на море лиц в институте Белла, я ответил по другому. Я сказал, «Это - хороший вопрос, но я буду отвечать на него, задавая другой вопрос. Если посмотреть на переполненную аудиторию, то, очевидно, что не я один интересуюсь этим вопросом. Почему бы в институте Белла не организовать отдел, занимающийся прикладными программами psi, если столько людей пришло на лекцию? Нас ожидают в этом направлении новые технологии, которые могут дать прибыль в миллиарды долларов. Я сделал паузу для усиления эффекта, а затем начал отвечать на свой собственный вопрос: «Большинство из вас, примерно около 70%, уже согласны с тем, что в теме psi есть что-то заслуживающее серьезного исследования.» Чтобы доказать свою точку зрения, я спросил:«Если, однажды, руководство института внезапно решит поддержать исследования psi в области приложений в медицине, новых технологиях или принятия ответственных решений, то кто из вас хотел бы работать в этом направлении?» Приблизительно половина аудитории подняла руку вверх. Надо заметить, что вопрос был задан не на улице, а в аудитории, где сидели образованные и высококвалифицированнные технологи, инженеры и ученые. Поэтому я ответил: «Вы видите ваш ответ. Я не более заинтересован этой темой исследования, чем кто-то из вас. Я только решил, что тема psi - наиболее интересная тема исследований и она имеет большой потенциал для удивительных практических приложений.»

Мой первоначальный интерес к psi был, вероятно, вызван мифами, народными сказками и сотнями различных научно-фантастических произведений, которые я прочитал еще ребенком. Однажды я познакомился с книгой, где описывались научные эксперименты в области ESP и хотя это была в целом скептическая книга, я был поражен тем, что в принципе изучать реальность фантастических историй можно научными методами. Позднее, когда я двадцать лет получал свое формальное образование, я удивился тому специфическому факту, что тема psi постоянно везде игнорировалась. Про psi даже нигде не упоминали. Казалось, что существуют какие-то скрытые соглашения среди преподавателей о том, что некоторые темы просто нельзя обсуждать. После окончания университета в штате Иллинойс, я попытался провести некоторые эксперименты по феномену psi с помощью одного профессора математики. Некоторые из проведенных экспериментов дали результаты, подвергающие сомнению установленные научные законы, но я вскоре узнал, что на этом поприще получить какие-нибудь фонды для продолжения исследований невозможно. Поэтому, по прагматическим причинам, я поступил на работу в институте Белла и стал заниматься рядовыми исследованиями. Это было приятное время, но я никогда не забывал о том, что за всей болтовней об «удивительных психических возможностях» находится гораздо более удивительный и захватывающий мир, чем его представляет госпоствующее научное мировоззрение. Хотя бы в принципе.

В институте Белла я развлекался тем, что читал литературу по парапсихологии. Однажды я решил посмотреть, смогу ли я воспроизвести эффекты взаимодействия мысли и материи, о которых сообщил физик Гельмут Шмидт. Я написал ему и он любезно дал взаймы мне один из его генераторов случайных чисел. Около года я и мои коллеги экспериментировали с устройством Шмидта в институте Белла. После нескольких дюжин опытов с генератором случайных чисел, я убедился, что могу воспроизвести опыты, о которых писали Шмидт и другие. Но стать убежденным сторонником psi - очень непростая задача. Несмотря на мои ощущения, что научные теории описывают мир не полностью, потребовались целые годы для того, чтобы как-то согласовать мои научные знания, полученные в университете, с тем, что я видел в экспериментах. Я не представлял себе, как глубоко во мне сидят положения господствующего научного мировоззрения, пока не столкнулся лицом к лицу с фактами, которых «просто не может быть никогда». Я просто боялся думать о возможном значении феномена psi. Иногда диссонанс между принятыми теориями и результатами экспериментов был настолько силен, что я откладывал эксперименты и занимался менее опрометчивыми вещами, подобно игре на скрипке в музыкальной группе. Однажды я даже пожаловался моему другу на результаты экспериментов: «Я совершенно не могу представить себе, как это может быть!»

А мой друг спокойно ответил: «Ты просто ограничиваешь себя в своих представлениях». Тут что-то во мне «щелкнуло» и я понял, что мои трудности в понимании экспериментов полностью связаны с верой в абсолютную истинность существующей науки.

Я моментально представил себе, что некоторые аспекты науки просто расширятся, включив в себя феномен psi, причем твердо установленные научные принципы могут остаться точно такими же, хотя, возможно, они будут применимы только в отдельных, специальных случаях.

Удивительно, какую невероятную силу приобретают над нами установленные научные положения. Они задают путь нашего мышления. Поэтому я понимаю ученых, не задумавшихся глубоко над проблемой того, что наше научное мировоззрение - приближение к реальному миру. Совершенно ясно, что многие чрезвычайно интересные вещи остаются за пределами нынешней науки, которая далеко еще не закончена.

Поэтому я продолжал проводить эксперименты, а затем начал показывать свои результаты на ежегодных конференциях Парапсихологической Ассоциации. После нескольких лет упорной работы, я нашел место, где я мог весь рабочий день посвятить себя исследованию феномена psi. После десяти лет работы в рядовой науке и технике, и восьми лет близкого сотрудничества с исследователями psi, я узнал, что вопреки тому, что часто пишут об этом царстве, исследование psi представляет собой передовой край современной науки, в ее лучшем воплощении. Исследование psi требует критического мышления, творческого создания технологий, тщательного внимания к деталям, развития новых аналитических методов, как и в любой другой эмпирической науке. Подобно математику, требуется интуитивное понимание эстетики; подобно философу, требуется оценка метафизики, подобно социологу, требуется понимание социального контекста науки. Необходима глубокая оценка установленных научных моделей, смирение и юмор перед лицом фактов, не укладывающихся в прокруство ложе существующей науки.

Я полагаю, что чем больше ученых поверят в доказательства реальности psi, тем больше коропорации будут давать средств на прикладные программы psi. Нет сомнения, что основанные на psi технологии будут лидерами высоких технологий двадцать первого века. Промышленный интерес к psi технологиям уже появился в Азии и Европе. Соединенные Штаты отстают от остального мира в этом отношении.

Будущие поколения будут смотреть на двадцатый век с сарказмом. Наши потомки будут несомненно удивляться нашему высокомерию, которое мы выказали при нашем скудном понимании природы. Триста лет мы покоряли с величайшими трудностями научные рубежи для проверки и установления тех положений, которые люди открыли давным давно.

И только в двадцатом веке, наиболее продвинутые ученые стали понимать радикально новые теории о пространстве, времени, материи и энергии. Некоторые ученые правильно представляли себе, что теория относительности и квантовая механика полностью изменят наше представление о действительности. И на самом деле, вот уже почти сто лет воздействие этих открытий сильно отражается на науке, технологиях и обществе. Новое видение окружающей действительности появляется на рассвете двадцать первого века.

 

 

Referens

 

1. Sagan, C. 1995. The demon haunted world. New York: Random House.

2. Prasad, J ., and I. Stevenson. 1968. A survey of spontaneous psychical experiences in school children of Uttar Pradesh. India. International JP 10:241-61.

3. Radin, D. I., and R. D. Nelson. 1989. Evidence for consciousness-related anomalies in random physical systems. Foundations of Physics 19:1499-1514

4. Jahn R. G., and B. J. Dunne. 1986. On the quantum mechanics of consciousness, with application to anomalous phenomena. Foundations of Physics 16:721-72.

5. Child, I. L. 1985. Psychology and anomalous observations: The question ofESP in

dreams. American Psychologist 40:1219-30.

6. Utts, J. M. 1991a. Replication and meta-analysis in parapsychology. Statistical Science 6:363-82.

7. Hyman, R. 1985b Parapsychological research: A tutorial review and critical appraisal. Proceedings of the IEEE 74:823-49.

8. Jahn, R. G. 1982. The persistent paradox of psychic phenomena: An engineering

perspective. Proceedings of the IEEE 70:136-70.

9. Rao, K. R., and J. Palmer. 1987. The anomaly called psi: Recent research and criticism.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.083 с.)