Звуковой анализ и синтез прямого слога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звуковой анализ и синтез прямого слога.



Дети работают с индивидуальными схемами, а логопед демонстрирует работу на доске.

Между елок и сосенок

Маму потерял теленок

— Где же мама, не пойму?

— Здесь я, мой хороший: Му!

— Что ответила мама? Назовите первый звук в слоге му. Какой он? Какой фишкой его обозначим? Послушайте вто­рой звук: мууу. Какой он? Обозначим его фишкой.

Если после согласного звука следует гласный звук, то они сливаются. Вдохнем и прочитаем их слитно, на одном выдохе. Сначала, сомкнув губы, произносим звук [м] и готовим губы, вытягивая их в трубочку, к произношению звука [у].

Превратите слог му в слог ма (мо, мы, мэ, ми). При соста­влении схемы слога ми логопед объясняет, что гласный звук [и] всегда «дружит» с мягкими согласными. Найдите корову внизу страницы. Какие слоги она «произносит»?

А последнее задание для вас и для меня. Вам надо слитно прочитать схемы слогов со звуками [м] и [мь], а мне при­думать слово с этим слогом.

Итог занятия.

— Чем отличаются звуки [м] и [мь]? Чем похожи звуки [м] и [мь]?

ЗАНЯТИЕ №29

Тема: Буквы М, м.

Цель: закрепить звуки [м], [мь]; познакомить с их графи­ческим обозначением; сформировать умение читать об­ратный и прямой слог; обучать звуко-буквенному анали­зу; развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие, пространственную ориентиров­ку.

Оборудование: символы звуков, кассы букв, разрезные бук­вы и слоги, счетные палочки, афиша, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Заменить в слоге твердый звук [м] на мягкий звук [мь], и наоборот.

Повторение.

а) Повторение характеристики звуков [м], [мь].

б) Игра «Живые звуки».

У детей символы гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э] и звука [м]. Логопед называет слог (прямой и обрат­ный). Дети выходят и встают в нужном порядке.

Знакомство с буквами М,м.

а) — Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обознача­ет звуки [м], [мь].

Логопед демонстрирует буквы Мм.

б) Анализ буквы.

— Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы? Буквы похожи? Чем отличаются?

Логопед называет слова, которые пишутся с большой и с малень­кой буквы.

— Постройте букву М из счетных палочек.

в) Работа по пособию (с. 45).

— Прочитайте буквы в голубой рамке.

Посмотрите в верхний левый угол. На что похожа буква М? (Маска, дети, стоящие в паре.)

Логопед предлагает детям, взявшись за руки, построить букву М и читает стихотворение:

Взявшись за руки,
Мы встали.
И на М похожи
Стали.

— Посмотрите в правый верхний угол, как можно по­строить букву М с помощью пальцев рук.

На что еще похожа буква М? (Качели, молния...).

Работа с кассами.

а) Определение места буквы М в настенной и индивидуаль­ных кассах.

б) Звуко-буквенный анализ обратных слогов.

— Мама кормит малыша и говорит ему: «Ам!»
Какой первый звук в слове? Обозначьте его буквой.
Какой второй звук? Какой буквой его обозначить?
Прочитаем составленное слово. Читайте букву А и сразу же, не прерывая голоса, переходите к чтению буквы М. Бу­кву М не тяните.

Аналогично дети составляют и читают слоги: ом, ум, им, ым, эм.

в) Звуко-буквенный анализ прямых слогов.

— Доскажите словечко:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

— Нет на свете никого

Лучше нашей... (мамы)

— Разделите слово мама на слоги. Назовите первый слог. Произнесите его протяжно. Произнесите первый звук. Ка­кой буквой его обозначить?

Назовите второй звук. Обозначьте его буквой. Прочитаем составленный слог. Читайте протяжно букву М и готовьте губы к прочтению буквы А.

Дети составляют второй слог ма и читают слово мама. После прочтения слова мама дети встают и произносят слово мама с раз­ной интонацией, сопровождая произнесение слова движениями рук.

 

Мама! Руки подняты.
Мама... Руки слегка разведены в стороны. На лице выраже­ние растерянности.
Мама? Руки опущены вниз. Подняв плечи, руки развести в стороны.
Мама. Руки перед грудью. Отвести руку в сторону.

Затем дети составляют и читают слоги мо, му, мы, ми, мэ. При составлении слога ми логопед обращает внимание, что мягкий звук [мь] тоже обозначается буквой М. Буквой М обозначается и твер­дый и мягкий звук. При прочтении слога ми логопед объясняет, что буква И показывает, что Мнадо произносить мягко.

Чтение по пособию (с. 45).

а) «Подружи» букву М с гласными буквами.

На картинке изображена гроза. Идет дождь. Сверкает молния. Молния похожа на букву М. На туче гласные буквы. А под дождем: мак, муха, мышка, мишка, мост.

— Проведите пальчиком по молнии, соедините букву М с
гласной буквой. Прочитайте слог. Назовите слово с этим
слогом, рассматривая картинку «Кто мокнет под дождем?».

б) Чтение обратных и прямых слогов.

Итог занятия.

— Посчитайте, сколько букв М в тексте афиши.

Текст афиши вывешивается на доске.

ЗАНЯТИЕ №30

Тема: Буквы М, м (закрепление).

Цепь: закрепить звуки [м], [мь], буквы М, м; обучать чте­нию слов и предложений по схеме; развивать интонаци­онную выразительность речи; формировать навык пись­ма букв М, м и слогов с ними; познакомить с написанием большой буквы в начале предложения.

Оборудование: разрезные слоги, «Черный ящик» с предме­тами (матрешка, мыло, муха, мишка, мох), тетради, руч­ки, кисточка, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Чтение слогов с буквой М по цепочке.

Закрепление знаний о букве М.

— Какие звуки обозначает буква М? Может она жить в домике с красной крышей?

Дети рассматривают «Домики букв». Логопед объясняет, что буква М живет в домике для самых звучных согласных звуков.

— Какого цвета крыша в домике буквы М? Почему? О чем «говорит» колокольчик на крыше домика буквы М?

Письмо букв М, м.

а) Графический анализ буквы.

б) Письмо букв М, м смоченной в воде кисточкой (губкой) на доске.

в) Письмо в тетради букв М, м с комментированием логопеда.

г) Письмо обратных и прямых слогов.

4. Чтение слогов с дополнением их до целого слова. Игра«Черный ящик».

Логопед вносит черный ящик, в котором находятся пред­меты (матрешка, мыло, муха, мох, мишка) и предлагает угадать, что лежит в ящике. Подсказкой служат разрезные слоги: ма, му, ми, мо, мы.

Дети читают слог и дополняют его до целого слова-назва­ния предполагаемого предмета. Логопед достает из ящика угаданный предмет.

Физминутка.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся!

Руки в стороны, вперед,

В кулачок и на бочок.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди!

Да смотри не упади!

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Чтение слов и предложений.

а) Обучение чтению слов.

На доске написаны слова. Дети читают и объясняют зна­чения слов.

ум

мы

Ма-ма

б) Чтение по пособию (с. 46).

Чтение слова Ам! с восклицательной интонацией. Чтение слова эму.

— Найдите картинку, где изображены мальчики, играю­щие с мячом. Прочитайте слово под картинкой (Мы.) Это первое слово в предложении. Оно всегда пишется с большой буквы. Подберите второе слово. Прочитайте все предложе­ние. (Логопед обращает внимание на интонационную за­конченность предложения.)

Найдите следующее предложение. Прочитайте первое слово. С какой буквы оно написано? Сколько всего слов в предложении? Рассмотрите картинку и закончите предло­жение.

Отгадывание ребуса и кроссворда.

а) — Какой суп варится в котелке? Прочитайте букву, до­бавьте к ней слово уха. Какое слово получилось?

б) — Рассмотрите картинки, которые помогут решить кросс­ворд. Прочитайте слоги. Сколько букв надо добавить к сло­гу ма, чтобы получилось слово? Соедините линиями каждое слово кроссворда с соответствующей картинкой.

Итог занятия.

— Какие слова с буквой М вы научились читать?

 

ЗАНЯТИЕ №31

Тема: Звуки [в], [вь].

Цель: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь]; учить выде­лять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого слога; развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, схемы, аль­бом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Задание «Разложи слог на ладошках».

Руки в замке, логопед называет слог, а ребенок анализи­рует его: ам[а], [м]; ма[м], [а], размыкая замок и «укладывая» звуки на ладошки.

Артикуляционная гимнастика.

«Показать верхние зубы». «Покусать нижнюю губу». «Забор» (поставить верхние зубы на нижнюю губу).

3. Знакомство со звуками [в], [вь].

а) У мороза есть подруга —
Хмурая седая вьюга.
Вьюга воет, завывает,

Все дороги заметает: в-в-в; вь-вь-вь.

— Покажем, как воет вьюга: верхнюю губу слегка при­поднимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.03 с.)