Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние ордынского владычества на русскую культуру

Поиск

Расцвет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся ордынским владычеством. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или увезены в плен.

Многие виды ремесел были утрачены. Прекращено каменное строительство, уникальное искусство резьбы по белому камню, приостановилось развитие фресковой живописи. Особенно сильно пострадали письменные источники. Во время многочисленных набегов погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы.

Утраченные ценности восстанавливались с трудом: сказывался не только недостаток средств, но, и, самое главное, специалистов. Ведь секреты мастерства передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику, и смерть мастера нередко приводила к утрате целых направлений в искусстве и ремесле. Монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.

Развитие культуры Московского государства (XIV-XVII вв.)

На рубеже XIII–XIV вв. в условиях ордынского завоевания начинается процесс формирования русского централизованного государства. На русскую культуру этого периода оказали влияние следующие факторы:

  • были ликвидированы прежние городские вольности;
  • московские правители, освобождаясь от власти ханов Золотой Орды, перенимали их политическую культуру, методы управления;
  • постепенно усиливалась зависимость всех слоев населения от государства; шел процесс складывания крепостного права.

Со второй половины XIV в. начинается возрождение русской культуры. Оно было вызвано успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве.

Подъем культуры на рубеже XIV–XV вв., совпавший с ростом национального самосознания, приобрел настолько широкие масштабы, что некоторые исследователи проводят сопоставление с Возрождением или его элементами. Д.С. Лихачев, ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определяет этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрождение. Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, у истоков которого находилось учение исихазма.

Особенности развития русской культуры в XIV–XVII вв.

  1. 1. Распространение идеи единства русской земли и борьбы с ордынским владычеством.
  2. 2. Возрастание значения Москвы как одного из главных культурных центров. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. После захвата турками Византии в 1455 г. Москва вынужденно стала третьим Римом. Теория псковского старца Филофея «Москва — третий Рим» более известна сейчас. В те времена было распространено понятие «Святая Русь».
  3. 3. Процессы, происходившие в социально-экономическом развитии Российского государства — интенсивное расширение экономических связей между регионами страны, длительные войны с внешними врагами, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь в поисках воли, объединение больших масс людей в ходе социальных движений — способствовали консолидации русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных местных традиций вело к развитию общности русской культуры.
  4. 4. Освобождение единой русской культуры от византийского влияния и приобретение ею самобытных национальных черт. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время значительный интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.
  5. 5. Главной особенностью культуры России XVII в. стал активно протекавший процесс ее «обмирщения» — освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы жизни и способствовало рождению новых жанров литературы, стилей архитектуры и живописи. Литературный язык максимально сближается с разговорной речью.
  6. 6. Рост международных связей способствует преодолению национальной замкнутости русской культуры.

Литература

В этот период получила развитие литература различных жанров. Один из распространенных видов — воинская повесть. В основу произведений были положены конкретные исторические факты и события, а персонажами являлись конкретные исторические лица. Выдающимся памятником литературы XIV в. является «Сказание о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает и рассказ о герое — дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.

Победа русских на Куликовом поле способствовала появлению многих литературных произведений. Самое яркое из них — «Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая», иначе эту поэму называют «Задонщина».

В «Сказании о побоище на Дону» («Сказании о Мамаевом побоище») повествуется о поездке князя Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, прощании русских ратников с женами и выступлении войск в поход. В деталях описывается битва. Автор сообщает о возвращении русских домой, о гибели Мамая в Кафе, о появлении в Орде Тохтамыша.

В конце XIV в. были написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

Итогом многолетнего путешествия по Северному Кавказу и Востоку (Ирану и Индии) в XV в. стала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

В первой половине XVI в. с благословения митрополита Макария были созданы знаменитые Четьи Минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи Минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи Минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан «Домострой», который содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. «Домострой» проникнут идеей подчинения в государстве царской власти, а в семье — ее главе.

В «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному князь Андрей Курбский изложил свои взгляды на характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными.

Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами, приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

В XIV–XVI вв. наивысшего расцвета достигает героический былинный эпос. Главными темами и образами этого времени были: Иван Грозный, Ермак, Марфа Посадница, взятие Казани, Новгорода, освоение Сибири. Произведения устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры — стали впервые записываться в XVII в., что вносило в литературу демократические черты.

В XVII в. расширяется жанровый круг исторических сочинений. Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах — хронографах. Характерной чертой публицистики стало обращение к событиям Смутного времени.

В литературе XVII в. утверждается новое стилистическое направлениебарокко (от итал. barocco — странный, причудливый). В русской словесности в этот период появились два новых литературных жанра — драматургия и поэзия. Автором стихотворных пьес «О Навуходоносоре царе…» и комедии «Притчи о блудном сыне», написанных для придворного царского театра был Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев являлся наиболее вероятным составителем первого русского библиографического труда «Оглавление книг. Кто их сложил».

В сатирических иносказательных повестях обличаются пороки — плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобелеве»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество («Лечебник»).

Многие сатиры, как могли, защищали старину. Например, в «Повести о Горе Злосчастии» герой — безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами родителей и стал жить своим умом. Пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову приклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

В числе произведений литературного жанра демократической сатиры, обличавших пороки духовенства и посадских людей, — пародии «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Ярким образцом народной литературы является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.

Образование

В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу, с появлением которой книг стало больше (и они стали дешевле). С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение об открытии в Москве и других городах при церквях и монастырях «книжных училищ». Обучением грамоте стали заниматься и учителя недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет. Появились первые «азбуковники» — краткие словари, в которых содержались элементарные сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Самой распространенной формой получения образования в XVII в. было домашнее обучение. Дворяне и бояре приглашали для обучения своих детей и учителей из-за границы. Начиналось активное обучение иностранным языкам (главным образом латыни и польскому).

В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком. По предложению Полоцкого в 1665 г. при московском Законоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия). Прием в него был разрешен детям любых сословий. Однако, несмотря на распространение просвещения, крепостное население и женщины всех сословий оставались неграмотными.

Крупнейшим событием русской культуры стало возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1563–1564 гг. в Москве на Печатном дворе (казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обучения грамоте.

В домашнем и школьном обучении использовались такие издания, как «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева, «Славянская грамматика» украинского ученого Милентия Смотрицкого и др. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. церковных учебных книг и 10–15 тыс. книг естественно-научного содержания, что для того времени было значительным количеством. Большинство книг были доступны для разных слоев населения (например, буквари стоили 1 копейку).

Научные знания

Научные знания находились на начальной стадии развития. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. К XIV–XVI вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском кремле. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Так, уже в начале XVII в. (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий происходило уточнение границ территории России, составление карт и географических справочников для путешественников. В XVI в. были составлены первые рукописные карты северного пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов Белого, Студеного (Баренцева) и Карского морей. В XVII в. русские путешественники собрали сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Иванович Дежнев открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий. Василий Данилович Поярков стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану. В 1643–1646 гг. он руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья.

Енисейский казак (позже якутский казачий атаман) >Михаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641–1642 гг.). В 1649 г. в ходе сухопутной экспедиции по русскому Северо-Востоку он дошел до Анадырского острога и вышел к Охотскому морю. Русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров предпринял ряд экспедиций в Приамурье в 1649–1653 гг., по результатам которых составил первый «Чертеж реки Амур». Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

Религиозные споры

Религиозное мировоззрение было господствующим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь.

В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV–XVI вв. Одним из важнейших и интереснейших явлений антицерковной идеологии были ереси:

  • стригольники: получили распространение в середине XIV в. в Новгороде и Пскове; идеолог вероучения — новгородский дьякон Карп; происхождение названия неизвестно (есть предположение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иисуса Христа пророком, но не Богом;
  • антитринитарии: возникли в Новгороде, в дальнейшем получили распространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); название связано с тем, что ее последователи отвергали основное положение православного вероучения — учение о Святой Троице; требовали уничтожения внешних атрибутов христианского культа (икон, почитания мощей) и отказа от монастырского землевладения;
  • воззрения служилого человека Матвея Башкина: получили хождения в середине XVI в. в Москве; воспевание разума и «книжного учения», критическое трактование библейских текстов, отказ от православных обрядов;
  • критика церкви Феодосием Косым, беглым холопом: отвергал «триединого Бога», считая Христа лишь богоугодным человеком, не признавал таинств и культа святых; проповедовал равенство людей независимо от их состояния, религии и национальности.

Ереси вызывали брожение в умах горожан, но они почти не затрагивали основное сословие России — крестьянство, поэтому не вылились в широкое реформационное движение. Тем не менее в церковно-философских исканиях, искусстве, политической мысли Руси XV–XVI вв. появляются течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XIV–XVI вв. в Западной Европе означала переворот во взглядах на мир, Бога и человека. Появился большой интерес к науке, технике, образованию. Стали возрождаться идеалы античного — древнегреческого и римского — искусства. Объектом пристального внимания мыслителей, художников, поэтов стал человек, возникло понятие «гуманизм».

Новые духовные искания затронули и церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа, к созданию церкви, не отягощенной стяжательством и развратом. Возрождение вызвало к жизни Реформацию (широкое общественно-политическое движение, направленное на борьбу с католической церковью и феодальным строем).

Своеобразной формой реформационно-гуманистического движения в России явилось нестяжательство. Активные деятели — старец Нил Сорский, Вассиан Косой, игумен Троице-Сергиевского монастыря Артемий — выступали против неправедного образа жизни; призывали духовенство совершить духовный подвиг — отказаться от владения вотчинами и прочими богатствами, сосредоточиться на служении Богу.

Большинство церковных иерархов были против отказа церкви от собственности, которая, по их мнению, могла быть использована в благих целях. Лидером этой группировки во времена Нила Сорского являлся игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Сторонников Иосифа называли иосифлянами. Они выступали за чистоту православия. Интерес нестяжателей к трудам древнегреческих и римских авторов, отцов западной церкви им был не свойствен. Иосифляне являлись сторонниками независимости Русской церкви от Константинополя. Учреждение Московского патриаршества в 1589 г. было их заслугой. Они считали себя ревностными слугами московских царей, признавали зависимость церкви от помазанника Божьего, нередко шли на компромиссы с церковными законами во имя государственных интересов.

Архитектура

С созданием единого государства формируется общерусский архитектурный стиль. В конце XIII в. возобновилось каменное строительство. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивает лучших специалистов из других городов и стран.

В конце XV в. на Русь из Италии завезли новый строительный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, возводивший Успенский собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая палата предназначалась для торжественных приемов и праздников

В XVI в. каменное храмовое зодчество объединяется с традициями русского деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Величайшим памятником шатрового стиля стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555–1560 гг. на Красной площади в честь взятия Казани Покровский собор (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен). Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных несимметричных разновеликих столпообразных храмов.

С этим собором связаны легенды. Одна говорит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше нигде построить такой же. Другая легенда гласит о том, что, отступая из Москвы в октябре 1812 г., Наполеон приказал взорвать храм Василия Блаженного. Храм заминировали, но не то москвичи потушили горящие фитили, не то это сделал начавшийся дождь.

Сохранились Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, постройки XV–XVI вв. в Нижнем Новгороде, Суздале, Смоленске и других городах.

В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридцатилетие ведется активное строительство (после изгнания из страны интервентов); господствуют тенденции XVI в. В 40–60-е гг. идет интенсивный поиск и зарождается новый стиль. В конце века идет повсеместное распространение нового стиля.

Известные образцы зодчества первого этапа столетия — церковь в селе Рубцове под Москвой, украшенная великолепной пирамидой кокошников; трехшатровая Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, названная в народе за свое совершенство «Дивной»; храм Покрова в селе Медведкове под Москвой.

Был реконструирован Московский Кремль; в 1624–1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне надстроили еще один ярус, украсив его белокаменными узорами и статуями. Вслед за Спасской башней эти украшения к концу века были помещены и на других башнях Московского Кремля. В 1635–1636 гг. на территории Кремля сооружается архитектором Баженом Огурцовым крупнейшее по тем временам светское здание — Теремной дворец. Эталоном храмового зодчества 30-х гг. стала церковь Троицы в Никитниках в Москве.

Во второй половине 50-х гг. Никон запретил возводить шатровые храмы, утвердив в качестве образца традиционное пятиглавие. В этом стиле построены Патриаршие палаты в Кремле, Вознесенский, Новоиерусалимский и Иверско-Валлайский монастыри, царская усадьба в Измайлово. Строительство патриаршего Новоиерусалимского монастыря продолжалось почти 40 лет под руководством зодчего Аверкия Мокеева, а затем Якова Бухвостова.

Великие храмы строили во второй половине XVII в. не только в Москве и Подмосковье, но и в других городах России (Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Угличе, Вологде, Устюге и др.). Богатым архитектурным декором отличаются храмы Ярославля, одного из крупнейших ремесленных центров России XVII в. Среди них посадский храм Николы Надеина, выдающийся шедевр — храм Ильи Пророка; церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Вершина ярославского зодчества — церковь Иоанна Предтечи.

К концу XVII в. в столице сооружается множество общественных зданий — Печатный и Монетный дворы, здание Приказов, Сретенские ворота Земляного города (Сухарева башня). Вершиной праздничного светского начала считается Надворный теремок Крутицкого митрополичьего подворья в Москве. Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название «нарышкинского», или «московского барокко». Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветное украшение зданий (декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов).

Ярчайшие образцы «московского барокко» — церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л.К. Нарышкина, храмы в подмосковных селах Спаса в Уборах и Троицы в Троице-Лыкове.

Живопись

Вторую половину XIV — начало XV в. называют «золотым веком» стенной живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек (1340–1405), для творчества которого было характерно абстрактно-психологическое, внешне экспрессивное представление о духовности человека. В 1378 г. он «подписывает» церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде, а также вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца участвует как один из авторов иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Наиболее ярким представителем русской национальной школы живописи был гениальный художник Андрей Рублев (ок. 1360–1430). В творчестве А. Рублева, величайшего иконописца мира, канонизированного церковью в ранг «преподобного», представление о духовности человека более гармонизировано, умиротворенно, основано на евангельских образах и сюжетах. Его кисти принадлежат росписи и иконы старого Благовещенского собора Кремля; фрески «Страшного суда» Успенского собора во Владимире, погибшие в XVII в.; фрески Спасского собора Андроникова монастыря; иконостас со знаменитой «Троицей» для Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре.

Традиции Андрея Рублева продолжил Дионисий ( 1440–1503). Им создаются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере, иконы «Спас в силах», «Святой митрополит Петр с житием» и «Святой митрополит Алексий с житием», «Воскресение Христа».

В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Одно из новшеств XVI в. — широкое распространение зеленых фонов. Значительные произведения этого периода — икона «Никола Зарайский с житием», написанная по заказу в Новгороде, и икона «Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», вклад Ивана Грозного в Стефано-Махрищенский монастырь.

Новые тенденции в живописи и прежде всего в иконописи зарождаются в XVII вв. «Живость» изобразительного искусства была достигнута в творчестве царского изографа Симона Ушакова (1626–1686), создавшего целую живописную школу. У него икона утрачивает религиозно-мистический характер, а небожители начинают походить на живых людей. Центральное место в творчестве занимало изображение человеческого лица (как правило, Христа). Наиболее известные его работы — иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Владимирская, или Насаждение древа государства Российского».

В XVII в. в искусстве живописи был распространен декоративный стиль, для которого характерны праздничность, интерес к деталям повседневной жизни. Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе — масляными красками на холсте. Известны изображения царя Федора Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и др.

Прикладное искусство

Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата. В ее коллекции насчитывались сотни произведений прикладного искусства, особенно серебряные и золотые изделия. Среди экспонатов выделяется золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, сделанное ко дню свадьбы кабардинской княжны и Ивана IV. Среди военных экспонатов — кольчуга Ермака Тимофеевича весом 12 кгиз 16 тыс. крупных клепаных колец.

Шедевром прикладного искусства является знаменитый кубок царя Михаила Федоровича, сделанный из золота, украшенный эмалью и крупными драгоценными камнями. Особый стиль оформления серебряных изделий эмалями был создан в конце XVII в. мастерами северного русского города Сольвычегодска.

Театр

Новым явлением для русской культуры стало открытие при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. Его непосредственный организатор Артамон Сергеевич Матвеев (1625–1682) — один из наиболее просвещенных людей эпохи. Комедийная хоромина была построена в селе Преображенском по указу царя от 4 июня 1672 г. (просуществовал театр до 1672 г.). На сцене было сыграно девять пьес в основном на библейские сюжеты, один балетный спектакль с пением «Орфей». В театре работало около 200 человек. Зимой спектакли шли в Потешной палате Кремля. В конце XVII в. наряду с придворным был организован школьный театр, в котором спектакли разыгрывали ученики монастырских школ.

Музыка

В музыкальном искусстве шел процесс создания единого русского стиля. Русская песня развивалась на основе двух жанровых разновидностей песен — лирической и исторической. Возникают новые церковные распевы. В церковную музыку входят традиции многоголосья. Праздники и увеселения в повседневном быту, как и прежде, не обходились без скоморохов. В XVI в. понятие «скоморох» стало сближаться с понятием домашний «шут».

В XVII в. светская традиция в музыке проявилась в развитии жанра канта, который тесно соприкасался с народной песней. Религиозная тематика продолжала оставаться в псалмах. Канты пелись в простой задушевной манере и были предвестниками камерной музыки. Историческая песня существовала как песня казачья и крестьянская. Особенной содержательностью отличаются песни «Разинского цикла».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.014 с.)