ТОП 10:

Особенности реализации новой экономической политики



Во-первых, введение нэпа не было единовременной мерой, а представляло процесс, растянутый на несколько лет. Так, первоначально торговля разрешалась крестьянам только недалеко от места жительства. При этом Ленин рассчитывал на товарообмен (обмен продуктами производства по твердым ценам и только через государственные или кооперативные магазины), но к осени 1921 г. признал необходимость товарно-денежных отношений. Это было то принципиально новое, что отличало ленинский подход к строительству социализма 1921 г. от его точки зрения весной 1918 г. (работа «Очередные задачи Советской власти»).

Во-вторых, нэп был не только экономической политикой. Это — комплекс мер экономического, политического, идеологического характера. В этот период была выдвинута идея гражданского мира, разработаны Кодекс законов о труде, Уголовный кодекс, несколько ограничены полномочия ВЧК (переименовано в ОГПУ), объявлена амнистия белой эмиграции и др. Однако стремление привлечь на свою сторону специалистов, необходимых для экономического прогресса (повышение зарплаты технической интеллигенции, создание условий для творческой работы и др.) одновременно сочетались с подавлением тех, кто мог представлять опасность для господства коммунистической партии (репрессии по отношению к служителям церкви 1921–1922 гг., процесс над руководством партии правых эсеров в 1922 г., высылка за границу около 200 видных деятелей российской интеллигенции: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.А. Кизеветтера, П. А. Сорокина и др.).

Такая противоречивость была связана с идеологической концепцией нэпа. В целом нэп как явление российской истории 20-х гг. оценивался современниками как переходный этап. Принципиальное различие в позициях было связано с ответом на вопрос: «К чему ведет данный переход?», по которому у современников существовали различные точки зрения.

1. Одни считали, что, несмотря на утопичность своих социалистических целей, большевики, перейдя к нэпу, открыли дорогу эволюции российской экономики к капитализму. Поэтому их следующим шагом должно стать приведение политической «надстройки» в стране в соответствие с экономическим «базисом» — установление демократической республики. Наиболее ярко данную точку зрения выражали «сменовеховцы» — представители идейного течения в интеллигенции, получившие название от сборника статей авторов кадетской ориентации «Смена Вех» (Прага, 1921 г.). Они полагали, что по мере стабилизации положения следующим этапом развития страны будет политическая либерализация. Поэтому интеллигенции необходимо поддержать Советскую власть, ибо, говорил идеолог «сменовеховцев» Н. В. Устрялов, «редиска — сверху красная, внутри белая. Красная кожура спадет, вечно белое содержание останется».

2. О необходимости смешанной экономики и определенной демократизации еще с 1918 г. говорили меньшевики. Мартов отмечал, что большевистская «партийная диктатура меньшинства и ее логическое последствие — систематический террор» — мыслились ее создателями «как тот «нажим», который должен преодолеть историческую инерцию социальной среды» и «сделать социалистическую страну, в которой 9/10 населения мечтает о том, чтобы стать мелким буржуа». С переходом же к нэпу большевистская диктатура утратила «свое собственное оправдание». Ибо сложный механизм товарно-капиталистических отношений не допускает успешного разрешения многообразных социальных конфликтов «методами полицейской опеки». Значит, большевикам следует восстановить в полном объеме демократические свободы.

Меньшевики считали, что на рельсах нэпа будут созданы предпосылки социализма, без которых, при отсутствии мировой революции, социализма в России быть не может. По мнению Ф. Дана, развитие нэпа неизбежно привело бы к отказу большевиков от монополии на власть. Учесть экономические интересы всех слоев в условиях рыночных отношений единственная партия была не в состоянии. Плюрализм в экономической сфере создаст, по его мнению, плюрализм в политической системе, объективно подорвет основы диктатуры пролетариата. Даже правое крыло меньшевизма, считавшее, что с нэпом восстанавливается капитализм во всех сферах народного хозяйства, полагало, что он приведет к неразрешимому противоречию между капитализмом в экономике и коммунизмом в политике.

3. Эсеры альтернативность нэпа большевистской политике видели в возможности осуществления «третьего пути» — некапиталистического развития. Учитывая особенности России — многоукладность, преобладание крестьянства, — эсеры предполагали, что для социализма в России требуется соединить народовластие в политической области с кооперативным социально-экономическим строем.

В. Чернов полагал, что и в 1917 г. была альтернатива всеобщей коммунизации. Она заключалась в развертывании демократических институтов, развитии народных организаций: кооперативов, профсоюзов, общин.

4. Собственную концепцию нэпа разрабатывали либералы. Они считали ее альтернативой большевистскому курсу на социалистическое строительство. Сущность новой экономической политики виделась им в возрождении капиталистических отношений в России. По мнению либералов, нэп был объективным процессом, позволявшим решить главную задачу: завершить модернизацию страны, начатую Петром I, ввести ее в русло мировой цивилизации.

5. Большевистские теоретики (Ленин, Преображенский, Троцкий и др.) придерживались иных представлений. Они рассматривали переход к нэпу как тактический ход, временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. С осени 1921 г. большевистские лидеры постепенно стали склоняться к пониманию нэпа как одного из возможных путей к социализму, но не прямого, а относительно длительного (сосуществования социалистического и несоциалистического укладов, постепенное (при опоре на «командные высоты» в политике, экономике, идеологии) вытеснение несоциалистических хозяйственных форм). Однако часть большевиков не приняла нэпа, считая его капитуляцией, экономическим Брестом.

В отличие от своих оппонентов справа, считавших, что если Россия не достигла такой высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм, то следует возвращаться к капитализму, Ленин полагал, что, хотя технико-экономическая отсталость России и не позволяла непосредственно ввести социализм, его можно постепенно построить, опираясь на государство «диктатуры пролетариата».

Этот замысел предполагал не «размягчение», а всемерное укрепление режима «пролетарской», а на деле большевистской диктатуры. «Незрелость» социально-экономических и культурных предпосылок социализма был призван компенсировать (как и в период «военного коммунизма») террор. Ленин не соглашался с предлагавшимися (даже со стороны отдельных большевиков) мерами по некоторой политической либерализации, — допущением деятельности социалистических партий, свободной прессы, созданием крестьянского союза и т. п. Он, напротив, предлагал «расширить применение расстрела (с заменой высылкой за границу)... ко всем видам деятельности меньшевиков, эсеров и т. п. ». Остатки многопартийности в СССР были ликвидированы, развернуты гонения на церковь, ужесточен внутрипартийный режим.

В современных исследованиях одной из дискуссионных проблем остается вопрос о последних письмах и статьях Ленина, продиктованных им в декабре 1922 — марте 1923 гг. Одни ученые видят в них «коренную перемену взглядов на социализм, другие — не находят ничего принципиально нового. У вождя не было законченного плана, а лишь наброски новых подходов. Возлагая во многом надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом (улучшение Рабкрина, увеличение числа рабочих из числа ЦК и т. п. ), Ленин видел главное в росте цивилизованности, культуры, развитии различных форм кооперации на добровольной основе. Вместе с тем, говоря о партии, он ограничился характеристикой личных качеств ее руководителей (Н.И. Бухарина, Г.Б. Зиновьева, Л.Б. Каменева, Г.Л. Пятакова, И.В. Сталина, Л. Д. Троцкого), не ставя проблем серьезной демократизации хозяйственной и тем более политической жизни страны, хотя бы в перспективе. Речь шла о сохранении монополии коммунистической партии на власть. Поэтому еще на Х съезде резолюция «О единстве партии» запрещала существование фракций и группировок.

Итак, модель нэповской организации общества, разработанная большевистским руководством, прежде всего Лениным, в начале 20-х гг. состояла из следующих компонентов:

  • в политико-идеологической области — жесткий авторитарный режим;
  • в экономике — государственная собственность на крупную, значительную часть средней промышленности и торговли, на железнодорожный транспорт; хозяйственный расчет в госпромышленности, действовавший в ограниченном виде не на предприятиях, в цехах, а лишь на уровне трестов; неэквивалентный обмен с деревней (безвозмездное отчуждение части ее продукции в форме продналога); торможение роста индивидуального крупного («кулацкого») крестьянского хозяйства в деревне; внешняя торговля на основе госмонополии.

Как же развивалось российское общество в рамках данной («нэповской») социальной организации в 20-е гг.?

Уже в 1921–1924 гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовой сферой; создается двухуровневая банковская система: Государственный банк, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), вводится плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка. Воссоздаются крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открываются торговые биржи. Допускается известная свобода развития частного капитала в промышленности, торговле. Разрешается создание небольших частных предприятий (с числом рабочих не более 20), концессий, аренды, смешанных обществ. По условиям хозяйственной деятельности (кредит, налоги, товароснабжение) потребительская, сельскохозяйственная, кустарно-промысловая кооперация были поставлены в более выгодное положение, чем частный капитал.

Подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление сельского хозяйства. В последующем, несмотря на его успешное развитие, рост крупного товарного хозяйства сдерживала налоговая политика. Высокие темпы роста в годы нэпа во многом объяснялись «восстановительным эффектом»: загружалось уже имевшееся, но простаивавшее оборудование, в сельском хозяйстве вводились в оборот заброшенные в Гражданскую войну старопахотные земли. Когда же в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений в промышленность — чтобы реконструировать старые заводы с изношенным оборудованием и создать новые промышленные отрасли.

Между тем в силу законодательных ограничений (частный капитал не допускался в крупную, а в значительной степени и в среднюю промышленность), высокого налогообложения частника и в городе и в деревне негосударственные инвестиции были крайне ограничены.

Не достигает успеха советская власть и в попытках в сколько-нибудь существенных размерах привлечь иностранный капитал. Как отмечал С.Н. Прокопович (экономист, бывший министр Временного правительства, высланный в 1922 г. из Советской России), заграница «не даст капиталов промышленности, в которой коммунисты играют роль капиталистов, а инженеры отнесены к разряду подозрительных лиц, за которыми нужен глаз да глаз».

Таким образом, новая экономическая политика обеспечила стабилизацию и восстановление хозяйства, однако вскоре после введения первые успехи сменились новыми трудностями, возникновение которых было вызвано следующими причинами:

  • дисбалансом промышленности и сельского хозяйства (перекачивание средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики; низкое качество промышленной продукции; «кризис сбыта» — затоваривание дорогими и плохими промтоварами, которые население отказывалось покупать; «кризис цен» — отказ крестьян, собравших хороший урожай, отдавать хлеб государству по твердым ценам с тем, чтобы продать его на рынке, и др.);
  • внутренней политикой правительства, направленной на ограничение частного предпринимательства. Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности и не сумев (точнее не захотев) мобилизовать для этого отечественные и зарубежные капиталы, большевики пошли по пути все большей централизации имевшихся финансовых ресурсов, вытеснения частного капитала из промышленности и торговли при помощи налогового пресса, повышения арендной платы и т. д. Это означало начало свертывания нэпа;
  • нарастанием антагонизма между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства. Наблюдалось стремление разрешить все экономические и социальные трудности одним путем, не вырабатывая механизма взаимодействия государственного кооперативного и частного секторов хозяйства. Свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами и использование командно-директивных партийное руководство объясняло деятельностью классовых «врагов народа» (нэпманов, кулаков, агрономов, инженеров и других специалистов). Это явилось основанием для развертывания репрессий и организации новых политических процессов.

Таким образом, для руководства коммунистической партии переход к нэпу был вынужденной мерой. Сохраняя в своих руках командные высоты в экономике и власть, правящий режим мог себе позволить некоторую либерализацию в экономической среде. Капиталистические методы хозяйствования должны были помочь построению социализма. При этом отказ от «военного коммунизма» не изменял тип государственной власти, сущностью которой по-прежнему оставалась идея диктатуры пролетариата.

Образование СССР

Распад империи, объединявшей многие национальные образования, начался еще в период Февральской революции, когда заметно усилились сепаратистские тенденции на ее окраинах. Октябрьская революция привела к обострению двух тенденций в национальном движении.

Первая тенденция — стремление к независимости, которая была порождена следующими фактами: насильственной русификацией окраин; насаждением православия; передачей переселенцам лучших земель; злоупотреблениями чиновников; ущемлением политических прав местного населения.

Вторая тенденция– стремление к единению, что было обусловлено общностью исторических судеб и хозяйственного развития (единый всероссийский рынок), тесными культурными связями.

В начале 1918 г. СНК принял Декларацию прав народов России, которая провозгласила «право народов на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств». В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа Советская Россия провозглашалась «Федерацией Советских республик на основе свободного союза свободных наций», но при этом принципы федеративного устройства не были определены.

После Октября началось стихийное национально-освободительное движение. Чтобы удержать страну от распада, большевики вынуждены были использовать вооруженную силу.

После Октября Центральная рада Украины провозгласила себя верховным органом Украинской народной республики. В начале декабря российский Совнарком признал это решение законным, но повел борьбу с буржуазной республикой. В январе 1918 г. просоветскими силами при поддержке Красной Армии Центральная рада была свергнута, Украина объявлена частью Российской республики. 27 января 1918 г. Рада заключила сепаратный мир с Германией и восстановила свою власть в Киеве.

18 декабря 1917 г. принят декрет о предоставлении независимости Финляндии. 1 марта 1918 г. РСФСР и Финляндская социалистическая республика заключили Договор о дружбе и братстве, но революция потерпела поражение, и договор был расторгнут.

Вслед за Украиной и Финляндией провозгласили независимость Грузия, Азербайджан и Армения, а также Эстония, Латвия и Литва. В мае 1918 г. националистическое правительство Северного Кавказа («Союз объединенных горцев Кавказа») заявило об отделении от Советской России Северо-Кавказского государства. В сентябре 1919 г. создано независимое Северо-Кавказское государство в Нагорной Чечне. Обсуждался вопрос о создании федеративной тюркско-татарской республики из мусульманских областей Крыма, Кавказа, Туркестана, Киргизии, Урала и Поволжья.

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации как формы государственного устройства. За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей).

Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра.

В начале июня 1919 г. ВЦИК принял декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым капитализмом». По этому декрету создавались единое командование военных формирований республик, Советы народного хозяйства, железнодорожного транспорта, финансов, комиссариаты труда, осуществлявшие единое руководство.

Отдельные республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли свои сырьевые и товарные фонды. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении важных хозяйственных вопросов. Основой договорной федерации стал военно-политический (а позже хозяйственно-политический) союз республик.

Когда в период Гражданской войны некоторые республики оказались под контролем белых армий или оккупационных войск, РСФСР политическими и военными средствами боролась за восстановление в них советской власти.

На части территории бывшей империи образовались независимые национальные государства (буржуазно-демократические) — Латвия, Эстония, которые приняли свои конституции.

Особое место в этом ряду занимала Дальневосточная республика. Это государственное образование представляло собой «буферную» территорию между районами Сибири, находящимися под контролем Москвы, и оккупационными армиями на Дальнем Востоке (японскими, американскими).

Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на политическую поддержку западных государств, отошли от союза национальных государств, возникших на территории бывшей Российской империи, и стали играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от Советской России.

В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухарская народные республики.

С апреля 1920 г. по февраль 1921 г. советская власть была установлена (в ходе борьбы с националистами) поочередно в Азербайджане, Армении, Грузии. Решающую роль в установлении советского режима сыграла Красная Армия.

С 1920 г. начала развиваться система двусторонних договоров. В ноябре был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г. — РСФСР и Армения, а в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия.

В 1921–1922 гг. ликвидированы таможенные границы между республиками. На общих принципах стало строиться налоговое законодательство. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета.

Назрел вопрос об образовании федерации Советских республик. При решении национальных проблем определяющим явились интересы политики и идеологии Коммунистической партии (РКП(б) — с марта 1918 г., ВКП(б) — с декабря 1925 г.).

Предпосылки объединения:

  • стремление коммунистической партии расширить сферу деятельности для социалистического эксперимента;
  • старые хозяйственные связи;
  • необходимость совместной обороны.

В начале 1922 г. на территории бывшей Российской империи существовало девять советских республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская. В РСФСР имелось девять автономных республик (Башкирская, Горская, Дагестанская, Киргизская, Казахская, Крымская, Татарская, Туркестанская, Якутская и 14 автономных областей (Вотская, или Удмуртская, Калмыцкая, Чеченская, Чувашская и др.). Все основные вопросы решались в Москве — на Политбюро ЦК и на пленумах ЦК РКП(б). Так, в октябре 1922 г. ЦК РКП(б) принял решение об упразднении Дальневосточной республики и ее вхождении в РСФСР. Таким же образом в марте 1922 г. произошло образование Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения, Грузия).

Летом 1922 г. по решению ЦК РКП(б) начался процесс объединения советских республик в единое государство. Существовало два варианта объединения:

  1. 1) вариант Сталина (доложен на Х съезде партии, март 1921 г.) — «автономизация» советских республик, понимаемая как их автономия в составе единого пролетарского государства, советизация, диктатура пролетариата, решение национального вопроса в ходе преодоления культурных и экономических различий;
  2. 2) предложение Ленина о новой форме союзного государства на основе добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик (федеративное устройство). Предусматривалось образование федерации посредством заключения республиками договора, при этом республики сохраняли всю полноту управления внутренними делами.

В обоих случаях обязательным условием являлись руководящая роль коммунистической партии и социалистическая идея как гарант единства нового государственного образования. Образование СССР осуществлялось в соответствии с планом «автономизации» Сталина.

По предложению Ленина 6 октября 1922 г. ЦК РКП(б) одобрил проект Федеративного договора, по которому всем республикам гарантировались равные права внутри образуемого Союза Советских Социалистических Республик (СССР), теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза. В ходе практической реализации этого плана осенью 1922 г. произошел так называемый «грузинский инцидент». ЦК КП(б) Грузии высказался за прямое вхождение республики в СССР, а не в составе Закавказской Федерации. Развернулись ожесточенные дискуссии между Закавказским крайкомом РКП(б) во главе с Г.К. Орджоникидзе и руководством Грузии. Во время одного из споров Орджоникидзе ударил по лицу своего оппонента за то, что тот назвал его «сталинским ишаком». Инцидент расследовала комиссия Каменева-Дзержинского, взявшая Орджоникидзе под защиту.

Эта история возмутила Ленина, увидевшего в ней проявление великорусского шовинизма и пренебрежение интересами малых народов. 30 декабря 1922 г. в день открытия I съезда Советов СССР, утвердившего Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и принявшего решение об образовании СССР, уже парализованный Ленин продиктовал письмо «К вопросу о национальностях или об «автономии». В письме он изложил свое понимание интернационализма, подчеркивал необходимость сохранения и укрепления СССР, предлагая не торопиться с объединением конкретных наркоматов, кроме военного, дипломатического и ОГПУ. Этот ленинский документ стал известен тогда лишь узкому кругу партийного руководства. Опубликован он был только в 1956 г.

Образование СССР произошло в составе четырех республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (состоящей из трех Закавказских республик).

Каждая из республик уже имела свою конституцию, и Съезд Советов СССР принял решение о разработке общегосударственной Конституции, которая была утверждена II съездом Советом СССР в 1924 г.

Основные положения Конституции:

  • утверждались особый характер национальной политики Советского государства, причины объединения Советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие);
  • декларировались свобода выхода из состава СССР, равноправие республик и право вхождения в состав СССР новых государств;
  • закреплялось делегирование центральным органам прав в области управления важнейшими отраслями народного хозяйства и обороны, иностранных дел, внешней торговли;
  • за республиками сохранялось руководство местным хозяйством, просвещением, земледелием, здравоохранением, социальным обеспечением, юстицией.

Конституция определяла верховным органом власти нового государства Съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный исполнительный Комитет Союза, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Президиум ЦИК СССР стал постоянно работающим учреждением, заседаниями которого поочередно руководили четыре председателя: М.И. Калинин (1875–1946), Н. Н. Нариманов (1870–1925), Г.И. Петровский (1878–1958) и А.Г. Червяков (1892–1937). ЦИК СССР образовал первое союзное правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. После его смерти председателем стал А.И. Рыков. Президиум ЦИК провозглашался высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом.

При ЦИК создавались Верховный суд СССР и Объединенное государственно-политическое управление (ОГПУ). Данная структура власти противоречила принципу разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), но соответствовала принципам пролетарской диктатуры.

Органами отраслевого управления в Союзе являлись общесоюзные и объединенные наркоматы. Общесоюзные наркоматы создавались только в Союзе. Это наркоматы иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфа. Объединенные наркоматы имелись в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. Третью группу составили республиканские наркоматы, которые имелись только в союзных республиках. Гарантировалось право союзных республик на постоянство территорий, хотя и допускались территориальные изменения, но только с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гражданином Союза.

Конституция СССР установила Государственный герб, флаг и столицу СССР. В 1925 г. к СССР присоединились Узбекистан и Туркменистан, а в 1929 г. — Таджикистан, в 1936 г. — Казахстан и Киргизия. В 1936 г. была распущена Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР); Армения, Грузия и Азербайджан вошли непосредственно в состав СССР.

Таким образом, национально-государственное строительство проходило ряд этапов. Территории бывшей Российской империи были связаны историческими традициями и экономическими особенностями развития. Имея общую политическую структуру (Советы, диктатуру пролетариата, партийные органы) и выступая во внешней политике как союзники, эти образования объединялись вокруг РСФСР. Логическим этапом стало образование СССР, объединившего республики в примерных границах бывшей империи (кроме Польши, Финляндии и Прибалтики). Процесс объединения, сложный и неоднородный, был обусловлен местными особенностями и исторической ситуацией (иногда прямым военным вмешательством).

Образование СССР способствовало усилению военной мощи страны, давало возможности для плодотворного экономического развития и укрепления коммунистического режима. Возникла новая огромная империя, где руководящую роль играла ком







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.015 с.)