Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Система коррекционного обучения
Содержание книги
- Губы зубы язык воздушная участие
- Система коррекционного обучения
- Конспекты фронтальных логопедических занятий
- Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и Т. Д.
- Знакомство со словами, называющими действия предмета.
- Артикуляционная гимнастика для губ.
- Логопед выставляет картинку с изображением паровоза, в окошко которого вставлена буква У.
- Что везет автомашина. Все что есть на букву а вот арбузы, апельсины, ананасы и айва.
- Развитие зрительного восприятия.
- Знакомство с многозначностью слова кисти.
- Дети открывают книги. Находят Винни-Пуха.
- Дети работают с индивидуальными схемами или в тетрадях.
- Звуковой анализ и синтез прямого слога.
- Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.
- Знакомство с буквами В, в (с. 49).
- Дети подбирают к каждой схеме слово — название картинки.
- Зеленая фишка синяя фишка зеленая фишка синяя фишка
- У детей картинки: пони, пума, петух, пингвин, пеликан, павлин, цыпленок, паук, попугай, цапля, песец.
- Дети рассматривают картинки с изображением двух самолетов.
ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НЕРЕЗКО
ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Коррекционное обучение начинается с середины сентября и заканчивается в мае. Предусмотрено проведение четырех фронтальных занятий в неделю:
—занятия по звукопроизношению и формированию лексико-грамматического строя речи;
—занятия по обучению грамоте. Условно обучение делится на три периода.
Первый период обучения
Сентябрь (III, IV неделя), октябрь, ноябрь.
Задачи первого периода обучения:
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
—уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мъ, в, вь, н, нь, п, пъ, т, тъ;
—развитие артикуляционной моторики;
—различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
—дифференциация звуков: а-у, ы-и и согласных по твердости-мягкости: м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть;
—выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у);
—выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции (звуки а, о);
—выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции (звук и);
—выделение согласного звука из состава слова;
—формирование умения характеризовать звук;
— усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;,
— анализ и синтез обратных и прямых слогов; составление схем слогов; слов типа Том;
—формирование умения подбирать к схеме слово;
—преобразование слогов;
—деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трехсложных слов; слогообразующая роль гласных звуков; составление слоговых схем слов;
—воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;
—использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова;
— формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.
2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
—образование существительных множественного числа с окончанием -а, -ы (ведра, сосны);
—образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (лает, лают);
—образование глаголов с помощью приставок у-, от- (улетел, отбежал);
—образование сложных слов (молоковоз);
—изменение по падежам существительных единственного числа;
—несклоняемые существительные пальто, пианино;
—Согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама пела);
—согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые ягоды);
—образование притяжательных прилагательных (лисьи уши);
— согласование числительных с существительными (три тыквы);
— привлечение внимания к многозначности слов (кисть);
—слова-антонимы (день — ночь);
—родственные слова (игра).
3. Работа над предложением. Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме:
—составление простых распространенных предложений без предлогов;
—выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности;
—составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по;
—составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и;
—составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а;
—объединение нескольких предложений в рассказ;
—усвоение интонации предложения: повествовательной, восклицательной, вопросительной;
—заучивание стихов наизусть.
4. Развитие просодической стороны речи.
5. Обучение грамоте:
—знакомство с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т;
—звуко-буквенный, анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;
—преобразование слогов;
—формирование навыка чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов;
—составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой предложения;
—раздельное написание предлогов;
—развитие графических навыков;
—ознакомление с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.
6. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(I период)
Тема занятия
| Кол-во занятий
| Дикция. Интонационная выразительность речи
| Формирование фонематического восприятия
|
|
|
|
| СЕНТЯБРЬ
| 1-2 недели. Обследование речи детей
| 3 неделя
| Понятие о речи. Функции речи.
|
|
|
| Понятие о предложении. Понятие о слове.
| 1-2
| Повествовательная интонация предложения.
|
| Слова, называющие предметы.
|
| Вопросительная интонация предложения.
|
| 4 неделя
| Слова, называющие действия.
|
|
|
| Слова, называющие признаки предмета.
|
|
|
| Понятие о звуке.
|
|
| Выделение начального гласного звука, в слове. Выделение конечного согласного в слове.
| Звук у. Понятие о гласном звуке;
|
| Протяжное и отрывистое произнесение звука у.
| Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции
| ОКТЯБРЬ
| 1 неделя
| Буквы У, у.
|
| Восклицательная интонация
|
| Звук а.
|
| Произнесение звука ас постепенным усилении- ем и ослаблением голоса.
| Выделение звука а из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции).
| | | | | |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(I период)
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)
| Лексико-грамматический строй речи
|
|
| СЕНТЯБРЬ
| 1-2 недели. Обследование речи детей
| 3 неделя
|
|
| Составление схемы предложения (без предлога)
| Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по. схеме.
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
| 4 неделя
|
| Составление предложений по схеме.
|
| Составление простого распространенного предложения.
Согласование прилагательных с существительными.
|
|
|
| Дательный падеж существительных муж, рода, ед. ч. Винительный падеж существительных женского рода ед. ч. с окончанием у. Глаголы с приставкой у.
| ОКТЯБРЬ
| 1 неделя
| Чтение и письмо букв У, у. Составление и чтение схемы предложения с предлогом у. Раздельное написание предлога и слова. Ребусы уточка, улица.
| Предлог у.
|
| Винительный падеж одушевленных существительных мужского рода единственного числа сокончанием -а. Множественное число имен существительных с окончанием -а. Глаголы прошедшего времени женского рода.
|
Тема занятия
| Кол-во
занятий
| Дикция. Интонационная выразительность речи
| Формирование фонематического восприятия
|
|
|
|
| Буквы А, а .
|
| Повествовательная, восклицательная и вопросительная интонация при произнесении звука а
|
| 2 неделя
| Звуки а, у. Буквы А, У.
|
1
| восклицательная интонация.
| Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы.
| Звук о
|
| Интонационное произнесение звука о.
| Выделение звука о из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции.
Анализ звукового ряда типа а о у.
| Буквы 0, о
|
| Произнесение звука о с изменением высоты голоса.
Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости.
Повествовательная и восклицательная интонация при чтении.
| Соотнесение слова и схемы.
| 3 неделя
| Звук и.
|
| Произнесение звука не постепенным усилением и ослаблением голоса.
| Выделение звука и из состава слова.
Анализ звукового ряда типа аоу и.
| Буквы И и.
|
| Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация.
| Соотнесение слова и схемы.
| Звук э.
|
| Произнесение звука э с постепенным усилением и ослаблением силы голоса.
| Выделение звука э из состава слова.
Соотнесение слова и схемы.
| 4 неделя
| Буквы Э, э.
|
| Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса.
|
| Звук ы.
|
| Произнесение звука ы с постепенным усилением и ослаблением силы голоса.
| Выделение звука ы из состава слова.
Анализ звукового ряда типа о ы уа.
| Буква ы
|
| Произнесение звука ы с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе.
| Обозначение буквой звука ы в схеме слова.
|
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)
| Лексико-грамматический строй речи
|
|
| Чтение и письмо букв А, а. Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а.
Ребус лак. Кроссворд.
| Составление сложных предложений с противительным союзом а.
| 2 неделя
| Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов ау, уа.
|
|
| Несклоняемое существительное пальто.
| Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа аоу. Чтение. Ребусы сок,стол, огород. Чтение и составление схемы предложения с предлогом о.
| Предлог о.
| 3 неделя
|
| Родственные слова.
Притяжательные прилагательные с окончанием и.
Многозначность слова кисти.
| Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа ауои. Чтение.
| Составление предложения с однородными членами с союзом и.
Объединение предложений в рассказ.
|
| Образование сложных слов.
| 4 неделя
| Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа а э у о. Ребус эхо. Кроссворд. Чтение.
|
|
| Множественное число существительных с окончанием -ы.
Согласование прилагательных с существительными
Согласование числительных и существительных.
| Составление из букв разрезной азбуки,
чтение и письмо ряда гласных типа аоуы.
Ребус дым. Чтение.
|
|
Тема занятия
| Кол-во занятий
| Дикция. Интонационная выразительность речи
| Формирование фонематического восприятия
|
|
|
|
| Звуки ы-и Буквы ы-и
|
|
| Дифференциация звуков ы-и.
| НОЯБРЬ
| 1 неделя
| Гласные звуки и буквы.
|
| Беззвучное артикулирование гласных звуков.
| Выделение гласных звуков из состава слова.
Соотнесение слова и схемы слова.
| Понятие о слоге.
Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
|
| Ритмический рисунок слов (определение ритмического рисунка слова и подбор слов к нему).
| Слоговый анализ двух- и трехсложных слов.
Соотнесение слова и слоговой схемы слова.
Выделение гласных звуков в слове.
| Понятие об ударении. Смысло-различительная роль ударения.
|
| Произнесение слов с ударением.
Произнесение ряда слогов с переносом ударения.
| Выделение ударного гласного звука в слове.
Соотнесение слова и слоговой схемы.
| 2 неделя
| Звуки м мь.
Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый.
|
|
| Выделение звуков м, мь из состава слова.
Дифференциация звуков м-мь.
Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ом, ма. Преобразование слогов.
| Буквы М, м
|
| Интонация повествовательная, восклицательная, растерянности при произнесении слова мама с использованием мимики и жестов.
|
| 3 неделя
| Звуки в, вь.
|
| Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы-ви.
| Выделение звуков в, вь из состава слова.
Анализ слогов типа ва.
| Буквы В, в.
|
|
|
|
Обучениеграмоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)
| Лексико-грамматический строй речи
|
|
| Дифференциация ы-и. Подбор слов к схеме.
|
| НОЯБРЬ
| 1 неделя
| Чтение и письмо ряда гласных букв.
Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.
|
| Составление и чтение слоговых схем.
|
| Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения.
|
| 2 неделя
|
| Составление предложения по заданной схеме.
| Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха.
Кроссворд.
Большая буква в начале предложения:
Чтение.
|
| 3 неделя
|
| Образование сложных слов. Образование глаголов с пиставками в-вы-.
| Слоги типа да.
Ребусы ворота, вышка. Кроссворд.
Большая буква в именах людей.
Чтение и составление схемы предложения с предлогом а
Чтение.
| Предлог В
Составление предложения по схеме
Объединение предложений в рассказ.
|
Тема
занятия
| Кол-во
занятий
| Дикция. Интонационная выразительность речи
| Формирование фонематического восприятия
| |
|
|
|
| 4 неделя
| Звуки н, нь.
|
| Постепенное повышение и понижение высоты голоса при произношении слогов.
| Выделение звуков н, нь из состава слова.
Звуковой анализ слогов типа он, на.
| Буквы Н, н.
|
|
|
| 5 неделя
| Звуки л, ль
Понятие глухой согласный звук.
|
| Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы.
Произнесение слогов с изменением высоты голоса. Произнесение ряда слогов с постепенным увеличением силы голоса пах-пух-пых.
| Выделение звуков п, пь из состава слова.
Звуковой анализслогов типа ап, па.
| Буквы П, п.
|
|
|
| ДЕКАБРЬ
| 1неделя
| Звуки т, ть.
|
|
| Выделение звуков т, ть из состава слова.
Дифференциация звуков т-ть.
Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим.
Соотнесение слова и схемы.
| Буквы Т, т.
|
|
|
| | | | | | |
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)
| Лексико-грамматический строй речи
|
|
| 4 неделя
|
| Слова-антонимы.
| Слоги типа ан, на. Ребус ниточка.
Чтение и составление предложений с предлогом на.
Чтение.
| Предлог на.
| 5 неделя
|
| Несклоняемое существительное пианино.
| Слоги типа ап, па. Слово папа. Ребус пони.
Чтение и составление схем предложения с предлогом по.
Чтение.
| Предлог по.
Родственные слова к слову путь.
| ДЕКАБРЬ
| 1 неделя
|
| Согласование числительных и существительных.
Глаголы настоящего времени единственного и множественного числа.
Образование глаголов с приставкой от-.
| Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа та, слов типа Том.
«Превращение» слов: Том — Тим — там, тут — тот — вот.
Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки.
Чтение.
|
|
|