Развитие зрительного восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие зрительного восприятия.



Задания «Сколько здесь букв А?», «Вылечи больные бу­квы».

Заселение» буквы А в «домик букв».

-- В каком домике живет буква А? Почему?

Итог занятия.

— С какой буквой вы сегодня познакомились?

Всем известно, буква А

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Э. Успенский

ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: Звуки, [а], [у]; буквы а, у.

Цель: закрепить звуки [а], [у]; учить детей выделять эти звуки из состава слова; обучать звуко-буквенному анали­зу слов ау, уа; интонационному чтению и письму.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, кассы букв, тетради, ручки, игрушки, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Упражнение
«Один — много».

дом — дома ведро —...

окно —... яйцо —...

кресло —... блюдце —...

полотенце —... одеяло —...

стекло —... кольцо —...

облако —... письмо —...

2. Артикуляционная гимнастика для губ (см. занятия «Звук [а]», «Звук [у]»).

Введение в тему занятия.

— Послушайте слова. Назовите гласный звук в каждом слове:

мак рак жук

лук сад суп

— Какие гласные звуки были в словах?

— Эти гласные звуки мы будем сегодня повторять.

4. Закрепление звуков [а], [у]. Работа по пособию (с. 21).

а) — Что вы знаете о гласных звуках? Сейчас мы познако­мимся с мальчиком и девочкой. Их имена начинаются со звуков [а] и [у]. Посмотрите на мальчика. Он произно­сит звук, с которого начинается его имя. Какой это звук? Как вы узнали? Отгадайте имя мальчика. (Алик.) Какой звук произносит девочка? Как вы догадались? Назовите имя девочки. (Уля.)

б) — В августе Алик и Уля жили на даче. Однажды они по­шли в лес за грибами. По дороге они пели песенку, со­ставленную из звуков [а] и [у]. Эта песенка изображена на схеме. Пропойте ее шепотом.

Дети самостоятельно читают схему.

— Споем ее громко, точно соблюдая рисунок губ.

в) — Алик и Уля пришли на луг. Кого они увидели на лугу?

— Что они увидели на лугу?

Дети по лугу гуляли

И картинки собирали.

Раз-два-три — и ты картинки собери.

Мальчику — со звуком... [а],

Девочке — со звуком... [у].

— Какие картинки собрал Алик? Почему? Какие Уля? Почему?

Закрепление образа букв а и у.

— Вышли дети на дорогу и увидели две машины. Рас­смотрите их. На кузове нарисована схема названия груза, который везет машина. Сколько звуков в названии груза?

Какая буква написана в середине слова? Что может везти машина? (Мак, лак,...)

Аналогично рассматривается вторая машина.

Физминутка.

Вы сейчас гулять пойдете

И игрушки соберете.

Мальчики — для Алика,

А девочки — для Ули.

Шаг на месте: раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: У-у-у.

Дружно встанем, скажем: А-а-а.

Нам пора и за дела.

Раз-два-три — игрушки собери.

Дети расходятся по игровой комнате, выбирают игрушки.

7. Звуко-буквенный анализ слов Ау!, Уа!

— Алик и Уля зашли в лес. В лесу было много грибов. Со­бирая грибы, дети зашли далеко в лес и не заметили, как по­теряли дорогу. Страшно стало Алику и Уле. Вспомнили они слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услы­шат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)

Дети протяжно произносят слово Ау хором и по рядам.

— Какой первый звук в слове? Обозначим его фишкой с рисунком губ. Какой второй звук в слове? Обозначьте его. Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове. Обозначьте звуки буквами. Прочи­тайте слово.

Дети составляют слово в настенной и индивидуальных кассах. Логопед обращает внимание на интонацию и восклицательный знак в конце слова. Логопед в звуковой схеме слова меняет местами зву­ки [а], [у].

—Прочитайте, какое слово получилось?

—Какой первый звук? Второй?

—Кто произносит это слово?

—Обозначим звуки этого слова буквами.

Логопед составляет слово Уа!, заменяя и объясняя величину букв. В индивидуальных кассах дети самостоятельно составляют слова Ау! и Уа!

8. Письмо в тетради слов Ау! Уа!

9. Чтение по пособию (с. 21).

Итог занятия.

— Услышал лесник слово Ау! Нашел детей. И показал им дорогу к дому.

Мы учили букву... (А.)

Мы учили букву... (У.)

Малыши кричат: «Уа!».

Мы в лесу кричим: «Ау!».

С буквы А арбуз и аист.

(Мы запомнить постарались.)

С буквы У у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята.

Л. Демьянов

— Назрейте слова со звуком [а]. Назовите слова со зву­ком [у].

ЗАНЯТИЕ № 13

Тема: Звук [о].

Цель: уточнить произношение звука [о]; научить четкому интонированию звука [о]; учить выделять звук [о] из со­става слова в ударной позиции; обучать звуковому анали­зу ряда гласных звуков; упражнять в употреблении не­склоняемого существительного пальто; развивать инто­национную выразительность речи, мелкую моторику.

Оборудование: индивидуальные схемы, символы звуков, зеркала, схема для анализа артикуляции звука, «ли­стья» с картинками.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Узнайте по губам, что я произнесла: а, у, ау, уа,...

2. Артикуляционная гимнастика.

«Окошко».

«Опустить и поднять нижнюю губу».

«Поднять и опустить верхнюю губу».

3. Знакомство со звуком [о].

а) — Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

— Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты впе­ред.) Произнесите звук [о].

Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивиду­ально произносят звук [о].

б) Анализ артикуляции звука [о].

Дети по схеме анализируют артикуляцию звука [о]. Де­лают вывод: звук [о] гласный. Обозначают его фишкой.

4. Закрепление произношения звука [о] по пособию (с. 22).

а) — Посмотрите на картинку в верхнем левом углу. Как вы думаете, что случилось с девочкой? (У нее болит ухо.)

— Как плачет девочка?

—Посмотрите в правый верхний угол. Какой звук пока­зывают губы?

—Почему Юпик держит красную фишку?

— На фишке изображено положение губ при произноше­нии звука [о].

б) — Звук [о] может показать настроение человека: радост­ное, печальное, показать удивление и страх. Посмотрите на первого гномика. Какое у него настроение? Произнесите звук [о], изображая радость.

Аналогично проводится работа по остальным картинкам с изо­бражением гномиков.

5. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Будь внимательным».

Дети стоят около столов в пол-оборота. Руки опущены вниз, округло соединены. Услышав звук [о], дети разводят руки в стороны, поднимают вверх и округло соединяют над головой, произнося: «О-о-о».

—Выделение звука [о] из ряда гласных: о, а, у, о, и, о, э,...

—Выделение звука [о] из ряда слогов: ох, ам, ук, по, на, фо,...

—Выделение звука [о] из состава слова: осень, листья, ве­тер, дождь, пальто, тучи, зонт, овощи,...

б) — Звук [о] очень любит осень. Рассмотрите картину осени, (с. 22). Назовите предметы, в которых есть звук [о]. Выде­ляйте голосом звук [о] в слове. (Облако, дождь, дом, окно, забор, дорога, дупло, зонт, пальто, боты, кот, осень.)

6. Физминутка.

— Все лето листики грелись на солнышке, загорели, по­желтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем».

Выполнение движений с речевым сопровождением.

Мы — листики осенние.

На ветках мы сидели.

Ветер дунул — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

7. Выделение звука [о] из состава слова (с. 23)

— Ослик пошел в огород за овощами.

Ослик очень огорчен.

Со звуком [о] он не знаком.

Кто же ослику поможет —

Овощи в ведро положит?

Помнить надо вам одно —

Овощи со звуком [о].

Дети называют овощи: кабачок, помидор, картофель, чеснок, па­тиссон.

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

— Оставил ослик в огороде капусту. А мы ее засолим на зиму.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

9. Интонирование звука [о] в стихотворении.

— По дороге из огорода домой напали на ослика осы.

Ослик в озеро забрался

Он от ос в воде скрывался.

— Назовите слова со звуком [о]. Произнесите стихотво­рение, выделяя голосом звук [о] в словах.

Звуковой анализ.

а) «Послушай, запомни, повтори по три звука» :аоу... Мож­но предложить обозначить ряд гласных фишками с изо­бражением положения губ.

б) Обозначение места звука [о] в словах: овощи, пальто, зонт.

Упражнение в употреблении несклоняемого существительного «пальто» (с. 26).

Ослик — упрямое животное. Упрется и с места не сой­дет. Есть и слова «упрямые». Вот слово пальто. Не хочет из­меняться. Всегда звучит одинаково: на конце с гласным [о].

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы.

— Что купили Толе? (Пальто.)
Чему рад Толя? (Пальто.)

О чем о рассказывает? (О пальто.)

Чтоделает Толя? (Пришивает пуговицу к пальто.)

Итог занятия.

На ковре лежат листья трех цветов. На обороте листочка —картинка. На красных листьях — звук [о] в начале слова, на жел­тых — в середине слова, на зеленыхв конце.

— Осенний ветер сорвал эти листья с деревьев. А мы собе­рем из них букеты. В первый букет соберем листья со звуком [о] в начале слова, во второй — в середине слова, в третий — в конце слова. Получаются букеты из листьев одного цвета.

ЗАНЯТИЕ № 14

Тема: Буквы О, о.

Цель: закрепить произношение звука [о]; познакомить детей с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву; упражнять в употреблении предлога о, в составлении предложения по схеме и составлении схем; развивать силу голоса; формировать графические навыки; обучать звуко — буквенному анализу, чтению ряда гласных букв.

Оборудование: кассы букв, тетради, ручки, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Назвать слово со звуком [о], выделяя звук [о] голосом.

2. Знакомство с буквами О, о.
Логопед произносит звук [о].

— Догадайтесь, какой формы будет буква О? Почему?

Эта буква так кругла —

Покатиться бы могла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.039 с.)