Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дети работают с индивидуальными схемами или в тетрадях.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
У Наташи мак У Иры малина. Итог занятия. — Напишите, какие гласные образовали каждый слог в слове. Дети вписывают (или вставляют) буквы в перфокарты.
ЗАНЯТИЕ № 26 Тема: Ударение. Цель: дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; показать смыслоразличительную роль ударения; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова. Оборудование: картинки, схемы, тетради, ручки, предметы посуды, альбом 1. Ход занятия Организационный момент. Задание: выделить последний слог в слове. Логопед показывает картинки, ребенок называет слог. Знакомство с ударением. а) Загадка: Ох, ох, ох! Ох, ох, ох! Здесь такой переполох! Все бегут, несутся, скачут. Им кричат: «Куда? Куда?» Ну а кто-то громко плачет От досады и стыда. — Кто громко плачет? Почему? б) Работа по пособию (с. 41). Мы видим — из темного бора Идет-ковыляет Федора. Она тихо-тихо идет — Посуду Федора зовет. — Поможем Федоре ее позвать. Позовем вилку: вииилка. Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше? Мы ударяем голосом по звуку [и]. Делаем ударение. Звук [и] — ударный звук. Позовем чайник: чааайник. Какой слог звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук. Аналогично анализируются остальные слова: ножи, ложка, ведро, чашка, корыто, самовар, сито. Логопед делает вывод: в каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается черточкой над гласной буквой. 3. Работа со слоговой схемой. а) — Ударение, как невидимый молоточек, ударяет по слову. Ударный слог, Ударный слог — Он назван так недаром... Эй, невидимка молоток, Отметь его ударом! И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ, И ЧЕТко речь моя звуЧИТ. А. Шибаев б) — Юпик услышал Федору, взял молоточек и решил поставить ударение в слове вилка. Ударил молоточком. Рассмотрите схему. На какой слог упало ударение? На какую гласную? Проверим, правильно ли Юпик поставил ударение. Произнесем слово с ударением. Дети упражняются в постановке ударения в слове и обозначении его на схеме слова стакан. Физминутка. а) Пальчиковая гимнастика Варись, кашка, в голубой чашке, Варись побыстрей, булькай веселей. Одна рука делает «чашку». Указательным пальцем другой руки выполнять круговые движения в «чашке». б) «Гном».
в) — В лесу гномик выложил дорожку из плит. Дорожка не простая, а слоговая. Каждая плита — слог (с. 42). Добрый гномик в башмачках На высоких каблучках По кирпичикам шагает, По слогам стишок читает:
Ска-чет си-то, по по-лям, А ко-ры-то по лу-гам. — Прошагаем по плитам вместе с гномиком, проговаривая его стишок. На плиту с ударным слогом гномик ударял каблучками сильнее. Найдем плиты, по которым он ударял сильнее, поставим на них ударение. г) — Ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник, один предмет превращает в другой. Дети рассматривают картинку «кружки и кружки». Сравнивают звучание слова, наблюдают перенос ударения и изменение значения слова. — Ударение помогает различать слова. Поняла Федора, что без посуды горе. Стала Федора добрей. Пообещала посуду мыть, не бить. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». И сказали утюги: «Мы Федоре не враги». Дети рассматривают картинки скалки, утюги. Произносят слова с ударением. Рассматривают схемы и соотносят слова со схемой. Итог занятия. Логопед демонстрирует предметы посуды. Дети произносят слово с ударением, выделяют ударный гласный в слове.
ЗАНЯТИЕ № 27 Тема: звук [м]. Цель: уточнить произношение звука [м]; дать понятие о согласном звуке, звонком; учить интонированию звука [м]; обучать выделению звука [м] из состава слова; познакомить с анализом и синтезом обратного слога; развивать логическое мышление, внимание. Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, схемы, предметные картинки с изображением домашних животных, альбом 1. Ход занятия Организационный момент. У детей индивидуальные картинки с изображениями домашних животных. — В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у нее жили животные. Назовите их, выделяя голосом ударный гласный звук. Артикуляционная гимнастика. — Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь: у — а — и э — ы — о Повторите песенки Маши. Увидев маму, Маша без напряжения смыкала губы. Сделайте так же. А потом резко их размыкала. Посылала маме «Поцелуйчик». Пошлите и вы поцелуйчики своей маме. 3. Знакомство со звуком [м]. — О каком из домашних животных эта загадка? Сама пестрая, Ест зеленое, Дает белое. Логопед демонстрирует картинку коровы. Ты куда идешь корова — Длинные рога? — М-м-м! — Мычит корова, — Иду я на луга. — Посмотрите и послушайте, как мычит корова. Логопед произносит звук [м]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать. — Произнесите звук [м]. Дети хором и индивидуально произносят звук [м], наблюдая за артикуляцией в зеркало. — Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через нос. Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными. — Звук [м] гласный или согласный? Почему? 4. Анализ артикуляции звука [м]. Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани. — Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос. Если горлышко дрожит, Значит звонкий звук бежит. Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос. Логопед знакомит с условным обозначением звука [м]. — Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий. 5. Закрепление по пособию (с. 43). —Посмотрите на картинку коровы в левом верхнем углу страницы. Как она мычит? —Какую фишку поднял Юпик? Какой звук она обозначает? 6. Выделение звука [м] из состава слова. Игра «Сигнальщики» (с фонариками). — Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м. Среди слогов: ам, оп, ну, мы, пэ, му. Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша), копыта, мычит. Любит Маша манную кашу. Любит Маша попить молока. Чтобы сытая коровушка была. Чтобы много молока она дала. Пришла корова на луга. — Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.) Физминутка. — Любит лакомиться молоком и кошка Мурка. Послушайте стихотворение «Лакомка» и покажите его пальчиками. Стоит на кухне, за столом, Горшок со свежим молоком. Тайком пробралась в кухню кошка Отведать молока немножко. Наклонилась, пьет вершок, Сунув голову в горшок. А потом: — Ой-ой-ой! Ай-я-й! Застряла голова! Побежала во двор, Натолкнулась на забор. — Бумс-бац! Ток-ток-ток! Раскололся горшок. Побежала кошка в дом Опять за свежим молоком. 8. Звуковой анализ. Дети работают с индивидуальными схемами. Логопед демонстрирует работу на доске. а) Определение места звука в слове: — Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети обозначают место звука [м] в слове), «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко». б) Звуковой анализ и синтез обратных слогов. Коровушка домой идет. Молочко нам несет. Надо кашку варить, Машу кашкой кормить. — Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!» Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фишкой. Какой второй звук она произнесла? Какой фишкой его обозначим? Почему? Чтение составленной схемы. в) Преобразование схем обратных слогов: ам — ом — ум — им — ым — эм. Дети преобразуют схему и прочитывают, г) Подружи звук [м] с гласными звуками (с. 43). Итог занятия. — Какой звук вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? Найдите слова со звуком [м] в двустишии: Всем дает здоровье Молоко коровье. ЗАНЯТИЕ №28 Тема: Звук [мь]; дифференциация звуков [м] — [мь]. Цель: уточнить произношение звука [мь]; дать понятие о твердых и мягких согласных звуках; учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить с анализом и синтезом прямого слога. Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, схемы, альбом 1. Ход занятия Организационный момент. — Назовите слова, начинающиеся со звука [м], выделяя его голосом. 2. Повторение характеристики звука [м]. 3. Знакомство со звуком [мь]. — М-м-м — корова замычала, Она теленочка искала. А теленок ей в ответ: — Мь-мь-мь... Корова мычит строго: м-м-м. Звук [м] — твердый. А теленочек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь. Звук [мъ] — мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку, спинка языка поднимается к небу. Дети совместно с логопедом, наблюдая за артикуляцией в зеркале, анализируют звук [мь] по схеме и делают вывод. Звук [мь] согласный, звонкий, мягкий. Логопед демонстрирует условное обозначение звуков: Звук [м] — согласный твердый, обозначается синей фишкой. Звук [мь] — согласный мягкий, обозначается зеленой фишкой. Колокольчики на фишках говорят, что звуки [м] и [мь] — звонкие. 4. Закрепление звука [мь] по пособию (с. 44). — Посмотрите на картинку коровы и теленка. Как они мычат? Какие фишки поднял Юпик? Какие звуки они обозначают? 5. Дифференциация звуков [м] — [мь]. — Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Рассмотрите их на странице книги. Эти продукты называются молочными. Жили-были два гномика. Они очень любили молочные продукты. Одного звали Мук, а другого Мик. Найдите их на странице книги. Догадайтесь, кто из них Мук, а кто Мик? Почему? В магазине каждый из них покупал свои любимые молочные продукты: Мук — продукты со звуком [м] в названии, а Мик — со звуком [мь]. Какие продукты купит Мук? А какие Мик? Логопед называет продукт (молоко, эскимо, масло, сметана, Milky Way), выделяя в слове голосом звук [м] ([мь]), а дети показывают фишку, называют звук [м] ([мь]) и имя гнома. Работа со схемой. — По дороге домой повстречали гномы Юпика и предложили ему отгадать по схемам, какие продукты со звуками [м] и [мь] они купили. Юпик задумался над схемами слов. Попробуйте вы определить название, какого продукта показывает схема. Физминутка. «Лакомка» — См. конспект № 27.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.007 с.) |