Политические идеи Античности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи Античности.



Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего

Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции

и Риме.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды

Платона (427—347 гг. до н.э.), изложенные им в произведениях

«Государство», «Законы». Предшественники Платона — софисты (Протогор, Продик

и др.) утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек есть

мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или

божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми,

противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению,

призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем

угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону,

«естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким

порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

Тимократия — это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к

обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию —

господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует

как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет

непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии —

власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется

свободой»

Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами,

принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с

детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к

установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные

законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми

афинянами.

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право

в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось

своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако,

пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и

законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование

республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью,

но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства

собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист

Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих

интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между

собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства

берет свое начало и в республиканском Риме.

 


 

22.Сущность и структура политической культуры. Термин политическая культура заключает в себе такие фундаментальныекатегории, как "политика" и "культура". В политологии существует достаточномного определений этой категории, анализируя которые можно выделить, покрайней мере, два принципиально различных подхода: -первый сводит политическую культуру к совокупности политических ориентаций, установок, ценностей, верований; -второй наряду с политическими идеями включает также и деятельностный аспект: социальную практику, политическое поведение. Этот подход представляется наиболее верным и научно обоснованным. Во-первых,политическая культура - не изолированное явление, а одна из подсистемглобальной культуры, находящаяся в различных зависимостях с её частями:экономической, правовой, моральной, религиозной, художественной и т.д.Во-вторых, важнейшей характеристикой политической культуры является уровеньовладения политическими знаниями и опытом, накопленными предшествующейисторией. Причём, усвоенные политические знания, принципы, нормы, толькотогда могут рассматриваться как элементы культуры (отдельного человека,группы), когда они воплощаются в их деятельности, вошли в привычку.В-третьих, для достижения достаточно высокого уровня политической культурыбольшое значение имеет практическое обучение людей, благодаря их участию вуправлении производством, государственными и общественными делами, вполитической жизни.Итак, политическая культура - это понятие, которое отражает уровеньвоплощения и развития общественно-политического исторического опыта и знанийв процессе деятельности людей, групп, а так же способ использования ими этогоопыта.В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, памятьобщества в политической сфере, которая и определяет политическое сознание иповедение политических субъектов. В связи с этим типология политическойкультуры может иметь различные основания. Один из подходов к её типологиисвязан с типологией политических режимов. В самых общих чертах это выглядитследующими образом: -тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осуществляет по принципу: "Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть". -авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании политического опыта. В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность.-демократическая культура. Ей свойственен принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни. Политическая культура включает в себя:-политические представления: представления о политической системе и её институтах, о режиме власти, о носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни характерные для данного общества или социальной общности политические ценности и ценностные ориентации. -типичные для общества или группы политические установки. -образцы, стереотипы политического поведения, опирающиеся на политические традиции

 

8. Политическая мысль Беларуси X-XIX вв.
1. Период формирования Киевской Руси и государственности на белорусских землях:
• Формирование идейных оснований восточнославянский земель-княжеств укрепления феодальный власти.
• Утверждение христианской религии в проповедях и произведениях К. Туровского, Е. Полоцкой.
2. Период Великого Княжества Литовского:
• Формирование единой белорусской народности;
• Развитие правовой системы в статутах ВКЛ.
• Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного, А. Волана, В. Тяпинского.
3. Период Речи Поспалитой.
• Формирование идеи государственно-политического объединения белорусского, украинского и русского народов;
• Обоснование путей утверждения свободы, главным образом свободы вероисповедания, жизнедеятельности людей;
• Развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами, католической церковью, за национальную независимость Беларуси и ее единение с Россией.
Представители: С. Полоцкий, А. Филиппович, Л. Смотрицкий, С. Зизаний, Г. Конисский.
4. Период Российской Империи:
• Формирование идей национального самоопределения белорусов. Представители: Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас.
• Революционно-демократические взгляды К. Калиновского, направленные против крепостничества и царского самодержавия.
5. Советский и постсоветский периоды:
• Поиск путей государственного устройства Беларуси и приоритетов ее внутренней и внешней политики: А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, Д. Жилунович, А. Чарвяков, Г. Машеров, А. Лукашенко.

10. Структура и функции Политической власти.
Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Структура власти:
субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;
объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации;
источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;
ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.
Функции власти:
• управление делами государства и общества;
• поддержание гражданского мира и общественного порядка;
• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;
• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;
Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:
• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;
• Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;
• Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;
• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.

21. Конституция РБ. В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.
Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.
Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:
-политический плюрализм;

-закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

-установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

-закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;

-верховенство права;

-разделение и взаимодействие властей;

-прямой характер действия норм Конституции.

Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.
Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам - важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

 

35.Типологии политического лидерства.

Одной из наиболее признанных является типология лидерства, предложенная немецким социологом М.Вебером, который под лидерством понимал способность «отдавать приказы и добиваться повиновения». Согласно этому он различал три типа лидерства:
1) традиционное, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти "законно" становится королем);
2) рационально-легальное, или бюрократическое, базирующееся на вере в законность существующего порядка и его "разумность". В нем лидер-чиновник выступает не как индивидуальность, от которой исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной и целесообразной с точки зрения поддержаний: целостности социальной системы. В соответствии с тенденцией к бюрократизации современного общества лидер-бюрократ стал преобладающей фигурой, а само индивидуальное лидерство порой рассматривается как романтический пережиток прошлого, вытесняется лидерством бюрократических организаций.
Обычно западные политологи считают, что традиционное лидерство характерно для индустриального общества, бюрократическое — для индустриального, где лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетенции, двигаясь по ступенькам бюрократической карьеры. Традиционное и бюрократическое лидерство функционирует в стабильных социальных структурах и приспособлено прежде всего к решению повседневных задач (поэтому Вебер называет эти два типа рутинными);
3) харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории. Понятие "харизма" заимствовано Вебером из раннехристианской литературы и означает "богов вдохновленность". Этот термин применяется к индивиду, который; выделяется из среды "обыкновенных" людей и считается наделенным сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями. Причем не так уж важно, действительно ли эти способности столь необыкновенны, главное, чтобы такими их видели его последователи, которые фанатически преданы харизматическому лидеру и всякое сомнение в его выдающихся качествах рассматривают как святотатство. И если бюрократическое лидерство предельно безлично, то харизматическое носит, как правило, глубоко личностный характер.

 

 

36. Особенности формирования политического лидерства в РБ.
Во-первых, процесс формирования политического лидерства протекает в условиях отсутствия опыта и традиций демократии, на фоне низкого уровня политической туры как населения, так и политиков, живучести стереотипов, сформированных у людей в годы господства харизматического типа лидерства, основанного на "культе ости"
Во-вторых, в белорусском обществе сохраняется моноориентация на одного лидера — главу государства. В результате моноцентрическая система лидерства сменяется полицентрической, в отличие от России, где появляются не политические партийные лидеры, отражающие различных слоев, социальных групп, партий, движений и т.д.
В-третьих, политические лидеры в Республике Беларусь формировались в основном двумя путями. Большая часть вышла из КПСС, порвала с ней в условиях провала номенклатурной перестройки. Не удивительно, что они сохраняют сильные традиции большевизма, силовых методов решения споров. Напротив, у лидеров, не входивших ранее в КПСС и во властные структуры, этот опыт вообще отсутствует, выявилась неподготовленность многих из них к конструктивной (а не только митинговой и разрушительной) работе.
В-четвертых, для политических лидеров, выдвинувшихся в последние годы, характерна прежде всего резкая критичность, доходящая до непримиримости к тем, кого они клеймят как политических противников. К тому же позитивная программа у них либо слаба, либо совсем отсутствует. Ее заменяют яростное обличение политических оппонентов, поиски "виновников".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.86.235.207 (0.04 с.)