Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Власть как политическое явление.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Генезис Государства. Государство – справедливый человеческий космос.(Платон). Генезис государства – происхождение государства. Научные подходы к происхождению государства: 1.Марксийский подход – государство, источник зла для подавления одного класса другим, которые создают люди экономически господствующие, которые желают политического господства. 2.Локкианская теория – государство изначально имеет позитивный смысл, однажды появившись никогда не исчезнет по двум причинам: 1)согласование интересов граждан; 2)никогда не исчезнут конфликты между социальными группами и общностями, государство призвано их регулировать.(ВЕДУЩИЙ ПОДХОД) 3.Теория насилия или завоевания – государство появляется в результате численного и территориального роста отдельных племен. Предполагалось создание специального аппарата управления для контроля за деятельностью данного сообщества людей. 4.Библейская или христианская теория – государство продукт воли Бога созданный для защиты интересов людей. 5. Политические идеи средневековья В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V-XVвв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей – Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Это породило принципиально иные взгляды на политику, власть и государство. Аврелий Августин (Блаженный) (345-407 г.г.) – церковный идеолог того времени. В своем сочинении «О граде Божьем и граде земном» проповедовал не только о их существовании, но и о верховенстве первого над вторым. Первопричина рабства и тяжелой жизни – от первородного греха. Необходимо насильно приобщать людей к церкви для искупления грехов, ибо люди не ведают, что творят. Это явилось теоретическим обоснованием первенства церковной власти над людьми, а позднее – деятельности и преступлений инквизиции, борьбы со свободомыслием (еретиками). Другим видным представителем средневековой политической мысли был Тома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства. На протяжении веков католическая церковь боролась за власть над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь. Началась эпоха Возрождения.
12. Легитимность политической власти. Власть как политическое явление. Власть — одна из основных категорий политической науки. Как социальное явле- Институты власти в РБ. Основные категории: Национальное собрание, Палата представителей, Совет республики, правительство, премьер-министр, президент, специализация, территориальность, судебная власть, независимость судей, Конституционный суд, местное управление. 1. Национальное собрание Республики Беларусь: процедуры избрания, структура, полномочия Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. Является представит. и законодат. органом в государстве. Национальное собрание РБ состоит из Палаты Представителей и Совета Республики. Палата Представителей представлена 110 депутатами, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при помощи тайного голосования. Вторая палата Национального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в соответствии с 91 статьей Конституции Республики Беларусь, является палатой территориального представительства. Она представлена 64 депутатами, избрание которых в отличие от Палаты Представителей, осуществляется на заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и города Минска в частности. Судебная власть в Беларуси принадлежит судам, система которых строится на принципах территориальности и специализации. Суды окончательно разрешают большинство правовых споров. Они независимы при осуществлении правосудия, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Правительство: · руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; · разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; · разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; · обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; · принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; · выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; · обеспечивает исполнение Конституции, законов государства, а также декретов, указов и распоряжений Президента; · отменяет при необходимости акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; · осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. При этом Правительство использует разнообразный комплекс методов управления, осуществляет последовательный переход от административных к преимущественно экономическим и социально-психологическим методам.
Теории политических элит Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный. Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Тогда считалось, что править обществом может лишь избранный в силу ряда качеств определенный слой людей. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы и т. д. Современное истолкование термина «политическая элита» было введено в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом. В. Парето (1848–1923) в труде «Трактат всеобщей социологии» дал понятия «элиты» и «контрэлиты». Он понимал под элитой «сообщество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности. Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики» характеризовал политическую элиту как особый, более или менее закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота. Р. Михельс (1876–1936) в книге «Социология партий в современной демократии» анализирует проблемы взаимодействия партийной элиты и партийных масс. Он показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного). Эта тенденция получила название «железного закона олигархии», который звучит так: «Процесс захвата власти меньшинством неизбежен. Всякая организация стремится быть управляемым меньшинством, которое осуществляет свою власть над большинством 11. Типология власти. В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия. Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена): – автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека); – олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве; – плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса); – самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие. Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д. Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы: – законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент); – исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство); – судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система). Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти. Типология власти по широте охвата различных структур: – мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.; – макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.); – мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.); – микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.). Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается: – экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами; – социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны; – культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование; – принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).
Генезис Государства. Государство – справедливый человеческий космос.(Платон). Генезис государства – происхождение государства. Научные подходы к происхождению государства: 1.Марксийский подход – государство, источник зла для подавления одного класса другим, которые создают люди экономически господствующие, которые желают политического господства. 2.Локкианская теория – государство изначально имеет позитивный смысл, однажды появившись никогда не исчезнет по двум причинам: 1)согласование интересов граждан; 2)никогда не исчезнут конфликты между социальными группами и общностями, государство призвано их регулировать.(ВЕДУЩИЙ ПОДХОД) 3.Теория насилия или завоевания – государство появляется в результате численного и территориального роста отдельных племен. Предполагалось создание специального аппарата управления для контроля за деятельностью данного сообщества людей. 4.Библейская или христианская теория – государство продукт воли Бога созданный для защиты интересов людей. 5. Политические идеи средневековья В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V-XVвв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей – Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Это породило принципиально иные взгляды на политику, власть и государство. Аврелий Августин (Блаженный) (345-407 г.г.) – церковный идеолог того времени. В своем сочинении «О граде Божьем и граде земном» проповедовал не только о их существовании, но и о верховенстве первого над вторым. Первопричина рабства и тяжелой жизни – от первородного греха. Необходимо насильно приобщать людей к церкви для искупления грехов, ибо люди не ведают, что творят. Это явилось теоретическим обоснованием первенства церковной власти над людьми, а позднее – деятельности и преступлений инквизиции, борьбы со свободомыслием (еретиками). Другим видным представителем средневековой политической мысли был Тома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства. На протяжении веков католическая церковь боролась за власть над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь. Началась эпоха Возрождения.
12. Легитимность политической власти. Власть как политическое явление. Власть — одна из основных категорий политической науки. Как социальное явле-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.009 с.) |