Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На что мы обращаем внимание.

Поиск

 

Почему эксперты могут ошибаться? Одна причина состоит в принятых установках, предубеждениях, которые имеются у каждого профессионала. Мы не можем относиться к разным проблемам беспристрастно. Мы полагаемся на прошлый опыт, неопределенную умственную «эвристику», прогнозные оценки, которые раньше в подобных условиях работали хорошо. Но наши субъективные впечатления и умственный прогноз по какому-нибудь явлению, создают порочный цикл, в котором мы вращаемся, что приводит к тому, что мы не в состоянии обратить внимание на новое явление. В конце концов, для нас остаются важными ранее принятые ценности и суждения, так что мы можем только подтвердить то, что мы уже знали. Этот подход, который определяется ранее принятыми теоретическими или иными установками, называется утверждением пристрастия.

Проблема с утверждением пристрастия состоит в том, что мы, зная ограниченное число путей к решению одних проблем, применяем их к решению других, независимо от того, подходят ли они к решению новых задач. В особенности утверждение пристрастия справедливо для профессионалов, так как прошлые их достижения становятся препятствием к освоению более простых, точных и более эффективных методов решения различных проблем. Пристрастный подход приводит к тому, что фундаментальные открытия, потрясающие основы старого мировозрения, делают, главным образом, молодые ученые, так как они еще не полностью овладели своим ремеслом и свободны от предубеждений. Молодые ученые более способны заниматься проблемами psi, чем опытные ученые.

Одним из известных следствий пристрастного подхода является «реализация наших ожиданий». Например, если мы полагаем, что в большинстве своем, действия окружающих нас людей определяются добром и любовью, то эти люди, почти наверняка, так и будут действовать по отношению к нам. Если же мы полагаем, что вокруг одни бандиты и сумасшедшие, то вскоре мы действительно убедимся в этом, причем «реализация наших ожиданий» еще более укрепит нас в наших принятых заранее установках. Благодаря книге Нормана Винсента: «Сила положительного мышления», многие люди знакомы с «реализацией наших ожиданий» [381].

Эксперимент, который ясно продемонстрировал «реализацию ожиданий», был описан психологом Гарварда Робертом Розенталем в классической книге «Пигмалион в классной комнате» [382]. В этом эксперименте, студентов одного курса разделили случайным образом на две группы, а затем убедили преподавателей, что одна группа состоит из талантливых ребят, а вторая – из обычных. Преподаватели начали работать с «талантливой» группой несколько по-другому и последующие тесты объективно доказали более высокий уровень знаний и способностей студентов из этой группы.

Такие исследования ясно доказали, что когда экспериментаторы знают, как участники эксперимента «должны» себя вести, то большей частью так и происходит на деле. Экспериментаторы на подсознательном уровне подсказывают испытуемым, что им надо делать. Вот почему нужны специальные экспериментальные процедуры, защищающие получаемые результаты от персональных результатов. В этом также лежит причина того, почему нельзя верить очаровательным историям psi, когда о них сообщают группы лиц. Эти «свидетели» psi обычно не знают, как выставить защиту против «утверждения пристрастия», что приводит к «реализации ошибочных ожиданий».

Важное следствие «утверждения пристрастия» состоит в том, что чем больше мы уверены в будущем результате, тем более трудно для нас правильно оценить новые факты. Поэтому научные комитеты, призванные оценить свидетельства спорных и важных проблем, подобных psi, должны составляться из ученых, не имеющих сильного предубеждения к этим проблемам. А вот Национальный Исследовательский Совет поступил по-другому.

Скептики, вследствие пристрастного подхода, из всей массы экспериментов в области psi, выберут для анализа вполне определенные исследования, которые должны подтвердить их предпосылки. Рассмотрев эти эксперименты, скептики будут думать, что и в других экспериментах происходит тоже самое. Поэтому анализ скептиков подтвердит их ожидания. Например, скептик-психолог Сюзанна Блэкмор действительно нашла один неудачный эксперимент psi. После этого, по прошествии многих лет, она, при рассмотрении эффектов psi, ссылается на этот неудачный эксперимент [350].

 

Выбор яркого доказательства

 

Очень часто мы преднамеренно выбираем некоторые доказательства. Чаще принимаются во внимание более яркие, громкие или уникальные события, которые чем-то привлекают наше внимание или бросаются в глаза. Такие свидетельства можно назвать особенными или выдающимися. Особенные доказательства могут исказить человеческие оценки какого-нибудь явления, поскольку мы в этом случае получаем частную или неполную картину. Именно по этой причине мета-аналитики настаивают на поиске всех доступных публикаций по какой-нибудь проблеме, а не на изучении только избранных, привлекающих внимание исследований. Надо изучать все доказательства: скучные и интересные, утомительные и захватывающие.

Кроме того, некоторые факты легче вспоминать, чем другие. Намного проще хранить в своей памяти разнообразные истории, чем сводки каких-либо цифровых данных. Однако, статистические исследования и математическое резюме – более правильное средство для принятия решений и оценки доказательств, чем интересные истории. Когда нас попросят обосновать свою точку зрения, то мы вспоминаем обычно подходящие к этой проблеме истории, а не какие-то там графики. Но данные, представленные на графиках в этой книге, намного больше свидетельствуют в пользу psi, чем одна или две интересные истории, поскольку подводят итоги тысяч унылых опытов!

Еще одно бессознательное правило, которое мы часто применяем, чтобы сделать тот или другой выбор, состоит в эвристической представительности. Мы чаще думаем, что один случай примерно равноценен другому. Мы можем придать гораздо больше веса и значения одному факту и проигнорировать другой. Одну интересную историю не только легче запомнить; она дает для нас большое основание думать, что мы уже практически все знаем об этом предмете. В свою очередь, это обстоятельство быстро приводит к стереотипному мышлению и нюансы новых доказательств и нового знания начинают проходить мимо сознания. Поэтому, когда мы говорим: «О, это напоминает мне…», однако, данный конкретный случай может быть похож на ваш, а может быть совершенно другим. Мы знаем, что эвристическая представительность распространена в средствах массовой информации, когда они рассказывают о psi. Когда группу случайно выбранных ученых США опросили, что они знают об исследованиях psi, то многие стали рассказывать истории об израильском фокуснике Ури Геллере и американце Джеймсе Ранди. В публике эти имена широко известны и хотя их фокусы действительно интересны, они не имеют никакого отношения к научному исследованию эффекта psi. Их опыты настолько не годятся для научной оценки, что ни один из них не включен в настоящую книгу.

 

Пристрастие по легкомыслию

 

Когда наступает четвертая стадия в развитии новой идеи, люди говорят, что в этой проблеме мы уже все знаем. Однако, возможно, что подобные утверждения отражают наше легкомысленное пристрастие к уже принятой всеми идее.

Многие исследования показали, что когда люди знают правильный ответ по поводу чего-то, то они уверены в том, что они правильно ответили бы на поставленный вопрос, даже не получив по поводу проблемы никакой информации. Иначе говоря, мы теряем основание для выбора правильного ответа. Пристрастие по легкомыслию проявляется в степени доверия к тому или другому утверждению. Например, нам понравился какой-то эксперимент по телепатии. Однако, позже мы услышали слух, что этот эксперимент содержал определенные недостатки, хотя на самом деле этих недостатков могло и не быть. И вот наша память услужливо сделает так, что мы даже не вспомним о том, что этот эксперимент нам когда-то понравился.

Пристрастие по легкомыслию хорошо чувствуется, когда нам постоянно что-то внушают. Независимо от того, является ли данное утверждение истинным, постоянное его повторение приводит к тому, что критическое отношение к этому утверждению исчезает и мы начинаем действительно верить в него! Например, если часто показывать по телевизору истории о инопланетянах, то многие люди станут в них верить, не задаваясь проблемой поиска доказательств.

Неполная информация

 

Благодаря телевидению, журналам и книгам к нам поступает разнообразная научная информация о мире в целом. Главной ее особенностью является то, что она не является продуктом нашего опыта, а обрабатывается и рафинируется другими людьми. Все вышеупомянутые пристрастия вполне справедливы для этой информации, но, кроме того, в ней имеется еще одна характерная черта. Дело в том, что эта информация всегда неполная, кто-то за нас решает, какие ее стороны надо убрать, а какие – выпятить, какие проблемы важные, а какие – второстепенные. Поэтому мы должны всегда соблюдать осторожность по поводу тех или иных доказательств и выводов, которые доступны для нас на телевизионных каналах. Когда ведущий программы говорит к примеру: «Получено свидетельства в пользу psi-феномена. Теперь вы сами знаете, что в psi можно верить», то это звучит хоть и здорово, но, вообще говоря, достаточно смешно. Все доказательства нам все равно не покажут и мы не знаем, кроме того, как оценить доказательство. Ведь практически все, что мы увидели, это несколько битов информации, которые на телевидении выглядели достаточно интересно. Чтобы преодолеть различные пристрастные отношения в любом источнике информации, мы должны искать любые другие источники подобной информации, чтобы понять ее сходимость или непротиворечивость. Конечно, такой подход требует значительных усилий, которые, как правило, никто не хочет делать. А наши пристрастия и мысленные установки всегда найдут разумные оправдания для того, чтобы проигнорировать любое доказательство, которое не совпадает с нашей верой.

Телевизионные передачи могут сильно повлиять на наши убеждения, пристрастия, поскольку коммерческие телепередачи обычно быстрые, яркие и эмоциональные. Но телевидение редко дает информацию о фактичеких данных, о том как они собирались, о понимании и интерпретации доказательств. Телевизионные передачи обычно не дают альтернативные объяснения, потому что альтернативу трудно передать.

Большинство людей имеет дело с телепередачами и кино и они хотели бы твердо знать, во что им можно верить и какие доказательства являются действительно доказательствами. Спокойное, трезвое представление различных доказательств на программе новостей науки имело бы гораздо больше значения, чем рассказы о призраках на программах «желтой прессы». Правда, есть еще «эффект смещения информации».

Под этим эффектом понимается искажение памяти, когда информация становится отделенной от ее источника. Например, на программе «желтой прессы» мы вначале видим глупейшую историю о призраке, а позже по научной программе нам рассказывают об экспериментах psi. Вначале мы помнили, что рассказ о призраке был совсем фантастический, но вскоре информация по экспериментам psi смешается с первой историей. Потом источники информации постепенно забываются и если мы историю о призраке считали неправдоподобной, то совершенно также будем относиться к информации об экспериментах psi, поскольку будем думать, что обе истории вышли из одного источника.

 

Психологические барьеры

 

Кроме мысленных установок, различных пристрастий и познавательного диссонанса, психотерапевты открыли много других путей, с помощью которых ум сознательно или бессознательно защищает себя от того, чего он не хочет видеть и знать. Помимо вышеуказанных эмоциональных схем защиты, существуют более интеллектуальные «барьеры защиты», которые получили специальные названия – суппрессии, реакции, репрессии, идентификации, диссоциации и проекции. Давайте рассмотрим их последовательно [202].

Суппрессия

Суппрессия (подавление) – это сознательное подавление некоторых своих желаний. Например, вы находитесь на важной встрече и ваш босс собирается представить вас некоторому важному лицу. К своему ужасу, вы замечаете, что парик вашего босса несколько съехал с его лысины, так что кажется, что как будто у него на голове уселась крыса. Вам хочется смеяться, но вы подавляете смех, потому что смех в данной обстановке неуместен. Чтобы колеса цивилизации нормально вращались, каждый человек должен научиться подавлять некоторые свои мысли и желания. Маленькие дети говорят обо всем, что им приходит на ум и не получают особых неприятностей, но если так делают взрослые люди, то у них не бывает друзей. Тема «психических опытов» рано становится запретной для детей в Западном мире, поэтому они думают, что феномены psi нарушают естественные законы природы.

Реакция

 

Беспричинно восторженное или отрицательное отношение к какой – нибудь проблеме называется реакцией. Она формируется на бессознательном уровне. Человек, у которого возникает такая реакция, обычно не понимает, что это особый род защиты его мировоззрения в данной ситуации.

Например, вы хотите получить продвижение по службе, причем вы думаете, что вы его несомненно заслуживаете. Но босс, однако, продвигает другого специалиста, скажем, Боба. Когда вы узнаете об этой вопиющей несправедливости, ваше эго выставит немедленную защиту, и вы будете думать о Бобе, как о довольно противном, наглом существе. Та же самая реакция может пойти совсем в другом направлении, что зависит от вашего воспитания. Например, вам в вашем детстве внушали, что злятся только плохие люди и эта мысль глубоко укоренилась в вашем подсознании. В этом случае, в той же самой ситуации, вы будете рассказывать каждому встречному и поперечному, какой Боб замечательный парень и поэтому только он должен был получить повышение по службе. Другими словами, у вас сформируется неуместно восторженное отношение к данной ситуации.

Как правило, когда кто-то слишком сильно восторгается чем-то или когда кто – то слишком сильно критикует что-то, его сокровенные чувства могут быть совсем другими. Поэтому очень сильные энергичные нападения скептиков на парапсихологию похожи на подсознательную реакцию. Но с другой стороны, эмоциональные энтузиасты парапсихологии также критически воспринимают вторжение науки в их личную область, что предполагает появление у них подсознательных механизмов защиты.

 

Репрессия

 

Репрессия представляет собой бессознательное подавление некоторых чувств или желаний. Репрессия проявляется в бессознательном изменении поведения, так как она обычно скрыта от понимания. Например, предположим, что ваш супруг замечает, что вы никогда не звоните своим родным братьям по телефону. Он спрашивает вас, с какой стати вы их постоянно игнорируете. Вы честно не можете придумать причину этого и ссылаетесь на свою занятость. Тем не менее, при ответе пальцы вашей руки сомкнулись в кулак, а челюсти сжались. Можно сделать вывод, что вы подавили какой-то эпизод, связанный с вашими братьями. Репрессия также бывает по поводу тех или других концепций, которые находятся в противоречии с тем, что мы когда-то крепко усвоили. К сожалению, в школе обычно ограничивают (подавляют) наше любопытство в отношении некоторых тем или проблем. Мы учимся не задавать лишних вопросов и даже давить творческие импульсы, чтобы приспособиться к социальной среде. Поэтому если вам в школе внушили, что только «сумасшедшие имеют дело с эффектами psi», то вы пройдете мимо любого психического опыта. Он пройдет мимо понимания с такой же скоростью, как и возник. Некоторые интерсные случаи могут храниться в вашей памяти, но вы никому их не будете рассказывать, боясь того, что вас заподозрят в сумасшествии. Поэтому на тех, кто носится с новыми идеями, часто вешают метку с надписью «дурак» или «еретик» и относятся к ним с подозрением. По этой же причине доказательства psi обычно невидимы для ортодокса.

 

Идентификация и интроекция

 

У нас есть обычно определенные идеи о нас самих. И если вдруг у нас возникает какая-то особая реакция на что-то, например, внезапная вспышка гнева, то мы даже удивляемся этому и думаем, что это не мы. Когда это происходит, это отражает факт, что мы постоянно конструируем себя в соответствии с какими-то образцами. Иногда мы думаем или говорим о чем-то и внезапно понимаем, что мы в этот миг не мы, а какое-то подобие магнитофонной ленты, на которой записаны мысли и поступки наших родителей или учителей, которые внедрили подобный образ мышления в наше сознание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.112 (0.01 с.)