Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третий период — вторая четверть XIX в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1830–1831 гг. — революционный кризис в Европе (установление Июльской монархии во Франции, завоевание независимости Бельгией, восстание в Польше).
В июле 1826 г. иранская армия вторглась в Закавказье. Русские войска под руководством А.П. Ермолова освободили Закавказье и перенесли военные действия на территорию Ирана. Наступление на среднеазиатские ханства; присоединение Казахстана. Причины наступления России на среднеазиатские ханства (Кокандское, Бухарское, Хивинское): а) рост промышленности (Средняя Азия — источник сырья и рынок сбыта для развивающейся русской промышленности); б) экспансия Англии в этом регионе. Итоги: подчинить Среднеазиатские ханства не удалось, велись переговоры о заключении русско-хивинского торгового соглашения (1839). С добровольным принятием русского подданства Старшим Жузом (1846) Россия утвердилась в Казахстане.
В 1853 г. был заключен англо-французский секретный договор, направленный против России (эти страны, а также и Австрия не желали усиления влияния России на Ближнем Востоке, стремились вытеснить Россию с берегов Черного моря и с Кавказа). Характер войны — захватнический с обеих сторон. Этапы Крымской войны: 1) ноябрь 1853 — апрель 1854 гг. — русско-турецкая кампания (Дунайский фронт); 2) апрель 1854 — февраль 1856 гг. — англо-франко-сардинская интервенция в Крым, боевые действия в Закавказье (Кавказский фронт), попытки высадки англичан на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском. Полководцы: П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Н.Н. Муравьев. В 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Турцией, Англией, Францией, Австрией, Пруссией, Сардинией, с одной стороны, и Россией — с другой. Условия:
Причины поражения в войне: 1) неверная оценка международной ситуации, приведшая к дипломатической изоляции России и войне не с одним, а с несколькими сильнейшими противниками; 2) отсталая военная промышленность (базировавшаяся в основном на крепостном труде); 3) устаревшее вооружение; 4) отсутствие развитой дорожно-транспортной системы. Значение поражения России в Крымской войне:
Развитие русского национального самосознания. Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:
В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII-XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов. В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С.С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем (издатели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М.П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С.П. Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О.И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования. На рубеже 30–40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в. Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства). Основные идеи славянофилов:
Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рамки терминов «» и «западничество» предложил Л.Н. Гумилев: их появление он относит к IX в. А.Н. Сахаров первым западником называет летописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С.М. Соловьева и Г.В. Плеханова появление западников датируется XVII в. Вл. С. Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в. и выделял в его развитии три главных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно римским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выразившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преобладании социально-экономических интересов. Ярким представителем первого «фазиса» Соловьев считал П.Я. Чаадаева, второго — В.Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н.Г. Чернышевского и «людей шестидесятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А.А. Григорьев: 40–60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н.И. Цимбаев и другие историки). В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30–60-х гг. XIX в. Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западников были В.П. Боткин, Г.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и др. В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В.Г. Белинского. В его кружок входили П.В. Анненков, И.И. Панаев, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др. Основные идеи западников:
Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20–30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета:
Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф.М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.). М.В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.016 с.) |