Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глубокие внутренние взаимосвязиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Внутренние связи, описываемые современной наукой и отмеченные в древних доктринах предполагают существование физической реальности в виде единой сети взаимосвязанных физических переменных, взаимодействующих между собой подобно ткацкому станку. Но представления квантовой полевой теории, общей теории относительности, эффекты psi идут значительно дальше этой грубой физической метафоры. Современная физика и древняя буддистская доктрина предполагает, что глубинные взаимосвязи пронизывают все существующее за пределами обычных границ времени и пространства. Основатели квантовой теории уже пересмотрели обычное предположение о жестких границах между разумом и материей. Например, сэр Джеймс Джинс в конечном счете заключил, что «вселенная выглядит скорее большой мыслью, а не громадной машиной.» [417]. А сэр Артур Эддингтон подтвердил, что «вещество мира - разум» [418]. Сегодня физики и философы, ввиду открытий современной физики меняют свое отношение к проблемам сознания, связывая существование его с неразделимой вселенной. Например, физик Дэвид Пит сказал: «вселенная появляется в виде неразделенного целого, чьи образы и формы возникают из какой-то основы, существуют и затем распадаются,… сознание, вероятно, возникает из более фундаментальной основы, общей для материи и разума» [243].
Загадки дуализма
Замечания о глубинных взаимосвязях приводит к возможности того, что дискуссии о взаимодействии разума и материи могут быть неправильно поняты. Строго говоря, мы не имеем дело с взаимодействием двух различных объектов, а с одним неразделенным феноменом. Таким же образом, загадочный дуализм субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, разума и тела превращается в иллюзию, созданную и существующую благодаря природе языка. Эти иллюзии, конечно, очень сильны, как отметила системный теоретик Салли Горнер: «Интерактивная причинная взаимосвязь требует ответа на вопросы - как, когда, где, вместо постановки вопросов по типу или/или. Если попытаться исследовать интерактивную систему по типу вопросов или/или, то получится и соответствующий двойной ответ, что может привести только к недоразумению.» [413] Такая ситуация вполне обычна в науке и философии, за которой скрывается непонимание диалектики. Иначе говоря, нет проблемы взаимодействия материи и разума, поскольку эти две сущности представляют собой единую субстанцию. Но не совсем правильно думать, что материя и разум представляют собой «две стороны одной и той же медали». И не совсем правильно думать, что разум и материя буквально то же самое. Однако, метафора о двух сторонах медали - достаточно близко отражает суть дела, если только не забывать, что это только метафора. Идея о внутренних взаимосвязях во всей Вселенной и идея о неразделимости материи и разума просматриваются во многих научных и академических дисциплинах. Например, в физике мы находим такое утверждение Альберта Эйнштейна: «Человек - ограниченная временем и пространством часть целого, называемого нами «Вселенная». Он ощущает себя как нечто отдельное от остального, но это своего рода оптическое заблуждение, иллюзия его сознания.» [419] В биологии: «Наше растущее научное знание явно ведет к идее тесного переплетения всепронизывающего разума с материальной вселенной. Эта мысль выглядит сумасшедшей, но такая идея существовала в древних Восточных философиях, и возникла вновь в поколении физиков первой половины 20-го века, занимавшихся развитием квантовой теории» [420]. В теории систем: «Наш разум и тело намного глубже взаимосвязаны и интегрированы в космический процесс, чем предполагала классическая наука. Механистическая философия не представляла себе такое количество информации, которым обладает каждый из нас... Мистические опыты возможно представляют собой форму знания, являющейся результатом нашего глубокого эволюционного переплетения с миром.» [413] В философии: «Наша обычная концепция мира как комплекс определенных вещей в пространстве и во времени - только общепринятая картина вселенной —, но не реальность. Эта картина, зависит с одной стороны от объектов, а с другой от того, кто и каким образом эти объекты воспринимает. Вселенная по необходимости разбита на наблюдателя и наблюдаемое.» [414] В религии: «Все сущее в одном; как ты, Отец наш, во мне, а я в тебе, так и все в нас, и мы во всем» Но если все это отвечает истине, а разум и материя сосуществуют подобно двум сторонам одной медали то, конечно, эффекты psi должны существовать. Взаимодействие разума и материи должно наблюдаться в действительности. Причем psi должно проявляться в виде постоянных, вездесущих эффектов, а не в виде случайных, спорадических явлений. Философ С. Д. Брод так написал об этом: «Если паранормальные эффекты - действительный факт, то, весьма вероятно, они существуют повсюду на фоне нашей жизни, а не только в каких-то особых, редких случаях, или в специфических условиях, где их присутствие можно обнаружить экспериментально.» [421] Как было показано, psi действительно обнаруживается «повсюду на фоне нашей жизни»: спонтанное проявление psi зарегистрировано в десятках тысяч случаев; многие люди обратили внимание на множество невероятных совпадений в их жизни; проявления psi зарегестрированы в тысячах контролируемых экспериментов; в реальном мире недавно обнаружены новые признаки существования psi; psi находит применение в практических делах каждый день. Возможно, имеется в природе много других эффектов psi, которые остаются для нас полностью незамеченными.
Мистическое Мумбо Юмбо?
Неужели метафизика похожа на какое-то мистическое чудовище Мумбо Юмбо? Я так не думаю. Тем не менее, много написано относительно мистических корней современной науки, так как цели науки и мистики поразительно похожи. Обе они стремятся понять мир, пытаясь найти единство в наблюдаемом разнообразии природы Однако, многие современные ученые с презрением и даже страхом относятся к возможным параллелям между мистикой и наукой, несмотря на то, что практически все основатели квантовой теории понимали глубокие взаимосвязи между наукой и мистикой. Ведь наука и мистика идут от одного и того же - стремления понять мир вокруг нас. Вот почему мистика и наука во многом подобны, хотя многие об этом ничего не хотят знать. Рене Вебер, философ из Рутгерского университета, выразил отношение между наукой и мистикой следующим образом: «В начале было удивление и благоговение. Они вдохновили поиск, с которого начались наука и религия. Первоначально, наука и религия составляли единое целое, так что никто не думал, что они разделятся к нашему времени на две области, не имеющие ничего общего между собой. После того как наука и религия разделились, удивление стало принадлежать науке, а благоговение - мистике. В настоящее время наука ищет границы природы, а мистика - безграничность, наука стремится понять каплю в океане, а мистика - его волны..... Наука и мистика совместно погружены в поиск истины об источнике материи и свойствах реального мира «[419]. Вебер говорит, что подобие между наукой и мистикой состоит в поиске единства. Физики-теоретики ищут это единство с «внешней стороны», элегантно выражая свои идеи в «Главной Объединенной Теории», или физической «Теории Всего». Мистики ищут это единство «изнутри», через прямое восприятие вселенной. Вебер поднимает неожиданную проблему, что мистика может в некотором смысле быть больше предана духу научного исследования, чем сама наука непосредственно: «Именно мистика, а не наука преследует Главную Объединенную Теорию безжалостной логикой о месте наблюдателя в теории. Хотя ученый хочет объединить все в одном, окончательном уравнении, он делает это непоследовательно, так как хочет поставить себя вне этого окончательного уравнения. В классической физике такой подход был возможен, но в квантовой механике - уже нет. Теперь допускается объединение наблюдателя и наблюдаемого. Но полное значение и понимание такого объединения, несмотря на появление квантовой механики, еще не охватило всех ученых, полагающих, что они все-таки стоят в стороне от того, что наблюдают». [419]) Целостная картина
После нашего длинного обзора метафизики науки, мы должны теперь лучше понять как psi связана со всей картиной мира.. Psi - это наш опыт невидимых взаимосвязей, которые связывают вселенную в единое целое. Исследования psi находятся в ядре новой метафизики, а эксперименты psi проникают в царство, которое ранее описывалось только мистикой и мифологией. Куда эти эксперименты приведут, пока неизвестно. Но мы знаем достаточно определенно, что направление, в котором движется исследование psi, совместимо с развитием других научных дисциплин. Следующая глава посвящена некоторым новым теориям, близким к нашей теме исследования. ТЕМА 4
ЗНАЧЕНИЕ
Когда ученый заявляет, что что-то возможно, он - почти всегда прав; когда же он говорит, что что-то невозможно, он часто ошибается. АРТУР КЛАРК
Мы узнали, что эффекты, наблюдаемые во многих экспериментах psi, обязаны не какому-то случайному стечению обстоятельств, выборочным сообщениям, или плохому качеству эксперимента. Опыты независимо воспроизводились компетентными учеными, в хорошо известных академических, промышленных или спонсируемых правительством лабораториях, причем лабораторные эффекты psi совместимы с историческим человеческим опытом разных народов. Мы также узнали, что эффекты psi лежат в стороне от общепринятых научных теорий, в чем и состоит причина непризнания наукой явления psi. В последней главе, однако, мы увидели, что появляется новая метафизика науки, в рамках которой могут быть новые перспективы и ожидания относительно природы и свойств реального мира. Тема последних двух глав - значение psi. Мы начнем с рассмотрения новых теорий, которые помогут объяснить явление psi, затем обратимся к рассмотрению вопроса о значении psi и что можно ожидать по данной проблеме в будущем. Ч А С Т Ь I6 Теория
Если правильно посмотреть на какую-нибудь сложную проблему, она становится простой.
Пауль Андерсен
Предсказанный квантовой теорией феномен нелокальности [303, 422-426] и его последующая проверка является одним из наиболее шокирующих событий науки двадцатого века. Это событие было настолько неожиданным, что последствия его все еще с трудом понимаются. Эта идея бросила вызов общепринятым классическим предположениям о строгой независимости объектов в космосе друг от друга. Идея нелокальности заявляет, что физические объекты, разделенные между собой на невообразимые расстояния, в действительности являются связанными друг с другом за пределами любых границ пространства и времени. Феномен нелокальности, казалось бы абсолютно нарушает здравый смысл, но его предсказала существующая теория и он был доказан экспериментально Еще более удивительным является тот факт, что эта идея, опрокидывающая многолетний здравый смысл, была доказана чрезвычайно небольшим количеством экспериментов. Эксперимент, доказавший нелокальность, был поставлен в 1982 г., который показал результаты на уровне «пяти стандартных отклонений в пользу квантовой теории, против теории скрытых переменных» [427-429]. Экспериментальный результат в «пять стандартных отклонений» эквивалентен величине отношения в пользу принимаемой теории приблизительно 3.5 миллиона к одному. А ведь мы показали, что некоторые эксперименты psi давали величину отношения в пользу неслучайности явления больше, чем миллиард к одному. А после объединения экспериментов это отношение возрастало до астрономических величин. Так, почему в нелокальность физики поверили после немногих экспериментов, а в psi - нет? Дело в том, что квантовая теория предсказала нелокальность, но никакая теория не могла предсказать psi. Это отнюдь не говорит о том, что нет никаких теорий psi. На самом деле их даже слишком много. Есть серьезные предположения в физике относительно возможности существования «расширенных» электромагнитных волн, несущих особую информацию о будущих событиях или есть представления о наблюдателе в квантовой механике, мысленно изменяющим вероятность событий [430-431]. Кроме того, есть некоторые психологические разработки о том, как некоторые аспекты мира могут подчиняться целевым и смысловым концепциям. Есть теории, основанные на Восточных философских учениях, в которых принимается, что мир вначале представлял собой разум, развитие которого привело к появлению материи. Существуют десятки других теорий, среди которых есть теории, основанные на эволюционном значении psi, на телеологических (преследующих цель) концепциях, на метафизических, оккультных, религиозных, мистических, голографических, и других идеях. Некоторые теории удовлетворяются объяснением частных случаев и даже не пытаются рассмотреть общие проблемы. Другие, напротив, пренебрегая деталями, хватаются сразу за общие вопросы. Всесторонний обзор существующих теорий, ни одна из которых не является приемлемой, не входит в нашу задачу. Но мы можем хотя бы показать, как адекватная теория должна выглядеть.
К Адекватной теории
Вся наука состоит из данных, которые ранее были совершенно необъяснимы.
Брендан О'Риган
Как должна выглядеть нормальная теория psi? Прежде всего она должна быть совместима с тем, что уже хорошо известно в физике, психологии и нейрофизиологии. Если какая-нибудь теория psi будет игнорировать основные принципы, известные в этих науках, то никто к этой теории не будет относиться серьезно. Адекватная теория psi, кроме того, должна развернуть и развить некоторые аспекты существующих проблем в физических, психологических и нейрофизиологических науках. Это, конечно, означает, что существующие теории в этих дисциплинах будут относиться только к каким-то специальным, ограниченным условиям и не будут претендовать на объяснение всего на свете. Междисциплинарные теории исключительно трудны для развития, но это, вероятно, именно то, для чего теория psi необходима. Системный теоретик Ирвин Ласло написал хороший труд на эту тему [432-433].
Информационные требования
Теория должна будет объяснить, каким образом передается информация на громадные расстояния, за все мыслимые пределы пространства и времени. Здесь мы напомним, что существующие лабораторные данные свидетельствуют, что эффекты psi полностью независимы от пространства и времени, но все же имеющихся доказательств маловато, чтобы заявить об этом с уверенностью. Такая теория должна объяснить не только, как можно получить информацию, находящуюся за обычными пределами пространства и времени, но также и то, как можно получить вполне определенную информацию. Ведь если мы получаем определенную информацию отовсюду и на любую тему, то становится непонятным, почему мы ее не чувствуем каждую минуту. Как предполагалось раньше, вероятно, определенные мозговые процессы защищают нас от избытка информации, пропуская только нам необходимую. Возможно, те же самые бессознательные фильтры, благодаря которым мы можем услышать наше имя в переполненной людьми комнате, помогут нам выделить нужную нам информацию на другой стороне планеты. Ясновидение, в принципе могло бы использоваться, чтобы «рассмотреть» события на других планетах и в других галактиках. Но, если ясновидец попытается воспринимать разумных обитателей на чужих планетах, он, видимо, увидит их с большими искажениями, если только они не будут чрезвычайно похожи на людей. Действительно, мы знаем, что восприятие ясновидца в большой степени определяется принятыми им установками. Если ясновидец ожидает увидеть инопланетян в виде ангелов, то он их и увидит в виде ангелов. Если он ожидает увидеть демонов на месте инопланетян, то он увидит демонов. Вместе с тем, заметим, что многие люди даже на нашей земле с трудом ассимилируют культуру другого народа. Поэтому легко представить себе, почему нам чрезвычайно трудно представить себе инопланетную культуру на основе нашего несовершенного psi восприятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.186.229 (0.011 с.) |