Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадион «Ацтека». Современный вид

Поиск

Мяч ввели в игру итальянцы, сделав первый удар. Но первая опасная атака последовала на итальянские ворота. Клодоальдо успел перехватить мяч, который один итальянский футболист передавал другому, и откинул на Тостао. Тот отдал его Жерсону и мастер голевых передач сейчас же вывел на ударную позицию Пеле. Но вратарь Альбертози вовремя выскочил вперед и перехватил мяч.

Немедленно итальянцы ответили своей мощной атакой. Рива нанес очень сильный и точный удар, и теперь вратарю бразильцев Феликсу пришлось пустить в ход все свое мастерство, чтобы отбить мяч на угловой. Затем в игре наступило некоторое затишье, равная игра шла в центре поля. Изредка мяч оказывался то у одних, то у других ворот. Несколько раз по правому краю опасно проходил бразильский защитник‑универсал Карлос Альберто, навешивая мяч в штрафную площадку, но безошибочно играл вратарь Альбертози.

Наконец, на 18‑й минуте бразильцы открыли счет. Теперь по левому краю прошел Ривелино, пославший мяч на дальнюю штангу. Выше всех защитников выпрыгнул Пеле и сильным ударом головой послал мяч в ворота.

Счет стал 1:0. Бразильские болельщики ликовали. И все же многие из них встретили первый гол со смешанными чувствами: к безумной радости добавлялась тревога, вызванная суевериями. Ведь в большинстве прежних финалов победителем становилась вовсе не та команда, что открывала счет, а та, что первой пропускала гол… Да и сами бразильцы в двух своих прежних «золотых» финалах вынуждены были отыгрываться.

Довольно скоро дурные предчувствия как будто бы начали оправдываться: на 37‑й минуте сборная Италии забила ответный мяч. Произошло это из‑за нелепой ошибки бразильского вратаря Феликса. Выбежав из ворот к линии штрафной площадки, он столкнулся с кем‑то из своих же защитников, потерял из виду мяч, и к тому же упал. Нападающему итальянцев Бонисенье ничего другого не оставалось, как дальним низким ударом послать мяч в пустые ворота.

На перерыв команды ушли при счете 1:1. А во втором тайме блестящая игра бразильцев взломала все итальянские оборонительные редуты, заодно опровергнув и всю прежнюю футбольную статистику. В этом матче победила команда, не пропустившая первой, а открывшая счет. И добавила к первому забитому мячу еще три, да каких! Каждый гол был во втором тайме этого финального матча шедевром из шедевров.

Сначала, на 66‑й минуте, дальним точным ударом, предварительно обыграв двух итальянских защитников, мяч в ворота послал «диспетчер» бразильцев Жерсон. Возможно, Альбертози и отразил бы его, но Жерсон нанес удар совершенно неожиданно для всех.

Счет стал 2:1. Выйдя вперед, бразильская сборная продолжала играть словно в свое удовольствие, и сильная сборная Италии все больше казалась бледной тенью той команды, которая вела в полуфинале упорную борьбу со сборной ФРГ. Но итальянцы не были в этом виноваты – на бразильцев во втором тайме снизошло великое футбольное вдохновение, и им удавалось на поле абсолютно все.

На 71‑й минуте счет стал уже 3:1. Разящую атаку начал Жерсон. Дальним прицельным ударом он переправил мяч Пеле, ворвавшемуся в штрафную площадку итальянцев, а тот молниеносно откинул мяч налево на Жаирзиньо, который как раз в этот момент ускользнул от постоянно опекавшего его защитника. Удар Жаирзиньо вратарь Альбертози никак не мог отразить.

Четвертый гол, забитый бразильцами, тоже можно считать великолепным «наглядным пособием» для футболистов всего мира. Шла 86‑я минута, когда великолепно и непредсказуемо для итальянских защитников сыграл Пеле. В который уже раз он получил пас от Жерсона, находясь неподалеку от штрафной площадки сборной Италии. К «королю» тотчас же кинулись сразу несколько защитников, ожидавших, что он пойдет с мячом вперед. Но Пеле оставался на месте. Он видел, что на удобную ударную позицию чуть справа от него выходит защитник Карлос Альберто, совершивший в финальном матче немало подобных атакующих рывков.

Выждав еще несколько мгновений, Пеле мягким пасом откатил мяч назад. И Карлос Альберто с ходу послал его в ворота мимо итальянского вратаря. Это был последний гол в финальном матче, но и без того итальянская сборная была разгромлена, причем не футбольной мощью, а вдохновением, в легкой искрометной игре. После свистка судьи на табло были цифры 4:1.

Очень точные слова о победе бразильцев в финальном матче с итальянцами, а вместе с тем и обо всем IX чемпионате мира 1970 года, нашла на следующий день французская газета «Франс суар»:

«Никакая победа в истории футбола не была еще столь справедлива, столь заслужена. Никакая победа еще не была завоевана с таким талантом и с таким достоинством».

Однако и другие команды были достойны самых добрых слов – и сборная Англии, и сборная ФРГ, и та же сборная Италии, дошедшая до финала. Эти команды подарили любителям футбола яркие, выдающиеся матчи, сделавшие чемпионат мира 1970 года особенно памятным.

Ну и, конечно, памятным он оказался по другой причине. Ведь сборная Бразилии стала не просто чемпионом мира, а первым трехкратным чемпионом. А это означало, что бразильцы навсегда увозили к себе на родину «Золотую богиню». Отныне лучшим сборным мира предстояло разыгрывать новый приз, учрежденный ФИФА.

А ведь владельцами драгоценной золотой статуэтки могли стать и итальянцы, одержи они в финале победу. Но в 1970 году бразильской команде действительно не было равных. Больше того: как полагают теперь многие футбольные специалисты, сборная Бразилии «образца» 1970 года вообще была самой сильной командой из всех, когда‑либо участвовавших в чемпионатах мира.

Подняв «Золотую богиню» высоко над головой под восторженный рев заполненных до отказа трибун стадиона «Ацтека», Пеле как бы показывал ее всему футбольному миру в последний раз. Высший футбольный трофей перестал быть переходящим призом. Но дальнейшая судьба золотой статуэтки заслуживает еще нескольких слов. Увы, она оказалась печальной…

Еще в 1966 году, за четыре месяца до чемпионата мира в Англии, главный футбольный приз был похищен во время его публичной демонстрации в одном из лондонских выставочных залов. Но злоумышленника, видно, замучила совесть… Через несколько дней собачка по кличке Пиклз нашла статуэтку завернутой в газету под скамейкой в парке на юге Лондона. Увы, этот случай стал словно прологом дальнейшей печальной судьбы «Золотой богини»…

После мексиканского чемпионата мира «Золотая богиня» в течение нескольких месяцев путешествовала по всей Бразилии. Ее показывали жителям многих городов, пастухам бескрайних степей, шахтерам, рабочим, студентам и даже… заключенным центральной тюрьмы Рио‑де‑Жанейро. Золотая статуэтка стала национальной святыней Бразилии.

Однако это не помешало бразильцам ее утратить. Уже в 1983 году при невыясненных обстоятельствах «Золотая богиня» исчезла из специально изготовленного стального шкафа, в котором она была выставлена на всеобщее обозрение в штаб‑квартире бразильской Конфедерации футбола в Рио‑де‑Жанейро. От злоумышленников статуэтку защищало пуленепробиваемое стекло, которое, однако, оказалось выломанным. «Золотая богиня» так и не была найдена, несмотря на то, что полиция перевернула буквально всю страну. Убитым горем бразильцам в 1984 году пришлось заказывать в Германии точную копию золотой статуэтки. А где и у кого находится теперь подлинник – одна из тайн XX столетия.

Как тут не вспомнить похожую историю с Кубком Англии, похищенным в 1895 году. А загадка его исчезновения была разгадана лишь в… 1957 году Может быть, и следы «Золотой богини» когда‑нибудь все‑таки обнаружатся?..

Но в любом случае, после того как «Золотая богиня» стала собственностью Бразилии, ФИФА пришлось позаботиться о другом призе, который впервые был вручен чемпионам мира в 1974 году. Приз выполнен по эскизу итальянского скульптора Сильвио Гадзаниджа и представляет собой композицию из золота, изображающую две человеческие фигуры, держащие на поднятых руках земной шар. Вместе с основанием главный футбольный трофей весит 6,175 килограмма.

 

ГОД

ЦСКА – «ДИНАМО» МОСКВА

ЧЕМПИОНАТ СССР

 

Для советского футбола сезон 1970 года выдался удивительным – борьбу за золотые медали вновь, как и в первые послевоенные годы, неожиданно повели московские армейцы и динамовцы. А ведь до этого армейцы – с 1960 года этот клуб стал называться ЦСКА – в последний раз завоевывали золотые медали в далеком 1951 году. Динамовцы, правда, не столь уж и давно – в 1963 году. На первые роли в советском футболе тогда уже вышли динамовцы Киева, хотя в 1969 году их потеснил с верхней чемпионской строчки московский «Спартак».

Сравнение с первыми послевоенными годами напрашивалось и по другой причине: тренерами «Динамо» и ЦСКА были Константин Бесков и Валентин Николаев, легендарные футболисты конца 40 – начала 50 годов. Тогда они вели борьбу, выходя на поле в составе своих команд, – один в «Динамо», другой в «команде лейтенантов». Теперь великие футболисты соревновались друг с другом в тренерских задумках, выборе тактики на игру, турнирной стратегии.

В том сезоне в обоих клубах сложились сильные, примерно равные составы. За ЦСКА в большинстве матчей играли вратарь Юрий Пшеничников и полевые игроки Юрий Истомин, Альберт Шестернев, Валентин Афонин, Владимир Капличный, Валентин Уткин, Борис Копейкин, Владимир Дударенко, Владимир Поликарпов, Владимир Федотов – сын легендарного футболиста из «команды лейтенантов» Григория Федотова. В составе московского «Динамо» были вратари Лев Яшин и Владимир Пильгуй, а также Владимир Эштреков, Виктор Аничкин, Валерий Маслов, Геннадий Еврюжихин, Валерий Зыков, Евгений Жуков, Владимир Козлов…

Первый круг чемпионата остался за «Динамо» – они опережали армейцев на 3 очка. Но к концу второго круга ЦСКА Валентина Николаева настиг команду Константина Бескова: после предпоследнего тура и у тех и у других было по 43 очка.

В последнем туре команды играли в разные дни. 5 ноября «Динамо» выиграло в Орджоникидзе (нынешний Владикавказ) у местного «Спартака» – 2:1. Армейцы 9 ноября принимали в Москве бакинский «Нефти».

В случае поражения или ничьей команды Николаева чемпионом становилась команда Бескова. И матч с бакинской командой, проходивший на заснеженном поле стадиона «Динамо», сложился для ЦСКА тяжело.

Правда, начало получилось удачным: уже на 5‑й минуте Борис Копейкин открыл счет, а еще через 10 минут у «Нефтчи» был удален защитник Кулиев. Однако потом бакинцы играли с ЦСКА на равных, и болельщики армейцев смогли вздохнуть спокойно лишь в конце матча, когда счет стал 2:0 в пользу московской команды. Так армейцы догнали динамовцев. Теперь, согласно Положению о розыгрыше чемпионата СССР по футболу, действовавшему в 1970 году, командам, набравшим равное количество очков, предстояло сыграть дополнительный, решающий матч. И, может быть, не один, а два: если бы первый матч завершился вничью, судьба титула чемпиона должна была определиться во втором матче. Если бы и он завершился вничью, следовало назначить серию 11‑метровых ударов.

Но московское «Динамо» уже отправилось в заранее запланированную зарубежную поездку. Поэтому встреча была назначена только на 5 декабря. Местом ее проведения избрали Ташкент – в столице Узбекистана, который входил тогда в составе Советского Союза, даже в декабре погода теплая и вполне футбольная.

Первый матч, сыгранный на стадионе «Пахтакор» и собравший 60 тысяч зрителей, действительно завершился нулевой ничьей, несмотря на острейшую борьбу, которую команды вели все 120 минут. Зато на следующий день «Динамо» и ЦСКА подарили зрителям невероятную интригу, обилие голов и неожиданную развязку. Этот день, 6 декабря 1970 года, напомнил болельщикам со стажем легендарные матчи, которые московские динамовцы и армейцы играли между собой в первые послевоенные годы.

Уже на 11‑й минуте армейцы забили первый гол. Все началось с неожиданного прохода защитника Юрия Истомина. Он завершил его сильным ударом, вратарь динамовцев Владимир Пильгуй сумел отбить мяч, но прямо в ноги Владимиру Дударенко. Мощным ударом тот вколотил его в сетку.

Но прошло еще 11 минут, и мяч оказывается уже в воротах ЦСКА – неожиданный дальний удар нанес полузащитник динамовцев Евгений Жуков и попал точно в девятку. Почти сразу же Геннадий Еврюжихин забил в ворота Юрия Пшеничникова второй гол – 2:1 в пользу «Динамо». На 28‑й минуте счет уже 3:1, теперь отличился Валерий Маслов.

Играть оставалась еще долго, но, должно быть, многие считали, что судьба золотых медалей уже решена. К концу первого тайма армейцы, пропустившие за несколько минут три мяча, и в самом деле выглядели обескураженными. Начало второго тайма, казалось, подтверждает, что новым чемпионом СССР суждено стать «Динамо», футболисты которого продолжали атаковать и дважды упустили вернейшие возможности увеличить счет. Время шло, до конца второго тайма оставалось уже меньше 20 минут.

И вот тогда последовали главные события этого матча, сделавшие его одним из самых знаменитых в истории советского футбола. Героем этих событий стал форвард ЦСКА Владимир Федотов.

Шла 71‑я минута, когда армейцы смогли наконец забить второй мяч. Началось все опять с прохода защитника Юрия Истомина. На этот раз он не бил по воротам сам, а отдал точный пас Федотову. Точным ударом тот послал его в сетку.

Прошло еще 4 минуты, и защитник «Динамо» Виктор Аничкин в острейшей ситуации сбил Владимира Федотова в штрафной площадке. Пенальти пробил Владимир Поликарпов, и счет стал уже 3:3.

Теперь уже футболисты «Динамо» выглядели растерянными. До конца второго тайма оставалось 15 минут, и они, скорее всего, думали о том, как сохранить счет до конца второго тайма и, значит, довести игру до дополнительного времени. Но когда до свистка судьи оставалось всего 6 минут, случилась трагедия вратаря «Динамо» Владимира Пильгуя. По воротам вновь бил Владимир Федотов, теперь издали. Пильгуй совершил бросок и достал бы мяч. Но мяч ударился о едва приметную кочку во вратарской площадке и изменил направление полета, миновав вратаря.

Это был «золотой гол», принесший ЦСКА победу, которую болельщики армейцев ожидали с 1951 года. А оба клуба – московское «Динамо» и ЦСКА – подарили всем любителям футбола острую интригу во всем сезоне 1970 года.

Но удивительным образом в следующих сезонах оба клуба снова ушли в тень, как было и до этого, пропустив вперед других героев – киевское «Динамо», «Зарю», из Луганска, ереванский «Арарат» и снова киевское «Динамо»…

 

ГОД

«АЯКС» – «ПАНАТИНАИКОС»

КУБОК ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ

 

Весной 1969 года амстердамскому «Аяксу» не повезло вдвойне: он не только проиграл в финале Кубка европейских чемпионов «Милану», но вдобавок уступил звание чемпиона Голландии своему извечному сопернику – «Фейеноорду» из Роттердама.

В те времена по регламенту Кубка европейских чемпионов от каждой страны участвовала лишь одна команда – действующий чемпион; кроме того, в европейском турнире играл клуб, ставший победителем в прошлом сезоне. Поэтому осенью 1969 году Голландию на европейской арене представлял «Фейеноорд». Этот клуб был не только главным соперником «Аякса» в чемпионате Голландии – он по всем статьям являл собой полную противоположность амстердамскому клубу.

«Аякс» играл в поражающий зрителей и специалистов «тотальный футбол», изобретенный тренером амстердамцев, который и сам прежде был игроком этого клуба, Ринусом Михелсом. Футболисты то и дело менялись местами, запутывая соперников. Главным для «Аякса» была атака, причем чужим воротам то и дело неожиданно угрожали защитники, а собственные ворота при необходимости обороняли нападающие. Атаки «Аякса» были совершенно непредсказуемы, размашисты, с быстрыми переводами мяча с фланга на фланг, и очень красивы. Иной раз, правда, азартное увлечение атакой подводило команду в ущерб обороне. Как раз этим очень умело воспользовался «Милан» в памятном для «Аякса» финальном матче 1969 года.

«Фейеноорд», напротив, был командой основательной, особое внимание уделяющей обороне. Не зря клуб из Роттердама тренировал тогда Эрнст Хаппель, бывший первоклассный защитник венского «Рапида» и сборной Австрии. Нападение «Фейеноорда» действовало прямолинейно и тяжеловесно, зачастую не обыгрывая, а «продавливая» соперника. Но, по иронии судьбы, как раз «Фейеноорд», заменивший «Аякса» в новом сезоне Кубка европейских чемпионов, и стал победителем. Причем именно он еще до четвертьфинала выбил из турнира прошлогоднего клубного чемпиона Европы – «Милан».

На поле «Милана», правда, голландцы проиграли – 0:1, но у себя в Роттердаме сумели «продавить» оборону итальянцев и забить два «сухих» мяча. Справедливости ради надо признать, что с другими соперниками «Фейеноорду» тогда повезло: он играл с клубом КП из Рейкьявика, «Форвертсом» из Берлина, а в полуфинале одолел варшавскую «Легиею». На финальный матч «Фейеноорд» приехал опять в Милан, где 6 мая 1970 года сумел уже в дополнительное время вырвать победу у такой же основательной, мощной команды – шотландского «Селтика» – 2:1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.01 с.)