Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская культура на рубеже XIX-XX вв. (с конца XIX В. До 1917 Г. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура России конца XIX — начала XX в. имела основу в художественных традициях, эстетических и моральных идеалах «золотого века». С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, к структуре самой личности в ее важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиция интеллигенции, личность интеллигента, его одиночество и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» (в сравнении с «золотым») русской культуры. У исследователей нет единого мнения о хронологических рамка х «серебряного века». Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а концом — речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, связанные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как о культуре «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная. Россия переживала в тот период времени невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, по мнению Н.А. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век». Это — не столько хронологический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание. Неповторимость «серебряного века» проявляется прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего», — скажет о себе и своих современниках А.А. Блок. Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, рожденные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну» (появляется понятие «модерн», «модернизм»). В то же время в политике правительства по отношению к культуре прослеживались две тенденции. С одной стороны, обеспечение удовлетворения социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. С другой стороны, формирование общественного сознания в духе теории «официальной народности», ограничение демократизации образования, усиление цензуры и влияния церкви на общество. В этих условиях размежевание творческих сил способствовало расколу художественного мира на два полярных сознания, основанных на альтернативном восприятии эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установленных классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т. д. Наряду с реализмом господствующим мировоззрением и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма. «Серебряный век» — явление сложное, неоднозначное и противоречивое. Но «кризис» в данном случае — не «упадок», «провал» или «тупик» в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру. Система образования В конце XIX — начале XX в. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьяне. Однако развитие капитализма требовало грамотных и профессионально подготовленных людей. Царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки требованиям о расширении народного образования. Если к 1860 г. (по данным переписи) было грамотным всего около 6% населения, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать (среди женщин число грамотных было ниже — 13%. В 80–90-е гг. возросло количество воскресных школ, которые много делали для распространения образования среди городского населения. Основным звеном начального образования были государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2–3 лет обучали письму, чтению, счету, закону Божьему. Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища, причем в университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимназий (мужских и женских) функционировало очень мало. Высокая плата за обучение в частных гимназиях делала образование недоступным для широких масс населения. С 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища. После подавления революции 1905–1907 гг. министр народного просвещения А.Н. Шварц (1908–1910), а затем Л.А. Кассо (1910–1914) провели ряд реакционных мероприятий: отменили университетскую автономию, запретили прием женщин-вольнослушательниц в высшие учебные заведения. На преподавателей составлялись политические характеристики, запрещалось все прогрессивное в образовании, исключались студенты, закрывались важнейшие кафедры, многие учителя подверглись увольнению. Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования. В Москве были открыты Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге — Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет и росту численности их тиражей (если в конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках). Крупнейшие издательства И. Д. Сытина, А.С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении. Наука Конец XIX — начало XX в. — период выдающихся открытий в русской науке. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. Выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог И.И. Мечников явился основоположником новой отрасли знания — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе («пожирающих клетках»). Его труды (совместно с П. Эрлихом), в 1908 г. были отмечены Нобелевской премией. И.М. Сеченов стал основоположником русской физиологической школы и естественно-научного направления в психологии, положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его учение об условных рефлексах получило свое продолжение в трудах великого физиолога И.П. Павлова. Он создал подтвержденное опытами учение о высшей нервной деятельности, разработал современные представления о процессах пищеварения и кровообращения, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия. Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев. Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растения под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру. И.В. Мичурин работал в области пчеловодства. Методом гибридизации он создал большое количество новых сортов плодово-ягодных сельскохозяйственных культур. Труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений. Создатель современного генетического почвоведения В.В. Докучаев изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Важные исследования в геологии севера России, Урала и Кавказа были проведены А.П. Карпинским и А.А. Иностранцевым. Продолжали исследования малоизвестных регионов земли русские географы. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других исследователей были созданы карты Индонезии, Филиппин, Эфиопии, Тибета и др., собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С.О. Макаров, совершив два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Г.Я. Седов продолжил изучение Арктики, начатое экспедициями Э.В. Толля и А.В. Колчака. Открытия ученых в физике и механике также приобрели мировую известность. В 1895 г. А.С. Попов сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов и продемонстрировал работу радиоприемника. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа) и А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). П.Н. Лебедев подтвердил электромагнитную природу света, измерил его давление на твердое тело и газы. Основателями российского самолетостроения являются Н.Е. Жуковский и И. И. Сикорский. В 1916 г. вышла книга Н.Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания», в которой были изложены законы аэродинамики. По проекту И.И. Сикорского в 1913 г. построен первый в мире самолет-биплан, т. е. имеющий два крыла (две несущие поверхности), расположенные на некотором расстоянии друг от друга. К.Э. Циолковский всю свою жизнь посвятил работе над тремя проблемами: строительство большого управляемого цельнометаллического дирижабля, создание самолета и проектирование ракет для межпланетных сообщений. Научные открытия и исследования Циолковского на многие годы опередили подобные исследования за рубежом и легли в основу советской космонавтики. Продолжается развитие российского обществоведения. Начало XX в. отмечено появлением ряда философских работ, авторы которых — С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, П.Б. Струве, Л.И. Шестов, С.Л. Франк и др. — стремились осмыслить исторический путь и будущее России. С 1909 г. Бердяевым, Булгаковым, Струве, Франком и др. стал издаваться сборник статей о русской интеллигенции «Вехи». Радикальное направление общественной мысли связано с работами русских марксистов — Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова-Ленина. Значительный вклад в историю отечественной философии внесли представители религиозного направления российской философской мысли — В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, В. В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и др. Развитие русской исторической науки было продолжено В.О. Ключевским («Курс русской истории»), П.Н. Милюковым («Очерки по истории русской культуры»), Н.Я. Данилевским («Россия и Европа»). Литература В художественной литературе сосуществовали две главные тенденции того времени: реалистическая и авангардистская. Традиции критического реализма — гуманизм, народность и гражданственность — развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А. М. Горький, Л.Н. Толстой и др. Авангардистское направление, связанное с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных решений, представлено творчеством символистов, футуристов и акмеистов. Символизм (фр. symbolism, греч. symbolon — знак, символ) — художественное течение и философско-эстетическая концепция конца XIX — начала XX в. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. Зародившись как литературное направление во Франции в 70–80-е гг., позднее перерос в общеевропейское культурное явление. В России символизм возник в 90-е гг. (Н. М. Минский, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, З. Н. Гиппиус), в начале XX в. он получил воплощение в творчестве А. А. Блока, Вяч. И. Иванова, И.Ф. Анненского и др. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей. Заслугой символизма является обогащение литературы новыми поэтическими формами, выработка новых художественных средств, высокая языковая культура. Футуризм — одно из авангардистских течений в европейском искусстве, сформировавшееся в Италии. В литературе футуристы призывали к обессмысливанию словесной формы поэзии (деформация слова, «телеграфный язык», разрушение синтаксиса, введение в текст математических и музыкальных знаков и т. п.). В России литературный футуризм возник с выходом альманахов «Садок судей» (1910) и «Пощечина обыкновенному вкусу» (1913). К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный и др. Их поэтический язык — это не обычный, понятный всем, старый и умный, а непонятный, новый и заумный язык («творяне» — творцы, «могатырь» — богатырь, «смехач» — смеющийся человек, «чареса» — чудеса и др.). Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) — течение в русской поэзии начала XX в. Его представители — Н. С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин — выступили против символизма, его стремления к «идеальному», многозначности и текучести образов; отстаивали возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. Объединились в «Цех поэтов», вокруг журнала «Аполлон» и издательства «Гиперборей». Они полагали, что в результате ухода от символизма поэзия станет свободной. Однако все записанное ими в манифестах не было выполнено, течение прекратило свое существование. Архитектура Поиски нового стиля продолжаются и в архитектуре, где в начале XX в. оформились три направления: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. В стиле модерн архитекторы подчиняли внешний вид здания его внутреннему содержанию. Делались попытки выявить и показать свойства новых строительных материалов — бетона, железа, кафеля, стекла. Художественное решение стиля было связано с эстетикой символизма: линии вялые, прихотливо изогнутые, цвета приглушенные, рисунок деталей усложненный. Крупнейшими представителями стиля модерн стали Ф. О. Шехтель, автор особняка Рябушинского в Москве (ныне дом-музей А. М. Горького), В. Ф. Валькот, автор гостиницы «Метрополь». В неорусском стиле использовались элементы готики и мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (архитектор А. В. Щусев, Казанский вокзал). Иногда неорусский стиль соединялся со стилем модерн (архитектор Ф.О. Шехтель, Ярославский вокзал в Москве). В строительстве особняков и зданий общественного назначения широко применялся стиль неоклассицизма, воспроизводивший принципы и внешний вид архитектуры начала XIX в. Его рациональность и математическая точность особенно хорошо сочетались с новыми строительными материалами. Монументальность, парадность, строгая симметрия были характерны для Киевского вокзала, здания Музея изобразительных искусств, почтамта (архитектор И.И. Рерберг), здания Госбанка (архитектор И.В. Жолтовский). Живопись В русском изобразительном искусстве сосуществовали противоположные направления: с одной стороны, реалистическое, продолжавшее традиции академической живописи XIX в. и передвижников; с другой — авангардное направление, обращенное к духовным исканиям. Реализм получил отражение в творчестве И. Е. Репина («Не ждали», «Царица Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» и др.), В.И. Сурикова («Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.) И. И. Левитана («Март», «Вечер на Волге», «Березовая роща») и др. Реалистические традиции подхватывают молодые художники. Н.А. Касаткин вводит в русскую живопись образы рабочих («Углекопы. Смена», «Шахтер-тягольщик» и др.). Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявившийся в портретном творчестве В.А. Серова (портреты Александра III, Николая II, М.И. Ермоловой и др., картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Трагическое мироощущение жизни нашло выражение в творчестве многих художников на рубеже веков, особенно у М.А. Врубеля, работы которого удивительно близки символистической поэзии. Тема заката жизни связана с образом демона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами («Демон поверженный»). Значительное место в художественной жизни занимала деятельность объединения «Мир искусства», созданного С.П. Дягилевым в 1898 г. (стиль модерн). Порвав с передвижниками, в него вошли В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, Ф. А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые петербургские художники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. Искусство рассматривалось как средство выражения индивидуальности художника. Художники стояли на позициях «чистого искусства», где определяющей чертой творчества были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом. В 1905 г. многие представители «Мира искусства» приняли активное участие в работе политических сатирических журналов «Жупел», «Адская почта». Большого успеха добились художники в области театрально-декоративной живописи и искусства книги. Демократические традиции русской пейзажной живописи продолжает «Союз русских художников» — объединение, возникшее в 1903 г. Его члены — И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К. А. Коровин и др. — продолжали линию лирического пейзажа, которая шла от Левитана, осмысливали и прославляли красоту родной природы. Переработав достижения европейского искусства, они создали русский вариант импрессионизма. Заметное явление русской живописи начала XX в. — авангард, крупнейшими представителями которого были: В. Кандинский, К.С. Малевич, П. Филонов, М.З. Шагал, Р.Р. Фальк. Их творчеству свойственны и трагизм и одновременно стремление к радости и свету. Выявить импульсивное, подсознательное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для подсознания, — одна из целей авангарда. Скульптура На рубеже XIX–XX вв. оформляются различные направления и в скульптуре. Реалистические тенденции получили развитие в творчестве А.М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Автором монументальных скульптурных произведений был М.О. Микешин (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина (»Железный», «Идущий») и С.Т. Коненков («Ника», «Старичок-полевичок», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и световые контрасты. Музыка Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорский Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С.И. Мамонтова (впоследствии — С.И. Зимина). Деятельность русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна, способствовала популяризации национальной музыки. Пропагандой русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х гг. М. А. Балакиревым и учителем пения Г.Я. Ломакиным. Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие десятилетия, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Свою деятельность продолжали Н. А. Римский-Корсаков, создавший в эти годы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», М. А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А. К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции сочетаются с активными поисками в области музыкальной формы. В операх М.П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова развернулся и окреп талант Ф. И. Шаляпина. С 1899 г. Ф.И. Шаляпин стал петь на сцене Большого и Мариинского театров. На сцене театра в начале XX в. блистали такие выдающиеся певцы, как Л.В. Собинов, А.В. Нежданова и др. Театр В жизни театра на рубеже XIX–XX вв. продолжалась борьба за демократизацию русской сцены. В императорских театрах спектакли ставились в основном силами иностранных трупп — эффектные балетные выступления и оперы. В то же время русские пьесы, русская музыка часто замалчивались. Так, в Александринском театре были запрещены к постановке «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, сцену императорских театров покинула В.Ф. Комиссаржевская. Однако видные деятели русской культуры стремились поддержать традиции русского национального искусства. Особенно сильным было демократическое направление в драматическом театре. К.С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко был основан Художественный театр, ставший центром культурной жизни Москвы (МХТ). В нем играли О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин и др. Основатели театра ставили задачу создания общедоступного театра, провели реформу театрального искусства. Репертуар театра формировался на произведениях русской литературы — А.Н. Островского, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького. Крупным событием в театральной жизни стало открытие театра В.Ф. Комиссаржевской, по своим задачам и репертуару близкого Московскому художественному театру. Талантливыми постановками отличались театр Ф.А. Корша и некоторые другие частные театры. По-прежнему были сильны позиции демократического искусства в Малом театре. Кино На рубеже XIX–XX вв. в России появилось киноискусство. В мае 1896 г. в Петербурге — в саду «Аквариум» и в Москве — в саду «Эрмитаж» состоялась первая демонстрация кинофильма. К 1903 г. относится появление в России первых стационарных кинотеатров: «иллюзионов» и «электротеатров». Первоначально создавались документальные ленты. Активную роль в процессе создания отечественных кинофильмов принимали участие А.О. Дранков и А. А. Ханжонков. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм — «Оборона Севастополя». Русские меценаты Огромное значение в поддержке творчества художников, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством отечественных ценностей. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы невозможны без их настойчивых поисков. Наиболее известными среди них были семейство текстильных фабрикантов Щукиных, в том числе и С.И. Щукин, собиравший коллекцию французской авангардной живописи (Пикассо, Матисс, Гоген и др.), экспонировавшуюся в созданной им галерее новой западной живописи в Москве, а также Морозовы, Рябушинские и другие предприниматели. Русские меценаты не просто отдавали средства на культуру — это было сотворчество. Так, при участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью. На его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талантов — композиторов, певцов, актеров, музыкантов, художников-декораторов, была впервые поставлена эта опера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.012 с.) |