Сбор анамнеза и жалоб у пульмонологического больного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор анамнеза и жалоб у пульмонологического больного



1. Жалобы на момент осмотра (на основании рассказа больного или его родителей, законного опекуна):

§ Насморк и его характер

§ Слезотечение

§ Наличие кашля, его характер, длительность, изменение в течение дня

§ Мокрота, её количество и характер

§ Температура

§ Одышка, затруднённое дыхание

§ Высыпания, их характер, локализация

2. Анамнез развития заболевания:

§ Время, обстоятельства развития и течение заболевания с первого дня возникновения до момента обследования

§ Динамика общих симптомов заболевания

§ Лечение, проводимое ранее, его результаты, реакции на лекарства

3. Анамнез жизни:

§ Особенности течения настоящей беременности и периода новорождённости

§ Вскармливание

§ Сведения о проделанных прививках

§ Жилищно-бытовые условия (характер отопления (печное, паровое), кирпичный, деревянный дом, наличие животных в доме)

§ Уточнить состояние здоровья родителей и других родственников, наличие хронических и наследственных заболеваний в семье

Генеалогический анамнез:

· Родословная семьи, учитывающая не менее 3 поколений. Поколения обозначать римскими цифрами от более старшего к младшему (сверху вниз), всем членам семьи одного поколения присвоить порядковый номер, использовать условные обозначения

· Отсутствие или наличие наследственных болез­ней

· Общая отягощенность анамнеза определяетсяпо формуле: индекс отягощения наследственного анамнеза = общее число заболеваний на всех известных родствен­ников: общее число родственников пробанда (больной, от которого начина­ется исследование). Индекс более 0,7 свидетельствует об отягощённости анамнеза

· Направленность отягощения: индекс отягощения по какому-то заболева­нию (группе заболеваний) определяют как частное от деления общего числа заболеваний у всех известных родственников (например, заболевание сахарным диабетом)на общее число родственников пробанда. Индекс более 0,4 говорит об отяго­щенности анамнеза по заболеванию (группе заболеваний)

· Перенесённые ранее заболевания со стороны органов дыхания и других органов и систем

· Перенесённые инфекционные заболевания

· Отмечались ли аллергические проявления на коже у ребёнка, в каком возрасте, причина

· Аллергическая реакция на введение лекарственных препаратов у ребёнка и членов семьи, чем проявлялась

· Наличие отягощенной наследственности по аллергическим заболеваниям

· Переносимость лекарственных препаратов, пищевых продуктов

Осмотр

1. Состояние больного:

- удовлетворительное

- средней тяжести

- тяжёлое

- очень тяжёлое

2. Положение ребёнка:

- активное

- пассивное

- вынужденное

3. Сознание:

- ясное

- затемнённое

- отсутствует

4. Состояние кожи и види­мых слизистых оболочек:

- цвет (бледность, цианоз, диффузная гиперемия)

- чистота (сыпь)

- влажность

- эластичность

5. Подкожный жировой слой:

- равномерность распределения

- толщина складки

- наличие отёков, их локализация и распространённость

- тургор тканей

6. Голос ребёнка:

- изменяется при поражении гортани и голосовых связок

7. Нос:

- отделяемое (серозное, слизистое, слизисто-гнойное, сукровичное, кровянистое)

- заложенность носа

8. Полость рта.

§ Состояние зева (гиперемия, зернистость, бугристость)

§ Состояние миндалин:

- у детей первого года жизни миндалины не выходят за передние дужки

- у детей дошкольного возраста наблюдается гиперплазия лимфоидной ткани

- наложения

9. Грудная клетка.

§ Форма:

- эмфизематозная

- цилиндрическая

- бочкообразная

- килевидная (куриная грудь)

§ Сердечный горб (наличие или отсутствие)

10. Признаки хронической гипоксии тканей:

- «барабанные палочки»

- «часовые стёкла»

11. Тип дыхания:

- брюшной (при спокойном дыхании преобладает подвижность брюшной стенки)

- грудной (при спокойном дыхании преобладает подвижность грудной клетки)

12. Ритм дыхания:

§ Эупноэ (спокойное нормальное дыхание)

§ Диспноэ (затрудненное, напряженное дыхание с одышкой, ингда с цианозом)

§ Ортопноэ (затрудненное дыхание, при котором ребёнок сидит, опираясь на руки)

§ Полипноэ (усиленные дыхательные движения, обеспечивающие большой объем вдоха)

§ Олигопноэ (ослабленные дыхательные движения, сопровождающиеся уменьшением объёма вдоха)

§ Тахипноэ – учащённое быстрое дыхание

§ Брадипноэ – редкое медленное дыхание

§ Апноэ – остановка дыхания

13. Патологические виды дыхания:

- дыхание Куссмауля

- дыхание Чейна-Стокса

- дыхание Биота

- стонущее дыхание

- дыхание со вздохом

14. Подсчёт частоты дыхательных движений (ЧДД) в течение минуты, полученный результат сравнить с нормативами

Определение частоты дыхания

1) Подсчёт частоты дыхания проводится с помощью стетоскопа, раструб которого помещается на грудную клетку, в течение минуты.

2) У спящего ребёнка подсчёт числа дыханий проводится аналогично, с помещением раструба стетоскопа, помещённого около носа ребёнка.

У детей старше года на одно дыхание приходится 4 удара сердца. Изменение соотношения между дыханием и пульсом помогает отличить лёгочное поражение от поражения других органов и систем.

Для детей характерна лёгкая возбудимость дыхательного центра: физические нагрузки, эмоциональные состояния, незначительное повышение температуры тела и окружающего воздуха вызывают учащение дыхания, иногда и нарушение ритма дыхания (см. табл. 6 в приложении)

15. Наличие одышки:

- инспираторная (затруднённое дыхание на вдохе)

- экспираторная (затруднённое дыхание на выдохе)

- смешанная (экспираторно-инспираторная)

Пальпация

Состояние периферических лимфоузлов (подчелюстных, подбородочных, передне- и задне-шейных, затылочных, околоушных, над- и подключичных, подмышечных, грудных, пахо­вых, подколенных):

- величина

- консистенция

- подвиж­ность

- чувствительность лимфатических узлов

- спаянность с кожей и окружающими тканями

Эластичность и резистентность грудной клетки

Болезненность грудной клетки

Голосовое дрожание

Перкуссия грудной клетки

1. Виды перкуссии:

- непосредственная перкуссия (у детей раннего возраста)

- опосредованная перкуссия (у более старших детей)

2. Техника проведения перкуссии

Положение больного:

- стоя или сидя (у детей старшего возраста)

- при тяжести состояния – лёжа

- лёжа или сидя (у детей раннего возраста)

Сравнительная перкуссия.

Перкуторный звук:

- ясный лёгочный звук (в норме);

- коробочный;

- притупление;

- с тимпаническим оттенком.

Топографическая перкуссия позволяет определить границы лёгких.

Начинают с нижней границы правого лёгкого последовательно по всем линиям, затем левого лёгкого. (см. табл.7 в приложении)

Подвижность нижних лёгочных краёв последовательно на глубоком вдохе, затем на глубоком выдохе. Подвижность лёгочного края по средней подмышечной линии составляет 6-8 см.

Определение верхней границы лёгких производится путём перкуссии лёгочных верхушек спереди над ключицей и сзади над остью лопатки. У детей дошкольного возраста она не определяется, так как верхушки не выходят за ключицу. У детей старшего возраста высота стояния верхушек спереди в норме на 2-4 см выше ключицы, сзади – на уровне 7-го шейного позвонка.

Ширина полей Кренига определяется перкуторно от середины трапецевидной мышцы кнаружи и кнутри до притупления звука составляет 5-6 см.

Аускультация лёгких

Техника аускультации.

§ Положение больного может быть любым: сидя, лёжа и т.д.

§ Проводится на строго симметричных участках.

§ Последовательность аускультации: верхние отделы, нижние (передняя поверхность грудной клетки, затем боковые и задняя).

§ Определяется характер дыхания: пуэрильное, везикулярное, жёсткое,бронхиальное,ослабленное.

Побочные дыхательные шумы:

- хрипы (сухие, влажные)

- крепитация

- шум трения плевры

4. Оценить физическое и нервно-психическое развитие по данным антропометрического и нервно-психического развития по данным антропометрического и нервно-психического обследования (см. раздел «Эндокринология»).

Правила проведения антропометрии:

- проводить на обнажённых детях

- после сна, до еды или 2-3 часа спустя после приёма пищи

- желательно в утренние часы или в первой половине дня

- измерить длину тела

- измерить массу тела

- оценить физическое развитие ребёнка с помощью перцентильных таблиц

- произвести итоговую запись антропометрического исследования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.022 с.)