ТОП 10:

Тоталитаризм и культура (30 – начало 50-х гг.



В конце 20-х гг. продолжается процесс углубления идеологизации культуры, усиления контроля за развитием духовной жизни общества, изменяется структура органов управления культурой. Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, ранее находившийся на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народно-хозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Проводилась целенаправленная работа на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей.

Культура, как никакая другая область общественной жизни, чувствительна к политическому климату в стране и мире. В творчестве отдельных, наиболее сильных, независимых ее деятелей она может прогрессировать и в годы политического неблагополучия, но в целом ее развитие, подъем культурного уровня населения будут заторможены. Сложность положения заключалась в том, что развитие командно-административной системы и победоносные рапорты сочетались с песнями И. Дунаевского, фильмами И. Пырьева о жизни простых людей — все это сливалось в причудливый сплав правды и мифа. С одной стороны, радио, пресса, искусство широко вещали о новой истории человечества, о заре коммунизма, во имя которого призывали к героизму советских людей, прокладывающих путь в светлое будущее. Неслучайно так искренне чисты и полны оптимизма песни, фильмы, поэмы и картины прошлых лет.

А с другой — расстрелы, заключения в тюрьмы, которые вначале проводились с пропагандистским шумом как борьба с врагами революции, потом молча, тайно, и об арестах знали только те, кого это касалось. Внешне же в стране как будто ничего не происходило. Но все-таки все боялись, царил страх, вначале перед тем, как бы кто-нибудь не узнал о непролетарском происхождении, как бы не попасть в так называемые «классовые враги», потом — как бы вдруг не оказаться в «антисоветчиках». За эту «верность» (каждый ее понимал по-своему) боролись официальные лица: бюрократы и деятели партии всех рангов, лицемеры, стремившиеся к продвижению по службе, и простые, честные люди, одурманенные пропагандой, наивно полагая, что совершают благое дело.

«Культурная революция» понималась в те годы как составной элемент известной триады — индустриализация, коллективизация, культурная революция. Главная задача — коренное изменение личности. Происходило намеренное ограничение культурной работы на уровне расширения элементарных форм (ликвидация неграмотности, первоначальное школьное обучение), необходимых для создания массовых производственных кадров, и одновременное отторжение этой же массы от усвоения высших культурных ценностей. Партийно-номенклатурному режиму требовалась культура исполнительская, а не творческая («отец народов» боялся ее всегда). Процесс нивелировки личности и ее принижения (вспомните булгаковского Шарикова!) — своеобразный исторический «феномен» нашей многострадальной Родины.

Особое место в советской идеологии, навязываемой десятилетиями народу, заняла «опасность извне»: образ врага и лучше всего — внешнего, неведомого и поэтому особенно страшного.

Политический тоталитаризм тридцатых–сороковых годов, выразившийся в целом ряде судебных «показательных» процессов — трагедии инакомыслия в стране, — тесно взаимодействовал с культурным: трагедией ученого, честного художника, унижением человека.

В творчестве и гражданском подвижничестве, человеческих судьбах М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой — «болевые точки» нашей истории — и социальной, и политической, и духовной. Искренность и боль звучит в словах писателя В. Солоухина: «Да, я — русский патриот. Я во всеуслышанье кричу, что в России уничтожено 92% храмов, икон, старинных книг. Я с гневом кричу о том, что в одной только Москве в тридцатые годы было взорвано 427 храмов и монастырей. Я открыто скорблю о 60 миллионах расстрелянных и замученных… Я открыто называю взрыв всенародного памятника войны 1812 года храма Христа Спасителя (равно как и разорение могилы Багратиона на Бородинском поле) актом вандализма, поруганием Веры, Памяти народной и Красоты…»

Отрицательно на развитии культуры сказалась кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40 — начале 50-х гг. Ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между СССР и другими странами. Удар был нанесен той части интеллигенции, которая стремилась показать мировые достижения более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки, литературы и искусства подвергались репрессиям, были уволены со своих прежних должностей и даже попали в тюрьму и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к формированию посредственной, приукрашивающей советскую действительность культуры. В 1946–1918 гг. были приняты решения ЦК партии: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям подверглись известные композиторы, писатели, поэты Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антинародному направлению. Это привело к сокращению числа новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, снижению их художественного уровня.

Система образования

В области народного образования были достигнуты значительные успехи. Создана единая для всех общеобразовательная политехническая школа. Занятия в республиканских школах проводились на родном национальном языке, но при этом обязательным было изучение русского языка. Более чем сорок народов страны обрели свою письменность, что способствовало развитию национальной культуры.

В 1930 г. было принято постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР», а в 1937 г. началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжался рост десятилетних средних школ.

Проведенная в 1939 г. перепись населения выявила то, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2% (мужчин — 90,8%, женщин — 72,6%). Система вузовского образования развивалась значительными темпами. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, уменьшилась численность студентов, сроки обучения ограничивались 3–3,5 года. К концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики имела созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. Т. Потемкиным.

После окончания Великой Отечественной войны продолжился переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. Особенно много училищ было открыто в первые послевоенные годы, когда подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров. В послевоенные годы произошли изменения и в системе высшего образования. В 1945–1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и институтов, выросло число студентов. Широкие масштабы приобрело вечернее и заочное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Возрастало количество средств, выделяемых государственным бюджетом на образование (1940 — 2,3 млрд руб., 1946 — 3,8 млд руб, 1950 — 5,7 млрд руб). В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР.

Несмотря на успехи в развитии системы образования, страна испытывала огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов (и всем научным сотрудникам) была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, их подготовка была недостаточной. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе.

Наука

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. К концу первой пятилетки организованы уральский, дальневосточный и закавказский филиалы, казахстанская и таджикская базы АН СССР. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных сотрудников.

Больших успехов добился выдающийся селекционер И.В. Мичурин, продолжал исследования физиологИ.П. Павлов. Значительную роль в развитии советской и мировой науки играли Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (руководитель — Н.И. Вавилов).

Развитие науки тормозилось репрессивной системой тоталитарного государства. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н.И. Вавилов, С.П. Королев и др. Надолго прервалось развитие ряда перспективных научных направлений (генетики и др.). Сформировался и получил распространение тип лжеученого (такого, как Т. Д. Лысенко).

Вместе с тем в 30-х гг. учеными были совершены важные достижения в науке и технике. Созданы первоклассные самолеты, на которых летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолетах АНТ-24 (конструктора А.К. Туполева) В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва–Портленд (США) через Северный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Еще более дальний перелет совершили М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина. Начали штурм стратосферы.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее союзниками было выиграно советской наукой и промышленностью. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, проводились работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

В 76 институтах, эвакуированных в глубокий тыл, продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН, тысячи научных сотрудников. Научные учреждения по прикладным и фундаментальным естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии — на Урале, по гуманитарным дисциплинам — в Ташкенте и Алма-Ате. Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях: разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

Ученые-геологи А.Е. Ферсман, К.И. Сатпаев, В.А. Обручев и другие разведали новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был и вклад ученых-математиков — П.С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И.М. Виноградова и др., физиковА.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, Л. И. Мандельштама, химиковН.Д. Зелинского, И.В. Гребенщикова, А.Н. Несмеянова и др.

В области биологии и сельского хозяйства ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных культур (так, в восточных районах было освоено возделывание сахарной свеклы). Ученые-медики — Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулев, А. И. Абрикосов и др. — вводили в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С.П. Королев, М.К. Янгель, Ю.Б. Харитон продолжили работы по развитию ракетной техники.

Во второй половине 40-х гг. значительно увеличиваются расходы на науку, происходит организация ряда научно-исследовательских институтов — Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и др. Продолжали расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР.

В 40 — начале 50-х гг. советская наука и техника достигли успехов в физике, химии, точной механике. Но основной целью по-прежнему оставалось наращивание военной мощи. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, финансировались по остаточному принципу, подвергались жесткому контролю и даже запретам. Генетика и кибернетика были объявлены науками, противоречащими законам материализма, что привело к серьезному отставанию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т.Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.

Достижения общественных наук были более скромными, игравшими в основном роль идеологического обеспечения политики партии. После постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (январь 1931) и «О работе Комакадемии» (март 1931), письма И. В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль.

Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений этого стало обращение к национальным традициям. В этих условиях возрастает роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается преподавание истории в университетах и школах, создается Историко-археографический институт, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. К 1938 г. исторические факультеты уже имели 13 университетов. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Московский историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде.

Были велики давление и контроль со стороны партийно-государственного аппарата. Художественные и научные установки не считались приоритетом творческой интеллигенции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун, после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. — сам Сталин.

В 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. Развитие науки в России в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «задач социалистического строительства».

Литература

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым ликвидировался относительный плюрализм периода нэпа в области художественного творчества: на смену многим литературным группам было признано целесообразным создать единый Союз писателей СССР (Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в 1934 г.).

С этого времени утверждаются попытки объединить все художественное творчество рамками социалистического реализма. Однако и в эти годы как в рамках господствующего течения (соцреализма), так и вне его (произведения второго типа в основном стали известны намного позже) создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой целины» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, стихи и поэмы А.А. Ахматовой, М. Цветаевой, романы и повести А.М. Горького, А.Н. Толстого, Н. А. Островского, А.А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

В эти годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В.В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты об обстановке в тылу и на фронтах. В центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М. В. Исаковского, А.А. Суркова и др. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В. С. Гроссман и др. Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия».

В годы войны возрос интерес к исторической литературе: «Багратион» С. Н. Горбатова, «Порт-Артур» А.Н. Степанова, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова. Важное значение приобрела поэзия. Большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С.А. Щипачева, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой и др.

Послевоенные годы отмечены началом кампании по борьбе с искажениями линии партии в области культуры. Партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной травле многих выдающихся писателей: А.А. Ахматовой, М. М. Зощенко, Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа.

Живопись и скульптура

Наибольшую известность в 30-е гг. получили художники и скульпторы, продолжающие традиции русской школы живописи: А. Дейнека, М. Нестеров, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, И. Шадр и др. На международной выставке в Париже в 1937 г. скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» получила всеобщее признание.

В военные годы основной темой живописи стал героизм советского народа, его страдания и мужество. Патриотическим содержанием наполнена историческая живопись М.Н. Авилова, Н.П. Ульянова, П.Д. Корина, пейзажи Ю. И. Пименова, Н.М. Ромадина, Я.Д. Ромаса, портреты И. А. Серебрянного, В.Н. Яковлева в живописи и Г.С. Верейского в графике. Выдающийся мемориальный ансамбль создал в Берлине Е.В. Вучетич с соавторами. Над памятниками и скульптурными портретами героев войны работали Н. В. Томский, Л.Е. Кербель и др.

Тема труда и мирной жизни советских людей оказывается ведущей в послевоенные годы. К ней обращаются А.А. Пластов, глубокий знаток русской деревни, С. А. Чуйков, отразивший красоту человека и пейзажа, Ф.П. Решетников, мастер увлекательных жанровых картин, и др.

Архитектура

В 30-е гг. началась реконструкция Москвы и Ленинграда, которая привела к сносу многих архитектурных памятников, особенно религиозного назначения (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве и др.). Символом эпохи должно было стать сооружение грандиозного Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя.

Архитекторы стремятся придать постройкам художественную выразительность, привлекая средства изобразительного искусства (сооружения метрополитена в Москве, каналы имени Москвы; архитекторы А. В. Щусев, И.А. Фомин, А.Н. Душкин, А.В. Власов, Д.Н. Чечулин, А. М. Рухлядов и др.). По указанию Сталина возводятся монументальные многоэтажные здания, олицетворяющие собой мощь победившего социализма.

Театр

Значительных успехов в 30-е гг. достигло театральное искусство. В репертуаре театров ставились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эдрмана и др.). В то же время это был период утверждения метода соцреализма и в театре. Были репрессированы многие талантливые режиссеры и актеры.

С началом Великой Отечественной войны Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для работы в армии и на флоте было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Среди постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие» ( 1943 г., режиссер И.Я. Судаков), театра имени Вахтангова «Фронт» ( 1942 г., режиссер Р.Н. Симонов), МХАТа «Офицер флота» ( 1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И.М. Раевский). Актерское дарование в театральных постановках проявили В.П. Марецкая, А. Н. Грибов, Д.Н. Орлов, А. Д. Дикий, А.А. Хорава, В.Н. Пашенная, М.И. Прудкин и тысячи других.

В начале 50-х гг. тематический диапазон театральных репертуаров России продолжал расширяться. Режиссеры обращаются к творчеству В.В. Маяковского, А. И. Афиногенова, В.П. Катаева, Н.Ф. Погодина, К.М. Симонова и др.

Музыка

В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки большой вклад внесли А.Н. Александров, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский и др.

В 30-х гг. были достигнуты первые успехи в создании советской оперы: «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая редакция 1952), «Семен Котко» С.С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее значительных советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича.

Музыка как важнейший, определяющий элемент хореографической драматургии была ведущим началом в балете: «Пламя Парижа» на музыку Б.Ф. Астафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым реформатором был С.С. Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) — глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию.

Поистине историческим событием в русской культуре военных лет было исполнение 9 августа 1942 г. в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Исполнение транслировалось по радио и получило мировое признание как символ несгибаемой воли русского народа, его непобедимости. Часто эту симфонию называют Ленинградской, она является шедевром современного музыкального творчества.

Тяжелое положение в музыкальном искусстве сложилось после выхода в свет Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. «Об упаднических явлениях в советской музыке». Началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Хачатурян, В.Я. Шебалин.

Кино

Быстрыми темпами идет развитие советской кинематографии: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна; «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал», «Земля» А. Довженко; «Путевка в жизнь» Н. Экка; «Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова; музыкальные кинокомедии «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» Г. Александрова и др.

В годы войны основными направлениями в деятельности кинематографии была тема героической борьбы советского народа против захватчиков. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника, которую снимали фронтовые киногруппы. Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе». В художественных фильмах этих лет — «Секретарь райкома» (1942, режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» ( 1943 г., режиссер Л.Д. Луков) и др. — снимались известные актеры и актрисы Е.А. Кузьмина, Б.Ф. Андреев, М.Н. Бернес, М.А. Ладынина, Б.Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др.

В послевоенные годы одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В начале 50-х гг. началось строительство новых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск детских картин на «Ленфильме» и Центральной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949 г.).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.018 с.)