Глава 35. Размещение производства и оборудования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 35. Размещение производства и оборудования



35.1. Генеральный план авторемонтного предприятия

 

Генеральный план (генплан) АРП отражает расположение на участке застройки (территории предприятия) зданий и сооруже­ний, складских площадок, транспортных путей, зеленых насажде­ний, ограждений и других объектов. Перечень размещаемых объек тов и их размеры должны быть установлены перед разработкой генплана. Наиболее важным является определение количества про­изводственных корпусов и расположения вспомогательных (адми­нистративно-бытовых) помещений.

Существуют рекомендации размещать разборочно-моечные производства в одном здании, а остальные — в другом с целью обеспе­чения чистоты в главном производственном корпусе. Однако более весомы противоположные рекомендации — по возможности блокиро­вать цеха и помещения в одном здании, что позволяет снизить затра­ты на строительство зданий и прокладку инженерных коммуникаций.

У входа на территорию предприятия предусматривают площад­ку для стоянки легковых автомобилей из расчета десяти машино-мест на 100 работающих в двух смежных сменах при площади од­ного машино-места 25 м2.

На рис. 35.1 показана схема генерального плана предприятия по капитальному ремонту полнокомплектных грузовых автомобилей и товарных агрегатов. Площадка для приемки и сдачи автомобилей примыкает к главному входу на территорию предприятия, что ис­ключает возможность прохода заказчиков в производственный кор­пус. Автомобили, поступающие в ремонт, могут перемещаться на площадку для ремонтного фонда своим ходом или на буксире.

Складские площадки обслуживает козловой кран. Направление дви­жения автомобиля в процессе его ремонта показано стрелками.

Генеральные планы ремонтных предприятий выполняют, как правило, в масштабе 1:500.

 

 

 

35.2. Компоновочный план производственного корпуса

 

 

Здания АРП проектируют, как правило, с железобетонными колоннами. Оси колонн, определяющие в плане расположение их рядов, называют разбивочными осями. Расстояние между разби-вочными осями в поперечном направлении называют пролетом, в продольном — шагом колонн. Пролет L и шаг колонн t в метрах образуют сетку колонн, обозначаемую L x t. На чертежах компоно­вочных планов разбивочные оси маркируют по длинной стороне здания цифрами слева направо и по короткой — заглавными бук­вами русского алфавита снизу вверх (рис. 35.2).

 

 

 

Компоновочный план разрабатывают для каждого отдельно стояще­го здания, а при использовании многоэтажных зданий — для каждо­го этажа. На нем указывают расположение производственных участ­ков, складских и административно-бытовых помещений, вентиляци­онных камер, трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, продольных и поперечных проездов. Обозначают габаритные разме­ры здания, сетку колонн с маркировкой разбивочных осей, наруж­ные и внутренние стены и перегородки, подвалы и антресоли. На компоновочном плане показывают подъемно-транспортное оборудова­ние, связанное с конструктивными элементами зданий (опорные и подвесные краны, лифты). Расстановку технологического оборудова­ния на компоновочном плане не показывают. Исключением является обозначение расположения основных поточных линий, если это необ­ходимо для обоснования принимаемого объемно-планировочного ре­шения. На свободном поле чертежа показывают вертикальный разрез здания с указанием высоты пролетов от пола до низа несущих конст­рукций здания, а в пролетах с мостовыми кранами дополнительно указывают расстояние от пола до головки рельсов подкрановых пу­тей. Компоновочные планы выполняют в масштабах 1:400 или 1:200.

В зависимости от направления перемещения в процессе ремон­та рамы (для предприятий по ремонту полнокомплектных автомо­билей) или базовой детали (для предприятий по ремонту агрега­тов) различают три компоновочные схемы: прямоточную, Г-об-разную и П-образную (рис. 35.3).

Преимуществами прямоточной схемы (рис. 35.3, а) являются прямолинейность и, соответственно, удобство перемещения базо­вой детали и других крупногабаритных и тяжелых деталей, мини­мальное пересечение транспортных потоков. Недостатки — нали­чие ограничений на длину разборочных и сборочных поточных линий, относительное увеличение дальности транспортирования деталей от мест разборки к местам сборки, затрудненность изоля­ции разборочно-моечного участка от других участков.

Применение Г-образной и П-образной схем (рис. 35.3, б, в) поз­воляет более эффективно изолировать разборочно-моечный учас­ток от других участков, несколько сократить дальность транспорти­рования деталей, значительно ослабляет ограничения на длину раз­борочных и сборочных поточных линий (особенно при П-образной схеме), однако непрямолинейность перемещения базовой детали и других крупногабаритных и тяжелых деталей вызывает повышенное пересечение транспортных потоков и трудности в их организации.

Разработку компоновочного плана начинают с выбора сетки ко­лонн и определения габаритных размеров здания. Для одноэтажных зданий наиболее часто применяется сетка колонн 12 х 6 м, с кото­рой и рекомендуется начать определение габаритных размеров зда­ния. Исходя из принятой компоновочной схемы, задают число про­летов, регламентируя тем самым ширину здания. Длину здания опре­деляют путем деления его площади на ширину. Рекомендуемые соотношения ширины и длины здания — от 1:1,3 до 1:2. Добиться рекомендуемых соотношений можно, изменяя число пролетов, а при необходимости — и сетку колонн, выбирая ее из ряда 18 х 6 м, 18 х 12 м, 24 х 12 м. Размеры пролетов и шагов колонн могут быть и большими, но обязательно кратными 6 м, что диктуется требо­ваниями унификации изделий строительной индустрии.

 

 

Размещение в производственном корпусе производственных, складских и вспомогательных помещений удобно начать с опреде­ления расположения продольных магистральных проездов.

 

Нормы ширины проходов и проездов, м:

Проход для рабочих 2

Транспортный проезд при одностороннем движении

электрокар и электропогрузчиков грузоподъемностью до 3 т 3

То же при двухстороннем движении 4

Транспортный проезд при двухстороннем

движении электрокар, автопогрузчиков

и электропогрузчиков грузоподъемностью более 3 т 5

 

Расположение в производственном корпусе производственных, складских и вспомогательных помещений должно удовлетворять следующим требованиям:

расположение производственных участков основного производ­ства должно соответствовать технологической последовательности выполнения работ при минимальном грузообороте;

производственные участки вспомогательного производства сле­дует располагать вблизи от обслуживаемых ими участков основно­го производства;

склады следует располагать вблизи от обслуживаемых ими про­изводственных подразделений;

изолировать производственные участки и склады от других по­мещений стенами следует только при необходимости, которая диктуется противопожарными и санитарными требованиями, а также требованиями сохранности материальных ценностей.

 

 

35.3. Противопожарные, санитарные и экологические требования к компоновочному плану производственного корпуса

 

Противопожарные требования. Производственные участки и скла­ды по их взрывной и пожарной опасности разделяют на пять кате­горий.

Категория А— взрывопожароопасные производства. К ним относятся участок ремонта приборов питания карбюраторных дви­гателей, окрасочный участок и склад лакокрасочных материалов (при применении топлива и органических растворителей с тем­пературой вспышки до 28 °С), а также зарядная аккумуляторных батарей и участок зарядки электротранспорта (при зарядке ак­кумуляторных батарей без их снятия с электропогрузчиков и элек­трокар).

Категория Б — взрывопожароопасные производства. К ним относятся участок ремонта приборов питания дизельных двигате лей, а также окрасочный, полимерный участки и склад лакокра­сочных материалов (при применении органических растворителей и отвердителей с температурой вспышки от 28 до 61 °С).

Категория В — пожароопасные производства. К ним отно­сятся шиномонтажный, деревообрабатывающий, обойный участ­ки, полимерный участок (при применении органических раствори­телей и отвердителей с температурой вспышки свыше 61°С), а также склады шин, горюче-смазочных материалов, материалов (сго­раемых текстильных, резиноасбестовых и др.) и любых других из­делий, хранящихся в сгораемой таре или упаковке, кислотная при аккумуляторном участке.

Категория Г— производства, в которых используются не­сгораемые вещества в горячем и расплавленном состоянии, а так­же сжигаются твердые, жидкие или газообразные вещества. К произ­водствам категории Г относятся участки регулировки и испытания автомобилей, испытания и доукомплектования двигателей, ремонта рам, ремонта кабин и оперения, кузнечный, сварочно-наплавоч­ный, термический, медницкий.

Категория Д — производства, в которых используются несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии. К про­изводствам категории Д относятся все остальные, безопасные в пожарном отношении, участки.

При разработке компоновочного плана производственного кор­пуса необходимо соблюдать следующие противопожарные тре­бования.

  1. Более опасные в пожарном отношении производственные
    участки и склады следует располагать у наружных стен здания.
  2. Участки с производствами категорий А, Б и В должны распо­лагаться в изолированных помещениях, отделенных от других по­мещений несгораемыми стенами (перегородками) и дверями (во­ротами).
  3. В многоэтажных зданиях участки с производствами категорийА и Б рекомендуется располагать на верхних этажах.
  4. Из всех производственных, вспомогательных и складских поме­щений должно предусматриваться необходимое число выходов для безопасной эвакуации людей.
  5. Расстояние от наиболее удаленного рабочего места до эвакуа­ционного выхода должно быть не менее установленных норм.

 

Санитарные и экологические требования. Производственные уча­стки со значительным тепловыделением от технологического обо­рудования (кузнечный, термический), а также загрязняющие воз­дух вредными газами, парами, пылью (окрасочный, гальваничес­кий и др.) следует располагать у наружных стен здания. Кроме того, последние производственные участки должны быть располо­жены в изолированных помещениях.

Объем и площадь помещения на одного работающего должны быть не ниже установленных норм:

 

Удельный объем производственных

помещений, м3/чел,. 15

Удельная площадь производственных помещений, м:/чел 4,5

То же, конструкторских бюро.. 6

», административно-конторских помещений 4

», помещений для учебных занятий ` 1,75

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.017 с.)