Власть как политическое явление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть как политическое явление.



Генезис Государства.

Государство – справедливый человеческий космос.(Платон).

Генезис государства – происхождение государства.

Научные подходы к происхождению государства:

1.Марксийский подход – государство, источник зла для подавления одного класса другим, которые создают люди экономически господствующие, которые желают политического господства.

2.Локкианская теория – государство изначально имеет позитивный смысл, однажды появившись никогда не исчезнет по двум причинам: 1)согласование интересов граждан; 2)никогда не исчезнут конфликты между социальными группами и общностями, государство призвано их регулировать.(ВЕДУЩИЙ ПОДХОД)

3.Теория насилия или завоевания – государство появляется в результате численного и территориального роста отдельных племен. Предполагалось создание специального аппарата управления для контроля за деятельностью данного сообщества людей.

4.Библейская или христианская теория – государство продукт воли Бога созданный для защиты интересов людей.

5. Политические идеи средневековья В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V-XVвв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей – Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Это породило принципиально иные взгляды на политику, власть и государство.

Аврелий Августин (Блаженный) (345-407 г.г.) – церковный идеолог того времени. В своем сочинении «О граде Божьем и граде земном» проповедовал не только о их существовании, но и о верховенстве первого над вторым. Первопричина рабства и тяжелой жизни – от первородного греха. Необходимо насильно приобщать людей к церкви для искупления грехов, ибо люди не ведают, что творят. Это явилось теоретическим обоснованием первенства церковной власти над людьми, а позднее – деятельности и преступлений инквизиции, борьбы со свободомыслием (еретиками).

Другим видным представителем средневековой политической мысли был Тома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства.

На протяжении веков католическая церковь боролась за власть над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь. Началась эпоха Возрождения.

 

12. Легитимность политической власти.
Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.
Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.
Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.
Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.
Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:
Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.
Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.
Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка

Власть как политическое явление.

Власть — одна из основных категорий политической науки. Как социальное явле-
ние она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном, об-
ществе можно выделить отношения властного типа.
Виды власти
В политической науке власть анализируется или как политический феномен, или
как явление, не ограничивающееся сферой политики. В первом случае любая
власть является политический. Правда, в этом случае происходит стирание разли-
чия между приватным и политическим. Скажем, власть родителей над детьми
также становится политической. Согласно второму подходу, не все виды власти
являются политическими. Так, могут существовать различные виды власти: эко-
номическая, социальная, культурно-информационная. Среди многочисленных
разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это
проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавли-
вает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества,
которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения.
Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает уза-
коненным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы
сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в со-
временном обществе обладает правом на легитимное насилие.
Функции политической власти
Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:
• определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтерна-
тив общественного развития;
• обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
• регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет
деятельность, направленную на их разрешение;
• осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных цен-
ностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе
ресурсам.

Институты власти в РБ.

Основные категории: Национальное собрание, Палата представителей, Совет республики, правительство, премьер-министр, президент, специализация, территориальность, судебная власть, независимость судей, Конституционный суд, местное управление.

1. Национальное собрание Республики Беларусь: процедуры избрания, структура, полномочия

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. Является представит. и законодат. органом в государстве. Национальное собрание РБ состоит из Палаты Представителей и Совета Республики. Палата Представителей представлена 110 депутатами, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при помощи тайного голосования. Вторая палата Национального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в соответствии с 91 статьей Конституции Республики Беларусь, является палатой территориального представительства. Она представлена 64 депутатами, избрание которых в отличие от Палаты Представителей, осуществляется на заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и города Минска в частности.

Судебная власть в Беларуси принадлежит судам, система которых строится на принципах территориальности и специализации. Суды окончательно разрешают большинство правовых споров. Они независимы при осуществлении правосудия, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Правительство:

· руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

· разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

· обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

· принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

· обеспечивает исполнение Конституции, законов государства, а также декретов, указов и распоряжений Президента;

· отменяет при необходимости акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

При этом Правительство использует разнообразный комплекс методов управления, осуществляет последовательный переход от административных к преимущественно экономическим и социально-психологическим методам.

 

Теории политических элит

Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный.

Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества.

Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Тогда считалось, что править обществом может лишь избранный в силу ряда качеств определенный слой людей. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы и т. д.

Современное истолкование термина «политическая элита» было введено в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом.

В. Парето (1848–1923) в труде «Трактат всеобщей социологии» дал понятия «элиты» и «контрэлиты». Он понимал под элитой «сообщество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности.

Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики» характеризовал политическую элиту как особый, более или менее закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота.

Р. Михельс (1876–1936) в книге «Социология партий в современной демократии» анализирует проблемы взаимодействия партийной элиты и партийных масс. Он показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного).

Эта тенденция получила название «железного закона олигархии», который звучит так: «Процесс захвата власти меньшинством неизбежен. Всякая организация стремится быть управляемым меньшинством, которое осуществляет свою власть над большинством

11. Типология власти. В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.

Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):

– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);

– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.

Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.

Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:

– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);

– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);

– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).

Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.

Типология власти по широте охвата различных структур:

– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;

– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);

– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);

– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).

Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:

– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;

– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;

– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;

– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).

 

Генезис Государства.

Государство – справедливый человеческий космос.(Платон).

Генезис государства – происхождение государства.

Научные подходы к происхождению государства:

1.Марксийский подход – государство, источник зла для подавления одного класса другим, которые создают люди экономически господствующие, которые желают политического господства.

2.Локкианская теория – государство изначально имеет позитивный смысл, однажды появившись никогда не исчезнет по двум причинам: 1)согласование интересов граждан; 2)никогда не исчезнут конфликты между социальными группами и общностями, государство призвано их регулировать.(ВЕДУЩИЙ ПОДХОД)

3.Теория насилия или завоевания – государство появляется в результате численного и территориального роста отдельных племен. Предполагалось создание специального аппарата управления для контроля за деятельностью данного сообщества людей.

4.Библейская или христианская теория – государство продукт воли Бога созданный для защиты интересов людей.

5. Политические идеи средневековья В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V-XVвв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей – Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Это породило принципиально иные взгляды на политику, власть и государство.

Аврелий Августин (Блаженный) (345-407 г.г.) – церковный идеолог того времени. В своем сочинении «О граде Божьем и граде земном» проповедовал не только о их существовании, но и о верховенстве первого над вторым. Первопричина рабства и тяжелой жизни – от первородного греха. Необходимо насильно приобщать людей к церкви для искупления грехов, ибо люди не ведают, что творят. Это явилось теоретическим обоснованием первенства церковной власти над людьми, а позднее – деятельности и преступлений инквизиции, борьбы со свободомыслием (еретиками).

Другим видным представителем средневековой политической мысли был Тома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства.

На протяжении веков католическая церковь боролась за власть над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь. Началась эпоха Возрождения.

 

12. Легитимность политической власти.
Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.
Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.
Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.
Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.
Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:
Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.
Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.
Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка

Власть как политическое явление.

Власть — одна из основных категорий политической науки. Как социальное явле-
ние она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном, об-
ществе можно выделить отношения властного типа.
Виды власти
В политической науке власть анализируется или как политический феномен, или
как явление, не ограничивающееся сферой политики. В первом случае любая
власть является политический. Правда, в этом случае происходит стирание разли-
чия между приватным и политическим. Скажем, власть родителей над детьми
также становится политической. Согласно второму подходу, не все виды власти
являются политическими. Так, могут существовать различные виды власти: эко-
номическая, социальная, культурно-информационная. Среди многочисленных
разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это
проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавли-
вает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества,
которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения.
Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает уза-
коненным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы
сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в со-
временном обществе обладает правом на легитимное насилие.
Функции политической власти
Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:
• определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтерна-
тив общественного развития;
• обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
• регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет
деятельность, направленную на их разрешение;
• осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных цен-
ностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе
ресурсам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.246.61 (0.037 с.)