Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые факторы экспериментовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы изучить, какие факторы влияют на эффект предвидения, Хонортон и Феррари изучили эксперименты с несколькими группами участников – студентами, детьми, специально отобранными людьми на основании предшествующих опытов и просто желающих поучаствовать в опытах. Оказалось, что эффект предвидения в группе специально подобранных людей несколько выше. Они изучили также проблему обратной связи. Оказалось, что если сразу вслед за предположением человека появлялся будущий объект, то такие опыты были более эффективны, чем те, в которых проходил определенный интервал времени между предположением человека и появлением объекта. Фактически, примерно 42.6 % всех исследований с обратной связью были удачны и ни один из экспериментов без обратной связи не был успешен. Хонортон и Феррари попытались также изучить влияние интервала времени на эффект предвидения. Они полагали, что чем меньше интервал времени между предположением человека и следующим появлением объекта, тем эффект предвидения должен быть больше. Для этого все эксперименты разместили по семи классам, в соответствии с интервалами времени: миллисекунды, секунды, минуты, часы, дни, недели и месяцы. Оказалось, что опыты с интервалом времени в миллисекунды действительно были лучше. Видимо, такой факт скорее свидетельствует об определенных психологических ограничениях или факторах, влияющих на эффект предвидения, но не на саму возможность предвидеть в дальнем будущем. Дело в том, что в экспериментах с принудительным выбором большое значение имеет мотивация участника, его заинтересованность в удачном исходе эксперимента. Быстрое подтверждение прогноза участника увеличивает его внимание к выполнению поставленной задачи. Хонортон и Феррари, на основании своих выводов, предсказали, что опыты с индивидуальной быстрой обратной связью будут лучше, чем опыты с группами, в которых не было никакой обратной связи. Первая группа получила название «оптимальной группы», а вторая – «субоптимальная группа». Как и было предсказано, «оптимальная группа» выполняла эксперименты значительно лучше, чем «субоптимальная группа». Семь экспериментов из восьми в первой группе были удачны и ни один из экспериментов. которые провела вторая группа не окончился успехом. Изучение таких факторов важно в том отношении, что они показывают, что эффект предвидения имеет определенные моменты, имеющие «смысл» в психологическом отношении. В свою очередь это свидетельствует об определенных законах, которые существуют в эффекте предвидения, что позволяет лучше понять, на какой основе этот эффект работает.
Бессознательное предвидение
Другой способ изучить предвидение – исследовать возможность мысленного контакта человека с собственным будущим или, другими словами, изучить некоторое распространение мысли во времени. Имеется много интересных способов проверить эту идею. Один путь состоит в доказательстве взаимодействия будущего восприятия с настоящей действительностью, а другой - в попытке обнаружить будущее эмоциональное состояние в существующем.
время реакции
В начале 1980 годов Холгер Клитман из отдела психологии шведского университета поставил задачу, в которой участнику вначале показывали цветовое пятно – красное, зеленое, голубое или желтое, а затем просили назвать слово, обозначающее цвет - красный, зеленый, голубой или желтый [109-110]. Клинтман просил, чтобы человек вслед за показом ему цветового пятна, называл громко вслух слово, обозначающее цвет, так быстро, как это возможно. Оказалось, что, если вслед за показом цветного пятна надо произносить слово, соответствующее этому цвету, например, за зеленым пятном следует слово зеленый, то задача (задача соответствия) выполняется быстро и точно. Это объясняется тем, что, как только мы видим цветное пятно, то в памяти сразу же возникают ассоциации, связанные с этим цветом, включая название цвета. Но если цветовое пятно не совпадает со последующим названием цвета, то есть, если участнику показывают зеленый цвет, а просят вслед за этим произносить слово красный, то задача (задача несоответствия) становится удивительно трудной, потому что надо преодолеть определенные умственные механизмы, приведенные в движение цветом пятна. Попытки выполнить задачу несоответствия исключительно расстраивают участников эксперимента. Многие люди чувствуют себя неловко или даже смеются, когда пытаются выполнить эту задачу. Эта задача часто применяется, чтобы продемонстрировать инерцию познавательных механизмов. Психологи обычно интересуются временем, которое необходимо затратить человеку, чтобы назвать цвет, после того, как ему его показали. Рабочая гипотеза состоит в том, что время реакции человека значительно меньше в задаче соответствия, чем в задаче несоответствия. Конечно, чтобы избежать мощных эффектов ожидания, ни экспериментатор, ни участник не знают, какую задачу надо решать в следующей попытке – задачу соответствия или несоответствия. Характер задачи определяется чисто случайным образом. Клинтман провел соответствующие эксперименты по выполнению обеих задач и нашел, что действительно время реакции людей при выполнении задачи несоответсвия больше, чем при выполнении первой задачи. Однако, он удивился, что при выполнении первой задачи (задачи соответсвия) наблюдается значительное различие во времени реакции. Причем, когда за первой задачей должна была последовать вторая, то в этом случае время реакции на выполнении первой задачи было как будто больше, чем когда за первой задачей вновь следовала первая. После рассмотрения и отклонения всех обычных объяснений этого эффекта, Клинтман решил проверить возможность, которую он назвал «эффектом будущего восприятия». Под таким названием он подразумевал, что ощущение человека о будущем событии происходило из будущего времени или, другими словами, это ощущение каким-то образом путешествовало назад во времени. Поэтому, когда вслед за первой задачей должна была быть вторая (а задачи выбираются полностью случайно и об их последовательности никто не знает!), то эта будущая вторая задача влияет на выполнение первой задачи, замедляя реакцию ее выполнения. Он изобрел специальный эксперимент, чтобы проверить эту идею, и выполнил первые 28 опытов. Он получил соотношение шансов 67 к 1, в пользу того, что идея работает. Тогда он разработал следующий эксперимент и снова получил хорошие результаты. Затем он выполнил целую серию экспериментов, которые проводились по разным проектам и общий результат у него достиг отношения шансов 500000 к 1 в пользу эффекта будущего восприятия. Клинтман убедился в том, что эффект наблюдался в разных экспериментах, и не объяснялся случайными причинами. Он также заключил, что эффект будущего восприятия зависит от свежести впечатления: поздние попытки были менее удачные, чем ранние, вероятно, вследствие усталости участников и некоторой потери интереса к опыту; кроме того, эффект будущего восприятия показал хорошую воспроизводимость; все опыты Клинтман провел с добровольцами – студентами. Участники опытов не понимали или не знали, что на их восприятие действуют будущие события, а это предполагает, что эффект будущего восприятия проходил у них на безсознательном уровне. Вероятно, исследования, которые производятся в обход психологических сознательных механизмов защиты, могут быть более эффективны, так как при включении сознания начинают работать фильтры, отключающие psi – восприятие [111].
Ожидание будущего
В недавней серии экспериментов, проводимых в нашей лаборатории в университете штата Невада, Лас Вегас, мы изучали бессознательную реакцию нервной системы человека на будущие события. Строго говоря, мы пытались изучить «предчувствие», ощущение неопределенного чувства, что что-то должно произойти, но без какого-либо сознательного понимания этого события [112]. Бессознательные реакции организма отличаются в наших экспериментах от «условного рефлекса», открытого Павловым в 1920 г. «Условный рефлекс» - это есть серия физиологических изменений, наблюдающиеся в организме, когда он стоит лицом к лицу с ситуацией, которая имеет для выживания организма очень большое значение. В классическом понимании «условный рефлекс» проявляется в изменении мозговых волн, повышенном выделении пота, учащении сердцебиения и побледнении [113-114]. Изменения, которые происходят в нашем теле, призваны заострить восприятие, улучшить способность принятия решений, увеличить силу и даже уменьшить опасность кровотечения. Когда наши предки встречались с тигром, то те, кто выжил, могли в кратчайшее мгновение увеличить остроту своего зрения, слух, силу, принять очень быстрые и правильные решения и получить способность меньше страдать от тяжелых ран. Поэтому такие рефлексы появились и развились у нас в процессе эволюции наших предков. Если показать человеку эмоционально окрашенные фотографии, то вполне возможно воспроизвести подобные физиологические изменения в человеческом организме. Такие же эффекты можно получить с помощью слов, определенных запахов или электрических ударов. Так как общий уровень возбуждения человека на разные провоцирующие стимулы является кумулятивным, то через некоторое время (например, после трех-пяти показов фотографий) степень физиологических изменений в организме уменьшается. Организм как бы устает. Чтобы избежать явления «усталости» необходимо чередовать возбуждающие фотографии со спокойными, причем последних должно быть примерно в два раза больше.
План эксперимента
Участница нашего эксперимента – «Патти» сидит на удобном стуле, в двух футах от компьютерного монитора [112]. На первом и втором пальцах ее руки прикреплены электроды для записи электродермальной активности (изменения электросопротивления кожи). На третьем пальце прикреплено устройство для регистрации частоты сердечных сокращений и кровенаполнения пальца. Сигналы от этих устройств поступают на компьютер. Левая рука «Патти» располагается удобно на коленях, а правая держит компьютерную мышь. Когда все готово, «Патти» нажимает на кнопку мыши и компьютер случайным образом выбирает фотографию из какого-то их большого количества. Но экран монитора в течении пяти секунд, после выбора фотографии компьютером, остается пустым. Затем фотография показывается на компьютере в течении трех секунд, после которого следует вновь пустой экран на пять секунд. После этого дается пять секунд на отдых и появляется сигнал, что «Патти» вновь может нажать на кнопку мыши и все повторяется сначала (рис.7.1). В течении этого всего периода, длительностью в 18 секунд, записываются все физиологические реакции организма. В одном сеансе участница просматривает 40 фотографий, одну фотографию за 18 секунд. Компьютер выбирает эти фотографии случайным образом из их общего количества в 120 штук, все фотографии высококачественные и цветные. Фотографии делятся на две категории: спокойные и эмоциональные. Спокойные фотографии состоят из ландшафтов, природных сцен, веселых людей. Фотографии эмоционального характера состоят из тревожных, возбуждающих или отвратительных изображений. Среди последних есть эротические фотографии или даже сцены расчленения трупа.
Рис. 7.1 Иллюстрация экспериментальной процедуры.
Аналитическая методика, которой мы пользовались для обработки данных, называется «анализом суперпозиций». Она состояла в том, что усреднялись все данные, относящиеся к периодам показа спокойных и эмоциональных фотографий в отдельности.
Результаты
На рис. 7.2 показаны результаты в изменении электродермальной активности кожи в нашем эксперименте для одной участницы по имени «СД». Как и ожидалось, в соответствии с классической теорией условных рефлексов, после просмотра эмоциональных фотографий, электродермальная активность кожи значительно увеличилась, тогда как после просмотра спокойных фотографий, электродермальная активность практически не изменилась (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Изменение электродермальной активности кожи для одной участницы эксперимента. Доверительный интервал – 65%. Три отдела отвечают по времени – до, в продолжении, и после эксперимента. Четвертый отдел соответствует отдыху участницы. Предчувствие участницы регистрируется более высоким уровнем электродермальной активности до показа ей серии эмоциональных фотографий сравнительно с более низким уровнем активности в период до показа спокойных фотографий.
Теперь мы должны отметить самую интересную часть эксперимента. Прежде, чем СД видела два типа изображений, ее электродермальная активность постепенно повышалась, показывая тем самым, что она ждет ту или другую фотографию. Но удивительно то, что электродермальная активность повышается сильнее перед показом эмоциональных фотографий, чем перед показом спокойных фотографий. Это и есть то, что мы называем «эффектом предчувствия», который является аналогом времени реакции нервной системы в экспериментах Клинтмана. Кажется, что будущий опыт человека, влияет на состояние нервной системы человека в настоящем времени. Это обстоятельство видно на рис. 7.2, так как там мы можем видеть на одном графике прошлый (до), настоящий (в продолжении), и будущий (после) опыты человека. На рис.7.3, 7.4 и 7.5 показаны объединенные результаты измерений электродермальной активности, частоты сердечных сокращений, давления крови для 24 участников экспериментов. Они просмотрели всего 900 изображений, 317 из которых были эмоциональными и 583 – спокойными. Эти эксперименты контролируются реакциями участников в том отношении, что они (участники) должны показать предсказуемые рефлексы. Ведь если что-то не так с опытами или с участниками, у которых могут быть, например, заторможенные или искаженные рефлексы, то данные осложняющие обстоятельства легко уловимы и должны проявиться в физиологических реакциях организма в течении и после показа фотографий.
Рис. 7.3. В согласии с теорией условных рефлексов, электродермальная активность после показа изображений значительно выше для эмоциональных фотографий, чем для спокойных. Однако, электродермальная активность выше и перед показом эмоциональных изображений, чем перед показом спокойных. Напомним, что участник эксперимента не знает, какую фотографию ему будут показывать, но предчувствует ее появление. На этом графике и на рис. 7.4, 7.5 показаны объединенные результаты 24 участников, которые просмотрели 900 изображений. Доверительный интервал равен 65%.
В соответствии с теорией условных рефлексов после просмотра эмоциональных изображений в организме участников происходят физиологические изменения: повышается электродермальная активность, снижается частота сердечных сокращений и кровенаполнение пальца. Эти реакции показывают, что эксперимент работает как запланировано. Но участники предчувствуют свое будущее эмоциональное состояние, как видно из графиков, причем предчувствуют свое состояние на бессознательном уровне.
Рис. 7.4. Перед наблюдением спокойных изображений, средняя частота сердечных сокращений немного увеличивается из-за фактора ожидания, но потом она постоянно снижается, как если бы участники наперед знают, что будут видеть успокаивающие фотографии. Однако, перед показом эмоциональных фотографий частота сердечных сокращений резко возрастает, как будто бы участники наперед знают, что сейчас увидят что-то возбуждающее или жуткое.
Рис. 7.5. Через две секунды после показа целевых изображений, объем крови в пальце снижается после показа эмоциональных фотографий и возрастает после показа спокойных. Но за одну секунду перед показом эмоциональных фотографий объем крови в пальце также снижается, что доказывает существование эффекта «предчувствия».
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.183 (0.011 с.) |