ТОП 10:

Борьба за власть и реорганизация властных структур



5 марта 1953 г. умер Сталин. Отсутствие надежного, легитимного механизма передачи власти вызвало длительный кризис, борьбу за право обладания ею. В период правления Сталина именно партия официально определяла развитие общества. Однако на деле она была оттеснена исполнительными, прежде всего репрессивными, органами, а реальная власть была сосредоточена не столько в тех или иных политических институтах, сколько в руках лично Сталина. В результате соотношение сил между претендентами на власть определялось не только их постами, но и близостью к покойному диктатору, личными связями среди партийно-государственной и военной элиты. Судьбы двухсотмиллионного народа решались за его спиной небольшой кучкой лиц, правивших страной от его имени. В секретариат ЦК КПСС были избраны Н.С. Хрущев, М.А. Суслов, П.Н. Поспелов и др.

Официально после смерти Сталина к власти пришло так называемое «коллективное руководство», ближайшее окружение диктатора. 6 марта 1953 г. на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР членами Президиума ЦК КПСС были утверждены: Г.М. Маленков (Председатель Совета Министров СССР), Л.П. Берия (первый зам. Председателя СМ СССР, министр внутренних дел и государственной безопасности), В.М. Молотов (первый зам. Председателя СМ СССР и министр иностранных дел), К.Е. Ворошилов (Председатель Президиума Верховного Совета СССР), Н.А. Булганин (первый зам. Председателя СМ СССР), А. И. Микоян (министр торговли), М.В. Сабуров (Председатель Госплана СССР) и М.Г. Первухин (министр электростанций и электропромышленности).

Исходя из сложившегося соотношения сил, борьба за власть развернулась среди «молодого» поколения, попавшего в непосредственное окружение Сталина в 30-е гг. В ходе борьбы определились три ключевые фигуры: Маленков, Берия и Хрущев. Развернувшаяся между ними борьба за власть была объективно и борьбой за выбор варианта общественных преобразований.

С одной стороны, в обществе, в экономике, в партийных и государственных структурах назрела необходимость перемен. Скорбь о смерти Сталина не разделяли те, кто пострадал в годы сталинизма. К началу 1950 г. в СССР насчитывалось 5,5 млн заключенных, действовало около 140 особых лагерей МВД.

С другой стороны, в глазах большинства современников Сталин являлся выразителем общественных интересов, гарантом продвижения к коммунизму, защитником народа. Для многих советских людей смерть Сталина стала большим потрясением. Накануне и в день похорон в Москве тысячи людей шли в Колонный зал проститься с вождем. И этому факту надо дать объективную оценку. Далеко не всеми людьми, прощавшимися в этот день со Сталиным, двигало простое любопытство. На наш взгляд, механизм этого явления гораздо сложнее. Смерть Сталина не разрушила тоталитарную систему, оставались факторы, которые тормозили этот процесс:

  • победа в Великой Отечественной войне;
  • чувство гордости за Родину, уверенность в завтрашнем дне;
  • успехи в восстановлении разрушенного хозяйства, сохранение возможностей для дальнейшего развития экономики;
  • десятилетия страха и чисток, создавшие атмосферу единомыслия — в стране не было организованной оппозиции;
  • полукрестьянский характер развития страны (несмотря на успехи индустриализации);
  • распространение советской модели социализма в других странах, создание мифа о ее совершенстве.

Однако после смерти Сталина начался стихийный процесс десталинизации общества. Начало положено в апреле 1953 г., когда было прекращено следствие по «делу врачей» и освобождены из заключения участники «мингрельского» дела.

В 1953–1956 гг. (до ХХ съезда КПСС) в русле этой политики осуществлены следующие мероприятия:

  • начался пересмотр «ленинградского дела»;
  • ликвидирован ГУЛАГ;
  • в 1953 г. исключен из партии как враг народа, арестован и расстрелян Л.П. Берия;
  • в апреле 1954 г. МГБ преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР;
  • с сентября 1953 г. начался пересмотр решений бывших коллегий ОГПУ, НКВД и т. д. Для реабилитации невинных жертв репрессий создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек (в том числе А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и другие);
  • за фальсификацию дел были преданы суду некоторые бывшие руководители органов безопасности;
  • в печати началась критика культа личности И.В. Сталина.

Таким образом, было положено начало курсу на демократизацию жизни общества. Дело в том, что Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев в свое время находились в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и проведения некоторых реформ.

«Десталинизация» началась с реорганизации политического руководства: вместо двух органов в ЦК — Президиума и Бюро Президиума в соответствии с Уставом партии был создан Президиум ЦК КПСС. Для нового руководства курс на построение коммунистического общества был единственно верным. Представления о превосходстве социализма над капитализмом, преимуществах плановой системы над рыночной являлись руководством к действию.

В 1953–1954 гг. развернулась борьба за власть между Маленковым, Хрущевым и Берией. Унаследовав традиционно важный — после Ленина и Сталина — пост главы правительства, Маленков располагал мощными рычагами власти. Председательствуя на заседаниях Президиума ЦК, Маленков фактически оказался первым лицом в партии. Однако и он, и его более слабый тогда конкурент Хрущев, и все «коллективное руководство» боялись и ненавидели Берию, чувствуя из-за него определенную шаткость своего положения.

«Дело Берии» до сих пор является самым таинственным из всех «дворцовых переворотов» послесталинского периода. Спорной является и его личная позиция. В исторической науке существует несколько точек зрения на роль Берии.

Первая, традиционная и наиболее разработанная версия гласит, что Берия готовил заговор с целью установления личной диктатуры.

Вторая — Берия понимал, что на посту преемника Сталина его не поддержит ни все остальное руководство, ни армия, и не стремился непосредственно к установлению открытой личной диктатуры. Он, казалось, убедил Маленкова и Хрущева, что его удовлетворила бы роль второго лица («серого кардинала»). Отсюда исход борьбы за власть зависел от того, к кому из двух лидеров — Маленкову или Хрущеву — окончательно примкнет Берия. Последний, видимо, допустил просчет. Затеяв двойную игру, Берия дал повод заподозрить себя в «неверности» и в подготовке собственной диктатуры (во что очень даже верилось из-за одиозности фигуры руководителя органов безопасности), что и решило его судьбу.

Третья версия — о Берии-реформаторе, наказанном якобы номенклатурой за попытку масштабных преобразований.

Последняя версия выглядит наименее убедительной. Хотя после смерти Сталина Берия (в тандеме с Маленковым) действительно выступил с самыми радикальными предложениями, он лучше других знал «болевые точки» системы, к нему через органы госбезопасности стекалась информация о том, что особенно не нравится народу. Но не боль за державу и народ выступала ведущим мотивом его деятельности. Главный мотив реформаторской деятельности — стремление к власти.

  1. 1. Берия вместе с Маленковым выступил против продолжавшегося культа личности Сталина. В результате имя вождя вскоре после его похорон начинает исчезать со страниц газет и журналов. С конца мая до конца июня 1953 г. в передовицах «Правды» оно было упомянуто лишь один раз! Прекратилось издание собраний сочинений Сталина. По предложению Берии 9 мая 1953 г. было принято беспрецедентное постановление Президиума ЦК с требованием к партийным организациям отказаться от оформления колонн демонстрантов и зданий портретами руководителей партии. Позднее, на июльском ( 1953 г.) Пленуме ЦК, Берии было вменено в вину, что «в первые дни после смерти товарища Сталина он ратовал против культа личности», что он «хотел похоронить имя товарища Сталина».
  2. 2. Берия предпринял шаги по некоторому смягчению репрессивной системы. По его инициативе 27 марта 1953 г. был принят указ об амнистии, по которому подлежали освобождению 1 млн 184 тыс. человек (в подавляющей части — уголовные заключенные). Амнистия заметно дестабилизировала ситуацию в ряде регионов (что, возможно, по мысли Берии, и являлось одной из ее задач).
  3. 3. Предпринята попытка реформирования органов внутренних дел. Уже 6 марта 1953 г. им было дано указание о передаче ГУЛАГа министерству юстиции, а всех строительных главков, находившихся в ведении МВД СССР, — соответствующим министерствам. В июне 1953 г. Берия внес в Президиум ЦК предложение об ограничении прав Особого совещания при МВД СССР.
  4. 4. Будучи первым заместителем Председателя Совета Министров СССР, Берия пытался провести и ряд экономических преобразований. В своих выступлениях он поставил под сомнение эффективность колхозного производства и призвал отказаться от насаждения колхозов в «странах народной демократии». Это был «пробный шар» к постановке аналогичного вопроса и в отношении СССР. По его инициативе было прекращено строительство грандиозных, но экономически не эффективных объектов — Главного Туркменского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала Волга — Урал, заполярной железной дороги Чум — Салехард — Игарка и т. д.
  5. 5. Реалистически оценивая великодержавную сталинскую национальную политику, приведшую к осложнению межнациональных противоречий, а главное, надеясь укрепить свои позиции среди национальных кадров, Берия предложил вернуться к «ленинской политике коренизации» партийного и государственного аппарата республик. Были сменены первые секретари ЦК КП Украины и Белоруссии Л.Г. Мельников и Н.С. Патоличев. Вместо них назначены украинец А.И. Кириченко и белорус М.В. Зимянин. Аналогичные меры намечались и в других республиках.
  6. 6. Берия выступал сторонником перераспределения властных полномочий от партийных органов к государственным. Венгерскому лидеру М. Ракоши он прямо заявил: «Пусть Совмин все решает, а ЦК пусть занимается кадрами и пропагандой».
  7. 7. Во внешней политике предложены смелые новации. Он выступал за нормализацию отношений с Югославией, за объединение ГДР и ФРГ и создание нейтрального демократического государства Германии. Аппарат уполномоченных МВД в ГДР по его указанию был сокращен в 7 раз. Кроме того, были сделаны попытки установить контакты с приверженцами идеи «демократического социализма» на Западе. (Все это было вменено в вину Берии как контакты с врагами дела социализма и даже как «шпионская деятельность» в интересах «мирового капитала».)

В шпионскую деятельность Берии вряд ли кто верил, это был привычный политико-пропагандистский штамп. Активное использование сталинских штампов объяснялось следующими факторами:

  • традицией;
  • стремлением понадежнее дискредитировать Берию;
  • консерватизмом большинства членов «коллективного руководства», которых пугала еще и решительность Берии-реформатора, посягавшего на отдельные звенья системы.

Хрущев с немалым риском для себя сумел сплотить все высшее руководство против Берии и привлечь на свою сторону армию. (По другой, менее аргументированной версии, это сделал Маленков, однако в любом случае без его активной позиции этот заговор не мог состояться.)

26 июня 1953 г. на заседании Президиума Совета Министров СССР, превращенном по ходу дела в заседание Президиума ЦК, Берия неожиданно для него был обвинен в ряде преступлений и тут же арестован Жуковым (зам. министра обороны), К.С. Москаленко и рядом других генералов и офицеров. После непродолжительного (для такого дела) следствия в декабре 1953 г. Берия был осужден и расстрелян как «враг Коммунистической партии и советского народа». По официальным сведениям, суд, вынесший смертный приговор, и казнь Берии состоялись в декабре 1953 г.; по другим же версиям, исходившим, в частности, от Хрущева, он был расстрелян сразу после ареста.

Устранение Берии снова подняло роль армейского руководства. Во главе МВД был поставлен Круглов, упразднены «тройки» — особые трибуналы, через которые проходили дела, относившиеся к ведению политической полиции. ГУЛАГ передали в систему министерства юстиции. В марте 1954 г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию, получившую название Комитета государственной безопасности (КГБ), руководство которым было возложено на генерала Серова, числившегося среди сторонников Хрущева. Очень широкие права по контролю за ее деятельностью были предоставлены прокуратуре.

Устранение Берии ослабило позиции Маленкова перед его политическим конкурентом — Хрущевым. Органы МВД — МГБ были поставлены под контроль партии. Председатель Совета Министров Маленков в отличие от Сталина не мог использовать их как опору своей власти. В то же время Хрущев, став в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС, получил существенно расширившиеся полномочия. Уже на июльском ( 1953 г.) Пленуме ЦК отмечалась необходимость укреплять партийное руководство во всех звеньях и пресекать любые попытки выхода из-под партийного контроля ведомств и конкретных лиц.

Вместе с тем Маленков обладал еще значительными полномочиями, пользовался поддержкой военных и с их помощью мог попытаться получить единоличную власть. Однако по этому пути Маленков не пошел. Дело заключалось не только в его «не вполне вождистских» личных качествах. Любые попытки установления диктатуры натолкнулись бы на решительное сопротивление остальных членов послесталинского руководства, понимавших, что только ограниченная, контролируемая власть могла гарантировать их от репрессий со стороны более сильного и удачливого «соратника». Произошло складывание нового «триумвирата» — Маленков, Хрущев, Булганин.

Уже на первом после похорон Сталина Президиуме ЦК 10 марта 1953 г. Маленков заявил о необходимости прекращения «политики культа личности». Первоначально вопрос преодоления культа свелся к перестройке пропаганды, и ЦК хотел этим ограничиться. Но в июле на пленуме ЦК Маленков заявил, что «дело не только в пропаганде», а в самих принципах руководства.

Трудно сказать, стал бы Маленков реформатором, окажись он у государственного руля в более спокойный момент. Но ситуация 53-го года, несмотря на внешнюю устойчивость, требовала решительных и незамедлительных действий. Источник социальной напряженности создавали ГУЛАГ и колхозная деревня.

В августе 1953 г. Маленков предложил новый курс:

  • развитие легкой промышленности, производства товаров народного потребления, сокращение производства средств производства;
  • решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из затяжного кризиса. Для этого предусматривалось снижение сельхозналога (на 1954 г. — в 2,5 раза), списание по нему недоимок, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей для развития колхозного рынка, а также значительное увеличение капиталовложений и поставок техники в деревню. Важным средством быстрого увеличения производства зерна было признано (под влиянием Хрущева) освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири и в Поволжье.

Помимо социально-экономического эффекта, этот курс имел и большой политический резонанс. Газету с докладом Маленкова, вспоминали современники, «в деревне зачитывали до дыр, и крестьянине говорили: «Вот этот за нас». Даже спустя четверть века (несмотря на замалчивание в официальной пропаганде) в массовом сознании колхозников, да и рабочих сохранились высокие оценки политики Маленкова, его стремления улучшить жизнь народа.

В 1953 г. Маленков в своем «установочном» докладе на совещании партийных и хозяйственных работников в ЦК подверг аппарат небывало жесткой критике за бюрократизм, пренебрежение нуждами народа, моральное разложение и взяточничество.

Этот просчет в конечном счете стоил Маленкову политической карьеры. Хрущев вовремя учел его промах, используя поддержку аппарата для укрепления своих собственных позиций. (Спустя годы он тоже посягнул на номенклатуру — и попал в ту же ловушку, что и Маленков.)

Как это часто бывает у крупных политических лидеров, авторитет Маленкова за рубежом был выше, чем внутри страны. Этому в немалой степени способствовала его новая внешнеполитическая линия. Еще в своей августовской речи 1953 г. Маленков произнес облетевшее затем весь мир слово «разрядка». Это заявление произвело шоковое впечатление на аппарат и значительную часть «советской общественности», которая под влиянием идеологических догм рассматривала мир сквозь призму противостояния социализма и капитализма.

Непрочное положение Маленкова стремительно ухудшалось. На январском ( 1955 г.) Пленуме ЦК КПСС Хрущев обвинил Маленкова в том, что тот не проявил себя «достаточно зрелым и твердым большевистским руководителем», «претендовал не только на руководство деятельностью правительства, но и на руководство Президиумом ЦК» и стремился к «дешевой популярности» среди народа. Вспомнились и близкие отношения с Берией, и участие в «Ленинградском деле».

В феврале 1955 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков официально «попросил» об отставке. Просьба была, естественно, удовлетворена. На посту Председателя Совета Министров его сменил Н.А. Булганин. Хотя Маленков и был назначен министром электростанций, а одновременно — заместителем Председателя Совмина СССР, его политическая карьера была завершена.

Таким образом, трагедия реформатора Маленкова заключалась прежде всего в просчетах в борьбе за власть. Его политике не доставало стратегического стержня, а главное — надежной политической опоры. Однако некоторые идеи, рожденные государственным умом Маленкова, на десятки лет опередили свое время. Во многом благодаря его усилиям в середине 50-х гг. стабильно развивалось сельское хозяйство, налаживались международные отношения.

Хрущев, шагнув (под влиянием логики борьбы за власть) гораздо дальше Маленкова в либерализации общества, в развенчании Сталина, тем не менее не сумел сохранить некоторых важных начинаний Маленкова в социально-экономической сфере (М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов).

ХХ съезд партии.
Попытки демократизации общественно-политической жизни

До весны 1956 г. перемены в политической сфере советского общества были малозаметны. В 1954–1955 гг. было освобождено всего несколько тысяч политзаключенных. Некоторые перемены произошли в аппарате управления, где развернулась борьба против бюрократических методов управления. На регулярной основе стали работать Президиумы Верховных Советов союзных республик, была восстановлена роль Пленумов ЦК.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. Из-за резко отрицательной позиции В. М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича и Г.М. Маленкова вопрос о Сталине не был поставлен.

В результате компромисса доклад «О культе личности и его последствиях» был зачитан на закрытом заседании съезда (впервые опубликован в 1989 г.). В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30–40-е гг. Говорилось о репрессиях, пытках, гибели выдающихся людей, о письме В.И. Ленина к съезду и пренебрежении Сталина коллективным руководством, о тяжелом положении сельского хозяйства, о поражениях Красной Армии на начальном этапе войны. Оставаясь в плену идеологических догм, все эти события Хрущев объяснял исключительно личными качествами Сталина. Ограничившись критикой «культа личности», новое партийное руководство сохранило в неприкосновенности саму систему социалистического общества, закрыло на многие годы путь к реальной перестройке советского общества.

Значение этого беспрецедентного шага, на который решился Хрущев, было огромно. Свергнув Сталина с пьедестала, Хрущев снял вместе с тем «ореол неприкосновенности» с первой личности и ее окружения вообще. Система тотального страха была во многом разрушена. Казавшаяся незыблемой вера в непогрешимость верховной власти сильно поколеблена.

ХХ съезд стал началом критического переосмысления мировой социалистической практики, развития международного коммунистического движения. Процесс, начатый ХХ съездом, привел впоследствии к расколу практически монолитного (исключение составляли лишь компартии Югославии и немногочисленные троцкисты) коммунистического движения. Образовались группы партий:

  1. 1) признающие некоторые «ошибки» Сталина и ориентирующиеся на КПСС;
  2. 2) не признающие критики Сталина и ориентирующиеся на Компартию Китая;
  3. 3) «еврокоммунисты», пошедшие дальше всех в осмыслении сталинизма как явления и пересмотревшие во многом само понимание социализма и путей его достижения.

Основные направления курса на децентрализацию системы государственного управления и развития (в строго подконтрольных формах активности масс):

  • в январе 1957 г. намечены меры по некоторому расширению полномочий материально-финансовой базы местных Советов, преодолению в них бюрократизма и привлечению общественности к их работе;
  • проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано 23. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов уменьшился в 3 раза. Подавляющее большинство первичных профсоюзных организаций возглавляли не «освобожденные работники», а активисты. Расширились права профсоюзов;
  • всплеск общественной активности молодежи и оживление деятельности комсомола. Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных земель. (Всего поступило около 1 млн заявлений для получения комсомольской путевки на целину.) По «призыву» КПСС и комсомола около 300 тыс. представителей молодежи отправились на крупнейшие стройки. Курс Хрущева на расширение международных контактов нашел отражение в образовании в 1956 г. Комитета молодежных организаций и в проведении в 1957 г. VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, что стало беспрецедентным событием для закрытой страны;
  • уделялось внимание развитию других общественных организаций, работавших под руководством местных Советов: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др.

Хрущев несколько ограничил привилегии работников аппарата. Он ликвидировал систему сталинских «пакетов» — денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. Он неоднократно пытался закрыть спецраспределитель (официально — «столовую лечебного питания») для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные машины. Но большинство из этих начинаний успехом не увенчались и лишь восстановили против Хрущева номенклатуру.

Во второй половине 50-х гг. продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство, принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х гг. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на Родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х гг., в частности А.И. Рыкова, Н.И. Бухарина — руководителей оппозиции И. В. Сталину. Было отказано в возвращении места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е гг. советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Таким образом, в середине 50-х гг. была проведена некоторая либерализация существовавшей в стране тоталитарной системы. Но предпринятые меры носили в целом переходный характер. Размах и направленность последующих шагов зависели от следующих факторов:

  • действий Хрущева как реформатора;
  • непосредственного расклада сил в руководстве;
  • реакции общества на уже осуществленные меры и выдвинутые лозунги.

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Быстрый рост популярности Хрущева способствовал складыванию в руководстве антихрущевской оппозиции, позднее названной «антипартийной группой». В действительности оппозиционная группа не была антипартийной. Более того, ее нельзя считать и полностью просталинской. Помимо «костяка» группы (Маленкова, Молотова, Кагановича), в нее входили разные и не питавшие большей частью взаимных симпатий люди (Первухин, Сабуров, Шепилов, Ворошилов, Булганин). Их объединили не только боязнь дальнейших разоблачений (это затрагивало не всех), более консервативный в целом настрой и несогласие с Хрущевым по отдельным вопросам конкретной политики. Прежде всего членов группы сплачивали попытки Хрущева утвердиться в качестве единоличного лидера — без «коллективного руководства». Осуществление его планов означало бы политический крах как для всех бывших сталинских приближенных, так и для людей, выдвинутых им на ответственные партийные и государственные посты.

На заседании Президиума ЦК в июне 1957 г. Молотов и Маленков неожиданно поставили вопрос о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. 7 из 11 членов Президиума ЦК КПСС (Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Молотов, Первухин и Сабуров) потребовали отставки Н.С. Хрущева. Они обвинили его в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме.

Однако Хрущев отказался подчиниться и потребовал созыва Пленума ЦК. При поддержке членов обновленного ЦК, армии в лице Жукова и КГБ (И.А. Серов) уже 22 июня Пленум был созван. Он работал до 29 июня. На нем действия оппозиционеров были осуждены как фракционные. Все они, кроме Молотова, признали свои ошибки. Маленков, Каганович, Молотов и Шепилов выведены из состава ЦК и его Президиума. Булганину объявлен строгий выговор, а впоследствии он был снят с поста Председателя Совета Министров и выведен из состава Президиума ЦК. Проявлением либерализации общества явилось то, что впервые за многие десятилетия в роли решающей инстанции выступил не узкий круг членов Президиума (Политбюро), а Пленум ЦК, главное — сами оппозиционеры, вопреки их опасениям, остались не только на свободе, но и в партии. Правда, они были удалены из Москвы: Молотов направлен послом в Монголию, Маленков — директором Усть-Каменогорской, а затем Экибастузской электростанции. В Президиум ЦК были введены Л.И. Брежнев, Е.А. Фурцева, Ф.Е. Козлов и другие деятели партии и государства, поддержавшие Хрущева.

После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов — его место занял Л.И. Брежнев.

Следующим актом политической борьбы было неожиданное смещение Жукова с поста министра обороны (во время его визита в Албанию). По-видимому, эта сильная и популярная в стране личность внушала некоторые опасения Хрущеву, мешала установлению его контроля над армией. Поэтому, несмотря на отсутствие между ними конфликтов, Хрущев решил «подстраховаться». На пост министра обороны назначен маршал Малиновский, связанный с Хрущевым родственными узами.

Устранение консервативной (отчасти — просталинской) оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лидера имело, как ни парадоксально, весьма противоречивые последствия для судеб «оттепели». Лишившись оппозиции справа, Хрущев стал быстро «леветь»: именно с этого момента берут начало знаменитые скачки «великого десятилетия» и громкие кампании тех лет. В политической сфере демократизация была временно приостановлена.

По мнению исследователей, обозначившееся в 1957–1958 гг. известное отступление от политики демократического обновления, проводившейся под знаком десталинизации, объяснялось, видимо, завершением начального этапа преобразований, который можно охарактеризовать в целом как эмоционально-критический. На очередь дня встала проблема перехода «от митингового демократизма» к длительной практической реализации программы реформ. Но эта объективная потребность в силу политической (и общей) культуры Хрущева была реализована им в виде дальнейшей концентрации власти и попыток гигантских скачков к коммунизму.

Одновременно происходит формирование культа Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х гг. Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государственную власть.

Но если формально Хрущев и выглядел как носитель власти, не уступавшей по объему той, которой обладал Сталин, то использовал он эту власть иначе и с иными целями. Хрущев не был авторитаристом и не был склонен к применению силовых репрессивных методов в политике. Высшую цель своей деятельности на посту главы партии и государства он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. К сожалению, он не устоял перед соблазном возвеличивания собственной личности — и в 60-е гг. началось неумеренное восхваление личных заслуг и достоинств «дорогого Никиты Сергеевича», достигшее своей кульминации в дни празднования его 70-летия в апреле 1964 г. (А.Н. Мячин).

В 1959 г. внеочередной XXI съезд КПСС (созванный для принятия вместо провалившейся шестой пятилетки семилетнего народно-хозяйственного плана на 1959–1965 гг.) констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. Отсюда следовал вывод о вступлении Советского Союза в период развернутого строительства коммунизма.

XXII съезд (1961) принял новую, третью, Программу партии — программу строительства коммунизма уже к 1980 г. Для этого предполагалось обогнать ведущие капиталистические державы по производству продукции на душу населения, добиться изобилия материальных и культурных благ, ликвидировать тяжелый физический труд и т. п. В программе содержались задачи по резкому повышению благосостояния населения и широкой демократизации общества (но, разумеется, без введения политического плюрализма). Сделан вывод, что государство диктатуры пролетариата в СССР превратилось в общенародное государство. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Возможно, приверженность Хрущева коммунистическим идеалам была вполне искренней, он действительно верил в то, что говорил о скором построении коммунизма на многочисленных митингах и собраниях трудящихся. Конец 50-х гг. был ознаменован последним всплеском искреннего энтузиазма и веры советских людей в построение светлого будущего. Конечно, в создании такой психологической атмосферы в обществе сыграл свою роль и миф о коммунизме, но гораздо большее значение имели реальные успехи социально-экономической политики Хрущева в первое пятилетие его нахождения у власти.

Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х гг. наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, в стране протекал процесс политической демократизации. С другой стороны, продолжала существовать административно-командная система. Хрущев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформированию общественной жизни.

Преобразования в экономике и социальной сфере

Во второй половине 1953 г. начались преобразования в экономике страны. Необходимость преобразований в сельском хозяйстве была вызвана следующими причинами:

  • с 20-х гг. деревня развивалась как сырьевой придаток города;
  • обмен продукцией не был эквивалентным;
  • из-за низких закупочных цен затраты на ведение сельского хозяйства превышали прибыль;
  • повышались налоги;
  • становились дорогими услуги МТС;
  • жестко регламентировалась деятельность всех сельскохозяйственных предприятий;
  • преобладала низкая оплата труда.

Существовала необходимость перемен в сельскохозяйственном производстве, его ускоренный подъем с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском ( 1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали:

  1. 1) увеличение капиталовложений в сельскохозяйственное производство. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общих капиталовложений (в 1955 — лишь 7%);
  2. 2) повышение государственных закупочных цен на сельхозпродукцию. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции;
  3. 3) совершенствование налоговой политики. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади);
  4. 4) расширение экономической самостоятельности колхозов. Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

Однако административные методы руководства и стремление к немедленному успеху обусловливали непоследовательность этой линии в аграрной политике.

Пленум ЦК КПСС 1954 г. взял курс на освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты). Причина освоения земель в зоне рискованного земледелия — продовольственный кризис. Освоение целины, проводимое штурмом, перекрыло путь капиталовложениям, технике, кадрам в сельское хозяйство европейской части страны и замедлило ход реформы. Положительные факторы: создана крупная база производства ценных сортов пшеницы, повысилась роль Западной и Восточной Сибири в развитии сельского хозяйства, начался подъем сельского хозяйства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.018 с.)