Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и социальный строй России в первой половине XIX В.

Поиск

К середине XIX в. территория Российской империи выросла до 18 млн кв. км. Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн человек.

Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами.

По мнению ученых, в Российской империи уже в то время можно было выявить метрополию — центральную часть с преобладанием русского населения (Великороссия) и примыкавшие к ней губернии, населенные родственными православными славянскими народами (украинцами и белорусами). «К центру тяготели с востока — Сибирь, с юга — Северокавказский регион, где большинство населения составляли потомки переселенцев из метрополии. При этом казачьи округа имели, подобно британским доминионам, значительную внутреннюю автономию» (И.А. Заичкин, И.М. Почкаев).

На окраинах империи проживали многочисленные народы и народности, частью завоеванные, частью присоединившиеся добровольно. От Волги до Восточной Арктики расселялись тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры, якуты и др.). На севере Европейской России, в Поволжье, на Урале и в Зауралье жили финно-угорские народы (мордва, мари, коми, удмурты). Тунгусоманьчжурские народы были представлены эвенками и эвенами.

В начале XIX столетия Россия была уже неоднородна и в религиозном отношении. Господствующей была православная вера, которой придерживалось большинство населения Российской империи (87%). Но еще в XVII в. от официального православия отделилось старообрядчество, которое подвергалось преследованиям со стороны властей. Значительную группу народов составляли последователи ислама (народы Северного Кавказа, татары, башкиры). Кочевые племена калмыков (в низовьях Волги) и бурят (в Забайкалье) были последователями буддизма. В результате трех разделов Польши в конце XVIII в. на территории Российской империи оказалась значительная часть еврейского населения (на Украине и в Белоруссии), которое исповедовало иудаизм. Значительная часть северных и сибирских народов, а также народов Поволжья сохраняла традиционные родоплеменные (языческие верования) (Л.М. Пятецкий).

В административном отношении европейская часть России была разделена на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земли Войска Донского и Войска Черноморского).

Население России делилось на сословия. Из них привилегированными были дворяне, духовенство и купечество.

Главенствующим сословием было дворянство. Дворяне имели право на владение родовым гербом, пользовались свободой от телесных наказаний (за исключением периода правления императора Павла I) и рекрутчины, монопольным правом (с 1746 г.) на владение населенными землями и крепостными крестьянами. Податная реформа 1722 г. освободила их от уплаты подушной подати. Юридическое оформление дворянства как сословия было завершено в XVIII в. губернской реформой 1775 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Были образованы дворянские общества и дворянские депутатские собрания.

Духовенство разделялось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначались высшие священнослужители — архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков). Высшим органом церковного управления являлся Синод.

Купечество было разделено на 3 гильдии. Купцы 1-й гильдии имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю. Купцы 2-й гильдии обладали привилегиями только в крупной внутренней торговле, а 3-й — в мелкой городской и уездной. Лица купеческого сословия были освобождены от телесных наказаний, от некоторых податей и от рекрутчины.

Мещане и цеховые ремесленники в городах, крестьяне в деревне являлись податными сословиями: они обязаны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность.

Мещане — ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники — были обложены высокой податью, должны были поставлять рекрутов в армию и не были освобождены от телесных наказаний.

Россия первой половины XIX в. являлась аграрной страной, и самым многочисленным сословием было крестьянство (90% населения, около 30 млн человек). Все крестьяне дореформенной России разделялись на три неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные, удельные. Первая категория была самой многочисленной.

Казачество составляло 1,5 млн человек. В XVIII в. правительство установило полный контроль за районами проживания казаков, стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. К середине XIX в. в России уже существовало 9 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уральское, Черноморское (позднее Кубанское).

Многочисленные народы Севера и Сибири (ненцы, эвенки, якуты) составляли особую группу российского крестьянства. Они платили государству ясак (дань) в виде шкурок пушных зверей.

В XIX в. начинается складывание районов хозяйственной специализации:

  • центрально-промышленный район (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии);
  • центрально-черноземный земледельческий район (Рязанская, Тульская, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская губернии);
  • северный район (Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) — мясомолочное хозяйство, лесные промыслы, сохраняется подсечное земледелие;
  • северо-западный (Петербургская, Новгородская, Псковская губернии) — мясомолочное хозяйство, льноводство.

Образование хозяйственных регионов являлось важным показателем роста производительных сил и общественного разделения труда. Хозяйственная специализация регионов способствовала развитию товарно-денежных отношений в стране.

В XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивным путем, интенсивно — юг Украины, степное Предкавказье, Заволжье.

В первой половине XIX в. явным стало разложение классического барщинного хозяйства, проявившееся в развитии товарно-денежных отношений, разрушавших натуральное хозяйство; в расширении барской запашки и переводе крестьян на промыслы; в ослаблении внеэкономического принуждения, особенно в нечерноземной зоне, где крестьяне переводятся с барщины на оброк и уходят в город на заработки; в черноземной зоне — попытка сдержать падение производительности барщинного труда введением частичной оплаты барщинных работ или переводом крестьян на месячину.

Важным показателем упадка помещичьего хозяйства является рост задолженности помещиков государству. Стремление помещика к производству хлеба на продажу вызывало расширение барской запашки и сокращение крестьянских наделов. Происходил процесс открепления крестьян от своих наделов и привлечения их к более выгодным промысловым занятиям. Развитие обмена и торговых отношений разрушало крепостное право и расширяло возможности освобождения крестьян от внеэкономического принуждения. Распространился процесс «отходничества» крестьян на фабрики и заводы. Медленно наступали положительные сдвиги в технике сельскохозяйственного производства.

В целом аграрно-крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической жизни России на протяжении XIX — начала ХХ в. (он остается актуальным и в настоящее время). Этот вопрос включал три стороны:

  1. 1) личное освобождение крестьян;
  2. 2) наделение крестьян землей;
  3. 3) изменение общинной системы землепользования.

Специфическая для России общинная система заключалась в том, что крестьяне сообща пользовались землей, которая делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перераспределялась. В экономическом отношении это мешало продуктивности крестьянского хозяйства и в целом развитию производительных сил в деревне. В социальном отношении это препятствовало формированию собственнической психологии у крестьян. Процесс расслоения крестьянства в первой половине XIX в. шел медленно. Лишь единицам крестьян, занимавшимся торговлей и промыслами, удавалось скопить немалые средства. Имущественное расслоение крестьян выражалось в том, что одни богатели, а другие беднели.

Появились так называемые «капиталистые» крестьяне, юридически остававшиеся крепостными, но фактически владевшие тысячами десятин земли и сотнями собственных крепостных. Известны фамилии Гореловых, Грачевых, Бутримовых — владельцев текстильных мануфактур в Иваново-Вознесенском районе. Когда богатые крестьяне начали эксплуатировать крестьян обедневших, имущественное расслоение переходило в социальное расслоение крестьянства.

Промышленное развитие России в первой половине XIX в. отличалось широким распространением мелкой промышленности (которая составляла 2/3 от общего числа промышленных предприятий), тесно связанной с кустарными промыслами.

Рост крупнейшей промышленности происходил за счет распространения капиталистической мануфактуры и последующего перехода от мануфактуры к фабрике. Промышленность, базирующаяся на крепостном труде (вотчинная, посессионная мануфактура), переживала кризис (происходило резкое сокращение посессионных рабочих). Постепенно увеличивалось применение вольнонаемного труда на мануфактурах.

Стремясь поддержать помещичье хозяйство, государство раздает дворянам крупные заказы от казны, предоставляет дешевый кредит, передает казенные предприятия; запрещает недворянам покупать рабочих для мануфактур.

По мнению большинства исследователей, в 30–40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70–80-е гг. XIX столетия. Техническая сторона переворота заключалась в переходе от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальной стороной промышленного переворота явилось формирование новых социальных слоев — буржуазии и пролетариата.

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено:

  • во-первых, научно-техническим прогрессом: созданием новых механизмов, облегчавших процесс производства, позволявших углубить разделение труда и высвободить руки многих работников, труд которых заменялся машинным;
  • во-вторых, зарождением капиталистического уклада в хозяйстве: накоплением капиталов, на основе которых отдельные предприниматели строили новые заводы, и постепенным формированием постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы.

Особенность развития России состояла в том, что она принадлежала к кругу тех стран, в которых переход к фабричной системе производства происходил под влиянием уже достигнутых результатов тех государств, которые вступили на этот путь раньше. Поэтому импортируемые в Россию машины попадали тогда в не соответствовавшую им хозяйственную, социальную и политическую обстановку, в связи с чем они не могли давать такой же производственный эффект, как в местах своего изготовления. В связи с этим получило распространение некапиталистическое или не вполне капиталистическое использование машинной техники. Массовый же переход к машинному производству начался во второй половине 50-х гг. и приобрел решающее значение для российской экономики в пореформенное время (Н.В. Самарина).

Однако, несмотря на постепенное осуществление промышленного переворота, по мнению исследователей, к середине XIX в. отставание России от Европы приняло весьма опасные размеры. Так, занимая в XVIII в. первое место по производству и вывозу чугуна, Россия к середине XIX в. переместилась на восьмое место; по выплавке металла Россия уступала Англии в 12 раз (Л.М. Пятецкий).

Крепостной строй России сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности. Отмена крепостного права в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота.

Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. По подсчетам исследователей, число городов за период с начала XIX в. и до конца XIX в. выросло в 2 раза. Крупнейшими городами Российской империи были Санкт-Петербург и Москва.

Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой — санный. Основной тягловой силой оставалась лошадь, поскольку паровые машины применялись крайне редко. В 1837 г. была проложена первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. В 1851 г. вступила в строй Петербургско-Московская железная дорога.

С конца XVIII — начала XIX в. начинается рост постоянной магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). В середине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок, из них половина — на Украине. Широкое распространение получила торговля вразнос.

Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран постоянным торговым партнером был Китай, но торговые обороты с ним были небольшие, в основном «приграничная» торговля.

Вывоз преобладал над ввозом. В основном это объяснялось протекционистской политикой государства. В экспорте большую роль играл вывоз хлеба; снижался ввоз промышленных товаров.

Таким образом, для экономического развития России характерно противоречивое развитие. С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной структуры общества.

Эволюция государственно-правовой
и политической системы России в первой четверти XIX в.

Александр I

Развитие государственной системы в первой половине XIX в. в основном происходило в русле, намеченном в XVIII в.:

  • дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;
  • создание новых высших правительственных учреждений с более четкими подразделениями и функциями;
  • углубление специализации отдельных органов власти и управления;
  • усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочисленные подразделения вели обширное делопроизводство;
  • между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи — в России впервые появились ведомства.

Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В это время укрепляется тенденция, берущая начало в петровские времена, согласно которой закон постепенно занимает место обычая и традиции. Игнорирование закона и неуважение к нему начинает трактоваться как преступление (А.Н. Маркова).

Несмотря на стремление уважать закон, не меньшее, а возможно, большее значение в становлении аппарата управления и его функционировании имела личность императора и его непосредственное окружение. Личностный фактор по-прежнему оставался важнейшим в становлении российской государственности.

В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801–1825). Необходимость с раннего возраста жить на два дома — изысканно-европейский бабушкин и казарменно-солдатский отцовский — привела к тому, что в Александре I воспитались двуличность и подозрительность. Но он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезным европейским государем своего времени.

Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений — либерального и консервативно-охранительного и лавирование императора между ними.

Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

  1. 1) 1801–1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
  2. 2) 1814–1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

По мнению Ю.В. Тота, реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

  • реформы инициировались «сверху» — самодержцем;
  • реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;
  • судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;
  • влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.

Непосредственным учителем и воспитателем Александра I был швейцарец Фредерик Сезан де Лагарп (1754–1853), поклонник идей Просвещения, стремившийся воспитать в будущем императоре России уважение к политическим свободам и отвращение к деспотизму.

Большое влияние на реформирование страны оказала деятельность Негласного комитета (1801–1803), неофициального органа при Александре I, в который вошли друзья императора П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский. Планы комитета были обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения Конституции в России. Под Конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

С.Ф. Платонов полагал, что преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. Однако с течением времени «…государь, по-видимому, убедился в том, что его друзья, отличаясь благородством стремлений и чувств, мало подготовлены к практической государственной деятельности, не знают России и не в силах осуществить коренное преобразование государственного и общественного порядка».

Подавляющее большинство проведенных в этот период реформ действительно носило либеральный характер.

Реформы в области государственного управления:

  1. 1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств пред императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;
  2. 2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.

Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных учреждений — департаментов. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, а также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената увеличилось до 12. В целом его деятельность была малоэффективной, все попытки реформировать Сенат, предпринимаемые, в частности, Сперанским, ни к чему не привели.

Реформы в социальной сфере:

  1. 1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;
  2. 2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;
  3. 3) улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);
  4. 4) указы 1804–1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

  1. 1) в 1803 г. было издано новое Положение «Об устройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;
  2. 2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
  3. 3) созданы органы управления просвещением и образованием.

Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М.М. Сперанский (1772–1839), выдающийся государственный деятель. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспособность. Сделав головокружительную карьеру благодаря своим личным качествам к 1807 г. (за четыре с половиной года стал действительным статским советником, обладателем генеральского, по Табели о рангах, чина), Сперанский являлся одним из ближайших советников императора. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:

  • рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;
  • важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;
  • расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;
  • предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и культуры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

  • в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;
  • все чиновники должны были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;
  • в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;
  • с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;
  • для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; подушная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на помещиков.

Реформы М.М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, несколько ограничивали власть царя. Чиновничество и придворные были им недовольны, называли выскочкой, добились того, чтобы его имя стали связывать с государственной изменой. М.М. Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был отстранен от большой политики и вернулся к ней совсем иным человеком, считая свою прошлую деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен. К этому времени М.М. Сперанский оставил свои конституционные проекты и стал защитником неограниченной монархии.

Практически одновременно с возвышением М.М. Сперанского в ближайшем окружении императора появился А.А. Аракчеев (1769–1834), генерал от артиллерии (1807), в 1808–1810 гг. военный министр, с 1810 г. — председатель Департамента военных дел Государственного совета. С 1815 г. фактически сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, Кабинетом министров и Собственной его императорского величества канцелярией; был единственным докладчиком царю по большинству ведомств (в том числе Синода). Проводил политику грубой военной дисциплины, однако по плану освобождения крестьян, написанному им по приказу царя, бывшие крепостные получали вместе со свободой земельные наделы гораздо большие, чем по плану декабристов (Н.А. Бенедиктов). Несмотря на это, для современников, сторонников либеральных идей, Аракчеев был воплощением реакции. Известна эпиграмма А.С. Пушкина об Аракчееве: «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель… Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…» После смерти Александра I сохранил за собой только пост главного начальника военных поселений.

Военные поселения — особая организация войск в России в 1810–1857 гг., при которой государственные крестьяне, зачисленные в военные поселенцы, совмещали службу с занятиями сельским хозяйством. Фактически поселенцы дважды закрепощались — как крестьяне и как солдаты. Военные поселения были введены Александром I в целях формирования особой военной касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободительным движением, а также в целях создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое опытное ополчение было создано в 1810 г. в Климовичском уезде Могилевской губернии, с 1816 г. введено в широких масштабах.

Поселенные войска формировались из женатых солдат и местных жителей — мужчин в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собственное хозяйство. Дети военных поселенцев с семилетнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. Прикрепленных к земле крестьян одели в военную форму, поставили под ежечасный мелочный надзор начальников; фактически лишили детей, сделав из них маленьких солдат; дочерей выдавали замуж по указанию начальников. За минимальные проступки жестоко наказывали.

Период царствования Александра I с 1816 по 1825 г. в отечественной исторической науке получил название аракчеевщина. Однако это название, по мнению Л.М. Ляшенко, отражает, притом не очень точно, лишь внешний облик времени. А.А. Аракчеев никогда не был и не мог быть «злым гением» императора, человеком, имевшим голос при принятии того или иного решения. Он оставался при любых обстоятельствах нерассуждающим исполнителем замыслов Александра I, его пунктуальным и незаменимым помощником. Граф был честен (не присвоил ни одного рубля из огромных средств, отпущенных на организацию военных поселений) и скромен (не раз отказывался от незаслуженных орденов, предпочитая личные знаки внимания: миниатюрный портрет императора он всегда носил на шее).

Наступление периода аракчеевщины, вероятно, следует связывать не только с периодом организации военных поселений, но и с периодом 1821–1822 гг., когда Александр I, окончательно разочарованный во всех своих начинаниях, отдалился от государственных дел.

Неурядицы и тупики в общественной жизни соединялись с личными потрясениями и драмами Александра I. В 1818 г. после простуды скончалась в совсем еще молодом возрасте его любимая сестра Екатерина Павловна. Затем Александр I пережил еще один удар: в возрасте шестнадцати лет совершенно неожиданно скончалась его любимая дочь Софья, его единственный оставшийся в живых ребенок. Затем с небольшими промежутками следует страшный пожар в Царскосельском дворце и печально знаменитое наводнение в Петербурге (ноябрь 1824 г.), принесшее много жертв. Начинается поворот Александра к религиозности, а позднее — к мистицизму.

В этот период времени управление страной легло на Кабинет министров, а точнее на А.А. Аракчеева, в канцелярии которого для императора составлялись еженедельные отчеты из министерских докладов. Обстоятельства, и ничего более, сделали А.А. Аракчеева «теневым премьер-министром» России. Легенда о его всесилии родилась позже.

При всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики исследователь В.В. Тот считает, что трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные реформы, основой которых должна была стать дарованная Конституция и отмена крепостного права (в качестве подготовки осуществления этих мероприятий в России Александр I в 1815 г. подписал Конституцию Польши; была попытка освобождения крестьян от крепостного права в 1817 г. в Курляндии, а в 1819 г. — в Лифляндской губернии). Почему же Александр I не осуществил своих планов? Для объяснения причин неудач правительственных реформ первой четверти XIX в. учеными выдвигаются различные версии (В.В. Тот, Л.М. Ляшенко, Г.И. Чулков).

  1. Говоря о преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновыполнимые цели, желал достичь невозможного. Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставить неизменной собственную власть, источник бесправия не только крестьян, но и всех слоев России.
  2. Момент для преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия страна переживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла ее к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства было абсолютно непонятно, почему освободительница Европы должна резко менять социально-экономические и политические порядки, «подстраиваясь» под побежденных ею противников.
  3. Император не нашел в России никакой серьезной поддержки своим замыслам. Даже в семье звучали голоса протеста (матери, братьев) против преобразований, а то и грозные напоминания о печальной судьбе императора Павла I, погибшего потому, что не хотел прислушаться к высшим бюрократическим и военным кругам. Еще раз сработало афористично сформулированное французской писательницей Жерменой де Сталь правило: «Форма правления в России — это самовластие, ограниченное удавкой».
  4. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.
  5. В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.
  6. Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальной базы реформ в конечном счете могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.

В целом в основе консервативной политики Александра I лежал целый комплекс причин как общественного, так и личностного характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.014 с.)