ТОП 10:

Изменения в общественно-политической жизни государства



В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. До настоящего времени нет полной ясности относительно деталей и обстоятельств этого избрания. Версии об альтернативных кандидатурах, обсуждавшихся в узком кругу «партийных старцев», еще не нашли своего подтверждения. Как бы то ни было, избрание Горбачева — самого молодого в ту пору члена высшего политического руководства — свидетельствовало о желании части партаппарата несколько модифицировать дряхлеющую тоталитарную систему.

Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено, по существу, о начале политики перестройки. На этом партийном форуме был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе.

Провозглашенный курс с самого начала не был подкреплен четко разработанной программой преобразований. Поэтому спустя год была выдвинута несколько иная стратегия реформ, получившая название «перестройка». Термин «ускорение» быстро исчез из официальной лексики. Следует отметить, что термин «перестройка» не был новым в партийном языке, он широко применялся партийной номенклатурой в 20–30-е гг. для обозначения сталинской внутрипартийной кадровой политики, направленной на очищение партийных рядов от социально и идейно чуждых элементов. Тем не менее следует констатировать, что стратегия «перестройки», сформулированная впоследствии в различных документах ЦК КПСС, съездов народных депутатов, работах авторитетных ученых и политиков, приобрела достаточно широкое признание в советском обществе и за рубежом. Этому способствовало главным образом то, что, несмотря на существенные недостатки, половинчатость, непоследовательность реформаторской политики, под перестройкой понимался весь комплекс перемен в советском обществе, а максимально расплывчатая формулировка данного явления позволяла каждому понимать его по-своему и, что особенно важно, принимать самым широким слоям населения, включая консервативные круги.

Не имея достаточного представления о конечных целях и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности:

  • снятие цензуры и разрешение издания новых газет;
  • возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;
  • широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан;
  • развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

Новые идеи встречали как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Заменены Председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т. д. Из состава Политбюро были выведены наиболее преданные брежневской политике деятели и введены новые люди. Часть партаппарата твердо стояла на позициях «социалистического выбора» и «руководящей роли КПСС». Реформаторское крыло, также не преодолевшее традиционную партократическую фразеологию, делало упор на «общечеловеческие ценности».

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задач совершенствования социалистического общества.

Поначалу робко, а затем все сильнее в прессе, других средствах массовой информации стали звучать критические мотивы. В это время лейтмотивом стало «возвращение к ленинским нормам» — сверхмифологизированной идеальной модели социализма. 70-летие октябрьских событий 1917 г. положило начало нарастающей волне антисталинизма. Накануне юбилея впервые проявился «феномен Ельцина» — первого секретаря Московского горкома КПСС, выступившего с критикой нерешительности обновленческих процессов. Отставка Ельцина и массовое распространение слухов вокруг этого события привели к глухим, но уже явно различимым требованиям расширения политики гласности.

В 1985–1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей.

При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А.Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30 — начале 50-х гг. граждан. Реабилитированы многие невинно осужденные люди. В результате сделан мощный прорыв в прошлое, открыты неизвестные страницы истории Советской России. Все это, естественно, меняло оценки, подходы к пропаганде. Многим людям с трудом приходилось преодолевать стереотипы в восприятии истории и современности. Реабилитационный процесс непосредственно задевал и множество ученых, идеологических работников, сделавших карьеру на «разоблачении» различных «уклонов».

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с Патриархом Русской православной церкви Пименом и представителями других религиозных конфессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.

Верующим возвращались отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвовать в общественной жизни. Несколько видных церковных иерархов избраны депутатами Верховного Совета страны.

Разработано и утверждено новое законодательство о культах. Его появлению предшествовала дискуссия на страницах периодической печати по вопросу о том, как должны строиться государственно-церковные отношения. Новый Закон «О свободе совести» закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии.

Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей (вскоре партаппарат добился отмены решения об альтернативных выборах). На первом этапе перестройки Горбачев балансировал между тремя группами в партократической элите:

  1. 1) соратниками Брежнева;
  2. 2) партократами-обновленцами;
  3. 3) реформаторами, близкими по взглядам к европейским социал-демократам.

В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Сторонниками административно-командной системы высказывались мнения о том, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Большинство делегатов поддержало точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразования политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

Тем не менее конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа — Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемого из депутатов съезда.

Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система представительных органов. Однако сохранялось неравное представительство граждан страны в высшем органе. Хотя часть народных депутатов избиралась прямым голосованием, значительное число «народных избранников» проходило в высший законодательный и представительный орган страны по спискам партийных, профсоюзных и других общественных, профессиональных организаций. К этому следует добавить закрепленный порядок непрямого избрания на утвержденный в 1990 г. пост Президента СССР. данные ограничения демократических прав граждан свидетельствовали о непоследовательности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране.

Таким образом, учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе.

Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. в состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе — Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю. Черниченко. I Съезд народных депутатов ( 1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев.

Председатель должен был все больше выполнять роль спикера (т. е. ведущего), который выявляет позиции сторон, депутатских групп, порой согласовывает их, но в целом вынужден проводить линию большинства. Это в значительной степени влияло на возможность самостоятельных действий Горбачева. Являясь одновременно Генеральным секретарем ЦК КПСС, он неизбежно должен был считаться со значительной частью партийного аппарата, не принимавшего ряда нововведений последних лет. Эта часть аппарата упорно рассматривала инициатора перестройки сначала как партийного работника и только после этого — как государственного деятеля.

Необходимо было укрепить институты государственной власти. В прессе стало обсуждаться предложение о введении института президентства.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев первоначально негативно относился к этой идее. Лишь после того, как в 1989 г. оппозиционная консервативному большинству Верховного Совета Межрегиональная группа стала активно пропагандировать идею президентства, Горбачев и его окружение перехватили инициативу у оппозиции.

В значительной степени это было связано с тем, что были решены два главных вопроса: о способе выборов Президента и кандидатуре на этот пост. Традиционно в странах с президентской формой правления президент избирается всеобщим голосованием граждан, имеющих право голоса. Такой порядок избрания и был предложен для включения в Конституцию в качестве основного. Однако к марту 1990 г. было подготовлено предложение, когда именно съезд, приняв конституционные изменения, сделал исключение для первого Президента и избрал Президента СССР непосредственно на съезде. Что касается персональной кандидатуры, то она была ясна — М.С. Горбачев. Ослабление власти коммунистической номенклатуры вело к перетеканию властных полномочий в руки лично Горбачева.

Парадоксом было то, что чем больше властных функций сосредоточивал Горбачев в своих руках, тем меньше ему оказывали поддержку старые партийно-коммунистические структуры, эту власть терявшие. Тем более что выборы в республиканские высшие органы власти в ряде республик уже не дали им «контрольного пакета».

Таким образом, составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым Президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).

В целом в основе явного провала реформ были серьезные причины, главная из которых — непоследовательность, непродуманность действий реформаторов. Преобразования, начавшиеся сверху, как свидетельствуют декларативные документы, и ряд удачных шагов реформаторов, несомненно, предполагали демократизацию всех сфер жизни огромного государства, системы его управления в целом (удаление из руководства наиболее консервативных функционеров, введение системы альтернативных выборов и тайного голосования по кандидатурам на руководящие посты в партийных органах). Партийные реформаторы при этом, как могли, приспосабливали изменяющуюся под давлением общественности структуру государственной власти, преследуя одну цель — сохранение своей монополии на власть. Сегодня можно с известной долей уверенности констатировать, что попытки решения двух задач — модернизации структуры государственной власти и сохранения партийной монополии на власть — были обречены на неудачу.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.007 с.)