Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое и социальное развитие СССР в 20–30-е гг.

Поиск

Политика индустриализации

Во второй половине 20-х гг. возникла потребность корректировки экономической политики, которая была связана с объективным ходом развития страны.

Во-первых, окрепли единоличные хозяйства, частный капитал стал играть заметную роль в экономике, обнажились диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики.

Во-вторых, одновременно сократился приток продуктов питания на городской рынок, появились трудности с экспортом сельскохозяйственных продуктов, начались заготовительные кризисы, возникла угроза инфляции.

В-третьих, попытки правительства стабилизировать положение в стране при помощи административных методов не дали результатов.

Налицо был глубокий социально-экономический кризис, грозивший перерасти в политический. Выход из сложившейся ситуации руководство партии видело в наступлении социализма. Партийные лидеры понимали, что дальнейшее осуществление нэпа ведет к ослаблению режима диктатуры пролетариата, подрывает однопартийную систему.

В этих условиях неотложной потребностью стала модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства.

Индустриализация — создание крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей); превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности; техническое переоснащение народного хозяйства.

В декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) был провозглашен курс на индустриализацию. Законодательно закреплен в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР.

Поставлена задача превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую, затем провести машинизацию всего народного хозяйства и на этой основе добиться ускоренного развития.

В СССР речь шла о возобновлении индустриализации, начатой еще в дореволюционное время и прерванной событиями 1917 г. Разногласия возникли при выборе концепции индустриального развития страны.

Группа членов Политбюро (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский, Ф.Э. Дзержинский и др.) считала необходимым поддержать индивидуальное хозяйство бедняка и середняка, изыскивая для этого дополнительные средства, в том числе за счет повышения налогов на деревенские «верхи», нормализовать, а затем регулировать рынок посредством гибких, отвечающих хозяйственной конъюнктуре закупочных цен и маневрирования госрезервами, для создания резервов использовать закупки зерна за рубежом; активно развивать легкую промышленность и, только обеспечив подъем сельского хозяйства, постепенно начинать индустриализацию.

Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев предлагали увеличить налоги с крестьян, чтобы за счет этого покупать технику за границей («новая оппозиция»; их поддерживали Г.Я. Сокольников и Н.К. Крупская).

Радикальные взгляды были у Л.Д. Троцкого и его сторонников. В феврале 1926 г. Троцкий выдвинул лозунг: «Диктатура промышленности». Планы грандиозной индустриализации в 1926 г. выдвигал Пятаков. В июле 1926 г. за сверхиндустриализацию высказывался и Куйбышев. Предлагалось увеличить налоги с крестьянства, перенести в управление хозяйством военно-командные методы.

И.В. Сталин также выступал за ускоренную индустриализацию. Сталинская концепция предусматривала свертывание нэпа, укрепление административного контроля города над деревней, ликвидацию рыночных отношений, подавление экономической свободы производителя, жесткое планирование, перекачку средств из сельского хозяйства в промышленность, ускорение темпов индустриализации, вытеснение частного капитала. Напряженные темпы хозяйственного развития должны были позволить в кратчайшие сроки (по мнению разработчиков концепции) догнать и перегнать ведущие капиталистические страны по основным экономическим показателям.

Индустриализация, таким образом, превращалась в орудие переустройства общества. Главной целью она ставила изменение социальной структуры и ликвидацию класса предпринимателей, упрочение политического господства большевиков.

С конца 20-х гг. государство приступило к планированию, начали разрабатываться пятилетние планы, составляемые без учета издержек, которые со временем превратились в твердые задания по производству продукции.

В проведении индустриализации некоторые историки выделяют 3 этапа: 1) 1926–1928 гг.; 2) 1928–1932 гг.; 3) 1933–1937 гг. Ряд других исследователей разделяют ход индустриализации по довоенным пятилеткам: 1) 1928–1933 гг.; 2) 1933–1937 гг.; 3) 1938–1942 гг. (прервана в июне 1941 г.). Первый пятилетний план (1928/29–1932/33 гг.) вступил в действие 1 октября 1928 г.

К разработке проекта плана были привлечены А.Н. Бах (ученый-биохимик), И. Г. Александров и А.В. Винтер (ученые-энергетики), Д.Н. Прянишников (агрохимик). План был утвержден на V Всероссийском съезде Советов в мае 1929 г. Главной задачей пятилетки было провозглашено превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную.

Темпы социалистического строительства («Пятилетку — в четыре года») вскоре были значительно повышены. Руководство страны выдвинуло лозунг — в кратчайшие сроки догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировали выбор плана форсированного развития тяжелой промышленности.

В первые два года пятилетки, пока не иссякли резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями и даже превышала их. В начале 30-х гг. темпы ее роста упали в результате следующих причин:

  • новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собою реальной основы;
  • ускоренные темпы индустриализации потребовали увеличения капиталовложений; субсидирование промышленности велось в основном за счет внутрипромышленного накопления.

Возникла необходимость перераспределения национального дохода через госбюджет в пользу индустриализации. Средства для нее предполагалось изыскивать:

  • в сфере сельскохозяйственного производства;
  • в легкой промышленности;
  • от доходов, приносимых монополией внешней торговли;
  • за счет усиления налогового бремени;
  • в результате получения дополнительных средств от займов;
  • за счет эмиссии денег, что вызвало резкое углубление инфляции.

В 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНХ, продолжался процесс централизации хозяйственного управления. В промышленности административный способ распределения ресурсов стал подменять собой рациональное планирование. Наблюдались явные противоречия между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения.

Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. В апреле 1928 г. было заявлено о саботаже старой технической интеллигенции («шахтинское дело»). С этого времени начинается массовое изгнание обвиненных в «правом уклоне» или «чуждом социальном происхождении» сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина.

В 1930–1931 гг. прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды «буржуазных специалистов» («Промпартия», «Крестьянская трудовая партия», специалисты ВСНХ и др.).

Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих — членов партии — негативно сказались на развитии производства. В июне 1931 г. была сделана попытка остановить этот процесс. Осуждены уравниловка в оплате труда, слишком быстрое выдвижение неквалифицированных кадров в руководство предприятиями. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничение допуска детей к высшему образованию).

С 1929 г. начинает развиваться массовое социалистическое соревнование трудящихся (движение ударничества, встречных планов и др.), с 1935 г. — стахановское движение.

С ноября 1932 г. вводятся строгие наказания за неявку на работу, трудовые книжки, в которых фиксировались все предыдущие места работы, предъявление их было обязательным при устройстве на работу. Вводилась система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров.

В 1930 г. прошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент выполнения государственных планов.

В январе 1930 г. принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». Госбанк становился единственным распорядителем краткосрочных кредитов. Частные кредитные организации, во множестве появившиеся в годы нэпа, закрывались; в 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магазины и лавки.

В годы первой пятилетки закладывались основы Турксиба — железнодорожной трассы протяженностью 1500 км, тракторного завода на Волге. Начинается история Днепрогэса, химических комбинатов под Москвой, в Хибинах, Березниках, Соликамске, металлургических предприятий в Сибири и на Украине, новых шахт в Донбассе и др.

Начало пятилетки свидетельствовало, во-первых, о рывке, об ускорении работ по первоочередному развитию тяжелой промышленности, во-вторых, о том, что само создание этой промышленности стало центром и даже сутью политики индустриализации (В.С. Лельчук).

В 1933 г. было объявлено, что первый пятилетний план был выполнен досрочно за 4 года и 3 месяца, однако на самом деле «откорректированные» задания плана по выпуску большинства видов продукции выполнить не удалось.

Второй пятилетний план (1933–1937 гг.) был утвержден XVII съездом партии в январе 1934 г. Задача: завершить переходный период от капитализма к социализму, построить материально-техническую базу социализма. Несмотря на громкий лозунг, задания плана — по сравнению с предыдущей пятилеткой — выглядели более реалистичными и умеренными.

План сохранял тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей.

За годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий. Вошли в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций. В Москве проложена первая линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик. На Украине были возведены предприятия машиностроения, в Узбекистане — заводы по обработке металла.

Во второй пятилетке продолжалась борьба за повышение производительности труда. Главный лозунг пятилетки: «Кадры решают все!» На многих предприятиях выдвигались встречные планы производственного развития, более высокие по сравнению с установленными. Трудовой энтузиазм рабочего класса имел большое значение для решения задач индустриализации.

Завершение выполнения второго пятилетнего плана было объявлено досрочным — снова за 4 года и 3 месяца. В некоторых отраслях промышленности действительно были достигнуты очень высокие результаты. В 3 раза выросла выплавка стали, в 2,5 раза — производство электроэнергии. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная. Вместе с тем развитию легкой промышленности, производящей предметы потребления, не уделялось должного внимания. Сюда направлялись ограниченные финансовые и материальные ресурсы, поэтому результаты выполнения второй пятилетки по группе «Б» оказались значительно ниже запланированных.

Задания третьего пятилетнего плана (1938–1942 гг.), утвержденного XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г., предусматривали дальнейшее приоритетное развитие тяжелой промышленности. Главные усилия были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений.

В годы третьей пятилетки на Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание «второго Баку» — нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом. Особое внимание обращалось на развитие металлургической промышленности — основы военного производства (Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты).

Вместе с тем политика в области вооружения имела отстающий от Запада и в первую очередь от фашистской Германии характер. На ускорение внедрения военной техники повлиял опыт Советско-финляндской и начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны.

Главный политический лозунг третьего пятилетнего плана носил демагогический характер — догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны. Эта установка исходила из завышенных показателей второго пятилетнего плана.

Несмотря на несомненные успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире после США), промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада не было преодолено. Кроме того, наблюдалось заметное отставание в области технологий и особенно в выпуске предметов народного потребления.

В области экономики продолжала развиваться система государственного социализма — жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Были расширены полномочия Госплана, создан Наркомат государственного контроля. Укреплялись командно-административные методы управления, которые, несмотря на значительные недостатки, сыграли положительную роль в мобилизации экономических и людских ресурсов в военное время.

Таким образом, индустриализация проходила с большим напряжением сил, так как не хватало ни капиталов для инвестиций, ни квалифицированных кадров — инженеров, конструкторов, рабочих. Источники накопления капитала для инвестиций в промышленности:

  • продажа драгоценных металлов и художественных ценностей;
  • ограбление деревни;
  • труд заключенных;
  • резкое снижение цен на западно-европейские промышленные товары в результате депрессии (кризиса конца 20 — начала 30-х гг.).

В результате индустриализации СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства. Индустриализация позволила быстро ликвидировать безработицу, но более половины промышленных рабочих было занято тяжелым физическим трудом.

Главный итог «большого скачка» — закрепление командно-административных методов управления экономикой. Этот период по праву оценивается (несмотря на все недостатки) как промышленное преобразование страны, обеспечившее технико-экономическую независимость СССР в сложных внешнеполитических условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.01 с.)